ЕФРЕМ
Том XIX , С. 56-57
опубликовано: 12 сентября 2013г.

ЕФРЕМ

Содержание

еп. Суздальский (Ростовский) (рубеж XI и XII вв.?), возможно, одно лицо со свт. Ефремом, митр. Переяславским. О Суздальском еп. Е. писал в послании иноку Поликарпу (в составе Киево-Печерского патерика) в 1225-1226 гг. Владимиро-Суздальский еп. св. Симон, считавший Е. Суздальского и свт. Ефрема Переяславского разными людьми. Свт. Симон ссылался на «летописец старый ростовский», где, вероятно, читались какие-то известия о деятельности Е. в Ростово-Суздальской земле. По свидетельству свт. Симона, Е. был пострижеником Киево-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. Примечательно, что свт. Симон именует Е. еп. Суздальским, притом что предшественников Е. святителей Леонтия и Исаию он называет Ростовскими епископами. О нахождении кафедры Ростовских епископов в Суздале по крайней мере к нач. 60-х гг. XII в. определенно свидетельствует Ипатьевская летопись (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 520, под 1161 г.). Суздальская епархия (τοῦ Σούσδαλ, ἡ Σούσδαλις) упоминается в «Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae» как существовавшая в кон. XII в. (Darrouzès. Notitiae. P. 348-352). В отразившихся в рус. летописях позднейших перечнях Ростовских архиереев (списки XV-XVI вв.) Е. назван между свт. Исаией († после авг. 1089) и еп. Нестором (поставлен ранее сент. 1148).

Свт. Ефрем Ростовский и прп. Cергий Радонежский. Фрагмент иконы «Собор Ростовских чудотворцев». 1838 г. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов)Свт. Ефрем Ростовский и прп. Cергий Радонежский. Фрагмент иконы «Собор Ростовских чудотворцев». 1838 г. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов)Можно предположить, что Е. упоминается в летописных известиях, сообщающих о церковном строительстве в Суздале в 90-х гг. XI в. Так, «блаженымь епископомь Ефремом» совместно с кн. Владимиром (Василием) Всеволодовичем Мономахом (кн. переяславский в 1094-1113, вел. кн. Киевский в 1113-1125) была построена соборная суздальская ц. Пресв. Богородицы (этому сообщению противостоят данные Киево-Печерского патерика о создании суздальского собора сыном Владимира Мономаха ростово-суздальским кн. Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким). В те же годы, до 1096 г., архиерей по имени Ефрем даровал Киево-Печерскому мон-рю подворье в Суздале с ц. вмч. Димитрия (см. Суздальский во имя великомученика Димитрия Солунского мужской монастырь), к-рое снабдил земельными владениями. Впрочем, в исторической науке утвердилось мнение о том, что эти сообщения относятся к свт. Ефрему Переяславскому, в юрисдикции к-рого с кон. XI в. (очевидно, после смерти Ростовского еп. св. Исаии, вскоре после 1089) состояла территория временно упраздненной Ростовской епископии. В соответствии с данной т. зр. Е. признается одним лицом со свт. Ефремом Переяславским (Присёлков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 1913. С. 291-293 (СПб., 2003п. С. 162-163); Poppe A. Państwo i Kościół na Rusi w XI w. Warsz., 1968. S. 182; Щапов Я. Н. Государство и Церковь Др. Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 47, 211; Назаренко А. В. Митрополии Ярославичей во 2-й пол. XI в. // ДРВМ. 2007. № 1(27). С. 85-103).

Возможно, Е. был тем не названным по имени епископом, который в дек. 1096 - янв. 1097 г. находился вместе с черниговским кн. Олегом (Михаилом) Святославичем в Муроме, куда князь отступил из сожженного им Суздаля. Об этих событиях упоминает кн. Владимир Мономах в письме Олегу, предлагая прислать «сол (посла.- А. К.) свои или [е]пископа» с миром (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 254). Год кончины Е. неизвестен.

Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1-2. Стб. 238, 254 (?), 445; Т. 4. Ч. 1. С. 381; Т. 9. С. XXII; Т. 24. С. 165; Т. 42. С. 165; Абрамович Д. И. Києво-Печерський патерик. К., 1930. С. 103.
Лит.: Голубинский. История РЦ. Т. 1. 1-я пол. С. 677; он же. Канонизация святых. С. 355.
А. Ю. Карпов

Иконография

На иконах «Собор Ростовских чудотворцев» 1838 г. и кон. XIX - нач. XX в. (находятся в ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) представлены нек-рые местночтимые Ростовские святые, в числе к-рых - святитель с именем Ефрем (Вахрина В. И. Изображения местночтимых ростовских святых в иконописи // ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 214-223). На более ранней иконе он, единственный из всех святителей, изображен с 8-конечным крестом в деснице возле груди. Возможно, что среди предстоящих Владимирской иконе Божией Матери изображен не местночтимый архиеп. св. Ефрем († 1454), а именно Е., которого еп. св. Симон включил в список святителей - пострижеников Киево-Печерского мон-ря, что «как святила светлые, освятили… всю Русскую землю святым крещением». Т. о., крест в правой руке Е. выделяет его среди Ростовских чудотворцев как крестителя и просветителя Ростовской земли.

В. И. Вахрина
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГЕДЕОН (Криновский Григорий Андреевич; 1726 - 1763), епископ Псковский и Нарвский
  • ЕВФИМИЙ Вислень († 1391), еп. Тверской
  • КИРИЛЛ (Ляшевецкий (Ляшевицкий) Федор Александрович; ок. 1720 - 1770), еп. Черниговский и Новгород-Северский
  • КИРИЛЛ (Наумов Василий Николаевич; 1823-1866), еп. Мелитопольский
  • ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
  • ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский