[Австрийская Республика, нем. Republik Österreich], гос-во в Центр. Европе. Территория: 83,9 тыс. кв. км. Столица: Вена (1,6 млн. чел.). Крупнейшие города: Грац (238 тыс.), Линц (205 тыс.). Гос. язык: немецкий. География. Граничит на севере с Германией и Чехией, на востоке со Словакией и Венгрией, на юге с Италией и Словенией, на западе со Швейцарией и Лихтенштейном. Большая часть страны расположена в Австрийских Альпах, где высокие горные массивы (Гросглокнер - 3796 м) соседствуют с глубокими речными долинами (Инн, Зальцах, Энс, Мур). Климат в основном умеренно-континентальный. Население: 8 139 299 (1999). 99,4% - австрийцы, народ герм. происхождения. Также проживают хорваты (0,3%), словенцы (0,2%), венгры, чехи, словаки, евреи. Гос. устройство. А.- парламентская федеративная демократическая республика. Состоит из 9 федеральных земель - Н. Австрия, В. Австрия, Бургенланд, Штирия, Каринтия, Тироль, Форарльберг, Зальцбург, Вена - каждая из к-рых имеет свой собственный парламент. Формальным главой гос-ва является федеральный президент. Высший законодательный орган - Федеральное собрание. Федеральный канцлер является главой правительства. Основной закон - Конституция 1920 г., пересмотренная в 1929 г.
Католич. Церковь объединяет 85% верующих, протестантов (в основном лютеран) - 6%, др. христ. Церкви - 3% (1998).
(Московский Патриархат) представлена Венской и Австрийской епархией с кафедрой в Вене, в к-рую входят 2 прихода. С 20 по 23 июня 1997 г. Святейший Патриарх Алексий II находился в А. с целью пастырского посещения Венской епархии и открытия форума европ. христиан. Он обратился с пастырским словом к прихожанам собора во имя свт. Николая Мирликийского в День всех святых. Святейший Патриарх Алексий II выступил с приветственным словом на открытии II Европейской экуменической ассамблеи «Примирение - дар Божий и источник новой жизни» 23 июня 1997 г. 29-30 янв. 1999 г. состоялась международная научная конференция по поводу 100-летия освящения венского собора во имя свт. Николая Мирликийского. В апр. 2000 г. решением Свящ. Синода РПЦ в связи с преобразованием Венгерского благочиния в Венгерскую епархию с кафедрой в Будапеште управление новой епархией было поручено епископу Венскому и Австрийскому Павлу (Пономарёву) с титулом епископа Венского и Будапештского (на каф. с 29 дек. 1999 г., с 23 фев. 2001 - архиеп.). С 7 мая 2003 г. епархией управляет еп. Венский и Австрийский Иларион (Алфеев).
В стране действуют 5 приходов Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Свои приходы имеют К-польский Патриархат (см. Австрийская митрополия )К-польского Патриархата, Сербская, Румынская и Болгарская правосл. Церкви.
А. возглавляется Епископской конференцией, основанной в 1979 г. Состоит из двух архиеп-ств: Зальцбургского и Венского, семи еп-ств и территориального аббатства Веттинген-Майрерау, подчиняющегося непосредственно Римской курии. В ведении архиепископа Венского - ок. 4 тыс. греко-католиков.
После поражения в А. Реформации в XVII в. католич. доктрина с ее ценностями и нормами стала доминировать в культуре страны, и различные общественные движения (либерализм, национализм, социализм) имели лишь ограниченное влияние на элиту об-ва. Имп. Иосифом II (1780-1790) католич. Церковь была объявлена национальной. В XIX в. индустриальный подъем и возрастающая независимость от Церкви экономических, социальных и политических ин-тов вызвали процесс секуляризации в А. Требования отделения Церкви от гос-ва выдвинули австр. социал-демократы. Однако Церковь удержала свое влияние на политику и об-во благодаря христ. демократическому движению и правлению католич. дома Габсбургов. После падения Габсбургской монархии Церковь стала терять влияние в об-ве из-за провала эксперимента с католич. корпоративным гос-вом в 1934-1938 гг. В период между 2 мировыми войнами возникло литургическое движение Pius Parsch, к-рое инициировало новый перевод Библии на нем. язык. Во время второй мировой войны и в послевоенное время на католич. богословие в А. оказали влияние произведения К. Ранера и А. Юнгмана. В 1952 г., на первом после войны национальном собрании католиков (Katholikentag), католич. Церковь лишилась статуса национальной, отказавшись от вмешательства в партийную политику. Католич. Церковь А. деятельно восприняла установку Ватиканского II Собора на aggiornamento (обновление).
получила офиц. признание в А. в 1877 г. Еще одна близкая католицизму, но не являющаяся католич. религ. орг-ция - Новая Апостольская Церковь с центром в Дортмунде (Германия) - приобрела немало сторонников в А.
В стране существуют приходы Армянской и Коптской Церквей.
входит в состав Гибралтарского европ. еп-ства англикан. Церкви.
