ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ АУГСБУРГСКОГО ИСПОВЕДАНИЯ В РУМЫНИИ
Том XVI , С. 705-707
опубликовано: 11 декабря 2012г.

ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ АУГСБУРГСКОГО ИСПОВЕДАНИЯ В РУМЫНИИ

[румын. Biserica Evanghelicã de Confesiune Augustanã din România; нем. Die evangelische Kirche Augsburger Bekenntnisses in Rumänien], одна из протестант. церковных орг-ций в стране.

«Черная церковь» в Брашове, Румыния. Ок. 1380 г.«Черная церковь» в Брашове, Румыния. Ок. 1380 г.

Религ. трактаты М. Лютера дошли до Трансильвании в 20-х гг. XVI в. После поражения при Мохаче в 1526 г. Венгерское королевство находилось в кризисе, который проявлялся и в церковной жизни. В Трансильвании началось движение за обновление. Центрами реформаторского движения в Трансильвании стали города Кронштадт (ныне Брашов) и Германштадт (ныне Сибиу). В Кронштадте, где в 1542 г. вместо католич. мессы было введено протестант. богослужение, движение Реформации возглавил Йоханнес Хонтерус, выпускник Венского ун-та. В 1544 г. он был избран священником Кронштадта. В основном в его типографии печаталась реформаторская лит-ра, имевшая хождение в это время в Трансильвании. В 1547 г. вышло сочинение Хонтеруса (Kirchenordnung aller Deutschen in Siebenburgen), к-рое впосл. по постановлению городского муниципалитета вместе с дополнением легло в основу «Церковного устава всех немцев Трансильвании». Оно пользовалось популярностью и в др. саксон. городах и через Матиаса Рамзера, священника Германштадта, было передано в Виттенберг Ф. Меланхтону и Лютеру, высоко оценившим сочинение Хонтеруса, его рассуждения о Евхаристии и о причащении под 2 видами оказались в русле лютеран. доктрины. В Кронштадте таинства Исповеди и Отпущения грехов были приведены в соответствие с новыми воззрениями. В Германштадте с помощью муниципалитета реформацию провел Рамзер, в отличие от Хонтеруса не прибегавший к таким мерам, как упразднение возношения даров при мессе, отмена частной исповеди и уничтожение изображений внутри церкви.

Католич. Церковь пыталась принимать ответные меры против все более распространявшегося протестант. учения. В 1543 г. еп. Гросвардейнский Георг Мартинуцци устроил религ. диспут в Вайсенбурге (ныне Алба-Юлия). В числе проч. туда был приглашен и Хонтерус, к-рый прислал своих представителей. В 1544 г. начал работу Национальный ун-т, задачей к-рого было утвердить по возможности единые по форме и содержанию религ. обряды богослужений во всех общинах, в т. ч. и в тех, где уже приняли учение Лютера. Весной 1547 г. в Германштадте был созван «Совет ученых мужей» для унификации обрядов богослужения и окончательного определения характера реорганизации церковной жизни. В результате его работы появился «Церковный устав всех немцев Трансильвании». В 1550 г. по постановлению Национального ун-та этот устав был определен как руководство для всех трансильванско-саксон. городов и общин.

Важнейшими результатами церковных реформ в Трансильвании стали независимость евангелических общин от католич. Церкви, право самостоятельно выбирать епископа, замена лат. мессы ее упрощенным богослужением на родном языке, введение причащения под 2 видами. Мон-ри были распущены, их имущество перешло в собственность городов и церковных общин. Во мн. местах церкви и общины непосредственно управляли школами и воспитанием детей. В 1553-1554 гг. 1-м епископом (суперинтендантом) стал Пауль Винер. В 1556 г. от преимущественно нем. церкви лютеран. толка отделились трансильванские венгры, принявшие под влиянием кальвинист. идей Гельветическое исповедание. На заседании национального собрания Венгрии в 1568 г. с одобрения венг. кор. Яноша Запойяи был принят специальный закон «О полной свободе возвещения Евангелия», в к-ром были оговорены легальные формы существования на территории Венгерского королевства 4 вероисповеданий: католицизма, Православия и 2 разновидностей протестантизма - лютеранства и кальвинизма. В 1572 г. церковь лютеран Трансильвании приняла Аугсбургское исповедание и т. о. произошло ее сближение с лютеран. церковью в Германии. Проведение Реформации в Кронштадте и Германштадте контролировалось муниципалитетами этих городов. До 1572 г. резиденцией епископа церкви был Германштадт, затем Биртэльм (ныне Бьертан).

