ДУДКО
Том XVI , С. 322-324
опубликовано: 18 октября 2012г.

ДУДКО

Прот. Димитрий Дудко. Фотография. Кон. ХХ в.Прот. Димитрий Дудко. Фотография. Кон. ХХ в. Димитрий Сергеевич (24.02.1924, дер. Зарюховская Буда, ныне Березина Брянской обл.- 28.07.2004, Москва), прот., духовный писатель. Из крестьянской семьи. Отец в 1937 г. арестован. В 1943 г. Д. призван в армию и направлен на фронт. Через год, после ранения, был комиссован. В 1945 г. поступил на Богословско-пастырские курсы (в 1946 преобразованные в Московскую ДС), по окончании их в 1947 г. учился в МДА. 20 янв. 1948 г. арестован за стихи, к-рые опубликовал во время нем. оккупации. Обвинен в «антисоветской агитации и пропаганде», приговорен к 10 годам ИТЛ. В 1956 г. реабилитирован, восстановился в МДА, к-рую окончил в 1960 г.

19 нояб. 1960 г. рукоположен Дмитровским еп. Пименом (Извековым, впосл. Патриарх Московский и всея Руси) во диакона, 21 нояб.- во иерея. Назначен служить в ц. Спаса Преображения в Преображенском, иначе именовавшемся по одному из приделов храмом Петра и Павла. В июле 1964 г., после разрушения храма под строительство станции метро «Преображенская площадь», назначен служить в храм свт. Николая на Преображенском кладбище. Здесь Д. начал активно проповедовать, затрагивая больные общественные темы, проводил пастырские беседы с прихожанами. Д. пользовался большой популярностью, особенно среди молодежи и интеллигенции. По воспоминаниям современников, особенностью проповедей Д. была искренность, все его ответы были прямые, ясные, точные, даже тогда, когда вопрос ставился в предельно острой форме. Беседы не носили политического характера, состояли из изложения основ христ. вероучения, чтения отрывков из книг, недоступных в то время слушателям. Проповеди были записаны на магнитофонную пленку и изданы на Западе. В 1971-1974 гг. Д. входил в редакцию издаваемого в самиздате ж. «Вече», писал для него статьи церковной тематики.

4 мая 1973 г. ввиду давления властей Д. было запрещено проводить беседы с прихожанами. 15 мая Д. сообщили о переводе его в распоряжение Крутицкого митр. Серафима (Никитина), т. е. об удалении в приход в пределах Московской обл. Тогда Д. послал Патриарху прошение, в к-ром говорилось, что он счел нужным уйти за штат, обосновав свое решение тем, что его перевод - это «мера расправы», «явное вмешательство во внутренние дела Церкви со стороны определенных лиц, что запрещается законами». 20 мая Д. был запрещен в служении митр. Серафимом за «нарушение церковной дисциплины» до покаяния. Д. написал, что если было нарушение дисциплины, то невольное, полагая прошение об отставке освобождающим его от обязанностей по отношению к митрополиту, и выразил готовность служить св. Церкви. Д. был определен в ц. вмч. Никиты с. Кабанова Орехово-Зуевского р-на Московской обл. (85 км от Москвы). В сент. 1974 г. совершил 1-ю литургию в этом храме, продолжая жить в Москве.

В марте 1975 г. Д. попал в автомобильную катастрофу, но через 5 месяцев он начал вновь служить. В кон. 1975 г. старостой храма с. Кабанова без согласия приходского совета с Д. был расторгнут договор. Прихожане храма написали 2 прошения в его защиту. Преследования Д. вызвали беспокойство международной общественности.

В июне 1976 г. Д. был среди подписавшихся от имени православных под «Экуменическим воззванием» - Обращением верующих разных конфессий к Президиуму Верховного Совета СССР и Всемирному Совету Церквей, в к-ром говорилось о дискриминации верующих советским законодательством, вмешательстве гос-ва в дела религ. сообществ, нарушении права воспитания детей и т. д.

В 1976 г. Д. переведен в ц. Смоленско-Гребневской иконы Божией Матери дер. Гребнево Щёлковского р-на Московской обл. В это время Д. подвергался очередным притеснениям. В Гребневе сменили 2 настоятелей, к-рые не хотели доносить на него. В глазах Совета по делам религий служение Д. выглядело дерзким вызовом, его деятельность оценивалась как антисоветская. В дек. 1977 г. уполномоченный Совета по делам религий Московской обл. созвал приходский совет и настаивал на расторжении договора с Д., но совет отказался это сделать.