Среди протестант церквей и деноминаций выделяются: Протестант. церковь аугсбургского исповедания (лютеран.), Протестант. церковь швейцарского исповедания (реформатская), Федерация общих баптистов, Объединенная методистская церковь. Наибольшее распространение протестантизм получил в альпийских регионах Австрии, к-рые менее всего подверглись давлению Контрреформации, и в Бургенланде, к-рый был частью Венгрии до 1918 г. Новые протестант. общины возникали в среде беженцев после второй мировой войны. Из протестант. общин официально признаны только две: Моравские братья, получившие легальный статус в 1880 г., но уже не имеющие прихожан в А., и методисты, к-рые вели активную деятельность с 1870 г. и были официально признаны в 1951 г., они непосредственно связаны с Объединенной методистской церковью в США. Множество мелких протестант. групп продолжают существовать без офиц. признания - адвентисты, баптисты, бретрены, братские меннониты, пятидесятники, среди таких групп официально признаны мормоны.
В А. имеются последователи иудаизма (ок. 10 тыс. чел.), 1% мусульман (1992), а также представители буддизма и нехрист. сект: Свидетели Иеговы - 0,44% населения, 299 общин (1998); сайентисты - 5 общин.
основанный в 1958 г., объединяет 14 членов и 11 наблюдателей. В Совет входят лютеран., реформатская, старокатолич., методистская, англикан. и правосл. Церкви. Неск. др. вероисповеданий и церковных орг-ций имеют статус наблюдателей.
Древнейшее известное население, проживавшее на территории А.- кельты,- было подчинено римлянами в правление имп. Августа, когда в состав Римской империи вошли земли Центр. Европы, лежащие к югу от Дуная. На территории совр. А. были образованы 3 рим. провинции: центральная часть составила пров. Норик с городами Ював (Зальцбург), Овилава (Вельц), Бойодур (Пассау) и Лауриак (Лорх, к востоку от Линца), зап. земли вошли в состав Реции с городами Бриганций (Брегенц) и Вельдиден (Вильтен), вост.- в состав Паннонии с Виндобоной (Вена). Одновременно с романизацией на этой территории разворачивалась деятельность первых христ. миссионеров. Ссылаясь на послание папы Симмаха (498-514), принесение христианства в Лауриак приписывают святым апостолам. Надписи, обнаруженные в XVI в. в г. Эмсе, говорят о личном пребывании св. ап. Марка и св. ап. Луки в Придунавье, хотя этот факт не имеет др. доказательств. Находки показали, что в эпоху раннего христианства в Придунайском регионе существовал местный чин литургии.
При имп. Марке Аврелии (161-180) среди рим. войска в Паннонии был легион из Мелитины (Каппадокия, совр. Малатья, Турция), состоявший из солдат-христиан. Христиане возносили молитву Богу. Поднялась страшная буря, и враги были повержены без сражения. Марк Аврелий в сенате выдвинул обвинение против христиан, потому что язычники приписывали чудо победы Юпитеру (Иустин. I Апология). В период Диоклетианова гонения солдат Флориан был брошен в р. Энс возле Лауриака. На этом месте была построена ц. св. Флориана (позднее стала принадлежать общине августинцев-каноников), где покоятся мощи святого. Деятельность св. Северина (Ɨ 482) на территории А. приходится на период, когда в позднеантичном об-ве уже доминировало христианство, но его дальнейшему укреплению мешали все более разрушительные варварские нашествия. Житие св. Северина, написанное его учеником Евгиппием (511), является единственным письменным документом по истории придунайских областей в последние годы рим. правления.
Эпоха великого переселения народов в Ср. Придунавье привела к упадку цивилизации и жизни христ. Церкви. Со 2-й пол. III в. приграничные провинции Реция, Норик и Паннония подвергались постоянным набегам герм. племен. В кон. IV в. Паннония, формально еще считавшаяся рим. провинцией, фактически была поставлена под контроль могущественного вождя готов Алариха. В сер. V в. на короткое время Ср. Придунавье было захвачено вождем гуннов Аттилой и вошло в состав его державы. В 488 г. еще остававшиеся в городах рим. гарнизоны были выведены в Италию герм. правителем Одоакром. После падения Зап. Римской империи территория А. входила в Остготское королевство, в сер. VI в. находилась под властью лангобардов, а в конце века была завоевана аварами. В результате нашествий варварских племен, волнами проходивших через территорию А., были разрушены почти все рим. города, сократилось их рим. население, уже в значительной степени христианизированное. Одновременно происходит расселение племен баваров на зап. австр. землях. В нач. VIII в. благодаря деятельности св. Руперта, еп. Вормсского, сюда вновь проникает христианство. Св. Руперт, почитаемый апостолом Австрии, крестил баварского герц. Теодо в Ратисбоне (Регенсбург), поселился в Зальцбурге и основал здесь мон-рь св. Петра (700) - старейший бенедиктинский мон-рь А., существующий и в наст. время. Бенедиктинскую обитель для женщин он учредил для своей родственницы, существовала обитель довольно продолжительное время. В 739 г. создано Зальцбургское еп-ство. Баварский герц. Тассилон основал бенедиктинские мон-ри на оз. Мондзе (748) и в Кремсмюнстере (777). Бавария и зап. территория А. (совр. Н. Австрия) были завоеваны франк. кор. Карлом Великим в 778 г. и стали частью его империи. В 795 г. после разгрома аваров вост. р-ны А. (совр. В. Австрия, Бургенланд, Штирия, Каринтия) стали частью созданной Карлом Восточной марки. Карл даровал еп-ству Зальцбурга более высокий статус архиеп-ства (798) и установил его независимость от Аквилейского архиеп-ства. После распада империи Карла территория А. вновь перешла под власть баварских герцогов. В кон. IX-1-й пол. X в. развитие А. вновь замедлилось из-за вторжения мадьяр (венгров) в Придунайскую равнину. В этот период территория А. становится ареной постоянной войны кочевников и противостоявших им баварских герцогов и Римско-Германской империи. Время относительной стабильности для А. наступает только в XI в. После отражения нашествия венгров в 966 г. была воссоздана Восточная марка под названием Ostarrichi.
