[Дейвидсон; англ. Davidson] Эндрю Брюс (1831, Эллон - 1902, Эдинбург), шотл. богослов, гебраист, ориенталист. В 1849 г. окончил Абердинский ун-т. С 1849 по 1852 г. преподавал в школе Свободной шотландской Церкви (Free Church School) в Эллоне. В 1852-1856 гг. изучал богословие в Нью-колледже Эдинбурга, в к-ром с 1858 г. преподавал древнеевр. язык, с 1863 г. был профессором вост. языков. Д.- автор «Вводного курса по грамматике еврейского языка» (An Introductory Hebrew Grammar. Edinb., 1874, 199327) и «Синтаксиса еврейского языка» (Hebrew Syntax. Edinb., 1894, 19243).
Выступая за широкое использование историко-критического метода в библеистике, Д. видел задачу исторической экзегезы в изучении мировоззренческих особенностей эпохи, к к-рой относится изучаемый текст ВЗ. Несмотря на ряд неверных предпосылок историко-критического метода, Д. тем не менее признавал его первостепенное значение в формулировании правильной идеи Свящ. Писания - присутствия живого Бога в истории человечества (Biblical and Literary Essays. L., 1903. P. 320).
Одним из важных направлений исследований Д. является библейское богословие ВЗ - «осознание великого деяния Бога, посредством которого Он являет людям Свое царство» (The Theology of the OT. Edinb., 1904. P. 1). Подчеркивая принципиальную достоверность ВЗ и исторический характер его религии, Д. считал ветхозаветное богословие «исторической наукой». В истории ветхозаветного Израиля он выделял 5 периодов. От 1-го периода, вводного (завершается Исходом, с к-рого, по его мнению, начинается ветхозаветная религия), не сохранилось ни одного источника. Ко 2-му периоду - от Исхода до эпохи пророков-писателей (VIII в. до Р. Х.) - относятся: Пятикнижие Моисея, Книги Иисуса Навина, Судей, а также деятельность неписьменных пророков Деворы, Самуила, Илии и Елисея. Из записанных пророчеств ко второму периоду Д. отнес лишь песнь Деворы (Суд 5). 3-м периодом - от эпохи письменных пророчеств до падения Иерусалима (586 г. до Р. Х.) - датируются Второзаконие и Книги пророков Амоса, Осии, Михея, Исаии (главы 1-39) и Иеремии. 4-й период - от падения Иерусалима до эпохи завершения формирования пророческого канона (400 г. до Р. Х.) - включает Псалтирь, Книгу премудрости Соломона, 1-3 Книги Ездры, Книгу Неемии, Книги пророков Иезекииля, Захарии, Аггея, Малахии. К этому периоду Д. также относил написание т. н. Второ-Исаии (Ис 40-66). К 5-му, заключительному периоду (с 400 г. до Р. Х. до эпохи НЗ) Д. относил составление Книги прор. Даниила и Книги Екклесиаста, 1-й и 2-й Книг Паралипоменон. Д. допускал возможность 4-частного деления ветхозаветной истории на предварительный, допророческий (от Исхода до 800 г. до Р. Х.), пророческий (800-586 гг. до Р. Х.) и левитский (с 586 г. до Р. Х.) периоды.