Становление евангелической церкви в Трансильвании как национальной церкви саксонцев и ее деятельность имели важное значение в политическом отношении. В период существования самостоятельного Трансильванского княжества протестант. конфессии были на этой территории доминирующими и беспрепятственно исповедовали свою веру. Несмотря на постоянные столкновения в борьбе за власть в Трансильвании, лютеране имели возможность поддерживать отношения с ун-тами стран Зап. Европы, прежде всего Германии. Была разработана система всеобщего образования, начиная со школьного и гимназического. В 1685 г. Трансильвания вошла в состав Австрийской монархии, что крайне отрицательно сказалось на положении всех некатоликов. Церковь немцев оказывала сопротивление попыткам австр. центральной власти провести Контрреформацию, проникшую и в вост. часть империи. Несмотря на то что, согласно т. н. Диплому Леопольда 1691 г., гарантировалось равноправие 4 конфессий, высшие гос. чины Австрийской империи оказывали явное содействие реставрационному движению и инициировали открытые гонения на протестантов, в т. ч. и на немцев-лютеран, вплоть до репрессий и конфискации церквей. Особенно сильными были гонения в правление имп. Карла VI и Марии-Терезии.

Церковь-крепость Биертан, Румыния. XV - XVI вв.Церковь-крепость Биертан, Румыния. XV - XVI вв.

На фоне жесткого давления имп. власти, а также распространения в XVIII в. пиетизма и идей Просвещения появилась угроза зарождения внутрицерковных конфликтов, к-рые могли привести к расколу саксон. общины в Трансильвании. Руководство церкви делало попытки активизировать приходскую жизнь, одновременно стараясь ввести элементы просвещения и сохранить проявления лютеран. общинного благочестия. Во главе этого движения встал саксон. гос. деятель и губернатор Трансильвании Самуэль Брукенталь (1721-1803). При имп. Иосифе II благодаря эдикту о веротерпимости (лат. Tolerantiale edictum) от 13 окт. 1781 г. деятельность саксон. лютеран. общин была значительно облегчена, хотя церковь лишилась права самостоятельно созывать соборы. Это разрешалось лишь с согласия трансильванского воеводы (князя), данного в присутствии имп. представителя. Недовольство вызвал указ, разрешавший скупать земли на территориях саксонцев.

В 1867 г. Трансильвания была объединена с Венгрией и утратила самоуправление, в том же году центральные органы церкви вернулись в Германштадт. «Раздробление королевской территории» в 1876 г. означало конец саксон. политической автономии. Для сохранения национальной церкви немцев в Трансильвании важную роль сыграл еп. Георг Даниель Тойч (1817-1893), который внес большой вклад в сохранение нем. языка в образовательных структурах.

После присоединения Трансильвании к Румынии в 1920 г. церковная орг-ция немцев-лютеран вслед. реформ была создана практически заново. В 1926 г. Евангелическая церковь саксонцев в Трансильвании слилась с 5 действовавшими в Румынии лютеран. общинами (в Бухаресте, Буковине, Добрудже и др. местах), образовав Е. ц. А. и. в Р. Между 2 мировыми войнами она объединяла ок. 240-250 тыс. чел. В результате 2-го Венского арбитража сев. часть Трансильвании вновь оказалась в составе Венгрии, и на данной территории с 1940 по 1944 г. действовал т. н. Немецкий евангелический верховный деканат Аугсбургского исповедания в трансильванских землях Венгрии (Das Deutsch-Evangelische Generaldekanat A. B. in den siebenbürgischen Landesteilen Ungarns). После второй мировой войны, когда Трансильвания вновь оказалась полностью в составе Румынии, Евангелическая церковь Аугсбургского исповедания подверглась гонениям со стороны коммунистических властей: в ходе экспроприации она потеряла много земель и школы, вынуждена была распустить все церковные союзы, значительная часть работоспособного нем. населения подверглась депортации. В 1949 г. в Клуже удалось основать Объединенный протестант. богословский ин-т со статусом ун-та, немецкоязычная часть к-рого в 1955 г. переместилась в Сибиу. Выполнение основных задач церкви, таких как проповедь, душепопечение, работа с детьми и молодежью, было крайне затруднено. В 1964 г. церковь вступила во Всемирную лютеранскую федерацию. После свержения коммунистического режима в 1990 г. ок. 85% членов евангелических общин эмигрировали в Германию. Церковный устав, принятый в 1997 г., составлен с учетом существования церкви в новых условиях.