Возрождение церковной жизни начинается в кон. X в. при Пилгриме, еп. Пассау (Вост. Бавария). Маркграф А. Леопольд I (976-994) учредил в Мельке обитель регулярных каноников, в 1089 г. здесь размещаются монахи-бенедиктинцы из Ламбаха. Мон-рь ныне действующий (сохранился архитектурный комплекс XVIII в.); одна из святынь мон-ря - Распятие из Мелька, в 1363 г. пожертвованное герц. Рудольфом IV. В 1997 г. мон-рь посетил во время своей поездки Святейший Патриарх Алексий II. В маркграфство сына Леопольда Адальберта I Победителя (1018-1055) трое молодых людей были посланы в Париж для обучения - все они стали епископами и основателями мон-рей: Гебхард, архиеп. Зальцбургский, основал мон-рь Эдмонт и еп-ство Гурк (1072; совр. Гурк-Клагенфурт); еп. Вюрцбургский Адальберт - мон-рь Ламбах (В. Австрия); св. Альтманн, еп. Пассау,- мон-рь Гёттвайг для 12 регулярных каноников. Через А. проходили пути крестоносцев, к-рых возглавлял маркграф св. Леопольд III. Им были построены церковь в Каленберге и мон-ри Клостернойбург (1114) и Хайлигенкройц (1133). Сын Леопольда III Оттон, цистерцианец, стал епископом Фрайзинга (Бавария).
В 1156 г. маркграфство А. было преобразовано в герцогство, к-рое приобрело независимость от Баварии и вошло в состав Римско-Германской империи. С кон. XII в. столицей А. становится Вена. В сер. XIII в. А. на короткое время перешла во владение чеш. короны, но в 1278 г. была подчинена герм. кор. Рудольфом I Габсбургом. С этого времени А.- наследственное владение Габсбургов и ядро их постепенно расширявшейся державы.
Правящая династия стала главным покровителем католич. Церкви А. Церковь сохраняла формальную независимость от светской власти А., подчиняясь Риму, но герцоги пользовались большим авторитетом в управлении делами Церкви. При Рудольфе IV началась перестройка в готическом стиле ц. св. Стефана в Вене (1359), им же в 1365 г. был основан Венский ун-т, где при антипапе Феликсе V открылся богословский фак-т. В сер. XV в. Габсбурги закрепляют за собой титул императоров Священной Римской империи; А. и Вена претендуют на роль политической и культурной доминанты в Центр. Европе. При имп. Фридрихе III были созданы еп-ства Лайбаха (совр. Любляна; 1462), Вены (1469), Винер-Нойштадта (после 1469). В это время основывается большое количество мон-рей: картузианские в Майербахе, Гемми, Агсбахе; францисканские в Вене, Клостернойбурге, Санкт-Пёльтене, Энцерсдорфе, Пуккинге; доминиканские в Граце и Реце.
В XVI-XVII вв. Реформация, сопровождавшаяся крестьянскими восстаниями (наиболее крупное в В. Австрии в 1626), и рост тур. угрозы на вост. границах стали серьезным испытанием для австр. гос-ва. Тем не менее твердая прокатолич. политика Габсбургов позволила им укрепить свое положение. С 1526 г. к герц. Фердинанду I (1526-1562, имп. 1556-1564) переходят короны Чехии и Венгрии. Постоянная угроза со стороны Османской империи (в 1529 турки осадили Вену, в 1532 - крепость Гюнс (венг. Кёсег) близ штирийской границы, но были отбиты) способствовала централизации гос-ва. Династия Габсбургов в XVI в. стала щитом для проникновения ислама в регион, защитницей христианства - это проявилось прежде всего в поддержке католич. традиции против различных инноваций.
Реформация в А. достигла крупных успехов: в сер. XVI в. более половины населения страны были протестантами, в нек-рых областях они составляли до 80%. Папа Пий IV, уступая реформационным требованиям, допустил к чаше Причастия мирян в архиеп-стве Грац, однако папа Пий V запретил это. Имп. Фердинанд I поддерживал католицизм инспекцией мон-рей и приходов, влиянием на решения Тридентского Собора (1545-1563). В австр. провинциях иезуиты были значительным фактором в защите католич. веры. При покровительстве Фердинанда св. Игнатий Лойола основал коллегию иезуитов в Вене. Первый нем. член ордена св. Петр Канизий возглавил 2 кафедры на теологическом фак-те и организовал гимназий с семинарией при нем. Сын Фердинанда имп. Максимилиан II (1564-1576), имевший воспитателем протестанта, впосл. разрешил князьям в своих замках и городах следовать принципу Аугсбургского религ. мира - «чья власть, того и вера». В 1570 г. в провинции Тироль правитель Якоб Пагрсбах разрешил желающим исповедовать протестантизм. Тем не менее реформационное движение в А. носило компромиссный характер. Протестанты не порывали окончательно с католич. Церковью, хотя и проводили секуляризацию церковного имущества, признавали право духовенства на вступление в брак, церковное богослужение на родном языке. Еп. Вены Мельхиор Клесль возглавил движение контрреформации в А., к-рое было полностью поддержано Габсбургами, и прежде всего имп. Рудольфом II (1576-1612). К сер. XVII в. А. вновь становится в основном католич. страной.
