[Сава] († 1495), прп. (пам. 28 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, 7 мая - в Соборе преподобных отец Русского во имя великомученика Пантелеимона мон-ря на Афоне), Крыпецкий, Псковский, основатель Крыпецкого во имя апостола Иоанна Богослова мужского монастыря.
Основным источником сведений о жизни святого является его Житие, написанное в 1555 г. псковским агиографом свящ. Василием (впосл. иером. Варлаам, насельник Крыпецкого мон-ря). На его основе были составлены краткие Жития проложного типа (см.: Охотникова. 2007. С. 498-505) и редакция кон. XVI в. с 22 чудесами (Там же. С. 435-497). Житие создавалось спустя 60 лет после кончины преподобного, поэтому в нем мало биографических и исторических фактов. Текст содержит только 2 даты: преставления святого и сообщение о том, что в 1487 г. на псковском вече дали в обитель ап. Иоанна Богослова «старцу Саве грамоту крепостную, по правилом святых апостол и святых отець изложив о всем монастырском исправлении» (Там же. С. 379).
Точно неизвестно, когда и откуда С. пришел в Псков. Автор Жития говорит, что «не от Рускиа земли ему пришедшу» (Там же. С. 372). В заключительной похвале свящ. Василий дополнил сведения, указав, что, по одним свидетельствам, С. происходил «от Сербьскиа земли», по другим - «от Святыя горы прииде» (Там же. С. 405). Составитель краткого Жития (РГБ. Ф. 256. № 397, сер. XVI в.) сообщил, что С. род. и вырос в «Литовъской стране» (Охотникова. 2007. С. 503). Известный исследователь монастырской жизни на Псковской земле Н. И. Серебрянский обоснованно считал, что родиной святого было ВКЛ (Серебрянский. 2013. С. 273). Трудно представить, чтобы серб, постриженик Афонской горы отправился на Русь в надежде обрести здесь мон-ри, соответствующие строгим афонским уставам. Литовско-рус. происхождение святого объясняет, по мнению Серебрянского, хорошее владение рус. языком: проповеди и духовные беседы С. привлекали к нему множество людей. Серебрянский рассматривал 2 возможные даты прихода С. в Псков: после 30-х гг. XV в. (т. к. святой не упом. в числе первых учеников прп. Евфросина (Елеазара) Псковского) или кон. 50-х гг. XV в., когда на родине С. «начались буря и развращение на церковь Божию» (Там же. С. 274-275).
Прп. Савва Крыпецкий. Икона. Нач. ХХI в. (Крыпецкий мон-рь). Фото: А. С. ЗверевМонашеское служение на Псковской земле С. начал в псковском Снетогорском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре, где был с честью принят игуменом и братией. По-видимому, уклад жизни в этой обители не отвечал духовным идеалам С., и он ушел в Елеазаров во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста монастырь, «во учительство духовное» к прп. Евфросину Псковскому. «Жестокое житие» преподобного пробудило в С. желание последовать его примеру. Получив благословение прп. Евфросина на пустынножительство, С. оставил обитель и обосновался в 15 верстах от нее, в непроходимом месте, среди лесов и болот. На невысоком холме он поставил небольшую «кущу» и начал жить в строгом посте и молитвах, возделывая землю, дабы «от своих трудов, а не от чужих питаться». Здесь он построил «небольшую церковь» (часовню?) во имя ап. Иоанна Богослова. Офиц. датой основания мон-ря считается 1487 год, когда псковское вече выдало обители крепостную грамоту на землю с уставом монастырской жизни.
