ЙОРК
Том XXVIII , С. 732-738
опубликовано: 9 декабря 2016г.

ЙОРК

Содержание

[англ. York; лат. Eboracum; древнеангл. Eoforwic; древнесканд. Jorvik], город на севере Англии (графство Норт-Йоркшир), на р. Уз, в средние века кафедра католического архиеп-ства; с 1531 г. резиденция англикан. архиепископа.

Древнейшие стоянки людей на месте совр. Й. датируются 8000-7000 гг. до Р. Х. На территории города обнаружены клады и захоронения эпохи бронзового и железного веков. После завоевания Британии римлянами на месте совр. Й. располагалась крепость Эборак (Эбурак). Ее строительство было начато в 71 г. Квинтом Петилием Цериалом, легатом IX легиона (Legio IX Hispana) (впосл. наместник рим. пров. Британия (71-74)). Впервые о крепости упоминается в документах на деревянных табличках рубежа I и II вв., найденных при раскопках в рим. крепости Виндоланда (графство Нортамберленд). Первоначальные земляные укрепления впосл. были заменены деревянными, а в нач. II в.- каменными стенами. Вокруг крепости возникло крупное поселение. В 122 г. крепость посетил рим. имп. Адриан (117-138); в 211 г. в Эбораке умер имп. Септимий Север (193-211), готовивший военный поход против пиктов (осуществлению планов помешала смерть императора). В нач. III в., при Септимии Севере или при его сыне имп. Каракалле (211-217), Эборак получил статус рим. колонии (Colonia Eboracensis) и столицы новообразованной пров. Н. Британия (Britania Inferior). В 306 г., во время военной кампании против пиктов, здесь скончался август Констанций I Хлор, после чего воины провозгласили императором его сына св. равноап. Константина I Великого. В нач. IV в. Н. Британия была разделена на провинции Флавия Цезарейская (Flavia Caesariensis) и Вторая Британия (Britania Secunda). Границы провинций и их расположение остаются предметом дискуссий, однако известно, что Эборак был столицей одной из них (ср.: Bury. 1923/1925; Birley. 1981; Mann. 1996). О существовании в городе христ. общины свидетельствует упоминание среди 3 брит. епископов, принявших участие в Арелатском Соборе 314 г., «епископа Эбория из города Эборака» (Concilia Galliae A. 314 - A. 506 / Ed. C. Munier. Turnholti, 1963. P. 14-22. (CCSL; 148)). Др. сведений о христианах в Эбораке в рим. эпоху нет.

Последние археологические находки на территории крепости, которые относятся ко времени правления римлян, датируются ок. 400 г. Сведения по истории Эборака в V-VI вв. весьма скудны. Имеющиеся археологические данные не позволяют судить о том, насколько населен был город в этот период, однако, по всей видимости, крепость сохраняла свое значение как средоточие военно-политической власти - рим. казармы частично использовались и ремонтировались. Неизвестно, когда Эборак перешел под контроль герм. (англосакс.) вождей. Согласно «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного, к нач. VII в. Эборак являлся политическим центром англосакс. территорий к северу от Хамбера и резиденцией правителей Нортумбрии. Археологические находки на территории города, относящиеся к VII-IX вв., немногочисленны. Наибольший интерес представляют найденные в р-не Фишергейт остатки зданий, где была обнаружена керамика континентального производства.

История Эборака как церковного центра начинается в VII в. В 601 г. папа Римский свт. Григорий I Великий, вероятно на основании данных о церковной организации в римской Британии, определил Эборак и Лондиний (ныне Лондон) центрами буд. митрополий (послание папы к св. Августину Кентерберийскому сохр. в составе «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного - Beda. Hist. eccl. I 29). Архиепископу Эборака должны были подчиняться 12 епископов-суффраганов. Однако в силу военно-политических и религ. особенностей становления сев. региона планы создания Эборакского архиеп-ства не были реализованы до 735 г. Согласно Беде Достопочтенному, в 627 г. в Эбораке появилась 1-я деревянная церковь, освященная во имя ап. Петра. Храм построил по обету Эдвин, кор. Нортумбрии (ок. 616-633), в период подготовки к принятию крещения. Тогда же была возведена резиденция для св. Павлина, члена рим. миссии, прибывшего из Кента вместе с невестой кор. Эдвина. Предварительно св. Павлин был рукоположен во епископа и назначен на Эборакскую кафедру. Беда Достопочтенный сообщает, что вскоре король начал строительство каменного храма, однако работа была закончена уже после его гибели в окт. 633 г. После вторжения валлийского правителя Кедваллы (ум. в 634) еп. Павлин бежал в Юж. Британию, деятельность христ. миссии прекратилась. Однако, как утверждает Беда Достопочтенный, церковь в Эбораке не закрылась; из миссионеров в Нортумбрии оставался диак. Иаков.