После поражения турок под Веной в 1683 г. и присоединения территории Венгрии и Трансильвании для А. началось т. н. великое столетие, эпоха наивысшего расцвета империи Габсбургов, тесно связанная с распространением идеологии «просвещенного абсолютизма» в А. С этого времени и до распада империи в 1918 г. под скипетром одной правящей династии оказывается конгломерат разнородных земель и этносов юж. части Центр. Европы, в к-ром германоязычные австрийцы составляли уже меньшинство. В политике австр. государей XVIII в. проявилась тенденция к освобождению от влияния Церкви. Несмотря на религиозность императрицы Марии Терезии (1740-1780), влияние иезуитов в стране постепенно снижалось, чему способствовало и негативное воздействие инквизиции на общественную жизнь. Орден был отстранен от управления учебными заведениями, а в 1772 г. на территории империи распущен. В XVIII в. активно развивалась система светского гос. образования, средних городских и сельских школ. Имп. Иосиф II стремился усилить свою власть, добиваясь независимости Австрийской Церкви от Рима и утверждая влияние светской власти на Церковь. Им была проведена секуляризация церковных земель, общины монашеских орденов были переподчинены местным епископам, многие мон-ри были закрыты. В рамках адм. реформы в империи Иосиф устанавливал новые границы еп-ств, контролировал отношения австр. епископов с Римом. В 1781 г. он выпустил Акт о веротерпимости, который уравнял в правах католиков и представителей др. вероисповеданий. В целом, однако, реформаторская и антирим. политика Иосифа II не была успешной.
Несмотря на ряд поражений от Наполеона на рубеже XVIII-XIX вв., империя Габсбургов сохранила политическое единство, потеряв, однако, для своих правителей титул римско-герм. императоров. В XIX в. в А. активно развивается движение за либерализацию общественной жизни, господствующее положение католич. Церкви вызывает протесты как на слав. окраинах империи, так и в среде образованной элиты. Свобода вероисповеданий становится одной из целей революции 1848 г. В 1855 г. был заключен Конкордат с Римской курией, по к-рому система образования в А. вновь переходила в ведение католич. Церкви. Конституция 1861 г. провозгласила религ. свободу: на территории империи были признаны аугсбургское и швейцар. исповедания, позднее объединившиеся в Евангелическо-реформатскую Церковь.
В нояб. 1918 г. была создана Австрийская Республика, к-рая получила международно-правовое признание на основе Сен-Жерменского мирного договора 1919 г. 13 мар. 1938 г. произошло присоединение (аншлюс) А. к гитлеровской Германии. После поражения Германии во второй мировой войне стране была возвращена независимость и подтвержден статус принятого ею нейтралитета.
Конституция А. не содержит никаких норм относительно вероисповеданий. Однако Основной закон от 21 дек. 1867 г. «Об общих правах граждан», считающийся конституционным согласно ст. 49 Конституции, гарантирует свободу совести и веры (ст. 14), внутреннюю автономность Церквей (ст. 15) и свободу религ. отправлений (ст. 17). Гос. договор 1955 г. также гарантирует свободу богослужения и отсутствие дискриминации по признаку вероисповедания (ст. 6). Офиц. статус религ. общин регулируется законом от 20 мая 1874 г., к-рый до сих пор имеет силу. Согласно этому закону, только официально признанные религ. общины могут получить статус юридического лица и их орг-ции и учреждения обладают специальным иммунитетом.
Отношения между Австрийской Республикой и католич. Церковью определены в соглашении с папским престолом, подписанном 5 июня 1933 г. Соглашение дает Церкви право устанавливать и контролировать религ. отправления в католич. школах начального и среднего образования. Католич. Церковь, ее ордена и конгрегации имеют право открывать свои школы, пользующиеся правами гос. до тех пор, пока они отвечают общим офиц. требованиям. Церковь имеет полную свободу ведения своих частных дел и владения собственностью, а также проведения общественных праздничных богослужений. Это соглашение требует от Республики признания гражданской юридической правомерности церковных браков. Последний пункт был отменен законом от 6 июля 1938 г. об унификации процессов бракосочетания и развода в А. и на др. территориях Третьего рейха - гражданский брак стал обязательным. Соглашение было дополнено рядом договоров, заключенных позднее с папским престолом (от 23 июня 1960 о церковной собственности; от 9 июля 1962 по вопросу образования - субсидирование католич. школ; от 7 июля 1964 и 7 окт. 1968 о создании соответственно Инсбрукского и Фельдкирхенского еп-ств).
Отношения между гос-вом и евангелической и реформатской церквами регулируются федеральным законом от 6 июня 1961 г. По этому закону церкви объявляются самостоятельными духовными объединениями, полностью автономными. Их приходы являются официально признанными корпорациями, что также обеспечивает им поддержку властей. Размеры гос. взносов в старокатолич. Церковь и евр. религ. общины были установлены в окт. 1960 г.
Право взимать церковные налоги было утверждено в ст. 15 Основного закона 1867 г., но активно не использовалось до 1 мая 1939 г., когда был обнародован нем. закон о взимании церковных налогов на землях А. Отдел культуры Федерального мин-ва образования и искусства (Kultursektion des Bundesministeriums für Unterricht und Kunst) ответствен за все вопросы, связанные с Церквами и религ. общинами.