Следуя, видимо, примеру прп. Евфросина, С. ввел в Крыпецкой обители общежительный порядок; он не принял сан игумена, поставив настоятелем игум. Кассиана. Большое внимание С. уделял духовному наставлению иноков. Подчеркивая, что учительство было главной чертой деятельности преподобного, свящ. Василий посвятил целый раздел Жития поучениям святого братии. С. учил иноков «ничтоже звати своим» и «ничтоже имети в келиях», являя своим образом жизни пример нестяжательности. В келье С. были только «образ Владыкы Христа и Пречистыя Богородицы, и рогоза, на ней же мало пометаше себе от труда покоя ради, и мантия едина» (Охотникова. 2007. С. 375). Строго следуя монастырскому уставу, запрещавшему женщинам входить в обитель, С. не сделал исключения даже для жены псковского кн. Я. В. Оболенского (1473-1477, 1482-1487), ктитора обители. Однажды тот приехал в мон-рь с тяжелобольной княгиней, надеясь на молитвенную помощь преподобного. Но С. запретил пускать княжескую чету в обитель, вышел за монастырские врата и благословил княгиню, после чего она исцелилась. В благодарность князь повелел построить дорогу (гать) через болото: «...мост же той зовется даже и доднесь князь Ярослава» (Там же. С. 378-379).
Достигнув глубокой старости, С. перед кончиной поручил мон-рь заботам игум. Кассиана, старца Евфимия и диак. Герасима, установив, как считал Серебрянский, порядок совместного управления мон-рем игуменом и старцами. С. был погребен с правой стороны Иоанно-Богословской ц.
В 1547 г. игум. Феоктист с братией решил воздвигнуть над могилой святого каменную гробницу и новую, тоже каменную, церковь. Для этого ветхую гробницу и деревянную церковь разобрали. Во время рытья котлована для фундаментов было найдено множество костей, но гроб С. не обнаружили, отчего иноки «быша в велице скорби и печали». Мощи продолжали искать. 23 апр. 1554 г. свящ. Исаия увидел «в тонком сне», как святой явился 3 инокам, к-рые в котловане искали гроб С.: «И паки видех святаго - образом велика, брада же ему бяше седа, аки снег, кругла и широка и недобре долга, густа» (Там же. С. 382). В Проложной редакции дается несколько иное описание облика С.: «Образом же бе святый велик телом, погорбился от многиа старости, браду имеа широку, круглу, седу всю и недобре долгу» (Там же. С. 504). Игумен и братия пришли на место, явленное свящ. Исаии, и обрели гроб и мощи С. (в труде митр. Евгения (Болховитинова) значится 1547-й как год обретения мощей С.; ошибка возникла из-за того, что митрополит пользовался печатным изданием Жития 1807 г.).
После открытия мощей началось возведение стен собора. Тогда же состоялась местная канонизация С.: свящ. Василий написал Службу преподобному (опубл.: Там же. С. 408-434). В 1556/57 г., согласно Строевскому списку III Псковской летописи, при игум. Феоктисте, было завершено строительство каменной ц. во имя ап. Иоанна Богослова (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 235). При церкви был освящен придел во имя свт. Саввы Сербского, в к-ром под спудом положили мощи С. Согласно первому описанию Крыпецкого мон-ря (1586-1587), на раке святого находился покров. Ок. 1788 г. в подклете придела во имя свт. Саввы Сербского усердием бывш. псковского губернатора И. А. Пиля устроили придельный храм прп. Саввы Крыпецкого. В 1855 г. на средства Д. Побойнина, его жены Елены и ее первого супруга - псковского купца Стефана над мощами С. была поставлена серебряная чеканная рака. По описанию 1921 г., она была украшена изображением святого в схиме на верхней крышке и изображениями его чудес по сторонам. Древняя икона ап. Иоанна Богослова, по преданию принесенная С., находилась в соборном иконостасе. Почитался также колодец С., расположенный за монастырской оградой. В февр. 1922 г. мон-рь был превращен в приход, в дек. 1923 г. общину при храме ап. Иоанна Богослова ликвидировали. Обитель сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны и во время пожара 1983 г. В 1990 г. ее передали РПЦ, 10 сент. того же года в приделе прп. Саввы Крыпецкого была отслужена первая после закрытия мон-ря литургия. Реставрация монастырского комплекса проходила в 1993-2000-х гг., летом 1995 г. был восстановлен придел во имя прп. Саввы Крыпецкого.
