ЗАРЗМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Том XIX , С. 648
опубликовано: 29 ноября 2013г.

ЗАРЗМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Зарзмская икона Божией Матери. 20-е гг. XI в. (Национальный музей Грузии)Зарзмская икона Божией Матери. 20-е гг. XI в. (Национальный музей Грузии) [Лаклакидзевская; груз. ზარზმის ღმრთისმშობლის ხათი] (47×35 см, с окладом - 80×64 см), деревянная, покрыта чеканной пластиной (серебро, позолота), живописные лики утрачены. Создана в монастыре Зарзма в 20-х гг. XI в. З. и. датируют на основании исторических сведений об активизации деятельности рода Лаклакидзе в нач. XI в. и художественно-стилистического анализа иконы, пластическое решение которой тесно связано с произведениями грузинской чеканки 1-й четв. XI в. (Мартвильский и Бретский кресты, Шемокмедские пластины и др.). В XVI в. З. и. была перенесена в монастырь Шемокмеди, с 1924 г. находится в Национальном музее Грузии.

Наряду с фресками каппадокийских церквей (Токалы-килисе, 950-964; Каранлык-килисе, 1060-1061, и др.) З. и. принадлежит к древнейшим сохранившимся образцам иконографического типа Богоматери Умиление. В среднике чеканной пластины помещено поясное изображение Богоматери с Младенцем слева. Богомладенец, приникнув к щеке Матери, нежно обнимает Ее за шею. Богоматерь поддерживает Младенца правой рукой за ножки снизу, левой - за плечо. Персты Ее рук экспрессивно увеличены. Фон средника заполнен сплошь растительным орнаментом, в правой верхней части помещена органично сочетающаяся с лиственным узором надпись, выполненная асомтаврули: «Матерь Христа» (დედაი ჟრისტეისი). Четкий обобщенный силуэт фигур, прекрасно переданные пластические формы, декоративная разработка поверхности придают образу спокойную величавость и монументальность.

Широкие поля З. и. заполнены 15 рельефными сценами из жизни Христа и Богоматери (10 - праздничного цикла, 5 - детства Богородицы): «Распятие Господне», «Сошествие во ад», «Вознесение и Успение Пресв. Богородицы» (вверху), «Благовещение», «Сретение», «Преображение Господне» (слева), «Вход Господень в Иерусалим», «Крещение Господне», «Рождество Господне» (справа), «Праведные Иоаким и Анна с первосвященником», «Прав. Анна у фонтана», «Прав. Иоаким в пустыне», «Рождество Богородицы», «Чудо жезла Иосифова» (внизу). В распределении сцен не соблюдена историческая последовательность событий.

Поля и средник разделяет полоса ктиторской надписи, выполненной асомтаврули: «Святая Царица, будь заступницей перед Сыном Твоим и Богом нашим всем Лаклакидзе: эриставт-эриставу Мириану и Хурцику, сыновьям Хурцика: Мириану, Сасану, Курдиа (?). Я, убогая Евпраксия, мать Хурцика и Мириана, украсила икону эту как молитву всех Лаклакидзе, в поминовение души моей». Зигзагообразный узор позолоченной проволоки, заключенный между 2 тонкими жгутами, обрамляет и надпись, и всю икону. Рельефные буквы, украшенные миниатюрными листочками, выделяются на пунсонированном фоне орнаментальностью, подчеркивая скульптурную выразительность фигур.

Лит.: Бакрадзе Д. З. Археол. путешествие по Гурии и Адчаре. СПб., 1878. С. 137-138; Кондаков Н. П., Бакрадзе Д. З. Опись памятников древности в некоторых храмах и мон-рях Грузии. СПб., 1890. С. 121-123. Рис. 60; Кондаков. Иконография Богоматери. 1911. С. 169-172. Рис. 118; Millet G. Recherches sur l'iconographie de l'Evangile aux XIV, XV et XVI siècles. P., 1916. P. 22, 183, 223. Fig. 3; Чубинашвили Г. Н. Груз. чеканное искусство VIII-XVIII вв.: Альбом, ист. очерк и аннот. Тбилиси, 1957. Табл. 37-41; он же. Груз. чеканное искусство. Тбилиси, 1959. Т. 1. С. 194-212. Фотогр. 203-205; Thierry N. La Vierge de Tendresse à l'еpoque macеdonienne (867-1056) // Зограф. Београд, 1979. Вып. 10. С. 70. Фотогр. 17; Javakhishvili A., Abramishvili G. Jewellery and Metalwork in the Museum of Georgia. Leningrad, 1986. Pl. 135-150 (на англ., нем. яз.); Чичинадзе Н. Чудотворные к-польские иконы и груз. иконопись XI-XIV вв. // Древности Грузии. 2004. № 6. С. 78-79 (на груз. яз.).
К. Мачабели
Рубрики
Ключевые слова
См.также