Пришедший в 634 г. к власти кор. Освальд оказывал покровительство ирл. миссии во главе с еп. Аэданом, в Нортумбрии были сформированы новые церковные структуры с центром в мон-ре на о-ве Линдисфарн (Холи-Айленд). Эборак утратил значение церковного центра, в течение 30 лет кафедра оставалась вакантной. В 664 г. на Соборе в Стренескальке (ныне Уитби) была осуждена ирл. практика исчисления Пасхи, после чего ирл. духовенство в основном покинуло Нортумбрию. Впосл. Эборакскую кафедру занял св. Хад (664-669), в его юрисдикцию входила, по-видимому, вся Нортумбрия. У прибывшего из Рима в 669 г. архиеп. Теодора, назначенного на кафедру Дуроверна (ныне Кентербери), возникли сомнения в каноничности хиротонии Хада, к-рая была совершена при участии 2 бриттских епископов. После того как Хад отказался от кафедры, Теодор рукоположил его повторно и назначил епископом в Мерсию. Преемником Хада на Эборакской кафедре стал св. Вильфрид. Житие св. Вильфрида, составленное его современником и сподвижником Эддием Стефаном,- важный источник сведений по ранней истории Эборака. В 678 г. по решению архиеп. Теодора Кентерберийского диоцез Эборак, объединявший территории к северу от Хамбера, был поделен на 2 епископства с центрами в Эбораке и в Хагустальдене (ныне Хексем). В 681 г. была восстановлена кафедра в Линдисфарне.

Первым архиепископом Эборака стал Эгберт (735-766). Ему адресовано предсмертное письмо Беды Достопочтенного, к-рый беспокоился о состоянии христ. Церкви в Нортумбрии и давал Эгберту советы, как справляться с обязанностями архиепископа (Epistola Baedae ad Ecgbertum Episcopum). Учеником Эгберта был уроженец Эборака Алкуин, чьи письма и поэма «Об отцах, правителях и святых церкви Эборака» (Versus de patribus, regibus et sanctis Eboracensis ecclesiae) являются важнейшими источниками сведений об Эбораке в VIII в. В частности, известно, что при архиеп. Эгберте и его преемнике Этельберте (766-779/80) в городе действовала школа, ее выпускники и наставники славились ученостью. Алкуин упоминает также о б-ке кафедрального собора, для к-рой он по просьбе своего наставника Этельберта (впосл. архиепископ) собирал на континенте редкие книги. По свидетельству Алкуина, б-ка в Эбораке в те времена была одной из лучших в Европе. При архиепископах Эгберте и Этельберте в Эбораке была построена ц. Св. Софии (Alma Sophia; освящена в 779/80).

Во 2-й пол. VIII - 1-й пол. IX в. Й., как и вся Нортумбрия, стал ареной борьбы за власть между представителями королевской династии; ученость и церковная жизнь здесь постепенно пришли в упадок. По свидетельству «Англосаксонской хроники», в 866 г. город был захвачен викингами. С 876 г., после расселения скандинавов на территории Нортумбрии, Й.- военный и политический центр викингов на севере Британии. Королевство викингов с центром в Й. сохраняло независимость до 927 г. Но и после формального признания власти англосакс. кор. Этельстана (924/5-939) Йоркское королевство оставалось в значительной степени автономным. После смерти Этельстана в 939 г. вокруг Й. разгорелась яростная борьба, в к-рой наряду с англосакс. властителями и сканд. правителями Дублина принял участие изгнанный из Норвегии конунг Эрик Кровавая Секира. Эрик стал последним правителем независимого Йоркского королевства, в 954 г. город был захвачен королем Англии Эдредом.

Письменных сведений по истории Й. в VIII-X вв. практически не сохранилось, но археологические данные говорят о процветании и расширении города. После захвата Й. викингами, особенно в 900-935 гг., проводилась активная застройка территории к юго-востоку от заброшенной рим. крепости. Й. был важным ремесленным центром: раскопки свидетельствуют о развитии ткачества, кузнечного и ювелирного дела; изготовлялись изделия из янтаря и кости. Находки указывают на наличие торговых связей со Скандинавией, с Шотландией, Ирландией, др. областями Англии и Сев.-Зап. Европой. Среди археологических находок встречаются изделия из стран Средиземноморья, из Самарканда и с побережья Персидского зал., очевидно привезенные из континентальной Европы. Короли Й. в кон. IX - нач. X в. чеканили собственную монету. Оценить численность населения города в «викингский» период не представляется возможным. В Житии св. Освальда, составленном в кон. X в. Бюрхтфертом, говорится о том, что в Й. проживало ок. 30 тыс. чел., но исследователи склонны считать эту цифру во много раз преувеличенной. По данным «Книги Страшного Суда», в 1066 г. в городе было ок. 1800 домов.