Самые ранние сведения об облике С. имеются в тексте его Жития, в житийном сборнике 60-х гг. XVI в., в рассказах о посмертном явлении святого старцу свящ. Исаии и Иоанну, по прозвищу Двоиня: «Седяше же святый на гробе в куколе, и в мантии, и въ всем образе чернеческом, необвитно прост, не яко обычай бе мертвых инок обвитых погребати... И паки видех святаго - образом велика, брада же ему бяше седа, аки снег, кругла и широка и недобре долга, густа... старец, велик возрастом, светел, широкою брадою, седою зело» (РГБ. Ф. 98. № 266. Л. 67 об.- 68, 82 об.; цит. по: Охотникова. 2007. С. 382, 394). Эти описания легли в основу иконописных подлинников: «Рус, брада аки Зосимы» (РНБ. О. XIII. 11. Л. 250 об., 1-я треть XVIII в.); «А инде пишут брада продолговата, надсед, повилась на розно косами» (БАН. Строг. № 66. Л. 140, кон. XVIII в.); «Сед аки Александр Свирский, а брада поуже, в схиме, риза преподобническая, испод вохряна» (РНБ. Погод. № 1931. Д. 211, 20-е гг. XIX в.); «Сед, брада Петра апостола, в схиме, ризы преподобническия. А инде: повилась на разно космачками и надсед» (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 208 об., 30-е гг. XIX в.), «Сед, брада Петра апостола, в схиме, риза преподобническая, а инде пишут брада продолговата, надсед, повилась наразно косами» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 132).
В описи 1585-1587 гг., сохранившейся в копии XVIII в. (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Ч. 1. Д. 830), упоминаний об иконе С. нет. Наиболее раннее сохранившееся изображение его представлено на серебряной цате 2-й пол. XVI в. из драгоценного убора Смоленской иконы Божией Матери с Акафистом (из Успенской ц. с Пароменья в Пскове, ныне в ПИАМ; Родникова. Худож. серебро. 2013. Кат. 379. С. 455-456 (с библиогр.)). Святой, склонившийся на одно колено в молении перед сидящим на престоле Христом Вседержителем, изображен симметрично прп. Евфросину (Елеазару) Псковскому; фигура святого помещена у самого подножия Спасителя, к-рого он касается левой рукой, а правой двуперстно осеняет себя крестным знамением. У С. широкий лоб, короткие волнистые волосы, усы, сливающиеся с круглой бородой; на нем подрясник, мантия и куколь, лежащий на плечах; надпись на нимбе: «Сава».
Самый ранний живописный образ С. представлен в верхней части правого поля иконы «Ап. Иоанн Богослов в молчании, с избранными святыми на полях» кон. XVI в. (ПИАМ, поступила из псковской ц. святых Космы и Дамиана с Примостья; см.: Там же. Кат. 264. С. 326). С. стоит в 3/4-ном развороте влево в молении Св. Троице (на верхнем поле). У него лоб с залысинами, прямые брови, большие, широко раскрытые глаза, нос с небольшой горбинкой, впалые щеки, короткие волосы (голова не покрыта), широкие усы, сливающиеся с круглой бородой с небольшой проседью, скрывают уста. На преподобном оливковый подрясник, схима красно-оранжевого цвета с желтыми крестами, куколь, опущенный на плечи, длинная коричневая мантия, скрывающая правую руку, черная обувь. Поверх подризника и схимы черными линиями написаны вериги (вериги святого хранились в Крыпецком мон-ре у его раки (ГА Псковской обл. Ф. 496. Оп. 1. Д. 11. Л. 30)). На окладе в именующей надписи над нимбом содержится приставка к имени святого, восходящая к названию обители: «Прп Сава Крип». Симметрично С. на левом поле изображен др. чтимый святой Пскова - блгв. кн. Всеволод (Гавриил) Мстиславич. Возможно, состав святых на иконе был продиктован заказчиком: под фигурами С. и псковского князя были изображены прп. Ксения и мч. Максим (живопись не сохр., остались надписи над нимбами на окладе).