В авг.-дек. 1977 г. Д. провел циклы бесед «Слова о Царстве Небесном» и «Каким языком разговаривать с современным миром» (текст не сохр.). Проповеди и книги Д. начали регулярно публиковаться за рубежом. В сент. 1978 г. в Гребневе Д. организовал выпуск самиздатом бюллетеня «В свете Преображения», к-рое восполняло недостаток духовной лит-ры. Помимо статей духовного содержания в бюллетене печатались ответы на вопросы прихожан, а также сообщения о притеснениях верующих.

В кон. 1979 г. Д. и его духовные чада все чаще испытывали давление со стороны офиц. властей. Участились случаи прихода в храм милиционеров, которые вели себя грубо и угрожающе. 15 янв. 1980 г. Д. был арестован возле церкви в Гребневе по обвинению в антисоветской деятельности. Находился в Лефортовской тюрьме. В его московской квартире был проведен обыск.

Арест привлек внимание общественности и вызвал отклик за границей. Зарубежные правосл. иерархи выступили в защиту Д. Архиеп. Брюссельский Василий (Кривошеин) обратился непосредственно к Л. И. Брежневу с просьбой освободить Д. (Рус. мысль. 1980. 31 янв. С. 3). Митр. Сурожский Антоний (Блум) участвовал в Лондоне в специальном богослужении о Д. и др. правосл. узниках. Митр. всей Америки и Канады Феодосий (Лазор) сделал заявление, в к-ром выразил озабоченность арестом Д. (Там же. 29 февр. С. 1). Высказали протесты и представители неправосл. церквей и конфессий.

Д. провел полгода в следственном изоляторе Лефортовской тюрьмы. За это время он написал стихи, к-рые затем составили сборник (Лефортовские стихи (янв.-июнь 1980 г.). М., 1995). 20 июня 1980 г. по телевидению было показано выступление Д., осуждающего свою прежнюю деятельность. Заявление было опубликовано в советской печати на следующий день. Агентство печати «Новости» передало заявление Д. иностранным корреспондентам, по радио в передачах для заграницы оно было прочитано полностью. На следующий день его освободили. Первое время он проживал в дер. Байдино Тульской обл., т. к. его присутствие в Москве на время Олимпиады было признано нежелательным. Д. определили служить в ц. Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове (ныне в черте Москвы). С 10 окт. 1980 по 22 мая 1982 г. служил, находясь под следствием, пока его дело не было закрыто.

После освобождения Д. не прекратил активной миссионерской деятельности, по-прежнему много проповедовал, проводил беседы, вновь стал издавать приходский бюллетень. В 1984 г. был переведен в ц. свт. Николая в с. Черкизове Коломенского р-на Московской обл. В Москве проводил беседы на частных квартирах. С 1987 г. его проповеди стал печатать литературно-философский христ. ж. «Выбор». С началом перестройки Д. проводил духовные беседы в б-ках. Эти беседы он вел до конца жизни. Радикально изменил взгляды на роль диссидентства в нравственном развитии общества. В 1990 г. удостоен сана протоиерея. В 2001 г. награжден крестом с украшениями.

30 июня было совершено отпевание Д. в храме Св. Троицы на Пятницком кладбище Видновским еп. Тихоном (Недосекиным) при большом стечении народа. Д. похоронен на Пятницком кладбище в Москве.