Об-во по правам Вост. Церквей, основанное в Вене в 1969 г., является международным межконфессиональным учреждением, в к-ром сотрудничают по вопросам вост. канонического права и гражданских законов о Церкви православные, представители древних Вост. Церквей, греко-католики, а также зап. специалисты. Об-во организовало конгрессы в Вене в 1971 г. и в Гонии (Крит) в 1973 г.
Наиболее ранние известные христ. постройки находятся в городах Лорх и Маутерн (Н. Австрия) и относятся к V в. Они имеют форму простых прямоугольных залов с апсидой. В Австрийских Альпах раннехрист. сооружения сложнее и разнообразнее, среди них - украшенная мозаикой крестообразная в плане кладбищенская церковь в Теурнии (Каринтия), соборы в Агуонте (Вост. Тироль) и Себене (Юж. Тироль). Типичный для V в. комплекс церковных сооружений из 4 зданий был возведен на Хеммаберге (Каринтия).
Следующая группа археологических памятников связана с эпохой Каролингов. В 744 г. в Зальцбурге еп. Виргилий построил большой трехнефный собор, без трансепта, с атрием и баптистерием у зап. фасада. Раскопки построенного на оз. Мондзе (748) баварским герц. Тассилоном мон-ря показали, что для его сооружения были вторично использованы остатки комплекса древнерим. зданий. Образец классической каролингской архитектуры - круглый в плане собор в Линце (799). Здесь же на замковом холме была раскопана церковь с центричным планом, квадратная внутри, с круглым амбулаторием и 3 апсидами. Ее идентифицируют с храмом св. Мартина, впервые упомянутым в 799 г. и основанным, видимо, в период похода Карла Великого против авар. В Н. Австрии, наиболее сильно пострадавшей от вторжений венгров, строительство развивалось медленнее, напр., крестообразная в плане ц. св. Ульриха в Визельбурге была основана св. Вольфгангом лишь в 979 г. большинство приходских церквей вплоть до кон. XI в. были деревянными и изучены мало.
X-XIII вв.- период расцвета романского искусства, связанного с архитектурной и живописной школами в Зальцбурге, к-рый характеризуется массовым строительством каменных храмов. Особенности романского стиля ярко проявляются в архитектуре бенедиктинского мон-ря в Хирзау (Х в.). В этот период открываются монастырские скриптории. Сохранившиеся «Книга евангельских чтений Куртуса Бертольда» из собрания ц. св. Петра в Зальцбурге (кон. XI в.) и Нонбергское Евангелие (XI в. Мюнхен. Гос. б-ка. Cim. 15904) являются памятниками романской миниатюры.
В А. практически не сохранилось памятников монументальной живописи, созданных до кон. XI в. К визант.-оттонианскому стилю живописи относят неск. фрагментов росписи ц. св. Ульриха в Визельбурге (1-я пол. XI в.). Живопись (сцены ВЗ и НЗ), сохранившаяся в зап. хоре бенедиктинского аббатства в Ламбахе (ок. 1056-1089), сравнима по стилю с росписями и мозаиками сев. Италии.
В XII в. на церковном строительстве отразилось соперничество за господство на Дунае маркграфов и церковных правителей Зальцбурга и Пассау, к-рые активно строили новые храмы, открывали мон-ри. Храм (1136) аббатства Клостернойбург, основанного маркграфом св. Леопольдом III, был выстроен в квадровой кладке, с башней над средокрестьем, трансептами и хорами. В 1135 г. маркграф пригласил в А. цистерцианцев и основал аббатство Хайлигенкройц, где построил трехнефную базилику (1187). Не менее активны были архиепископы Зальцбурга. На месте собора еп. Виргилия возвели гигантское здание (122´ 48 м; погибло в кон. XVI в.; изучены остатки основания и декора), в Альпах - резиденцию епископов во Фризахе. Епископы Пассау перестроили в переходном романско-готическом стиле церкви аббатств св. Пёльтена (1150; 1228) и Кройцмюнстер (в 1232 достроена полигональная апсида). К XII в. относятся росписи монастырской церкви Ноккберга и цикл фресок в ц. св. Иоанна в Пурге. Переход от романской к новой, готической стилистике намечен в росписях городского собора Гурка (ок. 1140 - нач. XIII в.) в Каринтии.
Готический стиль в А. складывается во 2-й пол. XIII в. В правление герц. Леопольда VI (1198-1230) распространилось культурное влияние его резиденции Клостернойбурга, где были выстроены новый дворец и роскошно убранная в формах франц. готики капелла. Происходит переход к новой пространственной концепции, для к-рой характерно развитие открытых форм: зальные церкви с двумя-тремя нефами или удлиненным хором. В краткое правление герц. Оттокара II во 2-й пол. XIII в. активизировалась строительная деятельность нищенствующих орденов. Архитектурные идеи готики наиболее полно начали воплощаться с 1276 г. Реорганизуются пространства храмов (зальный хор аббатства Хайлигенкройц, 1295; хор с радиальными капеллами цистерцианского мон-ря в Цветле, с 1342; зальная церковь в Нойберге, с 1327; зальный хор венского собора св. Стефана, 1304-1340). Эпоха готики не отмечена выдающимися произведениями монументальной живописи, изменения в стилистике коснулись в основном станковой живописи («Коронация Марии», «Распятие». XIII в. Кремс-ан-дер-Донау, Городской исторический музей). В XIV в. усиливается влияние искусства Богемии и Италии. В Вене в ц. св. Флориана появилась одна из первых в стране иконописных мастерских, ее произведения причисляют к т. н. мягкому стилю интернациональной готики. Среди мастеров станковой живописи выделялся К. Лайб («Распятие». Вена, Бельведер). Ок. 1400 г. в А. получила распространение поздняя готика (самый известный архитектор - П. фон Пусика). Этот стиль является своеобразным возвращением к ранним формам готических сводов и арок с новым подходом к решениям интерьерного оформления. C нач. XVI в. отдельные архитекторы (А. Пилгрэм, главы ложи каменщиков собора св. Стефана) начинают работать в ярко выраженной индивидуальной манере. В живописи появились сюжеты на светские темы (Т. фон Виллах). В кон. XV в. возникла «дунайская школа» живописи (наиболее известный мастер - А. Альтдорфер).