Прп. Савва Крыпецкий. Роспись ц. Покрова от Торга в Пскове. Посл. треть XIX в. Фото: А. С. ЗверевРанние единоличные иконы с образом С. не сохранились. В монастырской описи 1764 г. в пядничном ряду иконостаса в ц. ап. Иоанна Богослова упоминается, что «образ преподобнаго Савы Крыпецкаго Чудотворца обложен серебром резным золочен, венец и гривенка чеканные золоченны» (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. № 217. Л. 20 об.); еще одна икона, без оклада и привесов, находилась «в трапезе» Успенской ц., рядом с Богородичной иконой на левой (северной) стороне (Там же. Л. 25 об.).
Достаточно рано сформировался лицевой житийный цикл С. Он представлен на клеймах иконы, в среднике к-рой в рост в молении образу Божией Матери «Одигитрия» изображены прп. Евфросин Псковский, ап. Иоанн Богослов, свт. Савва Сербский и С. Икона находилась в Крыпецком монастыре (175×127 см), в ПИАМ поступила из старообрядческой моленной купца П. Д. Батова, где о ней упоминает Н. Ф. Окулич-Казарин в 1913 г. как о «памятнике древних псковских писем». Ее датировка разнится: кон. XVI - 1-я четв. XVII в. (Родникова. 2008. С. 481) или 1-я четв. XVII в. (Она же. Псковская икона. 2013. С. 160), нач. XVII в. (Шалина. 2020. С. 704), 2-я пол. XVII в. (с поновлениями 1702 г.) или 1702 г. (Васильева. 2012. Т. 2. Кат. 159. С. 144). С. стоит с правого края, позади своего небесного покровителя свт. Саввы Сербского. У преподобного длинное худое лицо, дугообразные брови, светло-карие глаза, удлиненный нос, спускающиеся локонами волосы с проседью и округлая борода. Он облачен в подрясник золотистого цвета, темно-зеленую схиму с красными крестами и орнаментом, коричневую мантию, темно-зеленый куколь лежит на плечах, обувь красно-коричневая. Левая рука святого поднята на уровне груди в жесте моления, в правой, чуть опущенной, свиток. В надписи он назван «Крыпецкiй». В 22 клеймах иллюстрированы: молитва святого о городе; приход в разные мон-ри Псковской земли (Снетогорский, Елеазаровский к прп. Евфросину (О. А. Васильева называет это клеймо «Прп. Савву принимает братия Снетогорского монастыря» (см.: Там же. С. 148), но у игумена, благословляющего С., есть нимб и подпись: «П. Ефросин»); уход в пустынное место под названием Крыпцы (святой стоит, воздев руки в молитве, взглядом и жестом обращаясь в левый верхний угол, где первоначально, до поновления иконы в 1702, скорее всего было изображение Спасителя). Ряд клейм посвящен формированию общины вокруг преподобного, его противостоянию бесовским нападениям, исцелению мирян, в т. ч. княжеской семьи; в цикле присутствуют традиц. сцены успения и погребения святого. Среди посмертных чудес - видения С. старцу Исаии (святой сидит на гробе перед группой монахов, правой рукой указывая на себя, левой обращаясь к монахам, что точно соответствует тексту гл. «О обретении честных мощей св. Саввы» из Жития); обретение и перенесение мощей; чудо о разбойниках, а также исцеления: старца Ионы - от зубной боли; боярского сына Василия Инкина - от «бесовского недуга»; бесноватого Никиты Стефанова Крыдина; новгородского кн. Даниила Ивановича Бабичева; хромого крестьянина Андрея Михнова. Исцеление, иллюстрированное в клейме 21, имеет разные атрибуции, что связано с утратой подписи. Оно трактуется как исцеление псковского купца Климентия Ивановича Титова от язвы (Алпатов, Родникова. 1990. Кат. 152. С. 318; Родникова. Псковская икона. 2013. С. 162) или Алексея и сына его Кирилла от огненной болезни (Васильева. 2012. Т. 2. С. 149-150); поскольку в клейме дважды изображен один и тот же человек, то предпочтительной представляется версия И. С. Родниковой. В последнем клейме проиллюстрировано чудо 1581 г. о защите обители от рати кор. Стефана Батория в дни осады Пскова. Согласно описи мон-ря 1764 г., эта икона находилась в ц. ап. Иоанна Богослова: «на левой стороне» иконостаса (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 217. Л. 19 об.), но о ней нет упоминания в описи 1897 г. (возможно, к этому моменту она уже попала к старообрядцам). В документе 1764 г. приводится описание драгоценных привесов на иконе (панагия, крест, маленькая икона-складень), что свидетельствует о ее особом почитании в монастыре.
