(Тверской и Кашинской епархии), находится на п-ове Житном оз. Селигер г. Осташкова Тверской обл. Основан как мужской между 1720 и 1724 гг. в Осташковской десятине на о-ве Житном близ Осташковской слободы Ржевского у. Территория острова - 3 дес. 1964 кв. саж. От слободы отделен проливом в 125 сажен. Первый мост, соединивший остров с Осташковской слободой, был сооружен между 1753 и 1763 гг. В 1853 г. при содействии осташковского городского головы Ф. К. Савина большая часть пролива была засыпана землей, на поверхности рукотворного вала высажены деревья и кустарники. Последний мост ликвидирован зимой 1913/14 г., и участок пролива окончательно засыпан камнями и песком. Т. о., обитель оказалась на полуострове и фактически вошла в черту Осташкова.
В церковной традиции и историографии XIX-XX вв. считалось, что Ж. м. основан в 1716 г. 19 марта 1716 г. датируется указная память управителя духовных дел Ржевского у. игум. Селижаровского во имя Святой Троицы монастыря Иоанникия осташковскому поповскому старосте свящ. Троицкой ц. из слободы Клименту Мокиеву с разрешением «строившуюся в Осташкове на главной улице в честь иконы Пресвятые Богородицы Одигитрии часовню перенести на Житийный остров, поставить ее там на старом церковном месте или церковище, прирубить к ней с восточной стороны алтарь, с западной трапезу и сделать верх как и у прочих церквей и по построению и внести в нее и помянутую икону» (Описание. 1866. С. 10, 11). 17 февр. 1717 г. датируется частная вкладная запись в Ж. м. настоятеля переславль-залесского Горицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря архим. Пахомия (Там же. С. 46). Однако из содержания указа от 10 марта 1719 г. Патриаршего казенного приказа, направленного игум. Ниловой Столобенской в честь Богоявления пустыни Паисию, следует, что храм на о-ве Житном еще не освящен, богослужения в нем совершает вдовый поп и проживавшие в кельях при храме беглые монахи. Поэтому тем же документом предписывалось «вдового попа Леонтия Иванова... сыскать и постричь в монахи в Ниловой пустыни и держать его там под крепким началом. Пришлых монахов с острова выселить по своим их обещаниям, чтобы от них мирским людям соблазна и расколу не было» (Там же. С. 18). Конфликт был урегулирован между 1720 и 1724 гг. Согласно описи 1724 г., на о-ве Житном существовал не только храм, но и разрешенный священноначалием мон-рь.
В связи с указом имп. Петра I 1724 г. о закрытии малобратственных мон-рей Ж. м. стал приходским храмом, братия, по-видимому, была переведена в Селижаровский мон-рь. Указом имп. Петра II Ж. м. был возрожден, ему были возвращены имущество и святыни. По штатам 1764 г. Ж. м. отнесен к заштатным.
Согласно описи, в 1724 г. в Ж. м. находилась деревянная брусяная «о 5 поясах» ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» с приделом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и деревянной 8-гранной колокольней. В храме находился 4-ярусный иконостас, в приделе был размещен 2-ярусный.
Одноименный одноглавый каменный храм был построен в 1737-1742 гг. по благословению Святейшего Синода от 13 июня 1734 г., освящен 16 дек. 1743 г. настоятелем торопецкого Небина мон-ря архим. Авраамием. Заказчиком храма был иером. Тарасий (Валтухов). В 1746 г. был освящен теплый правый придел во имя Трех святителей; в помещении к западу от него 3 (по др. сведениям, 13) дек. 1878 г. освящен придел во имя прп. Нила Столобенского. В архитектуре храма, построенного по типу восьмерик на 2-светном четверике с граненой апсидой, элементы нарышкинского стиля (разорванные фронтоны и т. п.) сочетались с уникальным декором в традициях XVII в. (ряды ширинок, ложные закомары). По благословению еп. Тверского Афанасия от 9 нояб. 1761 г. к храму был пристроен и 21 сент. 1762 г. освящен левый теплый придел во имя свт. Димитрия Ростовского. К западу объем придела был продолжен помещением ризничной палатки. В 1766 г. завершение храма было изменено, он стал 5-главым. Сочетание пятиглавия с восьмериком, в целом встречающееся редко, было характерным для зодчества Осташкова сер. XVIII в. Восьмерик храма и его завершение не сохранились.