Начало эпохи Возрождения в австр. искусстве отмечено проникновением из Италии на рубеже XV-XVI вв. идей А. Палладио. В архитектурном декоре появились классические мотивы (Новый город в Вене; «Швейцарские ворота»). В церковном строительстве соблюдался компромисс между готическими и ренессансными формами, напр., основной интерьер придворной церкви в Инсбруке (задумывалась как усыпальница имп. Максимилиана I) решен в готическом ключе, ренессансные формы проявляются в притворе и портале. На протяжении всего XVI в. и в нач. XVII в. в живописи доминировали приглашенные итал. мастера, работавшие при дворах знати (Дж. А. Личинио, К. Солари, Т. Гизи).
С началом контрреформационного движения в австр. землях связано широкое распространение барочного стиля в архитектуре. В период 1600-1750 гг. складывались особенности национального зодчества, что нашло свое отражение гл. обр. в архитектуре Вены и Зальцбурга (кафедральный собор Зальцбурга, окончен в 1628). Покровителем барокко в церковном строительстве становится орден иезуитов: появились иезуитские церкви в Вене, университетская церковь (1627-1631) в Граце и др. В живописи, как и в архитектуре, на протяжении XVII в. главные позиции сохраняли итал. мастера. Наибольшую известность приобрел худож. А. Бедуцци, работавший в Вене и в мон-рях вдоль Дуная и определивший основные черты австр. классического придворного стиля. В скульптуре преобладали патетичные образы в барочных церквах (напр., алтарь собора в Ирсдорфе, 1682-1684, М. Хуггебихлер). В кон. XVII в. на место итал. архитекторов приходят австр., создавшие национальный вариант «высокого барокко». В 1692 г. в Вене была учреждена королевская академия художеств. Наиболее значительный архитектор австр. барокко - И. Б. Фишер фон Эрлах (ц. Св. Троицы в Зальцбурге; строительство начато в 1696). Яркими образцами барокко в церковной архитектуре В. Австрии (т. н. баварское рококо) являются больничная церковь (1701-1741) аббатства в Вильхеринге и обсерватория (1748-1759) в Кремсмюнстере.
В XVIII в. складывается австр. школа живописи. Одним из ее основателей стал И. М. Ротт Майр, в произведениях к-рого еще ощутимо влияние Роццо и Рубенса (фрески ц. св. Карла Борромео, 1725). В творчестве австр. художников преобладают светские сюжеты. Высший расцвет барочной живописи связан с именем Ф. А. Маульберча (придворная капелла и покои Марии Терезии в Инсбруке). Крупные художники национальной школы этого времени: П. Трогер (мраморный зал мон-ря в Мельке), Д. Гран, И. К. Бранд, А. Файстенбергер, М. ван Майтенс, Й. Грасси, И. Б. Лампи-старший (работал также в России). Начиная с 70-х гг. XVIII в. в связи с новым делением приходов значительно активизируется церковное строительство. Наиболее распространенный тип церковных построек - это храмы с купольным или парусным сводом в духе позднего классицизма (греч. правосл. церковь в Вене, архит. П. Мольнер, 1782-1787).
XIX в. в истории австр. искусства отличает разностилье. Проводником идей классицизма в венской архитектуре стал датчанин Т. Э. Хансен (здание парламента в Вене, 1873-1883). Античные героические пейзажи прославили Й. А. Коха, работавшего в Риме в 1-й пол. XIX в. С др. стороны, духом романтизма было проникнуто творчество художников, входивших в объединение «назарейцев» и ориентировавшихся на ренессансные образцы итал. и нидерл. искусства. Во 2-й четв. XIX в. складывается стиль бидермейер, отразивший идеалы «частного человека» в семейном окружении (Ф. Г. Вальдмюллер, М. М. Даффингер, Й. Кройцингер - мастера акварели; Якоб Альт и его сыновья Франц и Рудольф). В церковной архитектуре XIX в. стали преобладать стилистические заимствования средневек. форм: визант. элементы в постройках Хансена (ц. Густава Адольфа в Вене, 1846-1849) или готические у Г. фон Ферстеля (Вотивкирхе в Вене, 1879) и Ф. фон Шмидта (участвовал в реставрации Кёльнского собора).
На рубеже XIX-XX вв. в архитектуре Вены сложился оригинальный вариант модерна (Г. Климт), с к-рым связаны попытки возрождения церковного синтеза искусств, не приведшие, однако, к значительным результатам. В нач. ХХ в. была особенно существенна роль школы О. Вагнера, определившего движение зодчества от модерна к неоклассике.
