АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Том I , С. 163-165
опубликовано: 22 октября 2007г.

АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Авраамиев ростовский монастырьАвраамиев ростовский монастырь

в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро. Согласно житию прп. Авраамия Ростовского, мон-рь был основан святым на месте языческого капища. Первое документальное свидетельство о существовании мон-ря относится к 1261 г., под к-рым обитель упоминается в Лаврентьевской летописи. Сведения об основании мон-ря и о его постройках существуют с XVI в. Со времени основания в мон-ре было введено архимандритское правление, среди архимандритов обители были буд. Ростовские архиереи свт. еп. Игнатий († 1288), свт. митр. Иона (Сисоевич) († 1690). Архимандрития была сохранена и после введения штатов в 1764 г., по к-рым необщежительный А. р. м. был отнесен ко 2-му классу.

Первые сведения о строительстве в мон-ре относятся к XVI в. и связаны с возведением каменного собора в честь Богоявления. Этот храм, созданный, согласно описи нач. XVII в., ок. 1554/55 г., может считаться одним из наиболее ранних памятников обетного строительства, предпринятого царем Иоанном Васильевичем после взятия Казани (1552). Богоявленский собор является одним из первых многопрестольных храмов сер. XVI в., в к-рых программа посвящений получает выражение в устройстве придельных церквей. К пятиглавому четырехстолпному собору, стоящему на высоком подклете, примыкают объемы приделов: у юго-вост. угла собора шатровый храм прп. Авраамия Ростовского, у юго-зап.- ц.-колокольня ап. Иоанна Богослова, у сев.-зап.- бесстолпный одноглавый храм во имя Иоанна Предтечи, небесного покровителя Иоанна Грозного. Композиционное построение памятника связано с тенденциями, присущими столичному зодчеству, однако характер декора, особенности конструкции ставят его в ряд произведений ростовской школы сер. XVI в. Высокие барабаны, горизонтальные пояса, разделяющие фасады на регистры, говорят о влиянии архитектурных черт Успенского собора в Ростове. Богоявленский собор связан также со строительством храмов над мощами «новых» чудотворцев, канонизированных на Соборах 1547-1549 гг. Мощи прп. Авраамия Ростовского находились до закрытия мон-ря на сев. стороне Авраамиевского придела, а в наст. время почивают в ростовском Спасо-Иаковлевском монастыре. Рядом с мощами хранилась др. святыня обители - крест прп. Авраамия, к-рый, как полагают, служил навершием трости, принадлежавшей преподобному. В с. Богослов на р. Ишне, на месте чудесного явления ап. Иоанна Богослова прп. Авраамию, в 1689 г. была выстроена деревянная ц. во имя ап. Иоанна Богослова, в к-рой служила монастырская братия. К 1685/86 г. в обители была построена каменная ц. Введения во храм Пресв. Богородицы и Св. врата с надвратной ц. свт. Николая Чудотворца (в 1-й трети XIX в. оба храма были перестроены); остальные постройки мон-ря долгое время оставались деревянными.

Богоявленский собор Авраамиева ростовского монастыря. 1554 или 1555 г.Богоявленский собор Авраамиева ростовского монастыря. 1554 или 1555 г.

А. р. м. пострадал от нашествия польск. войск в Смутное время, однако благодаря вкладам царя Михаила Феодоровича и членов царской семьи в XVII-XVIII вв. наблюдался рост его экономического благосостояния. Согласно писцовым книгам 1626 и 1627 гг., к обители были приписаны близлежащие вотчины: Денисова, Боброва и Локтева пустоши, Манатьин стан. Межевые книги 1674 и 1677 гг. свидетельствуют о принадлежности мон-рю земель в Сотемском, Холмецком, Себинском, Никитском станах Епифанского и Переславского уездов. Накануне реформы 1764 г., по описи 1744 г., к обители был приписан 291 двор, число монастырских крестьян составляло 1430 чел.

С XVIII в. в мон-ре почиталась память Афанасия [Стахия], юродивого Ростовского, и старца Пимена Затворника, подвизавшихся в обители в XVII в. В кон. XVIII в. над их могилами ростовским купцом Н. Хлебниковым была воздвигнута часовня, в к-рой с сер. XIX в. совершались ежедневные панихиды и находились иконные изображения подвижников. В этой часовне хранились и вериги старцев - железный камзол и две гири, совр. местонахождение к-рых неизвестно. Часовня была разобрана к 1930 г. В 1914 г. на территорию А. р. м. были временно переведены Евфросиниев полоцкий жен. монастырь, Витебское епархиальное уч-ще, а насельники А. р. м. переселились в ростовский Спасо-Яковлевский мон-рь.

