[Сава] († не позднее 1.10.1429?), прп. (пам. 1 окт., во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, 7 мая - в Соборе преподобных отец Русского во имя великомученика Пантелеимона мон-ря на Афоне, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), Вишерский, основатель Саввина Вишерского мужского монастыря.
Прп. Савва Вишерский. Икона. Иконописец мон. Иулиания (Соколова). Между 1957 и 1980 г. (Иконописная школа МДА) С. известно более чем в 50 списках XV-XX вв. Оно имеет неск. редакций: Краткую, или Первую, написанную Пахомием Логофетом на основе записок игум. Геласия (к ней принадлежат 2 старших списка (РНБ. Солов. № 518/537, 1494 г., и РНБ. ОСРК. Q.I.999, до 1515 г.), текст содержит 6 посмертных чудес святого («о пожарѣ въ монастырѣ», «о Иоаннѣ, изнемогшим трясавицею», «объ исцѣлевшемъ Елевферии», «о видѣнии Захария», «объ одержимомъ трясавицею», «о Василии Андрѣеви»)); Пространную, или Вторую, редакцию Пахомия Логофета, составленную на основе Первой редакции (включает 5 дополнительных чудес («о настоятели тоя же обители», «о архиепископѣ Ионѣ», «о том же Андреи», «о Иоаннѣ, одержимь трясавицею и исцѣлѣвшемъ отъ гроба святаго», «о Устианѣ и о видѣнии святаго»), после к-рых следует новое послесловие (Похвальное слово), принадлежащее, судя по риторическому стилю, также Пахомию); редакцию XVII в., вошедшую в состав Трефологиона Б. Я. Козынина (по классификации В. О. Ключевского и свящ. В. М. Яблонского это особая редакция, по классификации Л. А. Янковской - вариант Г Пространной редакции) и сохранившуюся в единственном списке 1687 г.- РНБ. F.I.729; Сокращенную редакцию - Месяцеслова, приписываемого Матфею Никифорову (РНБ. Погод. № 637), и Проложную редакцию, созданную, вероятно, еще в XVI в. и вошедшую в печатный Пролог 1675 г.
Ключевский, 1-й исследователь Жития С., обратил внимание на приписку в конце большинства списков: «Списано бысть и изобрѣтено блаженнаго Саввы житие священноиноком Геласием, бывшим тогда игуменом тоя обители, в лѣто 6972-е, индикта 12». На этом основании он заключил, что Геласий «приготовил записки о жизни Саввы, по к-рым Пахомий уже после 1464 г. составил Житие» С. (Ключевский. Древнерусские жития. С. 156-157). Свящ. В. Яблонский, поддержавший мнение Ключевского, заметил, что приписка следует за Чудом «о Василии Андрѣеви», и сделал вывод, что этим Чудом закончились текст Геласия и первоначальная работа Пахомия. Второе обращение серб. агиографа к Житию, по мнению исследователя, состояло в создании 5 новых чудес и присоединении их к Первой редакции (Яблонский. 1908. С. 98-99). Янковска выделила в Пространной редакции 5 вариантов. Первые 3 (А, Б, В) называют в заглавии автором Жития Пахомия Логофета («От жития преподобнаго отца Савы, иже над Вѣшерою рѣкою жившаго, и тамо монастырь общее житие составльшаго. Сотворено священноиноком Пахомъемъ»); они отличаются лишь содержанием приписки в конце текста: вариант А не содержит имен ни игум. Геласия, ни Пахомия Логофета (напр.: ГИМ. Син. № 630); вариант Б упоминает и того и другого (напр.: ГИМ. Чуд. № 323); вариант В содержит только имя Геласия (напр.: РНБ. Погод. № 851). На основе этого сопоставления Янковска сделала вывод, что «рукописи варианта В наиболее близки версии записок игумена Геласия, поскольку они стоят особняком по отношению как к Краткой редакции жития (в надписании указано имя Пахомия), так и ко всем остальным вариантам (в состав включается упомянутая приписка о Геласии)» (Янковска. 1979. S. 49). Однако остается непонятным, почему исследовательница считала вариант В Пространной редакции более близким к запискам игум. Геласия, а не саму Краткую редакцию как первичный вариант Жития, с к-рым начал работу Пахомий Логофет. Вариант Г, выделенный Янковской, вряд ли можно отнести к Пространной редакции, связанной исключительно с именем серб. агиографа. Ключевский справедливо указывал, что это совершенно особая редакция, составленная на основе редакции Пахомия Логофета и Родословной книги. Списки, относящиеся к варианту Д, соответствуют списку ВМЧ митр. Макария (РНБ. Соф. № 1318), в них имя автора унифицировано, в начале и конце текста указывается лишь Пахомий Логофет, вслед. чего отсутствует упоминание игум. Геласия как «списателя» Жития.
