(† ранее 1584, астраханский Свято-Троицкий мон-рь), прп. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), 1-й игум. астраханского во имя Св. Троицы муж. мон-ря. Происхождение К. неизвестно. По поручению царя Иоанна IV Васильевича преподобный прибыл в Астрахань в 1567/68 г. В Астраханском кремле он начал строительство первого в крае после его завоевания Российским гос-вом общежительного мон-ря. Место для обители было определено у деревянной ц. во имя свт. Николая Чудотворца, построенной в 1558-1560 гг.; в ней хранился образ свт. Николая, принесенный в Астрахань русскими войсками. На содержание мон-ря царь установил небольшую денежную и хлебную ругу. В 1569 г. турки и крымцы во время похода на Астрахань захватили в плен монастырского келаря Арсения и служку игумена. В жалованной царской грамоте от 5 марта 1573 г. говорится, что К. «храм Живоначальной Троицы поставил новый, да прирубил трапезу шести сажень да келарскую шести сажень, да поставил двенадцать келий, да две погребицы с сушилы, да хлебню, да поварню, да ограду вокруг монастыря огородил сверх двух сажень, да он же богомолец наш сооружает два храма, храм Пречистые Введения, да храм Николы Чудотворца», дерево на строительство которых он «прикупил» в Казани. Братии в мон-ре набралось 25 чел. «да слуг и детенышев человек с 20 и больше» (АИ. Т. 1. № 184. С. 346).
Вместо руги астраханские воеводы предоставили Троицкому мон-рю учуги (места для промыслового лова крупной рыбы) на Волге. Утратив надежду получить жалованье для монастыря в полном объеме, К. подал царю челобитную, в которой попросил закрепить эти учуги за обителью. Жалованной грамотой от 12 февр. 1575 г. царь удовлетворил просьбу настоятеля. Этим актом также были разграничены судебные полномочия монастырской и светской властей в Астрахани. В нарушение законодательства воеводы пытались распространить свою судебную власть на церковных лиц. Игумен пожаловался царю, который решил конфликт в пользу духовенства. К. получил право судить «слуг и всяких монастырских людей» (Там же. № 193. С. 357). Не исключено, что К. упоминается как «игумен Кирила» в подписанном последним соборном приговоре о монастырских вотчинах от 15 янв. 1580 г. (Законодательные акты Русского гос-ва 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в.: Тексты. Л., 1986. № 40. С. 59).
Троицкая обитель сыграла исключительно важную роль в развитии церковной жизни в Астрахани и зарождении Астраханской епархии (см. Астраханская и Енотаевская епархия). По преданию, К. ревностно занимался просвещением Астраханского края и заслужил почитание у иноверцев, называвших его Кара-Дауд (Чёрный Давид).
К. был похоронен в Троицком монастыре. Над его погребением возвели деревянную часовню. К 1677 г. она обветшала и была заменена каменной, в нач. XIX в. к часовне пристроили 4-колонный портик. В советское время часовня находилась в ведении кремлевского гарнизона и использовалась для армейских нужд. Во время реставрационных работ в Астраханском кремле в 70-80-х гг. XX в. она была восстановлена, после чего в ней устроили магазин для торговли сувенирами. В 1992 г. часовню передали Астраханской епархии. В 1999 г. была изготовлена деревянная гробница, ее покрывала «плащаница» с изображением святого. Мощи К. почивают в часовне под спудом.
По преданию, К. совершил чудо, оказав помощь астраханцам при пожаре в 1599 г., спас от потопления во время бури на Волге купца Емельяна Парфентьева (в память об этом Парфентьев повелел написать образ К.). Житие К. было составлено во 2-й пол. XVIII в., когда он, очевидно, уже являлся местночтимым святым. Жизнеописание К. сохранилось в ряде списков летописи астраханского Троицкого мон-ря (напр.: ОРК Астраханского ист.-архит. музея-заповедника. КП. 41422/3). К. назван в «Книге, глаголемой Описание о российских святых» (Описание о российских святых. С. 257). Известны тропарь и кондак К., память его чтилась 18 марта, в день памяти свт. Кирилла I, еп. Иерусалимского.
В 2002 г. синодальная комиссия по канонизации вынесла решение о восстановлении почитания К. 31 марта 2002 г. в Успенском соборе Астрахани состоялось торжество прославления святого.
