ДИМИТРИЙ
Том XV , С. 63-65
опубликовано: 3 мая 2012г.

ДИМИТРИЙ

Содержание

[греч. Ϫημήτριος; араб.  ], св. (пам. копт. 9/10 окт. и 8 марта), еп. Александрийский (189-10.10.231). Житие Д. находится в «Истории Александрийских патриархов», которая традиционно приписывается копт. еп. Севиру ибн аль-Мукаффе (IX-X вв., на араб. языке). Оно послужило основой для Жития из арабо-яковитского Александрийского синаксаря (XIII-XIV вв.) и его эфиоп. версии и переработок. К числу др. источников относятся сообщения Евсевия Кесарийского и блж. Иеронима (IV в.), К-польского патриарха Фотия (соч. «Библиотека», IX в.), арабоязычных авторов: правосл. Александрийского патриарха Евтихия (X в.) и копта Бутроса ибн ар-Рахиба (XIII в.). Греч. и лат. авторы упоминают о Д. исключительно в связи с его взаимоотношениями с Оригеном.

В Житии Д. рассказывается, что он был избран на Александрийский престол чудесным образом. Когда еп. Юлиан (180-189) находился при смерти, паства стала просить его указать достойного преемника. Он отказывался до тех пор, пока во сне ему не явился ангел и не сказал, что новым епископом должен стать человек, к-рый придет к нему утром и принесет виноградные гроздья. Наутро к Юлиану пришел безграмотный крестьянин Д., обнаруживший в своем саду кисть спелого винограда (хотя была не пора его сбора) и решивший принести ее архиерею, чтобы получить его благословение. Епископ представил его своей пастве, сообщил о видении и назвал Д. своим преемником. Однако тот, считая себя недостойным, не соглашался, поэтому александрийцы связали его, чтобы он не сбежал, а по смерти Юлиана сразу возвели в первосвятительское достоинство.

Во время пребывания на кафедре Д. принимал активное участие в судьбе огласительного александрийского уч-ща (см. в ст. Богословские школы древней Церкви). Соглаcно блж. Иерониму, он направил первого из знаменитых александрийских дидаскалов, Пантена, проповедовать индийцам, поставив во главе уч-ща Климента, а когда тот вынужден был удалиться из-за гонения при имп. Септимии Севере (после 202), нашел ему замену в лице 18-летнего Оригена. Узнав о том, что последний оскопил себя, Д. «изумился отваге Оригена, похвалил за усердие к вере и ее искренность, посоветовал не падать духом и отныне еще более прилежать к делу оглашения» (Euseb. Hist. eccl. VI 8. 3). Ок. 215 г. Д. наряду с префектом Египта получил послание от правителя Аравии с просьбой прислать к нему Оригена для беседы, что и было исполнено. Вернувшись, Ориген застал в Александрии мятеж, вызванный недовольством репрессиями имп. Каракаллы (211-217), и бежал в Палестину. Местные епископы сщмч. Александр Иерусалимский и Феоктист Кесарийский поручили ему говорить перед народом проповеди, что вызвало протест со стороны Д. Евсевий Кесарийский сохранил фрагмент послания Александра и Феоктиста к Д., где они упрекают его за утверждение, будто мирянам не положено произносить поучения в храме в присутствии епископов, и опровергают его мнение, ссылаясь на известные им прецеденты (Euseb. Hist. eccl. VI 19. 17-18). Когда волнения в Александрии прекратились, по просьбе Д. Ориген вернулся. Впосл. Д. направил его в Афины. На обратном пути, проходившем через Кесарию Палестинскую, Ориген был рукоположен местными епископами во пресвитера. Д. счел этот поступок неканоничным и собрал один за другим 2 Собора (230-231). На 1-м, состоявшем в основном из александрийских пресвитеров, Д., по словам патриарха Фотия, не удалось добиться полного осуждения Оригена, однако 2-й Собор, где присутствовали егип. епископы, поддержал Д. Согласно сообщению Евтихия, Д. был первым Александрийским епископом, создавшим епископские кафедры в 3 городах Египта. Возможно, причиной единодушия на 2-м Соборе и послужило то, что его участники были недавно рукоположены Д. В результате по церквам были отправлены послания об осуждении Оригена, а он уехал в Палестину, где постановления Александрийских Соборов были проигнорированы и ему вновь доверили просветительскую деятельность. Убежденный почитатель Оригена Евсевий Кесарийский представляет историю с его осуждением как следствие зависти Д. Вслед за Евсевием похожую позицию занимает лат. историк Руфин Аквилейский (кон. IV - нач. V в.), в полемике с к-рым блж. Иероним, напротив, выступает с апологией Д. Полное развитие тенденция к осуждению Оригена в споре с Д. нашла у позднейших арабоязычных историков.

Согласно Житию, Д. были открыты тайные помыслы и поступки людей. Он многих не допускал до причастия, провидя, что у них есть нераскаянный грех, и принуждал прежде совершить покаяние и понести епитимию. Подобная строгость вызывала недовольство части паствы. Александрийцы говорили, что Д. недостоин быть епископом, поскольку никогда престол св. Марка не занимал человек, прежде состоявший в браке. Действительно, до возведения на кафедру Д. был женат, однако жил с супругой, храня девство, чего, впрочем, никому не открывал. Однажды ночью ему явился ангел и повелел раскрыть эту тайну перед всеми в храме, чтобы никого более не искушать. На следующий день после литургии Д. повелел привести свою бывш. супругу и обратился к пастве с обличительным наставлением. После этого он развернул свою верхнюю одежду и бросил на нее горящие угли: она сразу воспламенилась, но не сгорала. То же самое он повелел сделать жене, и с ее одеждой произошло такое же чудо. После этого Д. объявил пастве, что его жена приходится ему двоюродной сестрой. Рано осиротев, она была взята на воспитание отцом Д., к-рый решил женить на ней сына. Однако, поскольку брак был заключен против воли обоих, супруги обоюдно решили соблюдать целомудрие.