Хотя в позднейших хрониках и в историографии можно встретить утверждения, что на захваченных викингами землях Церковь находилась в трудном положении, в последние десятилетия эта т. зр. была существенно скорректирована. Грамота кор. Этельстана о дарении земель в Амаундернессе (область на территории совр. графства Ланкашир) кафедральному собору Й. (934) является подтверждением того, что собор продолжал действовать. Среди 50 фрагментов каменных скульптурных надгробий, датируемых кон. VII - нач. XI в., многие украшены резьбой в характерном англо-сканд. стиле, что свидетельствует об активной религ. жизни в городе и в первые десятилетия сканд. расселения.

В 971-1016, 1040-1041 и 1061 гг. архиепископы Й. занимали также епископскую кафедру Вустера. Традиционно эта особенность церковного устройства объясняется тем, что богатое Вустерское еп-ство обеспечивало сев. архиеп-ство средствами, однако, возможно, за этим скрывалось и стремление установить дополнительный контроль над непокорным севером. Первым архиепископом Й., к-рый занимал одновременно 2 кафедры, был св. Освальд (971-992), основатель мон-ря Рамси. Среди др. прелатов кафедры Й. в англосакс. период был проповедник и гос. деятель Вульфстан II (1002-1023). По свидетельству «Англосаксонской хроники» (ркп. D, к-рая, согласно одной из датировок, была составлена в Й. в 70-х гг. XI в.), Эалдред, архиеп. Й. (1061-1069), короновал в 1066 г. Вильгельма I Завоевателя (1066-1087).

З. Ю. Метлицкая

Сер. XI-XVI в.

После нормандского завоевания Англии в 1066 г. Й. стал одним из главных центров сопротивления новым правителям. Первое восстание (лето 1068), вызванное попыткой кор. Вильгельма I Завоевателя принудить североангл. землевладельцев к уплате налога на содержание армии (гельд), было подавлено после того, как Вильгельм с большим войском осенью совершил стремительный марш-бросок на север. Предводители восстания бежали в Шотландию, горожане Й. признали Вильгельма королем и выдали ему заложников. В городе был сооружен замок, где разместили гарнизон из 500 рыцарей. Весной 1069 г. англичане перебили часть гарнизона и осадили замок. Кор. Вильгельм вновь совершил поход на север, разбил повстанцев и построил в Й. 2-й замок - на противоположном берегу р. Уз. В кон. лета на помощь восставшим прибыл большой флот, посланный кор. Дании Свеном II Эстридсеном (1047-1074). Объединенное англо-дат. войско разбило нормандцев, оба замка были разрушены (сент. 1069). При этом в результате устроенного нормандцами пожара сгорела большая часть города, включая собор и здания кафедрального капитула. Архиеп. Эалдред, сохранявший лояльность к кор. Вильгельму I, скончался незадолго до взятия города, и тогда Вильгельм Завоеватель совершил 3-й поход на север. Путем переговоров и подкупов он сумел добиться ухода дат. флота и зимой 1069/70 г. разорил обширные территории в Сев. Англии, в т. ч. в Йоркшире.

Кафедральный собор в Йорке. Кон. XI в. РеконструкцияКафедральный собор в Йорке. Кон. XI в. РеконструкцияАрхиеп. Томас I из Байё (1070-1100) предпринял строительство нового собора, реорганизовал капитул по нормандскому образцу, увеличив число каноников и выделив каждому особую пребенду, создал при соборе школу, учредил должности декана, регента хора (архикантора), сакриста, архидиаконов. Под давлением Вильгельма Завоевателя Томас I вынужден был признать за архиеп. Кентерберийским Ланфранком и его преемниками титул примаса всей Британии (1072). В свою очередь Томас потребовал признания церковной юрисдикции Й. над Шотландией, о-вом Мэн, Оркнейскими и Гебридскими островами, однако не смог реализовать свои притязания. Единственным еп-ством-суффраганом Й. оставался Дарем. К посл. трети XI в. относится возрождение монашеской жизни в Йоркшире: были основаны и восстановлены бенедиктинские аббатства в Селби (1069/70), Девы Марии в Й. (1088), Уитби (ок. 1078; с 1109 аббатство), бенедиктинский приорат Св. Троицы в Й. (1089, дочерняя обитель франц. аббатства Мармутье), клюнийский мон-рь в Понтефракте (между 1090 и 1099). В это же время в Й. на основе литургической практики кафедрального собора в Руане и др. церквей Сев. Франции сложился т. н. йоркский обряд, содержавший ряд незначительных отличий от южноангл. сарумского обряда и распространенный в Сев. Англии до эпохи Реформации.

