(до 1228-1269, г. Юрьев (ныне Юрьев-Польский Владимирской обл.)), св. кн. юрьевский (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), сын вел. кн. св. Святослава (Гавриила) Всеволодовича и кнг. Евдокии Давидовны, дочери муромского кн. св. Давида Георгиевича (см. Петр (Давид) Георгиевич и Феврония (Евфросиния)). В 1228 г., после тяжелой болезни, мать Д. С., получив разрешение от мужа, приняла постриг в одном из мон-рей Мурома. Впервые Д. С. упоминается вместе с отцом в статье 1238 г. Ростовского летописца среди князей Сев.-Вост. Руси, оставшихся в живых после разгрома Суздальской земли войсками хана Батыя (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3. Стб. 521). Позднее Житие юрьевских князей объясняет это обстоятельство тем, что юрьевские князья «с прочими князи бывши в то время в Вел. Новгороде у брата своего князя Ярослава Всеволодовича» (Малицкий. С. 25). Осенью 1250 г. вместе с др. рус. князьями и отцом Д. С. ездил в Орду, где посетил ставку сына хана Батыя - хана Сартака, в улус к-рого входила Сев.-Вост. Русь; о целях поездки в кратком летописном известии не сообщается. По мнению ряда исследователей, «такие путешествия русских князей с сыновьями-наследниками к ханам обычно совершались тогда, когда речь шла о закреплении за Рюриковичами их княжеств-отчин» (Кучкин. С. 112).
После смерти вел. кн. Святослава Всеволодовича († 2 фев. 1253) Д. С. начал править в Юрьеве. Князь поддерживал политику вел. кн. св. Александра Ярославича Невского. В 1255 г. Д. С. участвовал в походе вел. князя против новгородцев, изгнавших сына Александра Невского Василия Александровича. В результате похода власть Василия Александровича в Новгороде была восстановлена.
От брака с неизвестной Д. С. имел по крайней мере 1 сына - Ярослава, ставшего юрьевским князем (летописцы упоминают внука Д. С.- «князя Ивана Ярославичя Юрьевскаго», зимой 1339/40 г. участвовавшего в походе князей Сев.-Вост. Руси с ордынцами на Смоленск (Приселков. С. 363)).
Под 1269 г. в летописях и во вкладной книге юрьева во имя арх. Михаила муж. мон-ря описывается постриг Д. С. перед кончиной «в чернцы и в схиму от епископа Ростовского Игнатия», а также чудо, совершившееся после пострига (онемевший в связи с болезнью Д. С. заговорил). Помимо свт. Игнатия при кончине Д. С. присутствовали белозерский кн. св. Глеб Васильевич и мать последнего кнг. Мария Михайловна. Д. С. был похоронен «в Юрьеве манастыре святого Михаила» (Там же. С. 329-330).
Местное почитание юрьевских князей, в т. ч. Д. С., началось не позднее XVII в. Это подтверждается документами Суздальской духовной консистории: делом 1722 г. «О некоторых образах и священных реликвиях, найденных в церквах Суздальской епархии», возникшим по доношению епархиального инквизитора иером. Лаврентия Юрьевчанина. Последний сообщал, что в Троицком приделе Георгиевского собора в Юрьеве-Польском («при алтаре по левую сторону») имеются 2 почитаемые гробницы, мощи в которых «нынешний Варлаам, епископ Суздальский и Юрьевский, не осматривал». Одна из них почиталась как гробница Д. С., его мощи покоились «в земле в гробе», гроб был «закладен каменьем, а на верху каменья положена пелена. И к тем-де гробам в торговые и прочие дни приходят многие христиане и приносят мед, и по просьбе-де их попы отпевают над теми гробами панихиды» (цит. по: Малицкий. С. 22). В 1809 г. усыпальница была расширена к востоку и переделана в Троицкий теплый собор, в 1817 г. к нему пристроили Крестовоздвиженский придел. В нач. XX в. прот. Георгиевского собора А. Знаменский писал о почитании юрьевских князей: «Свое усердие к ним и почитание вся юрьевская округа выражает постоянным совершением пред их честными гробницами панихид и кратких литий». В ризнице Георгиевского собора хранилась рукопись XVII в., озаглавленная «Месяца февруария в 3 день. Сказание вкратце о житии и пребывании святого благоверного князя Святослава, нареченного в крещении Гавриила, Всеволодовича и сына его Димитрия, иже во граде Юрьеве-Польском» (см.: Малицкий. С. 26).
Судьба мощей Д. С. после Октябрьской революции 1917 г. неизвестна. В частности, в публикации, освещающей результаты вскрытия 17 февр. 1919 г. гробницы св. кн. Святослава Всеволодовича, о мощах Д. С. ничего не сообщается (Отчет VIII (ликвидационного) отдела Народ. комиссариата юстиции VIII Всерос. съезду советов: Мощи // РиЦ. 1920. № 9/12. С. 75). Гробницы Д. С. и кн. Святослава в Георгиевском соборе Юрьева-Польского не сохранились. Почитание Д. С. возобновилось в кон. XX в. Его имя включено в Собор Владимирских святых (праздн. установлено в 1982). Не позднее XVII в. память Д. С. 3(16) февр. начала праздноваться в Юрьеве-Польском.
Изображения Д. С. в виде средовека встречаются на нек-рых миниатюрах из Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в.: в рассказе о совместном походе на Новгород с блгв. вел. кн. Александром Невским, пострижение в схиму и преставление Д. С. (1-й Остермановский том. БАН. 31.7.30-1. Л. 5 об., 53).