А. развивалась прежде всего в соборах и мон-рях. К древнейшим из них относится мон-рь св. Петра в Зальцбурге и мон-рь в Кремсмюнстере. Зальцбургский архиеп. св. Арно (Ɨ 821) имел тесные связи с аббатствами Санкт-Галлен и Мец, откуда в А. распространялся cantus romanus - церковное хоральное пение, кодифицированное в эпоху Каролингов. Сохранились австр. невменные рукописи, датируемые IX-X вв. По великим праздникам ставились литургические драмы, традиции к-рых в ряде мест дожили до XVII в.
В 1493 г. имп. Максимилиан I основал придворную капеллу (церковный хор) в Вене, к-рую возглавил Г. Слаткониа. Для австр. церковной музыки XV-XVI вв. характерно влияние художественных принципов полифонической нидерланд. школы: многоголосие a cappella, сложность технических приемов, использование популярных светских мелодий. При дворе Максимилиана I в Инсбруке и Вене работал нидерландец Х. Изак (ок. 1450-1517), автор месс, мотетов и светских песен. Мелодия одной из последних - «Инсбрук, я должен тебя покинуть» - с 1506 г. используется в лютеран. богослужении с различными подтекстовками («О мир, я должен тебя покинуть» и др.). Самое капитальное из его церковных сочинений, трехтомное собрание «Choralis Constantinus» - обработки песнопений проприя мессы из нем. г. Констанц,- было завершено учеником и преемником Изака в Венской капелле Л. Зенфлем (ок. 1486-1542 или 1543). Зенфль оставил 7 месс, «Magnificat» и мотеты, вошедшие в сб. «Liber selectarum cantionum» (Книга избранных песнопений, 1520). С Инсбруком, Зальцбургом и Веной связана деятельность композитора Г. Финка (1444? - 1527), служившего в капеллах Максимилиана I и Фердинанда I. Самым знаменитым австр. органистом этой эпохи был П. фон Хофхаймер (1459-1537), работавший в Инсбруке, Пассау, Аугсбурге и Зальцбурге и создавший свою школу. В дальнейшем австр. органная музыка стилистически была ближе к итал., нежели к нем. традиции. Ее успехи связаны с именами нем. ученика Дж. Фрескобальди - И. Я. Фробергера (1616-1667), служившего придворным органистом в Вене в 1637-1657 гг., а также отца и сына Муффатов: Георга (1653-1704) и Готлиба (1690-1770). Однако художественных высот, сравнимых с достижениями нем. композиторов (Д. Букстехуде, И. Пахельбеля, И. С. Баха), австр. органная музыка не достигла.
Императоры Фердинанд III (1608-1657), Леопольд I (1640-1705) и Иосиф I (1678-1711) сами сочиняли музыку, в т. ч. церковную. Леопольд I - автор 2 месс, 5 заупокойных служб и 12 ораторий. В церковной музыке А. этого времени господствовал эффектный, экспрессивный и театрализованный стиль барокко. Композиторы, писавшие оперы для придворных спектаклей, были также авторами популярных литургических сочинений, напр. итальянцы А. Драги (1635-1700, в Вене с 1658) и А. Кальдара (1670-1736, в Вене с 1716). Самый крупный австр. композитор эпохи барокко - И. Й. Фукс (1660-1741), ставший с 1698 г. придворным композитором, с 1705-го вторым капельмейстером в соборе св. Стефана в Вене и с 1713 г.- капельмейстером императрицы Амалии. В своем оперном творчестве он следовал пышному барочному стилю, но во взглядах на церковную музыку придерживался ориентации на творчество Палестрины. Учебник Фукса «Gradus ad Parnassum» (Ступени к Парнасу; 1725, нем. пер. 1742, итал. 1761, франц. 1773, англ. ок. 1770) на протяжении целого столетия оставался самым авторитетным пособием по контрапункту строгого стиля. Фукс написал более 70 месс (часть a cappella, часть с сопровождением), неск. реквиемов и ораторий, 27 мотетов, 57 вечерен и псалмов, 38 церковных трио-сонат. В его церковной музыке господствует благородная сдержанность выражения, взыскательный вкус и тонкое сочетание интеллектуализма и задушевности. Наследниками традиций Фукса стали не только его ученики (Готлиб Муффат, работавший в Дрездене Я. Д. Зеленка, Ф. Тума, Г. К. Вагензейль), но и др. австр. композиторы, напр. Г. Ройтер-младший (1708-1772), служивший капельмейстером в соборе св. Стефана, занимавшийся церковной музыкой при венском дворе и создавший 80 месс и множество др. богослужебных сочинений. Часть из них приписывалась впосл. Й. Гайдну (1732-1809), к-рый вместе с братом Михаэлем в отрочестве учился у него в певч. школе при соборе св. Стефана.
На протяжении XVIII в., до смерти императрицы Марии Терезии в 1780 г., австр. церковная музыка находилась под особым покровительством монархов. Праздничные службы и уличные процессии совершались столь торжественно, что в 1782 г. папа Пий VI, увидевший процессию в Вене на Вербное воскресенье, удивленно воскликнул: «Romae non sic!» (В Риме такого нет!) - что послужило имп. Иосифу II одним из поводов для наступления на «излишества» при совершении богослужения. Эти меры (в частности, отмена богослужебных процессий и старинных рождественских и пасхальных обрядов) отрицательно сказались на австр. церковной музыке этого периода. «Чем проще музыка, тем лучше она соответствует христианскому смирению и благоговению»,- говорилось в «Положении о совершении богослужения» 1786 г. После смерти Иосифа II его политика была пересмотрена, и церковная музыка А. вернулась в прежнее русло развития. В храмах вновь зазвучали большие композиции, рассчитанные на профессиональных певцов и солистов в сопровождении оркестра, инструментальная музыка (напр., исполнение в качестве музыки для градуала камерных трио-сонат или частей симфоний).