По косвенному свидетельству Евтихия Александрийского, Д. принимал участие в спорах о времени празднования Пасхи (см. в ст. Пасхальные споры), направив послания к св. Виктору I, папе Римскому, Максимину Антиохийскому и Габию (?) Иерусалимскому. Александрийский и эфиоп. стишной синаксари и копт. литургические тексты наряду с этим сообщают о применении Д. эпакт для вычисления даты Пасхи, что, однако, не следует трактовать как введение пасхалии на основе 19-летнего лунного цикла, т. к. известно, что при свт. Дионисии Великом (сер. III в.) Александрийская Церковь еще придерживалась старого 8-летнего пасхального цикла (Euseb. Hist. eccl. VII 20). По-видимому, имеется в виду, что Д. первым применил эпакты к этому циклу (Grumel V. La Chronologie. P., 1958. P. 187). В арабо-христ. и эфиоп. лит. традициях Д. приписывается авторство «Книги эпакт» (рукописи засвидетельствованы с XIV в.).

Д. управлял Александрийской Церковью 42 года и 219 дней, вслед за Евсевием Кесарийским (Euseb. Hist. eccl. VI 26) мн. авторы округляют эти цифры до 43 лет. Александрийский синаксарь распределяет годы его жизни следующим образом: 15 лет до женитьбы, 47 лет в браке и 43 года на Патриаршестве, что в сумме составляет 105 лет. Если эти сведения достоверны, следует считать, что Д. род. в 126 г. В «Истории Александрийских патриархов» говорится о том, что в Патриаршество Д. случилось волнение в Александрии и он был удален «царем Севером» в место, известное как Мусейн (Мавсин) (араб.  , т. е. Мусейон?), где и умер, однако др. источники об этом не сообщают.

Почитание

После Евсевия Кесарийского грекоязычные авторы уделяли Д. мало внимания. Хотя в послании имп. Юстиниана к свт. Мине, патриарху К-польскому (536-552), Д. упоминается как «блаженный», а правосл. Александрийский патриарх Евтихий называет его «святой», эти слова могут быть только почетными эпитетами. В синаксари Византийской Церкви имя Д. не вошло. Также оно не было включено ни в Римский Мартиролог кард. Цезаря Барония (XVI в.), ни в его офиц. ревизию Римско-католической Церкви 1638 г., равно как и в последующие ревизии. Тем не менее болландисты поместили его в Acta Sanctorum под 9 окт. Почитание Д. утвердилось в монофизитской среде, у коптов и эфиопов. Александрийский синаксарь и его версия геэз, а также Псалтирь XIV в. помещают память Д. под 12-м днем месяца бабах (9 (10 - в случае високоса) окт.), т. е. в день его кончины. Ряд копт. минологиев при Евангелиях XIII-XIV вв. сдвигает эту память на 14-е число (11 окт.). Стишной эфиоп. синаксарь XIII в., заимствованный болландистами у Х. Лудольфа, дает др. дату - 2-й день месяца хатур (29 окт.), а 12-го дня месяца бармахат (8 марта) указывает воспоминание чуда, доказавшего целомудрие Д.

Ист.: Euseb. Hist. eccl. V 22; VI 2, 3, 8, 19, 26; Hieron. De vir. illustr. 36, 54; idem. In Rufinum. IV 18; idem. Ep. ad Paul. 30; idem. Ep. ad Magn. 70; idem. Ep. ad Pammach. et Marcell. 97; Phot. Bibl. Cod. 118; Eutychius Alexandrinus. Annales // PG. 111. Col. 982, 989; Petrus ibn Rahib. Chronicon Orientale. Beryti, 1903. Vol. 2: Latin transl. P. 113-116. (CSCO; 46. Ser. 3. Arab.; 2); Le Synaxaire arabe jacobite / Éd. R. Basset // PO. 1907. T. 1. Fasc. 3. N 3. P. 332-335 [118-121]; History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria / Ed. B. Evetts // Ibid. Fasc. 2. N 2. Vol. 1: St. Mark to Theonas. P. 154-173 [56-75]; Les ménologes des évangéliaires coptes-arabes / Éd. et trad. F. Nau // Ibid. 1913. T. 10. Fasc. 2. N 47. P. 26 not., 27 not.
Лит.: Hubeno I. De S. Demetrio ep. conf. Alexandriae in Aegipto: Sylloge Historica-critica // АсtaSS. Oct. T. 4. P. 855-864; Grumel V. Demetrius // DHGE. Vol. 14. Col. 198-199; Tessarolo A. Demetrio di Alessandria // BiblSS. Vol. 4. Col. 552-553; Samir Kh. Book of Epact // CoptE. Vol. 2. P. 409-411; Atiya A. S. Demetrius I // Ibid. Vol. 3. P. 891-893.
Д. В. Зайцев
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)
  • ГРИГОРИЙ (331/5 - ок. 394), еп. Нисский, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 10 янв.)
  • МАКСИМ еп. Александрийский (264/5-282), свт. (пам. зап. 9 апр.; пам. копт. 14 пармуте (9 апр.))
  • ААРОН ЧУДОТВОРЕЦ прп. Египетский (пам. копт. 9 сент.)
  • АБДИШО армянский епископ, настоятель Сарептского монастыря в области Тарон
  • АВГУЛ (нач.VI в.?), еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.)