Наиболее ранние сведения о существовании икон К. содержатся в рассказе о чуде спасения в сер. XVII в. купца из Юрьев-Польского Емельяна Парфентьева, возвращавшегося домой из Астрахани (ГА Астраханской обл. Ф. 857. Оп. 1. Д. 69. Л. 49). На Волге, близ Чёрного Яра, началась буря, грозившая потопить судно. По молитве Емельяна и его спутников явился некий старец, утихомиривший водную гладь. На вопрос о том, кто он, старец ответил: «Азм есть Астраханского Троицкого монастыря начальник игумен Кирилл». Вернувшись в Астрахань летом следующего года (1677), купец в благодарность за спасение поставил «над гробом преподобного гробницу», заменив деревянную часовню каменной. Вместо прежней иконы, стоявшей у гроба К., он повелел написать житийный образ святого. По сведениям астраханского историка, краеведа и собирателя икон А. С. Маркова, житийная икона была почитаема как чудотворная, исцелявшая больных, но в Астрахани о существовании списков этой иконы неизвестно, не выявлено также «ни одного дореволюционного иконописного изображения преподобного Кирилла» (Марков. 2004. С. 70).
Указания о том, как писать образ К., появляются в иконописных подлинниках начиная с XVIII в.; благодаря деятельности старообрядцев по собиранию свода русских святых иконография была сохранена в подлинниках XIX в. и на иконах «Собор русских святых». В подлинниках внешность К. может уподобляться облику прп. Кирилла Белозерского или прп. Сергия Радонежского, а описание - содержаться под 2 датами памяти: 18 марта и 5 февр. В подлиннике Г. Д. Филимонова сводной редакции XVIII в. о святом под 18 марта сказано: «…подобием сед изжелта, брада до пояса, на конец тупа, в схиме, ризы монашеские; иные пишут: подобием сед, брада аки Кирилла Белозерского» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 48-49). То же описание под 18 марта есть еще в 2 подлинниках кон. XVIII в. (БАН. Строг. № 66. Л. 90; Большаков. Подлинник иконописный. С. 81 - без уподобления облику прп. Кирилла). Под 5 февр. описание внешности К. с уподоблением облику прп. Сергия помещено в Перетцевском иконописном подлиннике 30-х гг. XIX в.: «Сед, брада Сергиева, в схиме» (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 120 об.; там же на л. 136 - под 18 марта); память святого под 5 февр. обозначена и в подлиннике из БАН: «…ряска вохра, риза преподобническая» (Строг. № 66. Л. 79).
В композиции «Собор русских святых» изображение К. известно на поморских иконах: кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК); 1814 г. письма мастера-старообрядца П. Тимофеева (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея / ГРМ. СПб., 2008. С. 82-85. Кат. 70) и на прориси с нее (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1: Атлас. № 227. С. 455) - среди преподобных, голова не покрыта (куколь на плечах). Образ святого в рост (в подряснике травяного цвета и темно-коричневой мантии, на голове куколь, правой рукой благословляет, в опущенной левой держит свиток) представлен на одной из минейных икон рус. святых кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ).
В нач. XVIII в. часовня К. была отреставрирована и расписана в стиле академической живописи. На сев. стене у гробницы К. находилось его изображение: он был представлен молящимся рядом с др. св. отцами (в советское время образ святого был замазан). В возобновленной после 1992 г. росписи часовни К. изображен там же, на сев. стене, коленопреклоненным, с молитвенно сложенными у груди руками; борода седая, средней длины, книзу сужается. На совр. раке К., созданной в 1999 г., помещено нагробное живописное изображение святого в рост. Он облачен в монашеские одежды (охристый подрясник, мантия, епитрахиль), на голове куколь, левой рукой придерживает Евангелие, в правой - погребальный крест. Борода клиновидная, длинная, глаза закрыты.
В советский период почитание святого возрастало, о чем свидетельствует появление его икон во мн. храмах епархии. Так, во время церковного празднования в 1958 г. 400-летия основания Астрахани икону К. обносили крестным ходом вокруг кафедрального Покровского собора.
В 90-х гг. XX в. Клавдия Нарышкина среди ветхих икон в подвале Покровского собора нашла икону К. академического письма (нач. XX в.). На ней святой изображен как преподобный, в рост, в надписи поименован «Преп. Кирилл Астрах. Строитель».
На совр. иконах К. представлен погрудно, в монашеской мантии, с непокрытой головой (куколь на плечах), в руках держит свернутый свиток.