Спор о первенстве между кафедрами Й. и Кентербери вновь возник в мае 1108 г., когда новоизбранный архиеп. Томас II (1108-1114), племянник Томаса I, отказался дать письменную присягу архиеп. Ансельму Кентерберийскому и признать его первенство. Ансельм в свою очередь отказался рукоположить Томаса II без выполнения этих условий. Конфликт удалось урегулировать лишь летом 1109 г., после вмешательства кор. Генриха I (1100-1135). Томас II подписал присягу верности не названному по имени архиепископу Кентерберийскому (архиеп. Ансельм к тому моменту умер, а его преемник еще не был избран) и был рукоположен 6 епископами. В авг. 1109 г. архиеп. Томас II был вынужден рукоположить без принятия присяги Тургота, еп. Сент-Андруса (Шотландия), однако в дальнейшем он смог добиться присяги от епископов Глазго, Оркнейских и Гебридских островов (возможно, нек-рые из них были титулярными епископами). Наиболее острый характер спор о первенстве между Кентербери и Й. принял при преемнике Томаса II, архиеп. Турстане (избран в 1114), который отказался приносить присягу архиепископу Кентерберийскому и в 1119 г. добился, чтобы дело было рассмотрено папой Римским Каллистом II. Папа принял сторону Йоркского архиепископа и лично рукоположил Турстана. Это вызвало недовольство кор. Англии Генриха I, к-рый лишь в 1121 г. позволил Турстану вернуться в Англию и занять кафедру. В 1123 и 1125 гг. для решения спора Турстан обращался в Римскую курию и сумел в итоге отстоять равенство кафедр Й. и Кентербери (сохранялось до XIV в.). Борьба за независимость от Кентербери способствовала развитию самостоятельной историографической традиции в Й.: ок. 1130 г. архикантор кафедрального собора Гуго написал «Историю церкви Йорка», охватывавшую период с 1070 по 1127 г. (Hugh the Chanter. 1990). Несмотря на поддержку Римского папы, Турстан не смог распространить свою юрисдикцию над шотл. диоцезами (за исключением диоцеза Галловей с кафедрой в Уитхорне, восстановленного ок. 1128), однако в 1133 г. на отвоеванной у Шотландии территории был создан диоцез с кафедрой в Карлайле, ставший частью церковной провинции Й. Архиеп. Турстан оказывал покровительство мон-рям, при его поддержке в Йоркшире были основаны цистерцианские аббатства Фаунтинс (1132/33; братия в основном состояла из монахов бенедиктинского аббатства Девы Марии в Й., недовольных недостаточно жестким соблюдением устава) и Риво (1132/33), женские монастыри св. Климента в Й. (ок. 1130) и в Хендейле (1133), он также способствовал расширению привилегий монастырей Уитби и Девы Марии в Й. В 1138 г. архиеп. Турстан руководил формированием ополчения североанглийских баронов, отразивших вторжение шотл. кор. Давида I (1124-1153) в «битве штандартов» (1138).

После смерти архиеп. Турстана (февр. 1140) вопрос о его преемнике привел к расколу йоркского капитула, усугубленному общей политической нестабильностью в Англии в правление кор. Стефана (1135-1154). Избранный в янв. 1141 г. архиепископом Вильгельм Фиц-Стефан (1141-1147, 1153-1154) столкнулся с оппозицией со стороны йоркширского монашества (особенно цистерцианцев), поддержанного Бернардом Клервоским. После того как дело было рассмотрено в Римской курии, Вильгельм был рукоположен (сент. 1143), однако в 1147 г. новый папа Римский, цистерцианец Евгений III, вновь поставил под вопрос каноничность его избрания. На Соборе в Реймсе (21 марта 1147) Вильгельм был смещен. В июле 1147 г. архиепископом избрали аббата цистерцианского мон-ря Фаунтинс Генриха Мёрдака (1147-1153), ученика Бернарда Клервоского, однако до 1151 г. его кандидатуру отказывались признать кор. Стефан и значительная часть йоркского духовенства. Архиеп. Генрих проявил себя энергичным реформатором, боролся со злоупотреблениями в среде католич. духовенства, способствовал созданию цистерцианских мон-рей в Роше, Соли и Керкстолле (все - 1147), в Мо (1151), двойного мон-ря гильбертинцев в Уоттоне (1150), планировал преобразовать приход церкви в Беверли в общину августинских регулярных каноников. После смерти архиеп. Генриха, Бернарда Клервоского и папы Римского Евгения III Вильгельм Фиц-Стефан вернулся на Йоркскую кафедру (20 дек. 1153 восстановлен в сане архиепископа папой Анастасием IV), однако вскоре после возвращения в Й. (июнь 1154) он скоропостижно скончался (по одной из версий, был отравлен). С кон. XII в. в Й. началось почитание архиеп. Вильгельма как мученика (возможно, в противовес почитанию в Кентербери католич. св. Фомы Бекета); архиеп. Вильгельм был официально канонизирован в 1227 г.