В приписке сказано, что игумен создал свои записки в 1464 г. Однако в одной из статей Пространной редакции говорится о визите в мон-рь свт. Ионы, архиеп. Новгородского, к-рый мог состояться, по мнению Ключевского, не позднее 1461 г.: «По сих же по времени пресвященный архиепископъ Великого Новограда и Пьскова владыка Иона приходит в монастырь, и у гроба блаженаго бывъ, и та молебнаа совершивъ, повелѣ святаго образ написати на иконѣ, такоже и канон и прочаа...» (Житие Саввы Вишерского. 2003. С. 76). Следовательно, в это время, как считал Ключевский, были созданы и записки игум. Геласия, и Житие святого, написанное Пахомием Логофетом. Этому выводу противоречит упоминание в Житии ц. во имя прор. Иоанна Предтечи, построенной, согласно летописным источникам, в 1464 г. Ключевский предполагал, что упоминание этой церкви возникло при вторичном обращении Пахомия Логофета к Житию. Однако храм упоминается и в Чуде об отроке Василии, к-рый диавольскими кознями был сброшен с Предтеченской ц., но молитвами святых С. и Иоанна Предтечи остался жив и невредим. Этим Чудом заканчивается Краткая редакция Жития, т. е. это последнее Чудо, к-рое включил в текст игум. Геласий, а значит, его текст написан не ранее 1464 г., что он и отметил в своей приписке.
О написании Жития Пахомием Логофетом говорится в «Повести об Ионе, архиепископе Новгородском» после описания Чуда о Григории Тумгане, происшедшего у гробницы прп. Варлаама Хутынского в 1460 г.: «Пахомию тогда попу сербину, от Святыя Горы пришелцу, живущу у него, книжным слогням искусну. Сему повелѣвъ списати чюдо сие преподобнаго Варлаама, одаривъ его множеством сребра, куны же и соболми почтив зѣло Пахомиа. Повелѣ же каноны и житиа списати и еще блаженныя княгини Олги началницы христианству в Рустѣи земли... и преподобному Савѣ, создавшему монастырь на Вѣшерѣ рѣкѣ…» (ПЛДР. 2-я пол. XV в. 1982. С. 362). Однако вряд ли Пахомий одновременно написал Чудо о Григории Тумгане и целый ряд Житий в период 2-го пребывания в Новгороде - в 1459-1461 гг. Автор «Повести об Ионе...» мог просто перечислить сочинения знаменитого агиографа, созданные по заказу архиеп. Ионы, при первом упоминании имени Пахомия. Впосл. агиограф посещал Новгород при архиеп. Ионе, между 1464 и 1470 гг. Тогда он мог написать не только Житие С., но и полиелейную Службу святому. «Существует предположение, что во время составления Службы святому Пахомий Логофет тяжело болел (все богородичны канона объединены темой исцеления от болезни)» (Духанина. 2019. С. 159).
Житие С. послужило одним из источников Жития Ефрема Перекомского: согласно церковному преданию, прп. Ефрем был учеником С., однако летописные и др. исторические источники не подтверждают этот факт (Житие Саввы Вишерского. 2003. С. 152-198).
Игум. Геласий и Пахомий Логофет мало знали о жизни С., хотя были его современниками. Еще Ключевский заметил, что «время кончины Саввы в житии не указано прямо. Позднейшие рукописные святцы и вслед за ними церковные историки помечают ее 1 окт. 1460 г.». Согласно Житию, С., умирая, поручил свой мон-рь заботам «архиепископа Емилиана», т. е. архиеп. Евфимия I (1424-1429). Ключевский считал, что это ошибка: «...первое иноческое имя Евфимия I поставлено здесь вместо имени преемника его Евфимия II; позднейшие писцы и писатели часто смешивали этих епископов» (Ключевский. Древнерусские жития. С. 157). Однако точное воспроизведение имени архиепископа делает ошибку маловероятной. Поэтому можно сделать вывод, что кончина С. наступила не позднее 1429 г.