В той же описи есть указание на др. икону с теми же святыми, предстоящими иконе Божией Матери «Знамение»; она находилась в алтаре ц. ап. Иоанна Богослова: «Образ Иоанна Богослова и святителя Саввы Сербскаго и преподобных Евфросина и Саввы Крыпецкаго, на них оклад басмену сребренаго золоченаго, вверху во облацех Знамение Пресвятыя Богородицы, на них пять венчиков сребреных» (Там же. Л. 21). Родникова предполагала, что это более древняя икона (Родникова. 2008. С. 482). Также в ц. свт. Саввы Сербского упоминается икона «на красках» с образом С. вместе с его св. покровителем в молении Св. Троице, с украшениями в виде серебряных позолоченных чеканных венцов (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 217. Л. 23 об.).
Достаточно много икон С. упоминается в Книге записи церковного имущества Крыпецкого мон-ря 1897 г., но т. к. большинства из них нет в описи 1764 г., то скорее всего они были написаны между 1764 и 1897 гг. Среди тех, к-рые встречались в описи 1764 г., возможно, была икона из пядничного ряда иконостаса: согласно описи 1897 г., «небольшой образ» С. находился на юж. стене у иконостаса в ц. ап. Иоанна Богослова - «на нем риза и венчик серебряные, позлащенные. Мерою эта икона 7 вершков длины и 6 вершков ширины» (ГА Псковской обл. Ф. 496. Оп. 1. Д. 11. Л. 9). В ц. свт. Саввы Сербского, видимо, икона ап. Иоанна Богослова и С. в молении Св. Троице отмечена как находящаяся в иконостасе по правую сторону царских врат (Там же. Л. 22 об.).
Всего в описи 1897 г. кроме упомянутых отмечены 9 икон в ц. ап. Иоанна Богослова и 2 иконы в ц. во имя С. Образ «в алтаре (ц. ап. Иоанна Богослова.- О. З.) на левой стороне… На нем венец из аплике, мантия шита серебром, епитрахиль (схима (?).- О. З.) золотом» (Там же. Л. 5); икона имела резную позлащенную раму и киот под стеклом (согласно примеч. 1901 г., она находилась в притворе ц. Иоанна Богослова). Как покровитель мон-ря вместе с ап. Иоанном Богословом святой изображен на иконе 1824 г. поддерживающим образ «Все святые» (3/4×2/4 аршина, или ок. 50×35 см, в серебряной чеканной ризе с «сиянием»; вклад псковского купца С. И. Васильева при игум. Серафиме) (Там же. Л. 7). На юж. стене находилась икона с Деисусом - с Пресв. Богородицей и со св. Иоанном Предтечей по сторонам Спасителя, а внизу изображены прп. Евфросин и С. (Там же. Л. 9 об.) (скорее всего иконография этой иконы аналогична цате 2-й пол. XVI в. с самым ранним из сохранившихся изображением С.). У иконостаса на сев. стене висела ставшая почитаемой иконой лицевая крышка раки С. («…верхняя дска с бывшей прежде раки преподобнаго Саввы Крыпецкаго Чудотворца, находящейся теперь в ризнице, с изображением на дске преподобнаго Саввы. Мерою сей образ 2 аршина 15 вершков. Риза и венец на нем медные чеканной работы посеребреные» (Там же)). На сев. колонне висела «икона святаго апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, внизу преставление и погребение Иоанна Богослова и преподобнаго Саввы Крыпецкаго Чудотворца»; икона имела резную позолоченную рамку и киот, лакированный под красное дерево, «за стеклом» (Там же. Л. 10). Без указания места упомянута икона в посеребренной ризе (аплике) с 2 вызолоченными венчиками, в киоте из никеля с крестом (Там же. Л. 7). Пядничные иконы, предназначенные «в раздачу», писали по образцу небольшой почитаемой иконы у юж. края иконостаса (по описи № 1), в тех же размерах (Там же. № 39. Л. 10 об.); неск. икон преподобного были в киотах, в т. ч. «со скобками для ношения в крестный ход» (Там же. Л. 12 об.). В храме свт. Саввы Сербского помимо древней иконы обоих святых в молении Св. Троице в нижней части иконостаса среди сюжетов НЗ было явление преподобного разбойникам (Там же. Л. 22 об.). В храме во имя С. находились иконы чудотворца «над дверями (над входом в храм.- О. З.)» (Там же. Л. 24) и в иконостасе, освященном 28 авг. 1895 г.: на правой стороне царских врат «в чеканной из аплике вызолоченной ризе с двумя вызолоченными венцами и тремя надписями на финифте», для ее ношения в крестных ходах использовался киот, сделанный из никеля.