Архиеп. Роджер (1154-1181) способствовал восстановлению церковных структур Йоркской митрополии, укрепил финансовое положение кафедры, при нем был перестроен собор в Й. Архиепископ получил образование на континенте (вероятно, в школе в г. Осер (Франция)), считался знатоком права. С кон. 50-х гг. XII в. у него на службе состоял ломбардский юрист Вакарий (ок. 1120 - ок. 1200), сыгравший важную роль в рецепции рим. права в Англии. Вместе с тем, по сообщениям ряда хронистов, известно о враждебном отношении архиеп. Роджера к монашеству. В июне 1170 г. он короновал принца Генриха, старшего сына кор. Генриха II (1154-1189), тем самым нарушив традиц. права Кентерберийского архиепископа; занимавший в это время Кентерберийскую кафедру Фома Бекет находился в изгнании из-за конфликта с королем. Фома Бекет отлучил от Церкви Роджера и др. епископов, участвовавших в коронации, что еще более обострило отношения Бекета с королем; по возвращении в Англию Бекет был убит (дек. 1170). Лишь в дек. 1171 г. Роджер сумел добиться оправдания папой Александром III и вернуться на кафедру. После смерти Роджера кафедра Й. несколько лет оставалась вакантной до избрания архиеп. Гальфрида Плантагенета (1189-1212), побочного сына кор. Генриха II. Гальфрид никогда не готовился к церковной карьере и неохотно воспринял свое назначение. Он почти постоянно конфликтовал с королями Ричардом I Львиное Сердце (1189-1199) и Иоанном Безземельным (1199-1216) и членами йоркского капитула. В 1191/92 г. папа Целестин III буллой «Cum universi» подчинил шотл. диоцезы (кроме Уитхорна) непосредственно Папскому престолу, что положило конец претензиям архиепископов Й. на управление ими.

В XII в. Й. стал одним из крупнейших торгово-ремесленных центров в Англии, поддерживал торговые связи с континентальной Европой. В правление кор. Генриха I Й. получил грамоту о привилегиях, впосл. ее подтверждали Генрих II, Ричард I и Иоанн Безземельный, к-рый неоднократно посещал Й. из-за конфликтов с баронами в 1212-1216 гг. Город также являлся важным транзитным пунктом между Англией и Шотландией. В 1169 г. в Й. шотл. кор. Вильгельм Лев (1165-1214) принес оммаж кор. Генриху II. В 1190 г. в Й. произошел один из крупнейших в средневек. Англии евр. погромов. Однако вскоре евр. община была восстановлена и существовала в Й. до изгнания евреев из Англии (1290).

Большое значение для кафедры Й. имела деятельность архиеп. Уолтера де Грея (1214-1255), бывш. канцлера кор. Иоанна Безземельного. Он утвердил новые статуты капитула (1221), в 1241-1255 гг. провел неск. провинциальных Соборов, направленных на реализацию постановлений Латеранского IV Собора (1215) и Лондонского Собора (1237): о введении целибата, борьбе с симонией, об упорядочении практики назначения приходских викариев, о регулировании деятельности орденов и мон-рей и т. д. Архиепископ начал перестройку кафедрального собора в Й. в готическом стиле (к 50-м гг. XIII в. завершены трансепт и центральная башня; строительство продолжалось до XV в.). В 1236 г. в Й. был основан доминиканский монастырь. В 1265 г. архиепископом Й. был избран богослов католич. св. Бонавентура, однако он отказался от кафедры и не был рукоположен. Архиеп. Джон ле Ромейн (1286-1296) продолжил строительные работы в соборе и зданиях капитула, а также расширил кафедральную школу. Из-за конфликтов с кор. Эдуардом I (1272-1307) и Даремским еп. Энтони Беком (1283-1311) он нек-рое время провел в заключении (1293). В кон. XIII - 1-й пол. XIV в. в ходе англо-шотландских войн Й. неоднократно становился временной столицей Англии (1298-1304, 1319-1320, 1322-1323, окт.-дек. 1327, 1333-1338), местом заседаний парламента.

Йоркский архиеп. Джон из Торсби (1352-1373; с 1361 кардинал) провел масштабные реформы по упорядочению управления архиеп-ством и упрочению церковной дисциплины после эпидемии чумы (1348-1349). Архиепископ составил на латыни краткий катехизис, в 1357 г. переведенный на английский язык и получивший широкую известность в Англии, а также способствовал распространению театрализованных постановок на религ. сюжеты. В 1354 г. папа Римский Иннокентий VI в споре между кафедрами Кентербери и Й. отдал первенство и титул «примаса всей Англии» архиепископу Кентерберийскому, архиепископ Йоркский сохранил титул «примаса Англии». В 1359 г. еп-ство Уитхорн решением папы Римского было изъято из церковной пров. Й. Вскоре после смерти архиеп. Джона из Торсби доминиканец Томас Стеббс написал «Хронику архиепископов Йорка» за 1147-1373 гг. (Historians of the Church of York and Its Archbishops. L., 1886. Vol. 2. P. 388-421), продолжение анонимного сочинения сер. XII в. (см.: Мереминский. 2006). В сер. XIV в. был составлен и самый ранний из сохранившихся йоркских кафедральных регистров - «Magnum Registrum Album» (York. Dean and Chapter Muniments. L 2/1).

Во 2-й пол. XIV в. Й. стал крупным центром ткацкого ремесла. В 1396 г. грамотой короля Ричарда II (1377-1399) город был выделен из Йоркшира и получил статус отдельного графства. Йоркский архиеп. Ричард Скроп (1398-1405) поддержал восстание сев. баронов против кор. Генриха IV (1399-1413), после поражения баронов архиепископ был казнен по обвинению в измене. В XIV-XV вв. многие архиепископы Й. параллельно занимали высокие гос. посты, при этом они уделяли мало внимания управлению диоцезом.

Во время войны Алой и Белой розы (1455-1485) Й. не пострадал от боевых действий, хотя в окрестностях города произошло неск. крупных сражений. В 1464 г. кор. Эдуард IV (1461-1470, 1471-1483) даровал горожанам самоуправление. В 1458 г. в состав архиеп-ства Й. был возвращен диоцез Содора и о-ва Мэн. В 1472 г., после завершения строительства, был освящен кафедральный собор.

Последним архиепископом Й. до начала Реформации был кард. Томас Уолси (1514-1530), один из ближайших советников кор. Генриха VIII. После того как архиепископ не сумел добиться в Римской курии разрешения на развод короля с 1-й женой Екатериной Арагонской, он попал в опалу. Во время секуляризации мон-рей (1536-1540) были ликвидированы практически все монашеские общины Сев. Англии, в т. ч. и в Й. (здания аббатства Девы Марии в 1539 переданы Северному совету - органу адм. управления Сев. Англией). В городе были закрыты и снесены 14 приходских церквей. Это вызвало антиреформационное восстание 1536-1537 гг. в сев. графствах Англии, получившее название «Благодатное паломничество» (Pilgrimage of Grace). В 1541 г. указом кор. Генриха VIII в состав англикан. архиеп-ства Й. был включен новообразованный диоцез Честер. В иерархии англикан. церкви архиепископ Й. сохранил 2-е место после архиепископа Кентерберийского.

XVII - нач. XXI в.

Во 2-й пол. XVI-XVIII вв. в Й., несмотря на гонения, сохранялась значительная католич. община. В 1586 г. жена богатого мясника Маргарет Клитроу, протестантка, под влиянием мужа тайно перешедшая в католичество, была арестована за укрывательство католич. священников. Она отказалась выступить перед судом и умерла под пытками (беатифицирована в 1929; канонизирована в 1970 вместе с 39 др. католиками, казненными в Англии и Уэльсе в XVI-XVII вв.). Это событие получило широкую огласку, кор. Елизавета I осудила применение пыток к женщине. Уроженцем Й. являлся Гай Фокс, организатор католич. «порохового заговора» 1605 г. (неудавшаяся попытка покушения на кор. Якова I во время заседания англ. парламента). В 1686 г. в Й. была создана 1-я в Англии католич. жен. монашеская община, при к-рой действовала школа для девочек (Bar Convent; до 1778 действовала нелегально). С 1688 г. Й. входил в состав апостольского викариатства Северного окр., 1-м викарием был Джеймс Смит, титулярный еп. Каллипольский (1688-1711), резиденция к-рого первоначально находилась в Й. В 1742 г. в городе была открыта католич. миссия, с 1760 г. проходили публичные богослужения в капелле св. Вильфрида. Число католиков в Й. и др. индустриальных центрах Йоркшира существенно возросло в 30-40-х гг. XIX в. за счет иммигрантов из Ирландии. В 1840 г. было создано апостольское вик-ство Йоркширского окр., в 1850 г. оно было преобразовано в еп-ство Беверли с кафедрой в Й. В 1878 г. еп-ство Беверли разделено на диоцезы Мидлсборо и Лидс (относятся к церковной пров. Ливерпуль), католические приходы Й. входят в состав еп-ства Мидлсборо. В 1945 г. еп-ство приобрело дом, в котором жила Маргарет Клитроу, здесь была освящена капелла (в наст. время место паломничества англ. католиков).

Кафедральный собор в Йорке. 1230–1472 гг.Кафедральный собор в Йорке. 1230–1472 гг.В 1-й пол. XVII в. среди протестант. населения Й. получили широкое распространение идеи пуританизма, что привело к конфликтам между горожанами и капитулом, в к-ром преобладали сторонники умеренного англиканства (1632-1633, 1637). Во время Английской революции XVII в. Й. служил резиденцией кор. Карла I (1642), город сильно пострадал при осаде войсками парламента (апр.-июль 1644). Церковная жизнь в городе расстроилась, кафедральный капитул был распущен в соответствии с постановлением парламента, ряд священнослужителей смещены с занимаемых постов, создана пресвитерианская система организации церковного управления. В 1651-1669 гг. в Й. неоднократно выступал с проповедями основатель квакерства Дж. Фокс, в городе сложилась община квакеров. В 1796 г. квакер У. Тьюк основал в Й. 1-й в Англии приют для душевнобольных, в к-ром использовался принцип нестеснения пациентов.

