Иоанн Федорович (1.08. 1872, с. Подклинье Порховского у. Псковской губ.- кон. 1920 / кон. 1921?), прот., духовный писатель, деятель либерально-обновленческого движения в РПЦ. Из мещан. В 1894 г. окончил Рижскую ДС по 1-му разряду, в 1898 г.- СПбДА со степенью кандидата богословия. Во время обучения в СПбДА участвовал в проведении внебогослужебных бесед. 4 авг. 1898 г. был рукоположен во диакона к Иоанно-Предтеченской ц. при Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. 31 июля 1899 г. назначен законоучителем в Юрьевскую муж. гимназию и в Юрьевскую жен. гимназию им. А. С. Пушкина (Рижская епархия). 29 авг. 1899 г. рукоположен во иерея Рижским и Митавским еп. священноисповедником Агафангелом (Преображенским, впосл. митрополит). 1 авг. 1900 г., согласно собственному прошению и предложению управляющего Рижским учебным окр., перемещен законоучителем в Юрьевскую учительскую семинарию с оставлением места законоучителя в местной жен. гимназии.
В 1901-1903 гг. Е. принял участие в работе 3-го и 10-го заседаний Религиозно-философских собраний в С.-Петербурге. 16 авг. 1903 г. С.-Петербургским и Ладожским митр. Антонием (Вадковским) назначен настоятелем ц. св. Александра Невского при Имп. воспитательном об-ве благородных девиц (Смольный ин-т) и законоучителем этого об-ва в С.-Петербурге.
В 1905 г. Е. в числе «группы 32-х» священников обращался к митр. Антонию с записками о необходимости реформ в Русской Церкви. С 31 мая 1906 г. член Братства ревнителей церковного обновления, возникшего на основе «группы 32-х», а с 1 дек. 1906 г. секретарь братства.
В 1906-1908 гг. сотрудничал с журналами «Век», «Вопросы религии». 16 окт. 1908 г. назначен настоятелем ц. св. Марии Магдалины при уч-ще лекарских помощниц и фельдшериц (Суворовский просп., 4). С 1908 г. председатель братства Св. Креста при той же церкви. Написал и издал цикл брошюр под общим названием «Братские письма» (СПб., 1909-1910). Одновременно служил священником при городском Рождественском барачном лазарете памяти имп. Марии Александровны и законоучителем жен. гимназии А. П. Никифоровой. 16 июня 1910 г. назначен служить в собор Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка, возглавил детский приют Об-ва вспоможения бедным при соборе. С 1911 г. сотрудничал с ж. «Русский паломник», в к-ром публиковал многочисленные статьи в жанре «религиозно-нравственных размышлений» и проповедей.
В 1914 г. состоял действительным членом Религиозно-философского об-ва в С.-Петербурге (см. Религиозно-философские общества в России, нач. XX в.). Со 2 окт. 1916 г. служил во Введенском соборе лейб-гвардии Семёновского полка, а также являлся делопроизводителем Об-ва вспоможения бедных при нем.
В марте 1917 г. Е. выступил одним из инициаторов организации Всероссийского союза демократического духовенства и мирян в Петрограде. Е. вместе со свящ. А. И. Введенским (впосл. обновленческий митрополит) и свящ. А. И. Боярским фактически руководил союзом (офиц. председатели - прот. Д. Я. Попов, затем прот. А. П. Рождественский). Как член союза принимал участие в митингах, собраниях, конференциях, выступая с докладами о положении Церкви при новом строе. В 1917-1918 гг. печатался в периодических изданиях союза - газетах «Голос Христа», «Правда Божия» (с 1918), а также в идейно близкой к этим изданиям газ. «Всероссийский церковно-общественный вестник». Е. являлся одним из руководителей основанного осенью 1917 г. кооперативного товарищества духовных писателей «Соборный разум» (Лиговская ул., 52) наряду с Е. Х. Белковым, свящ. А. И. Боярским, свящ. А. И. Введенским и прот. М. С. Поповым. Он входил в редакционный комитет издававшихся товариществом журналов «Соборный разум», «Божия нива», редактировал иллюстрированный детский ж. «Зернышки Божией нивы».
В апр. 1917 г. Е. был назначен священником и проповедником в действующую армию, его проповеди зачастую носили политизированный характер. В июне 1917 г. Е. являлся одним из делегатов от Союза демократического духовенства и мирян на I Всероссийском съезде правосл. духовенства и мирян в Москве (см. Съезды духовенства и мирян РПЦ весной 1917 г.). Предложенная Е. методика обучения Закону Божию была одобрена законоучительной секцией I Всероссийского съезда правосл. духовенства и мирян, на II Всероссийском съезде законоучителей в Петрограде, а также на конференции Петроградского учительского союза.
С 1918 г. Е. преподавал пастырское богословие и каноническое право на одногодичных пастырских курсах при братстве диаконов и псаломщиков. 16-22 окт. 1918 г. в рамках деятельности Богословско-пастырского уч-ща Е. разработал проект воззвания от епархиальной власти к правосл. населению епархии («Краткое слово к родителям») об организации преподавания Закона Божия, утвержденный митр. Вениамином (Казанским). Итогом 20-летней законоучительской деятельности Е. стала кн. «Православие и жизнь в нем: Новый путь истинно-православной христианизации личной и общественной жизни» (Пг., 1918), к-рая произвела большое впечатление особенно на студенческую молодежь. В 1920 г. Е. прочел цикл лекций, организованных Вольной философской ассоциацией, на тему «На заре нового религиозного сознания и действа».
С нояб. 1919 г. настоятель Введенского собора (бывш. лейб-гвардии Семёновского полка). В этом же году основал общину «Религия в сочетании с жизнью». В 1920 г. произошел конфликт между членами приходского совета собора и сторонниками Е., причиной к-рого стали нововведения в богослужении: чтение тайных молитв вслух, открытые царские врата, общая исповедь и частое причащение. 26 сент. 1920 г. Е. отказался от настоятельства и священнослужения в соборе, в связи с тем что конфликт приобрел непримиримый характер. Е. обратился за поддержкой к митр. Вениамину (Казанскому), к-рый 30 сент. разрешил ему и его общине служить в приписном к Введенскому собору храме свт. Алексия, митр. Московского, на Семёновском плацу. Приходской совет отказался выполнить резолюцию митрополита и выдать ключи от храма. Е. начал служить на снятой его последователями квартире на Загородном проспекте в Петрограде. Община служила по оригинальному переводу богослужения на рус. язык, к-рый был сделан Е. По нек-рым данным, он объявил митр. Вениамину (Казанскому) об автономности своей общины. Архим. Феодосий (Алмазов) характеризовал Е. как «очень талантливого проповедника и ученого богослова», также говорил, что «Патриарх Тихон признавал его православным, однако в своих мнениях Егоров бывал очень оригинален» (Феодосий (Алмазов), архим. Мои воспоминания. М., 1997. С. 62).
Точная дата смерти не установлена. Умер от сыпного тифа. Созданная Е. община «Религия в сочетании с жизнью» просуществовала до 1933 г., произвела «хиротонию» в иереи 2 членов общины «собственным молитвенным напряжением». Сначала вступила в «Союз церковного возрождения», после его ликвидации в 1928 г. подчинялась обновленческому синоду. В нач. 30-х гг. община распалась, ее руководитель Е. Бунаков был репрессирован.
В своих трудах особое внимание Е. уделил методике преподавания Закона Божия, к-рая была призвана открыть ученикам, что «христианская истина не теория, не мечтание, но самая жизнь», и сформировать целостную систему «православно-христианского просвещения по первоисточникам религиозного знания». В противовес схоластическому методу Е. предлагал метод, названный им «Серафимовский» - по имени прп. Серафима Саровского: последовательное изучение Евангелия, Апостола, Ветхого Завета, богослужебных текстов, творений св. отцов Церкви, а также религ. этики личной и общественной жизни, философии религии. Позитивизму он противопоставлял «гносеологию научного религиозного опыта», «святых и великих людей». Им был разработан ряд методик обучения детей и взрослых. Е. считал, что «в религиозном воспитании русских детей - светлое будущее России».
Ключевой для религиозно-философских взглядов Е. является идея об эсхатологическом откровении Иоанновой Церкви, которая явится в последние времена и будет Церковью любви и свободы, не скованной канонической организацией, но представляющей собой «непрерывное творчество форм». Возможно, истоки этих идей лежат в построениях З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковского, к-рые в концепции Церкви Третьего Завета опирались на историософскую теорию Иоахима Флорского, итал. мистика XII в. Из сочинений своих современников Е. выделял богословские труды С. Н. Булгакова (впосл. протоиерей), кн. Е. Н. Трубецкого, свящ. П. А. Флоренского, положительно, хотя и с оговорками, оценивал публикации Н. А. Бердяева.
Существенным признаком христианства Е. считал соборность по примеру первохрист. общин, жизнь к-рых «была непрерывным собором». Возрождение соборности, к-рая, по его мнению, была утрачена уже в Византии ко времени Крещения Руси, Е. видел в создании общин и братств. Деятельность в братстве Св. Креста позволила Е. сформулировать основные принципы братской жизни («соборная, едиными устами и единым сердцем молитва в храме», духовная взаимопомощь и материальная поддержка нуждающихся), которые нашли продолжение и развитие в общине «Религия в сочетании с жизнью».
Е. искал пути «постепенного усовершенствования в христианстве». Его беспокоил разрыв связей не только между верой и жизнью, но и между Церковью и культурой, тот факт, что «образованная Россия все дальше и дальше уходит от Христа, враждебнее… чувствует себя к Церкви». В статьях и проповедях Е. выражал надежду на то, что «наша теперь странно и болезненно ищущая интеллигенция сменит страдания исканий на блаженный восторг веры».
Е. был сторонником идей «христианского социализма», введенных в обращение Вл. С. Соловьёвым в работах 80-90-х гг. XIX в. Е. считал недооцененной роль человеческой личности в богочеловеческом процессе таинственного созидания Царствия Божия и «христианства, как начала жизни, животворящего и облегчающего ее, дающего власть над нею и победу над злом». Он подчеркивал, что христ. социализм не тождествен социализму политическому, т. к. «христианский социализм говорит: все мое пусть будет вашим, а социализм политический - все ваше пусть будет моим».
Е. выступал за «деятельное участие христиан в политической жизни страны». Он. считал необходимым для Церкви быть в потоке жизни, всюду отстаивать справедливость: «Мы работаем не вне политики, а вне партий и… стоим за демократическую республику. Я считаю такое участие долгом ради спасения Церкви от противохристианской пропаганды. Мы должны сказать политическое кредо как граждане русской земли; иначе удалимся от жизни и от участия в будущем определении России».