Церковь окормляет немцев-саксонцев, проживающих в Трансильвании, преимущественно в жудецах Брашов, Сибиу и Муреш, и в др. районах страны. Возглавляет церковь епископ, руководящие органы находятся в Сибиу. В состав церкви входят 260 общин. Число верующих с каждым годом уменьшается: осталось только 6 общин, насчитывающих свыше 500 членов, количество членов в 2 общинах колеблется от 300 до 500 чел., численность всех остальных - менее 300 чел. В общинах преобладают люди среднего и старшего возраста, в сельских общинах практически отсутствуют дети и молодежь. Для тех членов общины, к-рые не владеют нем. языком, в нек-рых местностях богослужение проводится на румын. языке. Согласно данным церковной статистики на 2007 г., 40 пасторов обслуживают ок. 14,3 тыс. прихожан в 253 населенных пунктах. Церковь поддерживает связь с евангелическими церквами Германии, участвует в экуменическом движении, осуществляет сотрудничество с церковными орг-циями в Румынии и за ее пределами. Входит в состав Всемирного Совета Церквей, Конференции европейских церквей и Содружества протестантских церквей Европы.

Лит.: Müller G. Die deutschen Landkapitel in Siebenbürgen und ihre Dechanten, 1192-1848. Hermannstadt, 1934; Foisel J. Saxons Through Seventeen Centuries: A History of the Transylvanian Saxons. Cleveland, [1936]; Roth E. Die Geschichte des Gottesdienstes der Siebenbürger Sachsen. Gött., 1954; Huber M. Grundzüge der Geschichte Rumäniens. Darmstadt, 1973; Jekeli H. Die Bischöfe der evangelischen Kirche A. B. in Siebenbürgen. Köln, 19782. Bd. 1: Die Bischöfe der Jahre 1553-1867; Die Literatur der Siebenbürger Sachsen in den Jahren 1849-1918: Beitr. z. Geschichte d. rumäniendeutschen Dichtung / Hrsg. C. Göllner, J. Wittstock. Bukarest, 1979; Quellen zur Geschichte der Siebenbürger Sachsen 1191-1975 / Hrsg. E. Wagner. Köln, 19812; Binder L. Die Kirche der Siebenbürger Sachsen. Erlangen, 1982; Kós K. Siebenbürgen: Kulturhistorischer Abriss. Bdpst, 1989; Klein Ch. Die Versöhnung in der siebenbürgisch-sachsischen Kirche. Köln, 1993; Poelchau L. Zur Geschichte der Pfarrarchive der evangelischen Gemeinden A. B. in Siebenbürgen // Zschr. f. Siebenbürgische Landeskunde. 1995. Bd. 18/1. S. 3-22; idem. Zum Inhalt und zum derzeitigen Zustand der Pfarrarchive der evangelischen Gemeinden A. B. in Siebenbürgen // Ibid. Bd. 18/2. S. 121-141; Die Pfarrer und Lehrer der Evangelischen Kirche A. B. in Siebenbürgen / Hrsg. E. Wagner. Köln, 1998. Bd. 1: Von der Reformation bis zum Jahre 1700; Nussbächer G. Johannes Honterus: Sein Leben und Werk im Bild. Kronstadt, [1999].
Э. Керншток
Рубрики
Ключевые слова
См.также