После реставрации на англ. престоле династии Стюартов англикан. церковные структуры в Й. были восстановлены (1661-1662), приняты меры по реализации в приходской жизни «Акта о единообразии» (1662). В XVIII в. среди англикан. духовенства преобладали латитудинарии (сторонники единства англикан. церкви). Вместе с тем во 2-й пол. XVII в. и в XVIII в. продолжал действовать ряд общин протестантов-нонконформистов. Со 2-й пол. XVIII в. широкое развитие получил методизм. Й. неоднократно посещали Дж. и Ч. Уэсли, в 1759 г. в городе была открыта 1-я методистская моленная, в 1791 г.- 1-я воскресная школа.

В XVII-XVIII вв. экономическое значение Й. уменьшалось в связи с упадком торговли и ткачества, а также из-за конкуренции соседних Лидса и Халла (ныне Кингстон-апон-Халл), однако город оставался центром культурной и интеллектуальной жизни в Сев. Англии. С 1719 г. в Й. выпускалась газ. «York Mercury», в 1744 г. открылся театр, в 1774 г. появилась б-ка, в 1829 г. был образован музей. Подъем экономики наметился после открытия железнодорожного сообщения с Лондоном (1839), получили развитие машиностроение (в особенности вагоностроение) и пищевая промышленность (производство шоколада и др.). В 1889 г. Й. получил статус города-графства. Во время второй мировой войны Й. сильно пострадал от герм. бомбардировок (особенно в 1942). Со 2-й пол. XX в. активно развивался туризм, исторический центр города объявлен охраняемой зоной (1968). В 1963 г. был основан Йоркский ун-т. В 1974 г. в рамках адм. реформы Й. включен в состав графства Норт-Йоркшир, с 1996 г. имеет статус унитарного образования.

В XIX - 1-й пол. XX в. в составе англикан. церковной пров. Й. было образовано несколько новых диоцезов: Рипон (1836; с 1999 Рипон и Лидс), Манчестер (1847), Ливерпуль (1880), Ньюкасл-апон-Тайн (1882), Уэйкфилд (1888), Шеффилд (1914), Брадфорд (1919), Блэкберн (1926). В 1927 г. в состав провинции включен диоцез Саутуэлл (с 2005 Саутуэлл и Ноттингем). Среди англиканских архиепископов Й. были представитель экуменического движения К. Лэнг (1908-1928), богословы У. Темпл (1929-1942; с 1942 архиепископ Кентерберийский), А. М. Рамсей (1956-1961; архиепископ Кентерберийский с 1961). С 2005 г. англикан. кафедру Й. занимает уроженец Уганды Дж. Сентаму (род. в 1949).

В 1993 г. в Й. основан правосл. приход св. равноапостольных Константина и Елены в юрисдикции архиеп-ства Фиатиры и Великобритании К-польского Патриархата.

