ЗАВУЛОН
Том XIX , С. 481
опубликовано: 28 октября 2013г.

ЗАВУЛОН

[евр.  ,   греч. Ζαβουλών] , 10-й сын ветхозаветного патриарха Иакова, родоначальник одноименного колена Израилева. З. был рожден Лией, после того как она нек-рое время была бездетна. С помощью своего первенца Рувима она хитростью отобрала у Рахили право жить с Иаковом, после чего родила 3 детей: Иссахара, З. и Дину (Быт 30. 18-21). После рождения З. Лия радостно воскликнула: «Бог дал мне ( ) прекрасный дар ( ); теперь будет жить у меня муж мой ( ), ибо я родила ему шесть сынов» (Быт 30. 20). Этот стих содержит двойное истолкование имени З., к-рое часто соотносится комментаторами с 2 редакциями текста (Jeansonne. P. 1056): его имя происходит от созвучного ему корня   со значением «дар» или от однокоренного   с исходным значением «превозносить, благоволить» (BDB. P. 256, 259), к-рое приобретает вторичное значение - «обитать» (см. также Быт 49. 13 с исправлениями в MT). Согласно Иосифу Флавию, имя З. означало «взятый в залог благодаря благоволению к ней [Лии]» (Ios. Flav. Antiq. I 19. 8). Возможно, имя З. относилось к к.-л. особенному месту проживания (IDB. Vol. 4. P. 941). В благословении Иакова говорится, что потомки З. будут жить на морском побережье и их удел будет граничить с финик. г. Сидоном (Быт 49. 13). Однако от моря удел колена З. отделяла территория колена Асира. Тем не менее о торговых отношениях, связывавших колено З. с прибрежными финик. городами, вновь было сказано в благословении Моисея (Втор 33. 18). Возможно, упоминание побережья в благословениях патриархов относится к первым попыткам колена З. расширить свою территорию до Средиземного м. Колено З. подразделялось на 3 рода, возглавляемые сыновьями З.: Середом, Елоном и Иахлеилом (Числ 26. 26).

Подробное описание границ территории колена З. имеется в Нав 19. 10-16. Удел колена З., находящийся на севере Св. земли, в низменной части Галилеи, граничил на западе с уделом колена Асира, на северо-востоке - с территорией колен Неффалима, на юге - с местностью, принадлежащей коленам Иссахара и Манассии. Возможно также, что З. и Иссахар владели некой общей территорией, согласно рассказу Втор 33. 18-19 о даровании им прор. Моисеем в общее владение святилища в горах. Из Книги Судей Израилевых известно, что колено З. проживало на своей территории в окружении ханаанских городов-гос-в, с к-рых оно получало дань (Суд 1. 30, 32). Во время странствия по пустыне колено З. было 4-м среди колен по количеству годных к войне мужчин (Числ 1. 30-31; 26. 27). Воины из колена З. принимали участие в сражениях в эпоху Судей. Возглавляемое Вараком войско, составленное преимущественно из представителей колена З. и Неффалимова, одержало победу в сражении против ханаанского военачальника Сисары (Суд 4. 6, 10). В Песне Деворы восхваляется героизм, проявленный представителями колена З. в сражениях (Суд 5. 18). Колено З. также помогало израильскому судье Гедеону в битве против мадианитян (Суд 6. 35). Из этого колена происходил израильский судья Елон (Суд 12. 12). О воинственных качествах представителей этого рода в период Единого царства свидетельствует большое число воинов, сражавшихся под предводительством царя Давида (1 Пар 12. 33). Однако колено З. не упоминается в переписи областных начальников царя Соломона (3 Цар 4. 7), что может служить указанием на минимальную экономическую роль этого колена (IDB. Vol. 4. P. 941). При царе Езекии отдельные представители колена З. откликнулись на призыв царя к возобновлению празднования Пасхи в Иерусалиме (2 Пар 30. 17-20). Территория, где проживало колено З., раньше остальных подверглась ассир. вторжению. Прор. Иезекииль надеялся на восстановление удела З. наряду с уделами Иссахара и Гада (Иез 48. 26-27). После крушения Северного царства прор. Исаия предсказывает З. будущее величие: «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис 9. 1-2). Это пророчество получило исполнение в земном служении Господа Иисуса Христа, проповедовавшего в Галилее (Мф 4. 15-16). В эпоху НЗ особо прославился расположенный на территории колена З. небольшой г. Назарет - родина Иисуса Христа (Мф 2. 23). В апокрифическом Двенадцати патриархов завещании патриарх З. призывает своих потомков к милосердию и братскому единству (Test. XII Patr. VI 8. 1-3; 9. 1-4).

Указанные благословения и пророчества о З. получили символическое истолкование в древней Церкви. Согласно св. Ефрему Сирину, слова из благословения Моисея «веселись, Завулон, в путях твоих» (Втор 33. 18) пророчески означают радость языческих народов, обитавших на побережье, к-рые с приходом в мир Спасителя пришли «от неведения - к ведению, от заблуждения - к высокой истине» (Ephraem Syr. In Gen. 48. 27; Idem. In Deut. 33. 18). По мнению блж. Иеронима Стридонского, в словах из Мф 4. 16 о земле З. и Неффалима (Мф 4. 16) содержится указание на то, что на земле представителей этих колен, первыми претерпевших вавилонское пленение, прежде всего раздалось и 1-е благовестие Искупителя (Hieron. In Matth. 4. 16), и впервые был явлен свет веры, воссиявший в чуде Иисуса Христа в Кане Галилейской (Idem. In Is. III 9. 1-2). В словах из Быт 49. 13: «Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной» - св. отцы видели указание на Св. Церковь, к-рая, «...пребывая незыблемо посреди бурных вод, наблюдает крушение еретиков и иудеев, отвергнувших своего Кормчего, являясь сама спасительной пристанью для всех нуждающихся» (Ambros. Mediol. De Patriarch. 5. 26; Hipp. De bened. Is. et Jac. 20).

Имя З., упомянутое в Апокалипсисе среди 144 тыс. «запечатленных» праведников (Откр 7. 8), согласно свт. Андрею Критскому, означает «жилище силы или благоухание» и указывает на тех верующих, которые, укрепляясь благодаря Христу на страдание, соделываются, по слову ап. Павла, Его благоуханием (2 Кор 2. 15) (Andr. Caes. Apoc. 7. 8).

Лит.: Geus C. H. J., de. The Tribes of Israel. Assen, 1976; Jeansonne S. P. Zebulun // ABD. Vol. 6. P. 1056-1057; Gottwald N. K. The Tribes of Yahweh: A Sociology of the Religion of Liberated Israel, 1250-1050 BCE. Sheffield, 1999; Elitzur Y. Zebulun // EncJud. Vol. 21. P. 480-482.
Э. С. П.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВЕНИР сын Нира, двоюродный брат и военачальник царя Саула
  • АВЕССАЛОМ 3-й сын царя Давида от Маахи, дочери Фалмая, царя Гессура
  • АВИЯ второй царь Иудеи после разделения царств
  • АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)
  • АДОНИСЕДЕК ханаанский царь Иерусалима
  • АДОНИЯ четвертый сын царя Давида от Аггифы, рожденный в Хевроне