Житие сообщает, что С. происходил из Тверского княжества, из г. Кашина, «рода убо не проста, но паче велика и всѣмъ знаема, тамо възрастъ и въспитание имѣя» (РНБ. Солов. № 518/537. Л. 285). Согласно «Отвещанию любозазорным и сказанию въ кратце о святых отцех, бывшихъ в монастырехъ, иже в Рустей земли сущихъ» прп. Иосифа Волоцкого (10-я гл. Духовной грамоты), С. принадлежал к боярскому роду Бороздиных: он был сыном И. В. Борозды и имел фамильное прозвище Яра (Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 252-253, 260). Об этом факте подробно сказано в редакции «Трефологиона новгородских святых Бориса Ияковлева сына Козыневского»: «Сей преподобный и богоносный отецъ наш Сава рода бѣ велика и честна, Волоцкия земли сущего корене. Его же бо праотец прииде из земли тоя, именем Георгий, служити великому князю Иоанну Даниловичю, нарицаемому Калитѣ. Прииде же в преименитый град Москву, потомъ же во Тверь к великому князю Александру, сыну великаго князя Михаила, рекомому Храброму Тверскому. У сего же Георгия бяше сын, именем Гавриилъ. Гаврииловъ же сынъ Василий. Василиев же сын Иоаннъ, прозваниемъ Борозда з братом Николаем. Той же Иоаннъ имѣяше у себе осмь сыновъ. В них же первый сей великий отецъ нашъ Сава, прозванием бѣ из младеньства Ера» (РНБ. F. I. 729. Л. 314). Эти сведения заимствованы составителем из Патриаршей редакции родословных книг.
В ранних списках Жития указывается, что С. подвизался в обители св. Саввы, находившейся в 15 поприщах от Твери, на р. Тьме. Она может быть соотнесена только с Саввиным мон-рем - во имя прп. Саввы Освященного, основанным примерно в 90-х гг. XIV в. О факте игуменства С. в этой обители сообщает прп. Иосиф (Санин) Волоцкий в «Отвещании любозазорным...»: «Паче же отъ святаго оного великаго старца Варсонофия, иже нарицаемъ Неумоя, иже бяше братъ блаженному Савѣ, его же постави настоятелемъ предний Сава Бороздинъ, нарицаемый Ера, иже бяше начальникъ обители оная, егда самъ отъиде во Святую Гору. Блаженный же Варсонуфие пять лѣтъ пребысть на игуменствѣ, потомъ же отъиде въ пустыню» (ВМЧ. Сент., дни 1-13. Стб. 554). Ключевский считал С. основателем Саввиного мон-ря, т. к. прп. Иосиф Волоцкий называл его «начальником» пустыни. Однако в Житии сказано, что С., побывав во мн. монастырях Тверской земли, «прииде в честную обитель святаго Савы», т. е. в уже созданную обитель. Возможно, С. не сразу, а через нек-рое время стал настоятелем этого мон-ря, но до игуменства старца Варсонофия Неумоя (см. Савва и Варсонофий, преподобные Тверские).
По свидетельству прп. Иосифа Волоцкого, С. из тверской обители ушел на Афон. С этим паломничеством нек-рые исследователи связывают появление на Руси Кормчей книги 1517 г., приписка на к-рой гласит: «Книга глаголема Кормчиа, рекъше Правила закону. Списана в 7025 (1517) году, по благословению Всерасийскаго митрополита Варлаама, с Симоновских правил и сличена с другим списком Вассиана, архиепископа Ростовского, вывезенным из Святыя Горы Саввою, иноком Тверского Саввина монастыря» (РНБ. F. II. 74, см.: Калайдович К. Ф., Строев П. М. Обстоятельное описание славяно-рос. рукописей... в б-ке гр. Ф. А. Толстого. М., 1825. Отд. I. № 159. С. 92). Однако вопрос о том, можно ли соотнести упомянутого «инока Савву» с С., остается открытым.
На Новгородской земле С. до 1415 г. основал Вишерский мон-рь (ныне дер. Савино Новгородского р-на и обл.) (Трояновский. 1993) первоначально без архиерейского благословения (Романенко. 2020. С. 29). Под 1417 г. летопись сообщает о строительстве деревянной церкви «Вознесения Христова в Саввине пустыни у Саввы Вишерского» (ПСРЛ. Т. 44. С. 78). В Житии говорится, что иноки ближайшего Лисицкого мон-ря оспаривали право С. на эти земли, вслед. чего он обратился к «посадникам и тысяцким» Славянского конца Новгорода с просьбой отвести ему место на р. Вишере для обители. Святой получил разрешение, и вскоре по благословению архиеп. св. Симеона были построены храм и кельи для братии.
С.- один из немногих русских святых, к-рый наряду со свт. Кириллом II Туровским и с прп. Никитой Переяславским известен как столпник. В одном из Чудес святого сообщается, что 6 дней в неделю он пребывал на столпе, в субботу «причащался пищи» с братией, в воскресенье совершал молебен и после общей братской трапезы вновь восходил на столп, где оставался до следующей субботы (Житие Саввы Вишерского. 2003. С. 68). Святой был погребен между Вознесенской ц. и столпом, над его гробницей установили киот. В Житии говорится, что через много лет после преставления преподобного мон-рь сгорел (в т. ч. Вознесенский храм, столп святого, кельи), однако чудом уцелели мощи С.