Первоначально в храме 1743 г. был поставлен иконостас из деревянной церкви. В 1758 г. его сменил иконостас из собора Ниловой Столобенской пуст., выполненный кормовым иконописцем Оружейной палаты И. Ананьиным в 1670 г. Его приобрел для Ж. м. с.-петербургский купец С. Яковлев, уроженец Осташковской слободы. В 1822 г. в Смоленском храме Ж. м. был поставлен украшенный червонным золотом иконостас (1758) работы осташковского резчика И. Ф. Киселёва, купленный в той же пустыни. Согласно описи 1912 г., по благословению архиеп. Тверского и Кашинского Саввы (Тихомирова) иконостас был позолочен, выполнена новая настенная роспись.
Над зап. входом в храм до сер. XVIII в. существовала шатровая деревянная колокольня. По контракту, заключенному в дек. 1750 г. с крепостным крестьянином дер. Рыбицы Ржевского у. Архипом Ананьевым, принадлежавшим помещице К. С. Игнатьевой (вдове И. Ф. Игнатьева), крестьянин с помощниками «подрядился на западном каменном крыльце разобрать старую деревянную колокольню и все деревянное у крыльца и меж каменных крылечных столбов выстроить каменную, начиная с 1 мая 1751 г.» (ГА Тверской обл. Ф. 179. Оп. 1. № 2. Л. 81-81 об., 88). Трехъярусная колокольня была возведена не ранее 1752 г. Невысокая восьмериковая постройка имеет небольшой ярус звона и завершается дополнительным восьмеричком с главкой. К 1764 г. на ней находилось 9 колоколов. Большой колокол в 64 пуда был отлит в 1753 г., 2 др. колокола весили 30 пудов и 4 пуда; вес 6 малых неизвестен. На колокольне находились большие железные часы.
В 1-й пол. XVIII в. ограды вокруг Ж. м. не существовало, имелись лишь шатровые брусяные св. ворота. В 1760-1761 гг. на средства Яковлева и др. благотворителей выстроена каменная прямоугольная в плане ограда, крытая тесом. На востоке находились св. и «въезжия» ворота, с зап. стороны - «ворота створчатыя деревянныя... Да на той же ограде четыре башни деревянныя покрыты тесом... на них же вълюгоры (флюгеры.- А. М.) обиты жестью белой» (РГАДА. Ф. 280. Оп. 183. Л. 1). По благословенной грамоте еп. Тверского и Кашинского Гавриила (Петрова) от 29 янв. 1767 г. осташковскими купцами И. С. и А. С. Мосягиными в Ж. м. с восточной стороны устроены невысокие каменные св. ворота с ц. во имя апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного и трапезной, под к-рой на нижнем этаже находились кельи. 26 сент. 1768 г. архим. Ниловой Столобенской пуст. Феодосий (Добрый) освятил новую церковь. Храм типа восьмерик на восьмерике напоминал нек-рые церкви, выстроенные близ Торопца; стиль торопецких мастеров виден и в плоскостном барочном декоре. В 1769 г. в Иоанно-Богословской ц. осташковским цеховым М. К. Карабамовым был устроен позолоченный иконостас. В 1890 г. по благословению архиеп. Тверского Саввы (Тихомирова) храм был отремонтирован, 26 сент. того же года освящен, «возобновлены» живопись и иконостас.
Первые жилые постройки на о-ве Житном появились до основания Ж. м. Так, в 1717 г. в кельях проживали беглые монахи. В 1724 г. в Ж. м. было 4 деревянные кельи. В 1756 г. с сев. стороны колокольни была построена каменная братская трапезная с кухней. Согласно офицерской описи 1764 г., в мон-ре находились деревянная келья строителя, 4 монашеские кельи (2 каменные, 2 деревянные), все крытые тесом. Из хозяйственных построек упомянуты 2 деревянных погреба, 4 хлебных амбара, за оградой конюшенный двор с кельей, сарай и 2 хлева. В 1756-1757 гг. крестьянином Осташковской слободы И. Мосягиным к сев. стороне колокольни была пристроена каменная хлебня. К нач. XX в. в Ж. м. находились: к югу от собора - 2-этажный каменный настоятельский корпус (1834), к к-рому примыкал фруктовый сад, обнесенный деревянным палисадником; с юго-зап. стороны - 3 одноэтажные братские кельи (1772, 1779, 1861-1863); за зап. корпусом келий - монастырское кладбище. В сев.-вост. части Ж. м. располагались каменные конюшня, сарай для экипажей, амбар для хлеба, погреб, 2 сарая для дров, баня.
