[Махадэви, Деви; санскр. - богиня], в индуизме обозначение жен. божеств, наиболее часто применяемое к супруге Шивы; главный объект почитания в шактизме. Культ Д. восходит к архаическому почитанию Богини-Матери и первобытным культам плодородия, существовавшим в Индии задолго до индоарийского периода и сохраняющимся вплоть до наст. времени в форме локальных религ. традиций.
В период экспансии на территорию Индии арийских племен развивалась ведийская религия, имеющая патриархальный уклон. В Ведах образы жен. божеств прорисованы довольно слабо (за исключением богини утренней зари Ушас); часто они неотделимы от своих супругов и имеют имена, производные от их имен,- Индрани, Варунани, Агнайи. В «Ригведе» целиком посвящен воспеванию жен. образа гимн «Дэви-сукта» (РВ. X 125), представляющий собой самовосхваление богини священной речи Вач, возвеличенной здесь до абстрактного космогонического принципа.
Постепенно, в процессе взаимодействия ведийской религии и местных верований, почитание жен. начала приобретает все большее значение, местные неарийские жен. божества входят в формирующийся пантеон индуизма на правах многообразных воплощений Д. Под различными именами Д. все чаще фигурирует в инд. лит-ре: Д. в образе Умы, дочери бога Гималаев, учит Индру высшему спасительному знанию в «Кена-упанишаде»; в нек-рых редакциях «Махабхараты» Дурга (грозная, воинственная ипостась Д.) помогает скрывающимся братьям Пандавам остаться неузнанными (Виратапарва. 6) и получает восхваления от Арджуны перед битвой на Курукшетре (Бхишмапарва, 23); сюжеты, связанные с ней, встречаются в сказаниях пуран.
С VI по XI в., как свидетельствуют тексты и сохранившиеся в огромном количестве скульптурные и рельефные изображения, образ Д. приобрел самостоятельное и даже главенствующее значение. Сложилось представление о шакти - активной творческой энергии, космической силе, присутствующей в каждом существе жен. пола и олицетворяемой в образах богинь. Боги индуистского пантеона представлялись бессильными без своих супруг-шакти. Наивысшего развития эта идея достигла впосл. в тантризме. Так, афоризм, что Шива без своей Шакти подобен трупу, нашел отражение в тантрической иконографии: лежащий Шива - пассивное начало и танцующая на нем Д.- активное начало.
Эта тенденция абсолютизирования образа Д. нагляднее всего представлена в тексте «Дэви-махатмья» (Величание богини) - позднейшей (ок. VI-IX вв.) вставке в «Маркандейя-пуране» (III-V вв.). В этой поэме Д., Великая богиня, сочетает в себе фигуры мн. почитаемых женских образов индуистского пантеона (Дурга, Шри, Гаури и др.). Она называется первопричиной мира, победительницей демонов (особенно популярен в индуизме сюжет о Д., побеждающей демона Махишу), ставится выше 3 верховных богов индуизма (Брахмы, Вишну и Шивы), поскольку самостоятельно выполняет традиционно приписываемые им функции создания, поддержания и разрушения мира. Подобное восхваление богини в ее многочисленных воплощениях и признание за жен. началом миросозидающей функции присущи также шактистской версии «Бхагавата-пураны» («Дэвибхагавата-пурана»), нек-рым поздним Упанишадам и др. текстам. Подвиги Д. в облике Дурги изысканным поэтическим слогом воспеваются в религ. лирике (напр., в «Чанди-шатаке» Баны, VII в.). Причины такой популярности культа Д., по мнению ряда исследователей, состоят в том, что после упадка ведийской и брахманистской идеологии все большую роль в индуизме играют религ. верования, связанные с культом плодородия и поклонением Богине-Матери, характерные для аборигенных инд. племен, сохраняющие первобытную матриархальную культуру.
На протяжении I тыс. по Р. Х. шактистские религиозно-философские идеи развивались в многочисленных текстах тантр, агам и нигам; оформилась система ритуалов (нередко включающих кровавые жертвоприношения), среди почитателей Великой богини возникли различные течения и школы. Продолжился процесс ассимиляции автохтонных культов посредством отождествления Д. с многочисленными местными богинями. Шактистские ритуальные тексты перечисляют десятки и сотни имен-эпитетов Д., в теологических трактатах выстраиваются изощренные классификации и ранги ее многообразных воплощений. Средневек. идеологи шактизма распространили на образ Д. вишнуитскую концепцию аватар: по их мнению, подобно Вишну, нисходящему в этот мир для поддержания космического порядка и проповеди дхармы, Д. также воплощается в 10 махавидья - группе богинь, несущих людям «великое спасительное знание».
Нек-рые формы Д. имеют четкую мифологическую прорисовку и характерные черты, другие представлены лишь именами-эпитетами. Среди ее благостных ипостасей широко известны: Парвати (горная) - кроткая горная отшельница, подвижничеством снискавшая любовь Шивы, мать Ганеши и Сканды; Сати (добродетельная), выбравшая Шиву в супруги вопреки воле отца и совершившая самоубийство, не выдержав семейных распрей; Ума (сияние), Гаури (светлая), Аннапурна (полная питанием), Амма (Мать) и др. Эти богини, как правило, изображаются в виде прекрасных женщин, в сопровождении семьи, с благими атрибутами (цветами лотоса, благожелательными мудрами); основным символом Д. является йони - схематическое изображение жен. полового органа, помещаемое в храмах обычно вместе с лингамом. Наиболее известные гневные формы Д.: Дурга (труднодоступная) - грозная многорукая богиня-воительница, возникшая по воле богов из пламени для сражения с угрожающим миру асуром Махишей, восседающая на льве с оружием, полученным ею от главных богов; Кали (черная) - чернокожая богиня с высунутым окровавленным языком, клыками, распущенными волосами, с ожерельем из черепов на шее и разными видами оружия в многочисленных руках, часто изображается танцующей на теле Шивы; Чанди (гневная), Бхайрави (ужасная) и др. Такое многообразие воплощений осмысляется в философии Абхинавагупты (кон. X - нач. XI в.) как лила - божественная игра Единого Божественного Сознания, то приоткрывающего человеку истинную реальность, то, напротив, скрывающего ее. Амбивалентность образа Д., являясь важной сущностной характеристикой богини, объединяет ее с архетипическим образом Богини-Матери, известным мн. древним культурам Евразийского региона.