Лицевые предметы, связанные со св. мощами преподобного, находились в мон-ре на месте его погребения. Уже в описи Крыпецкого мон-ря 1585-1587 гг. есть упоминание о шитом образе С. на лицевом покрове («площанице») (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Ч. 1. Д. 830. Л. 445): под ц. во имя свт. Саввы Сербского на погребении С. была положена «площаница, на площанице образ Спасов да Сава Чудотворец молящася да сверху покров камка вишнева узорчетая а по сторонам опушена камка червчата». В описи 1764 г. упоминаются 2 шитых покрова: древний «под предельною церковью святаго Саввы... в полатки на гробнице Саввы Преподобнаго... покров красной камки, на нем нашит образ Саввы же Крыпецкаго разным шелком з золотом, обложен лимонной камкой, круживо вокруг золотное и серебреное, подложен кизяком осиноваго цвету»; другой лицевой покров был из голубого атласа, с подкладкой из синей крашенины и по полям с «мишурным позументом белым» (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. № 217. Л. 25 об.) - возможно, это сохранившаяся пелена с исполненным по голубому фону образом С. в молении Спасителю (113×65 см, ПИАМ; XVIII в., см.: Крыпецкая обитель. 2010. С. 151); монашеские одежды С., облака и лучи, одежды Спасителя - шитые, личное написано маслом; вверху крупная надпись: «Прпбный Сава Крипецки чудотворе». В монастырской описи 1897 г. шитые покровы с образом С. не упоминаются, но описана хоругвь с его образом: «Знамя темно-малиноваго штофа с золотыми на полях разводами и золотою рамкою на коих с одной стороны изображение Успения Пресвятой Богородицы, а с другой Святаго Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и Преподобнаго Саввы Крыпецкаго Чудотворца. Вокруг обложено со обеих сторон золотою бахромою и по углам с четырьмя золотыми кисточками» (ГА Псковской обл. Ф. 496. Оп. 1. Д. 11. Л. 14 об.- 15).
По описи 1897 г. известно, что над иконостасом в ц. свт. Саввы Сербского находились резные изображения креста, чаши и св. Евангелия, «вызолоченные на полимент», а также преподобных С., Евфросина и свт. Саввы I Сербского «в резной раме вызолоченой на полимент» (Там же. Л. 24).