В 1751-1758 и в 1772-1801 гг. в стенах Ж. м. особый деревянный флигель был предоставлен Осташковскому ДУ. Этот флигель был выстроен в 1750 г. на деньги, собранные со священно- и церковнослужителей Осташковской десятины. Первоначально уч-ще находилось в Осташковской слободе, но в 1751 г. по ходатайству учителей С. Алексеева и А. Постникова и с разрешения архиеп. Тверского и Кашинского Митрофана (Слатвинского) было переведено в Ж. м. С 1758 по 1772 г. уч-ще было закрыто, а флигель перешел в распоряжение монастыря. В 1772 г. уч-ще было восстановлено, но в 1801 г. окончательно переведено в Осташков. В 1774-1786 гг. в деревянной келье Ж. м. располагалась бурса на 19 учеников, учрежденная при уч-ще Тверским аpxиeп. Платоном (Левшиным). С 1773 г. в Ж. м. находилось Осташковское духовное правление, переведенное из Селижаровского во имя Св. Троицы мон-ря. Вначале оно размещалось в кельях под трапезной пристройкой Иоанно-Богословской ц., с 1802 г.- в юго-вост. каменном флигеле мон-ря.
В Ж. м. хранилась чтимая в Осташкове «древняя» чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия», в ее честь построен храм и основана обитель. Считалось, что икона спасает город во время пожаров и др. бедствий. Во 2-й пол. XVII в. образ помещался над входом в главные ворота деревянных укреплений, примыкавших к той части Осташковской слободы, к-рая находилась во владении Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря. В XIX-XX вв. на этом месте стояла каменная часовня, сменившая постройки 1715, 1742 и 1785 гг. После пожара деревянные укрепления 1711 г. не возобновлялись, в связи с чем выборные жителей как Патриаршей, так и Иосифовой слободы обратились к церковным властям с просьбой выстроить на главной улице слободы деревянную брусяную часовню. Указом от 25 окт. 1715 г. строительство было разрешено. В период строительства часовни (1716) жители решили возвести для иконы церковь (впосл. соборный храм Ж. м.).
Чудотворный Смоленский образ находился в Смоленском храме слева от царских врат. В 1771 г., при строителе Амвросии (Потёмкине) и казначее иером. Левкии, на «сборные деньги» икона была украшена серебряным вызолоченным чеканным окладом, жемчужным убрусом. В XIX в. образ был «утвержден в большой дске, длиною в 2 аршина и 5 вершков, шириною в 1 аршин и 2 вершка, с изображениями вверху Св. Троицы, а внизу разных святых». В 1853 г. был выполнен новый серебряный чеканный оклад весом 22 фунта 3 золотника. Согласно описанию нач. XX в., длина иконы «с малым киотом» составляла 14 вершков, ширина - 10.
Др. чтимая икона, список чудотворного образа, находилась слева от царских врат у придела во имя Трех святителей. Украшавший икону серебряный вызолоченный оклад (вероятно, кон. XVII в.) находился на чудотворной иконе до 1771 г. По описанию нач. XX в., «весь оклад обронный; поля или каймы его обведены с обоих краев (и дальнего, прилегающего к киоту, и ближнего, смежного с изображением) двумя параллельно идущими рубчиками, из коих дальний потолще, а ближний потоньше, что дает полям оклада вид рамки; венец на Богоматери сверху украшен двумя с краев рельефными ангелами и несколькими в средине шестикрыльными херувимами, прорезной работы. Риза наложена на икону уже после устроения оклада полей» (ГА Тверской обл. Ф. 179. Оп. 1. № 305. Л. 1-1 об.). В трапезе Иоанно-Богословской ц. находилась «ветхая» икона Св. Троицы (длина 2 аршина и 2 вершка, ширина аршин и 9 вершков), согласно надписи пожертвованная в 1717 г.
Среди церковной утвари примечательны: серебряный вызолоченный чеканный крест с частицами мощей, переданный в 1717 г. настоятелем переславль-залесского Горицкого монастыря архим. Пахомием; серебряное кадило (1 фунт 50 золотников), вклад свящ. П. Леонтиева; неск. серебряных богослужебных сосудов, вклад XVIII в. мон. Антония, а также «по обещанию» иером. Амвросия (Потёмкина). В ризнице хранилось множество богатых облачений, в т. ч. золотого глазета, золотосеребряной парчи и др.