Самым авторитетным церковным композитором 2-й пол. XVIII в. был М. Гайдн (1737-1806), с 1763 г. работавший в Зальцбурге при дворе князя-архиепископа. М. Гайдн продолжал традиции Фукса, привнеся в них классическую ясность формы, изящество хорового письма и мелодическую закругленность. Он сочинил 32 лат. и 8 нем. месс, 2 реквиема (второй не закончен), 6 «Te Deum», 117 градуалов, 45 офферториев, 27 пасхальных респонсориев и т. д. В Вене большим авторитетом пользовался И. Г. Альбрехтсбергер (1736-1809), придворный органист, капельмейстер собора св. Стефана, автор 26 месс, 43 градуалов, 34 офферториев и др. сочинений. Он считал фугу «необходимейшим жанром церковной музыки» и внушал это своим многочисленным ученикам (среди к-рых был и Л. ван Бетховен (1770-1827)).
Многие ранние мессы, литании, мотеты и др. сочинения В. А. Моцарта (1756-1791) следовали зальцбургской традиции с сильными итал. влияниями («кантатная месса», состоящая из многих номеров типа арий, ансамблей, хоров). 2 самых значительных и глубоких его произведения венского периода, Месса до минор (1782 или 1783) и Реквием (1791), остались незавершенными. Реквием был оборван на части «Lacrymosa» и дописан учеником Моцарта Ф. К. Зюсмайром (1766-1803). В кон. XX в. исполняются и редакции (Р. Маундер, 1985), основанные только на моцартовском тексте.
В наследии Й. Гайдна - 14 месс, 2 «Te Deum», кантата «Stabat Mater» и неск. антифонов «Salve Regina». Вершина его церковного творчества - 6 поздних месс (1796-1802), принадлежащих к симфоническому типу, с делением текста на крупные части и отказом от закругленных номеров, таких, как арии и ансамбли. Одну из них, «Missa in angustiis» (Месса в тяжелых обстоятельствах) ре минор (1798), легенда связывает с именем англ. адмирала Г. Нельсона, одержавшего победу над испано-франц. флотом. В этой мессе крайне необычная часть «Benedictus» (суровая минорная музыка с трубами и литаврами) может истолковываться и как видение Христа в облике Судии.
У Бетховена, жившего в Вене с 1792 г., 2 мессы. Месса до мажор (1807) стала прямым продолжением месс Й. Гайдна, поскольку также писалась по заказу кн. Эстергази. «Торжественная месса» ре мажор (1819-1823) задумывалась как приношение композитора к интронизации его ученика эрцгерц. Австрии Рудольфа (1788-1831) поначалу в качестве архиепископа Ольмюца, а затем кардинала. В намеченные сроки Бетховен не уложился, однако жанр торжественной понтификальной службы определил огромные масштабы и особо проникновенный стиль этого шедевра. «От сердца да идет это к сердцу»,- начертано рукой композитора в начале «Kyrie». Из-за большой продолжительности, сложности для исполнения и несоответствия выработанным позднее представлениям о церковной музыке «Торжественная месса» никогда не использовалась в богослужении. Ее мировая концертная премьера, организованная Н. Б. Голицыным, состоялась в С.-Петербурге в 1824 г. В Вене части «Торжественной мессы» под названием «гимнов» впервые прозвучали в концерте вместе с Девятой симфонией Бетховена также в 1824 г.
Мессы, продолжающие классические традиции, принадлежат также Ф. Шуберту (1797-1828). в творчестве А. Брукнера (1824-1896), к-рый долгие годы был связан с мон-рем св. Флориана и был известен как органист, много вокально-инструментальных церковных сочинений (мессы, реквием, «Magnificat», «Te Deum», мотеты, псалмы и др.).
В целом, однако, развитие церковной музыки А. в XIX в. характеризовалось усиливавшейся критикой оперно-симфонических влияний и распространением идей «цецилианства» (от имени cв. Цецилии, пам. 22 нояб., с конца ср. веков считающейся в католич. Церкви покровительницей церковной музыки), зародившихся еще в 10-х гг. XIX в. и возобладавших после 1868 г. Идеалом цецилианцев - священников и музыкантов - был строгий стиль эпохи Палестрины (см. также Германия, церковная музыка). На практике это вылилось в господство усредненно благообразных произведений малоизвестных авторов. Возможно, поэтому в XX в. пути австр. церковной музыки и профессионального композиторского творчества резко разошлись: никто из великих музыкантов, работавших в Вене в начале века (Г. Малер, А. Шёнберг, А. Берг, А. фон Веберн), не писал богослужебных сочинений.
Единственным значительным австр. композитором XX в., работавшим в сфере церковной музыки, был И. Н. Давид (1895-1977), создавший немало органных сочинений, протестант. мотетов и кантат, ряд произведений для католич. богослужения. Однако в храмах А. по праздникам чаще всего звучат мессы М. и Й. Гайднов, Моцарта и Шуберта.