Соч.: О нашем уповании. [Б. м.], 1974. Париж, 1975. Брюссель, 1975; Крещение на Руси // Вестн. РХД. 1976. № 117. С. 188-208; Воскресные собеседования. Монреаль, 1977; Верю, Господи! Монреаль, 1977; Вовремя и не вовремя. Брюссель, 1978; Efter Golgata uppstandelsen! Stockholm, [1978]; О чем проповедовать // Рус. Возрождение. 1978. № 2. С. 10-26; Что значит прославление рус. мучеников // Там же. 1979. № 7/8. С. 31-32; Открытое письмо В. Фурову // Вестн. РХД. 1979. № 130. С. 361-364; Враг внутри: Сб. ст. Франкфурт-на-Майне, 1979; Открытое письмо [Патриарху Пимену] // ЖМП. 1980. № 7. С. 40; Письмо Д. Дудко Н. Струве // Вестн. РХД. 1981. № 133. С. 293; Потерянная драхма. Брюссель, 1986. М., 1994; Литургия на Русской земле: Чт. о благодатном Царстве Христове, 1977-1978 гг., с. Гребнево, Моск. обл. Н.-Й., 1988. М., 1993; Как сын Правосл. Церкви и Отечества: Беседы бывш. религ. диссидента свящ. Д. Дудко об истории его противостояния власти, о его последующем аресте, освобождении и реакции на это в печати / Беседовал В. Смык // Лит. Россия. 1990. № 3. С. 22; О деполитизации: Письмо священника о судьбе России // Лит. Россия. 1991. № 18. С. 3-4; Подарок от Бога. [Б. м.], 1991. М., 2002; Церковь и государство: нужно подвижничество: [По поводу ст. А. Осипова «Нужен ли Поместный Собор»] // Там же. 1991. № 7. С. 22-23; Притчи и их истолкование // Лепта. 1992. № 4. С. 116-181; То же. М., 1996, 1997; Христос в нашей жизни. М., 1992, 2002, 2004; В терние и при дороге. М., 1993, 2004; Делать свое дело: Беседа духовного писателя Д. Дудко с корр. С. Дмитриевым // Лит. Россия. 1993. № 13. С. 14; Посмертные встречи со Сталиным. М., 1993; На скрещении дорог. М., 1994, 2000; Присоединяю свой голос: К обращению в Гос. Думу по поводу убийства защитников Белого Дома // Лит. Россия. 1994. № 4; Выявление искусных. М., 1995; Проповедь через позор // Образ. 1995. № 5. С. 81-114; То же. М., 1996; Волною морскою: (Очерки рус. церк. жизни): Роман-хроника // Россияне. 1996. № 7-9 [Т. 1], № 10-12. [Т. 2]; М., 2006; На реках Вавилонских. М., 1997. Кн. 1-3; Огонь из-под спуда, 1960-1996. [Б. м.], 1997; Преодоление соблазнов, 1972-1974. М., 1997; Дороги к дому. М., 1999; Перестройка, или Квадратный корень числа. М., 2000; При подъеме в гору. М., 2000; Попытка осмыслить себя и разобраться. М., 2000; На прогулочных дорожках. М., 2001; Никольская свеча: Советы и утешения. М., 2001; Шторм или пристань. М., 2001; Жизнь и проповедь. М., 2002; В свете Преображения. М., 2003; Жизнь, какая она есть. М., 2003; Верность в малом. М., 2004; Как оно сложилось само по себе. М., 2004; На скрещении дорог. М., 2004; О пастырском призвании. М., 2004; Христос в нашей жизни. М., 2004.
Лит.: Из отчета Совета по делам религий - членам ЦК КПСС: Церк. кадры и меры по ограничению их деятельности в рамках закона // Вестн. РХД. 1979. № 130. С. 311-313; Борисов В., Бородин Л., Шафаревич И., Хохлушкин И. По поводу ареста о. Димитрия Дудко, 16 янв. 1980 // Рус. мысль. 1980. 27 марта. С. 4; Левитин-Краснов А. О тех, кого недавно судили // Посев. 1980. № 11. С. 47-48; Струве Н. А. Что случилось с о. Дмитрием Дудко // Вестн. РХД. 1980. № 132. С. 230-232; Афремова О. А. Отец Дмитрий Дудко. М., 1992; Лобанов М. Церковь - это все мы: Заметки о православии и жизненном пути и творчестве священника Дмитрия Дудко // Лит. Россия. 1992. № 38. С. 6; Орлов А. Укрепимся в Духе: О пастырской деятельности свящ. Дмитрия Дудко // Там же. С. 6; Сардонников Н. Несущий слово Божие: О книге свящ. Дмитрия Дудко // Там же. 1993. № 4. С. 10; он же. Пути спасения: О книге свящ. Д. Дудко «На скрещении дорог» // Там же. 1995. № 50. С. 11; РПЦ в советское время / Сост.: Г. Штриккер. М., 1995. Кн. 2. С. 174-176, 183-184; Поспеловский Д. В. РПЦ в ХХ в. М., 1995. С. 239-240, 360, 361, 369, 374; Смык В. Не падение - триумф: О книге свящ. Д. Дудко «Проповедь через позор» // Завтра. 1996. № 18. С. 6; Поздравление свящ. Д. Дудко в связи с его 75-летием // Там же. 1997. № 7(168). С. 6; Эллис Д. РПЦ: Согласие и инакомыслие. Лондон, 1990. С. 43-53, 200-244; Русь уходящая: Рассказы митрополита [Питирима]. М., 2004. С. 132-133, 198, 199, 398.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЕКСЕЕВ Петр Алексеевич (1727–1801), прот., писатель, публицист, лексикограф, богослов
  • АЛФЕЕВ Павел Иванович (1846-1918), прот., духовный писатель
  • БОГОСЛОВСКИЙ-ПЛАТОНОВ Ипполит Михайлович (1820-1870), прот., дух. писатель
  • ДЬЯЧЕНКО Григорий Михайлович (1850 - 1903), протоиерей, духовный писатель, катехизатор, публицист
  • ЕГОРОВ Иоанн Федорович (1872 - кон. 1920/ кон. 1921), прот., духовный писатель, деятель либерально-обновленческого движения в РПЦ
  • ИВАНОВ Николай Павлович (1904 - 1990), прот., духовный писатель, публицист