Ист.: Drake F. Eboracum. L., 1736; Burton J. Monasticon Eboracense and the Ecclesiastical History of Yorkshire. York, 1758; Testamenta Eboracensia / Ed. L. Baker, J. Raine, J. W. Clay. L., 1836-1902. 6 vol.; Fabric Rolls of York Minster / Ed. J. Raine. Durham, 1859; Manuale et Processionale ad usum insignis Ecclesiae Eboracensis / Ed. W. G. Henderson. Durham, 1875; The Historians of the Church of York and Its Archbishops / Ed. J. Raine. L., 1879-1894. 3 vol.; Venerabilis Baedae Opera historica / Ed. C. Plummer. Oxonii, 1896. 2 t.; York Statutes // Statutes of Lincoln Cathedral / Ed. H. Bradshaw, C. Wordsworth. Camb., 1897. Vol. 2. P. 90-135; The Records of the Northern Convocation / Ed. G. W. Kitchin. Durham, 1907; Early Yorkshire Charters / Ed. W. Farrer, C. T. Clay. Edinb., 1914-1965. 12 vol.; The Life of Bishop Wilfrid by Eddius Stephanus / Ed. B. Colgrave. Camb., 1927; York Minster Fasti / Ed. C. T. Clay. Wakefield, 1958-1959. 2 vol.; Fasti Ecclesiae Anglicanae 1066-1300. L., 1999. Vol. 6: York / Ed. D. E. Greenway; Fasti Ecclesiae Anglicanae 1300-1541. L., 1963. Vol. 6: Northern Province: (York, Carlisle and Durham) / Ed. B. Jones; Fasti Ecclesiae Anglicanae 1541-1857. L., 1975. Vol. 4: York Diocese / Ed. J. M. Horn, D. M. Smith; The Cartulary of the Treasurer of York Minster / Ed. J. Burton. York, 1978; English Episcopal Acta. Oxf., 1988. Vol. 5; 2000. Vol. 20; 2004. Vol. 27; Hugh the Chanter. The History of the Church of York, 1066-1127 / Ed., transl. C. Johnson. Oxf.; N. Y., 1990.
Лит.: Browne J. The History of the Metropolitan Church of St. Peter, York. L., 1847. 2 vol.; Dixon W. H., Raine J. Fasti Eboracenses: Lives of the Archbishops of York. L., 1863; Bury J. B. A Lost Caesarea // CHJ. 1923/1925. Vol. 1. N 1. P. 1-9; Jacob E. F. The Medieval Registers of Canterbury and York. York, 1953; Raine A. Mediaeval York: A Topographical Survey Based on Original Sources. L., 1955; Dickens A. G. The Marian Reaction in the Diocese of York. L., 1957. 2 vol.; Douie D. L. Archbishop Geoffrey Plantagenet and the Chapter of York. York, 1960; A History of Yorkshire: The City of York / Ed. P. M. Tillott. L., 1961; Nicholl D. Thurstan, Archbishop of York (1114-1140). York, 1964; Lamb J. W. The Archbishopric of York: The Early Years. L., 1967; Cooper J. M. The Last Four Anglo-Saxon Archbishops of York. York, 1970; Palliser D. M. The Reformation in York, 1534-1553. York, 1971; idem. Domesday York. York, 1990; Stenton F. M. Anglo-Saxon England. Oxf., 1971 3; Birley A. R. The Fasti of Roman Britain. Oxf., 1981; Smyth A. P. Scandinavian York and Dublin: The History and Archaeology of Two Related Viking Kingdoms. Dublin, 1987. 2 vol. in 1; Hughes J. Pastors and Visionaries: Religion and Secular Life in Late Medieval Yorkshire. Woodbridge, 1988; Wilson C., Burton J. St. Mary's Abbey, York. York, 1988; Dalton P. Conquest, Anarchy and Lordship: Yorkshire, 1066-1154. Camb., 1994; Hall R. A. English Heritage Book of Viking Age York. L., 1994; Phillips D., Heywood B. Excavations at York Minster. L., 1995. Vol. 1: From Roman Fortress to Norman Cathedral. 2 pt.; Yorkshire Monasticism: Archaeology, Art and Architecture, from the 7th to 16 th Cent. / Ed. L. R. Hoey. Leeds, 1995; Graham-Campbell J. A. The Archaeology of Anglian and Anglo-Scandinavian York: Progress to Publication // Early Medieval Europe. 1996. Vol. 5. P. 71-82; Lapidge M. Aediluulf and the School of York // Anglo-Latin Literature, 600-899. L., 1996. P. 381-398; Mann J. C. Britain and the Roman Empire. Aldershot, 1996; Rollason D. W., Gore D., Fellows-Jensen G. Sources for York History to AD 1100. York, 1998. (The Archeology of York; 1); Anglian York. L., 1999. Fasc. 2: A Survey of the Evidence. (The Archeology of York; 7); Burton J. The Monastic Order in Yorkshire, 1069-1215. Camb., 1999; Butler L. A. S. Suffragan Bishops in the Medieval Diocese of York // Northern History. 2000. Vol. 37. P. 49-60; Norton C. Archbishop Thomas of Bayeux and the Norman Cathedral at York. York, 2001; idem. St. William of York. Woodbridge, 2006; Rollason D. W. Northumbria, 500-1100: Creation and Destruction of a Kingdom. Camb., 2003; Brown S. York Minster: An Architectural History, c. 1220-1500. Swindon, 2003; Anglo-Scandinavian York. L., 2004. Fasc. 4: Aspects of Anglo-Scandinavian York. (The Archeology of York; 8); Wulfstan, Archbishop of York / Ed. M. Townend. Turnhout, 2004; Мереминский С. Г. Наследники Беды: «Письмо об архиепископах Йорка» Симеона Даремского в контексте исторической культуры Сев. Англии в 1-й пол. XII в. // СВ. 2005. Вып. 66. С. 53-74; он же. Беверли и североангл. историописание XII в. // СВ. 2006. Вып. 67. С. 140-163; Blair J. The Church in Anglo-Saxon Society. Oxf., 2006; Dean G. Medieval York. Stroud, 2008.
С. Г. Мереминский
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВЕЛИКОБРИТАНИЯ гос-во Сев.-Зап. Европы
  • ДАНКЕЛД г. в Шотландии, в среднем течении р. Тей; древнейшая шотл. епископская кафедра
  • КЕНТЕРБЕРИ город в графстве Кент (Юго-Вост. Англия)
  • АКТ О СУПРЕМАТИИ законодательный документ, окончательно закрепивший разрыв Английской Церкви с Римом в ходе реформации Генриха VIII
  • ГЕНРИХ VIII Тюдор (1491 - 1547), кор. Англии (1509-1547), в правление к-рого была учреждена национальная англикан. Церковь
  • ДАНФЕРМЛИН г. в Шотландии (обл. Файф), в 17 км к северо-западу от Эдинбурга, древняя королевская резиденция
  • АКТ О ВЕРОТЕРПИМОСТИ закон, допускающий терпимость к диссентерам (1689)
  • АКТЫ О ЕДИНООБРАЗИИ богослужения и совершения таинств, ряд законов, принятых англ. парламентом в XVI - XVII вв.