Сведения по истории обители в 1917-1923 гг. скудны. После 1918 г. у насельниц были конфискованы весь сельскохозяйственный инвентарь, скот. В 1919 г. здесь проживало 15 мантийных и 36 рясофорных монахинь, 36 послушниц. Обязанности настоятельницы исполняла казначея мон. Ксения. В 1923 г. в А. р. м. прихожане окрестных слобод организовали религ. общину (ок. 100 чел.), первым настоятелем к-рой стал нмч. архим. Неофит (Коробов). Согласно уставу общины, она создавалась «на началах сохранения догматической целости и чистоты Вселенской православной Церкви, возглавляемой преемственной от св. апостолов иерархиею» (РФ ГАЯО. Ф. Р-148. Оп. 1. № 41. Л. 2-4). 3 марта 1926 г. здания А. р. м. были официально переданы Ростовскому музею древностей, однако община продолжала существовать до 16 июля 1929 г., когда постановлением Президиума ВЦИК она была ликвидирована (РФ ГАЯО. Ф. Р-6. Оп. 1. № 53. Л. 63). После ее закрытия духовенство, окормлявшее членов общины,- архим. Сергий (Озеров), иером. Павел (Баляба), диак. Онисим Слинько - служило в Успенском соборе Ростова. Дальнейшая их судьба неизвестна. По воспоминаниям современников, после прекращения богослужений в мон-ре остались лишь монахини Маргарита, Елена, Агафия и Трифена, духовно окормлявшиеся архим. Симеоном (Филипповым) из ростовского Петровского мон-ря. Мон. Маргарита прожила в бывш. мон-ре до кон. XX в., остальные сестры были репрессированы. С 1919 г. помещения настоятельского, братского корпусов и 1-го этажа Введенского храма, а с 1925 г.- трапезной, пристроенной к настоятельскому корпусу, занимали разнообразные жилищные конторы Ростова. В нек-рых зданиях были устроены жилые помещения для работников фабрики «Рольма», в настоятельском корпусе недолгое время размещалась тюрьма. Кроме того, комитет социального обеспечения разрешил реквизировать в А. р. м. помещения для детских яслей - Введенский храм. Вероятно, в 1919 г. в нем прекратились богослужения. В 1929 г. была разобрана монастырская ограда, снесено кладбище, на месте к-рого планировалось разбить сквер. По инвентарной книге бюро технической инвентаризации, 2-й этаж Введенского храма в 1961 г. занимал санаторий отдела здравоохранения Ростовского горисполкома. Согласно той же книге, в 1967-1988 гг. Богоявленский собор и Введенский храм занимал ГМЗРК. Храм Иоанна Богослова, а также иконы из его иконостаса в с. Богослов в 2000 г. принадлежали ГМЗРК.

В 1993 г. в А. р. м. было учреждено подворье храма Нерукотворного образа Спасителя московского Андроникова монастыря, преобразованное в 1994 г. в Патриаршее подворье. Обязанности настоятеля подворья в А. р. м. исполняет настоятель храма Нерукотворного образа прот. Вячеслав Савиных. В 2000 г. храмы и корпуса А. р. м. находились на балансе департамента по туризму и культуре Ярославской обл. и были переданы Патриаршему подворью в безвозмездное пользование. 16 дек. 1994 г. состоялось малое освящение Никольского надвратного храма, в к-ром начались регулярные богослужения. С 1995 г. трудами насельников подворья началось восстановление Богоявленского собора, с 1996 г.- братского корпуса и др. зданий, монастырского хозяйства, кладбища, огородов и садов. 26 дек. 2003 г. Патриаршее подворье указом Св. Синода преобразовано в жен. мон-рь.

Арх.: РФ ГАЯО. Ф. Р-6. Оп. 1. Ед. хр. 53. Л. 63, 70, 472; Ед. хр. 69А. Л. 332-335; Ф. Р-9. Оп. 1. Ед. хр. 7. Л. 19; Ф. Р-140. Оп. 1. Ед. хр. 140. Л. 152об.; Ф. Р-158. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 11, 12, 17, 15-22, 25, 54; Ед. хр. 5. Л. 84; Ед. хр. 41. Л. 2-4; Архив Гос. музея-заповедника «Ростовский кремль» (ГМЗРК). А-110. Л. 3, 50; А-110. Л. 143; А-128. Л. 5об.; БТИ г. Ростова. Инвентарная книга по домовладению ул. Желябовская, 32.
Лит.: Иустин (Охотин), архим. Описание ростовского Богоявленского Авраамиева мужского второклассного монастыря Ярославской епархии. Ярославль, 1862; Титов А. А. Ростовский Богоявленский Авраамиев мужской монастырь Ярославской епархии. Серг. П., 1894; Орешников А. В. Шитый покров на мощи св. Авраамия Ростовского, находящийся во Флоренции // Археологические известия и заметки ИМАО. М., 1894. Т. 2. С. 44-47; Баниге В. С., Милорадович А. Н. Памятник Казанской победы в Ростове (Богоявленский собор Авраамиева монастыря XVI века) // КСИА. Л., 1974. Вып. 139. С. 118-126; Баталов А. Л. Богоявленский собор ростовского Авраамиева монастыря и многопридельные храмы Северо-Восточной Руси второй половины XVI в. // История и культура Ростовской земли: Тез. докл. науч. конф. Ростов, 1991. С. 21-23; он же. Идея многопрестольности в московском каменном зодчестве середины - второй половины XVI в. // Русское искусство позднего средневековья: Образ и смысл: Сб. М., 1993. С. 103-141; Мельник А. Г. К вопросу о первоначальном облике Богоявленского собора ростовского Авраамиева монастыря // История и культура Ростовской земли. Ростов, 1992. С. 174-198; он же. Первоначальный интерьер Богоявленского собора ростовского Авраамиева монастыря // Сообщ. Ростовского музея. Ростов, 1992. Вып. 2. С. 71-79; Виденеева А. Е. К послереволюционной истории ростовского Успенского собора // Там же. Ростов, 1993. Вып. 3. С. 69 (прим.); Пуцко В. Г. Крест прп. Авраамия Ростовского // История и культура Ростовской земли, 1994. Ростов, 1995. С. 96-104; Вахрина А. П. Шитые надгробные покровы Авраамия Ростовского // Сообщ. Ростовского музея. Ростов, 1995. Вып. 8. С. 113-128; Третьякова А. Крест Авраамия Ростовского // Пластические искусства: Исслед. молодых: Сб. М., 1997. С. 153-163.
А. Л. Баталов
Рубрики
Ключевые слова
См.также