В храмовый праздник в честь Смоленской иконы Божией Матери 28 июля в Ж. м. совершался крестный ход из всех церквей Осташкова (ГА Тверской обл. Ф. 179. Оп. 1. № 309. Л. 2).
Ж. м. к нач. XX в. составляли: напрестольное Евангелие (1663), обложенное красным бархатом, с середником и медными наугольниками, поступившее в 1-й пол. XVIII в. из Ниловой Столобенской пуст., Евангелие (Киев, 1703) с серебряным вызолоченным чеканным окладом и Апостол (1679) - вклад 17 февр. 1717 г. настоятеля Горицкого монастыря архим. Пахомия, «Диоптра» (1612, братская типография виленского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастыря и 1698, Могилёвская типография Максима Вощанки), соч. архим. Иоанникия (Галятовского) «Мессия Правдивый» (Киев, 1669), соч. Иннокентия (Гизеля) «Огородок Марии Богородицы...» (Киев, 1676), «Скрижаль» (1656), кн. «Перло многоценное» (Могилёв, 1699), составленная иером. Кириллом (Транквиллионом-Ставровецким), неск. томов Четьих-Миней (Киев), а также Синодик (1735).
В XVIII - нач. XX в. Ж. м. управляли строители и игумены. С 1772 по 1785 г. настоятели Ж. м. Сильвестр, Иоанникий, Иоасаф и Михаил одновременно по назначению архиереев были надзирателями Осташковского ДУ, а с 1773 г., после перевода в Ж. м. духовного правления, иногда исполняли обязанности членов правления.
В 1724 г. в Ж. м. было 10 монашествующих; в 1764 г. проживали строитель-иеромонах, казначей-иеромонах, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 3 монаха; в 1817 г.- 7 монахов и священник. В 1853 г. в Ж. м. числились настоятель, казначей, 2 иеромонаха, священник, 2 диакона, 7 послушников; в 1861 г.- настоятель, казначей, иеромонах, иеродиакон, священник, диакон, 6 послушников; в 1880 г.- настоятель, 4 иеромонаха, 3 иеродиакона, монах, диакон, послушник; в 1890 г.- настоятель, 3 иеромонаха, иеродиакон, монах, священник, диакон, 3 послушника; в 1901 г.- игумен, 7 монахов, 7 послушников; в 1917 г.- настоятель, 5 иеромонахов, 3 иеродиакона, 2 указных послушника, с видом на жительство и на испытании 5 послушников.
обители в XVIII в. отражено в офицерской описи мон-ря 1764 г. Средства «на пищу общую трапезу, на дрова и церковные потребы» поступали «из опщей кружки, в котороую собирается от молебствия и от свечной продажи», дополнительные средства - «от записания в синодик», а также от сбора «и в праздничныя и воскресныя дни по церкви з блюдом, которых денег собирается в год рублев по девяносту и более». В др. кружку «собирается от подаяния сорокоустия, на проскомидию и милостыни» ок. 30 р. в год. «Хлеб и крупа посылается от части доброхотных даятелей» (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. № 183. Л. 10-10 об.).
После секуляризации церковных земель, проведенной в 1764 г., монастырь был выведен за штат и содержания из казны до конца XVIII в. не получал. Основным источником содержания Ж. м. стали доходы от поминовения погребенных в мон-ре лиц, молебнов перед чудотворной Смоленской иконой и др. треб. На кладбище Ж. м. почти с основания обители погребали именитых граждан Осташкова, вкладчиков и благотворителей мон-ря. Резолюцией Тверского архиеп. Платона (Левшина) от 26 июля 1774 г. разрешалось хоронить купцов и мещан Осташкова с платой за место 5 р.; при Тверском еп. Арсении (Верещагине) плата возросла до 40 р. Половина суммы шла в доход мон-ря, а др. половина - на нужды Тверской ДС. С 1784 г. погребение в мон-ре не требовало согласия приходского священника.
Как заштатный Ж. м. с 1799 г. получал из казны 85 р. 71 к. серебром. По ведомости 1817 г. мон-рю выдавали 300 р. из Осташковского казначейства. Из Гос. банка на содержание братии отпускались проценты с капитала в 5 тыс. р. серебром, завещанного в 1848 г. гр. А. А. Орловой-Чесменской. Из Осташковского общественного банка Савина по завещанию его учредителя К. А. Савина на содержание братии выплачивалось 42 р. 85 к. серебром, а на поддержание зданий мон-ря - 85 р. 71 к. серебром. Обитель также получала проценты с небольших капиталов, завещанных в разные времена на поминание усопших. Неокладную сумму составляли проценты с капитала графини Орловой-Чесменской, милостыня, 42 р. 85 к. по завещанию учредителя Общественного банка Савина; братский доход состоял из процента с капиталов, завещанных на поминание.