Согласно той же описи, изображение С. на его раке, вероятно, представляло собой серебряный чеканный рельеф, поскольку названа техника исполнения раки: «Серебряная чеканная изящной работы». Преподобный был представлен в схиме, с венцом, на к-ром была резная именующая надпись. По углам крышки - 4 «Ангельских чина с крыльями» (Там же. Л. 29-29 об.). По сторонам раки были резные изображения деяний: на «изголовной стороне» - чудо исцеления св. водой новгородского кн. Даниила, «зовомого Бабичев»; на стороне у подножия - обретение мощей преподобного по видению старца Исаии; на правой стороне - исцеление княгини, супруги псковского кн. Ярослава; на левой - поучение братии перед кончиной. Согласно вкладной надписи, рака была устроена в 1855 г., при игум. Поликарпе (Гонорском), «усердием Псковскаго купца Стефана и его жены Елены и 2-го брака супруга ея Димитрия Побойничего… Высота раки 11/4 аршин, ширина 1 ар. 31/2 вер., длина же вверху 2 арш. 15 вер.; внизу у ножек длина 2 арш. 9 вер., ширина 14 вер.». Внизу, у подножия раки, была сделана надпись о ее изготовлении в С.-Петербурге купцом и серебряных дел мастером Ф. А. Верховцевым (Там же. Л. 29 об.- 30). Лицевым был хранившийся в ризнице «ковчежец с мощами» святого, 4-угольный, продолговатый (Там же. Л. 52 об.). В описи 1764 г. содержится упоминание «серебряной раки» на аналое, в к-рой находился «перст Саввин» (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. № 217. Л. 19), но не отмечено, была ли она лицевой. В описи 1897 г. упомянута также «хоругвь бронзовая литая с привинченными вокруг такими же фигурами, литыми полями Византийскаго вкуса с изображением на ней с одной стороны Святаго Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с другой Преподобнаго Саввы Крыпецкаго Чудотворца. Верх деревян с яблоком и четырехконечным крестом - бронзовый, литой… Внизу на хоругви с обеих сторон прибиты литые дощечки с надписями: «Пожертвована Псковскою потомственною почетною гражданкою Екатериною Елеазаровою Сарафановою в Крыпецкий монастырь при Игумене Серафиме 1868 года августа 28 дня»» (Там же. Л. 14-14 об.).
В клировой ведомости Крыпецкого мон-ря за 1911 г. отмечено: «Из икон особенно чтимых в храмах находятся: икона Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и Преподобнаго Саввы Крыпецкаго. Обе сии иконы носятся в крестные ходы с разрешения Святейшего Синода в 1868 году в город Псков по просьбе Псковских граждан продолжающегося с 29 августа по 7 сентября и в погост Палицы по просьбе крестьян Жуковской волости в 1-ю субботу после 12 июня для Молебствия в их домах в продолжении однаго месяца» (ГА Псковской обл. Ф. 496. Оп. 1. Д. 11. Л. 177-177 об.).
О почитании С. наряду с прп. Евфросином Псковским свидетельствуют их изображения на нижних частях боковых полей иконы в серебряном позолоченном чеканном окладе «Богоматерь Умиление, с избранными святыми на полях». Псковские святые изображены под парой Соловецких преподобных, Зосимы и Савватия (живопись сер.- 2-й пол. XVII в. под пожелтевшей олифой, ПИАМ; Родникова. Худож. серебро. 2013. Кат. 268. С. 333, 335). Традиционны монашеские одеяния С., его непокрытая голова; правая рука - в жесте моления, в левой - свиток. С избранными святыми, свт. Тихоном Амафунтским и прор. Анной, С. изображен на иконе кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. (ГИМ).
Из поздних икон сохранились единоличный ростовой образ С. в молении Спасителю, где святой стоит на берегу озера (посл. треть XIX в.; Крыпецкая обитель. 2010. С. 146), и икона на золотом фоне (из частного собрания; нач. ХХ в., под записью - Там же. С. 166). Писали в синодальный период иконы, где С. показан с др. Псковскими святыми. Такова икона «Прп. Савва Крыпецкий, блгв. кн. Гавриил Псковский и прп. Евфросин Псковский», переданная из ПИАМ на временное хранение в Крыпецкий мон-рь (кон. XIX - нач. ХХ в. (Родникова. 2008. С. 481); на ней С.- в традиц. монашеских одеждах, с двуперстным жестом правой руки, в покрытой мантией левой руке держит свиток. На иконе «Собор Псковских чудотворцев» (кон. XIX в., под поздней записью) из Духовской ц. погоста Толбицы под Псковом (Там же. С. 478) на голове С. значительные проплешины, что не встречается на др. иконах. С покровителями Никандровой пуст. и Пскова, прп. Никандром Псковским и блгв. кн. Всеволодом (Гавриилом) Мстиславичем Псковским, С. написан на иконе из ПИАМ, по стилистике близкой к искусству XVIII в. (Маханько. 2020. С. 710): святые показаны на фоне пейзажа, на облаках по пояс изображен Спаситель; руки С. сложены крестообразно на груди. С теми же святыми С. представлен на резной деревянной иконе работы мон. Нифонта (1880, частное собрание; см.: «Благословенное древо». 2013. Ил. на с. 103). Т. о., сохранившиеся изображения С. преимущественно связаны с Псковской землей.
На старообрядческих иконах «Собор русских святых» образ С. присутствует не всегда; на иконе из Черновицкой обл. (нач. XIX в., НКПИКЗ) он находится в правой группе в 3-м ряду снизу между преподобными Кассианом Греком Угличским и Иоасафом Волоколамским (так в надписи), в нимбе у С. подпись: «Прпд. Сава Псков.»; на иконе 1814 г. письма Петра Тимофеева (ГРМ; прорись см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 448-449) - между преподобными Нилом Столобенским и Никандром Псковским. Известны неск. минейных икон с образом С., напр. 2-сторонняя Минея на июль-авг. (XVII в., СИХМ), Минея на авг. (XVII в., Метрополитен-музей, Нью-Йорк), 2-сторонняя Минея на авг. 40-60-х гг. XVII в. предположительно строгановского иконописца Федора-Фетки Сназина (Иркутский обл. худож. музей им. В. П. Сукачёва), иконы XIX в. (ГЭ) и 2-й пол. XIX в. (ГИМ).
Образ С. включен в группу Псковских святых на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. и 50-х гг. ХХ в., написанных мон. Иулианией (Соколовой) (Троицкий собор и ризница ТСЛ, СДМ), на иконе «Собор Псковских святых» 1987-1988 гг. (Свято-Троицкий собор, Псков) и др. более поздних аналогичных иконах.
В монументальном искусстве образ С. присутствует в росписи ц. Покрова Пресв. Богородицы от Торга в Пскове, выполненной в академической манере посл. трети XIX в. Святой представлен по пояс, в монашеской одежде, с несколько более длинной, седой и неокруглой бородой, с прямым пробором, седыми локонами, спускающимися на плечи, с правой рукой, прижатой к груди, в левой - четки. С. включен в группу подвижников XV в. в стенописи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Успенской Почаевской лавре (кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., под записью 70-х гг. ХХ в.), письма иеродиаконов Паисия и Анатолия.
Литографическое изображение С. в полный рост известно на листе № 117 из собрания иконографии рус. святых кн. М. А. Оболенского (сер. XIX в., Красноярский краевой краеведческий музей). Поясной образ святого был растиражирован в хромолитографии одесского издания Е. И. Фесенко 1895 г. (экземпляры в ГМИР, в частных собраниях и др.).
Совр. иконы С. находятся в Крыпецком мон-ре. В приделе во имя С. при монастырском соборе - большое поясное изображение в иконостасе (кон. ХХ в.) с раскрытым свитком с надписью: «Добре проходя постническое житие, от всех похваляем вяще и славим добродетельнаго ради жития и, нехотя славим быти от человек». Аналогичная по изводу икона лежит на аналое; за ракой с мощами находится образ С. в молении на фоне мон-ря (кон. ХХ в.). В храме ап. Иоанна Богослова в иконостасе - ростовое изображение С. (2006). Совместно с прп. Корнилием (Поляковым) Крыпецким и небесным патроном мон-ря ап. Иоанном Богословом святой изображен в небесах над мон-рем на иконе 2010 г. (иконописец А. П. Беляев), в ц. Успения Пресв. Богородицы - на иконе С. в молении перед Державной иконой Божией Матери (1999, мастерская С. С. Путиева); в приделе во имя Новомучеников и исповедников Российских при монастырском соборе - икона С. совместно со свт. Саввой Сербским, с прп. Саввой Освященным (2008) и др.