Ко 2-й пол. XIX в. важное значение приобретает денежное обеспечение, которое по ведомостям 1864 и 1883 гг. состояло из церковных сумм, складывавшихся из свечных сборов и процентов с капитала. В 1854 г. по завещанию почетной гражданки А. Ф. Мосягиной в Ж. м. поступило 2 тыс. р. серебром на устройство придельной церкви. На 1 янв. 1917 г. Ж. м. получал доходы с процентов по непрерывно-доходным билетам (8955 р.), по билетам Гос. комиссии погашения долгов 4%-ного достоинства 1883 г. (450 р.), проценты по др. доходным билетам составляли 4595 р., по билетам Осташковского общественного банка Савина - 12 047 р.
Земли и угодья давали незначительные доходы на содержание монастыря. В 1799 г. Тверская казенная палата отвела Ж. м. следующие «казенные земли»: пустошь Петропавловскую в Осташковском у., в 40 верстах от мон-ря (30 дес. сенокосной земли); водяную мукомольную о 2 поставах мельницу, на р. Держе при с. Никольская Пустынь в Зубцовском у., в 200 верстах от мон-ря; оз. Каменное с рыбной ловлей в Осташковском у., в 30 верстах от мон-ря.
Вкладами частных лиц в Ж. м. являлись: пустошь Б. Святое Осташковского у., в 20 верстах от мон-ря (63 дес. 2019 кв. саж. сенокосной земли и под дровяным лесом); пустошь Зуевка (Зуева) Осташковского у. (26 дес. 976 кв. саж. сенокосной и пахотной земли) с водяной мукомольной о 2 поставах мельницей; пустошь Гатилиха Валдайского у.,в 40 верстах от мон-ря (15 дес.).
В 1918 г. в Ж. м. числились игумен, казначей, 3 иеромонаха, 4 иеродиакона, 2 монаха, рясофорный послушник (по др. данным, игумен, 5 иеромонахов, 3 иеродиакона, 2 монаха, белец). Обитель продолжала владеть 26 дес. пашенной и 19 дес. сенокосной земли, 79 дес. леса и 11 дес. «неудобной» земли. В аренду сдавалось 42 дес., насельниками обрабатывалось 9 дес. земли. Кошельковый сбор составлял 1314 р. 74 к., свечной - 5257 р. 61 к., от сдачи в аренду недвижимости - 560 р., «случайные» доходы - 4323 р. 17 к., пожертвования - 4552 р.; остаток с 1917 г.- 59 807 р. 38 к. Расход в 1918 г. составил 15 358 р. 49 к., остаток наличными - 350 р. 46 к., доходными билетами - 44 098 р. 43 к.
В мае 1922 г. в монастырях и церквах Осташкова и уезда проводилось изъятие церковных ценностей. Всего 1 июня того же года было отправлено из уезда 240 пудов серебра, золота и драгоценных камней. Весной 1923 г. Ж. м. был закрыт, на 27 июня того же года община бывш. обители состояла из 5 монахов и 2 священников. Все корпуса были заняты рабочими и служащими, игуменский дом - детским приютом.
По документам 1927-1928 гг. в бывш. обители существовала церковная община. В храмах совершались богослужения, духовенство ходило по домам с чудотворной Смоленской иконой, вокруг соборного храма устраивались крестные ходы. По-видимому, в 30-х гг. храмы были окончательно закрыты, кладбище уничтожено. Впосл. в помещениях обители размещался молокозавод.
Решением Синода от 17 июля 2002 г. Ж. м. был возобновлен как женский, настоятельницей назначена мон. Елисавета (Евдокимова). В 2008 г. в Ж. м. проживает ок. 5 насельниц. Богослужения совершаются в домовой церкви. Восстанавливается надвратная ц. во имя апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного, сестринский корпус, построены трапезная, помещения для паломников, пекарня, баня. Возведены деревянный храм во имя преподобномучениц вел. кнг. Елисаветы и инокини Варвары и др. постройки на монастырском подворье в с. Петрикове, в 15 км от Осташкова.