С. был канонизирован к общерус. почитанию на Соборе 1549 г., но местное почитание святого сложилось задолго до этого времени. После кончины С. Вишерский мон-рь посетил Новгородский архиеп. свт. Иона (1459-1470), отслужил молебен у гроба святого и повелел написать его образ, что можно считать местной канонизацией С. По благословению архиепископа были составлены Житие С. и Служба преподобному (см.: Духанина. 2019).
Над местом погребения святого была устроена часовня, осенью 1522 г. здесь освятили ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. В 1570 г. опричники царя Иоанна IV Грозного повредили гробницу С. 7 июня 1571 г. в мон-ре освятили новую Покровскую ц., в том же 1571 г. повелением царя устроили новую раку. Она была деревянной, резной, в кругах по боковым стенкам следовали тексты из Жития святого (размер кругов в диаметре составлял ок. 70 см; 6 кругов и фрагмент, а также 2 горизонтальные планки с фрагментами исторической надписи ныне хранятся в НГОМЗ), на верхней крышке находилось скульптурное изображение С., выполненное из цельного массива липы новгородскими мастерами (ГРМ. Инв. № ДРД-497). В 1608 г. раку поновляли по указу 1607 г. царя Василия Шуйского (Александр (Ушмарский), архим. Краткая летопись о монастыре прп. отца Саввы, иже над Вишерою рекою жившего. СПб., 1806. С. 20). В Смутное время мон-рь сильно пострадал, на период восстановления раку перенесли в новгородскую ц. во имя ап. Филиппа на Нутной ул. В 1660 г. по указу царя Алексея Михайловича был построен новый Покровский храм. Но из-за движения грунтовых вод церковь рухнула, при обрушении была повреждена рака святого: пострадали резные круги, кроме «средняго образа чудотворца, вырезанного на верху раки на дске». Скульптура С. также требовала починки. В 1667 г. царь Алексей Михайлович приказал привезти в Москву резной образ и «круги с летописью с верху и со сторон» (документы опубл.: Пивоварова. 2017. С. 355, 357-359). Раку везли как драгоценную реликвию, «построив возки», «на перекладных с охраною». В 1669-1670 гг. работы по реставрации выполнили лучшие резчики Оружейной палаты Клим Михайлов, Давыд Павлов, Герасим Окулов и Андрей Иванов (см.: Клюканова О. В. Древнерус. резное дерево в собр. Рус. музея - предметы, центры, мастера // Вестн. РГНФ. 2012. № 1. С. 118-126). Они изготовили новые боковые стенки надгробия, к крышке к-рого крепилась фигура, сама скульптура нач. 70-х гг. XVI в. была сохранена. После реставрации раку и скульптуру по санному пути отправили в Новгород. В 1722 г. резной образ С. и др. скульптуры Новгородских чудотворцев по распоряжению Синода изъяли у обителей и передали на хранение в Софийский собор. В 1860 г. их обнаружили И. В. Стасов и И. И. Горностаев и перевезли в АХ, в 1897 г. скульптуры передали в ГРМ. В XVIII в. на раке святого находился шелковый покров с изображением С. и вкладной надписью: «Лѣта 1721 положил сий покров на святаго чудотворца Савву посадник бурмистр Фома Иванов сын Ларин, по своему обѣщанию от потопа, по себе и по своих родителех» (Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 311).
До наст. времени сохранился восьмиконечный поклонный крест, установленный С. на месте основания обители (ныне хранится: НГОМЗ. Инв. № 26683; высота - 3 м 34 см, длина средней перекладины - 1 м 92 см). Согласно Житию, святой имел обычай встречать у этого креста всех приходивших в обитель (БЛДР. Т. 12. С. 68-69). Крест сделан из сосны, его основа датируется 1417 г., а рельефы и надписи - кон. XV - нач. XVI в. (см.: Игошев В. В. Поклонный крест прп. Саввы Вишерского // ДРВМ. 2012. № 3(49). С. 33-44). Крест украшен 22 изображениями святых, архангелов и сил небесных, выполненных в технике невысокого рельефа в 14 клеймах; все клейма разделены узкими горизонтальными узорчатыми кантами; в центре средней перекладины вырезана фигура распятого Спасителя на фоне стены Иерусалима. На стволе креста находится поясное изображение С., держащего в руке свиток, к-рое, вероятно, повторяет раннюю иконографию святого.
Вишерский мон-рь был закрыт в 30-х гг. XX в., в нач. 70-х гг. XX в. находился в руинированном состоянии, Вознесенский собор был разрушен в 1979 г. В авг. 1992 г. состоялось обретение мощей С. (см.: Трояновский. 1993). Ныне мощи святого находятся в Покровском соборе Вел. Новгорода. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, в Собор Тверских святых и в Собор преподобных отец Русского во имя вмч. Пантелеимона мон-ря.
Первые изображения С. появились в связи с его местной канонизацией при митр. Ионе (1459-1470). Древнейшая икона святого принадлежала основанному преподобным Вознесенскому Вишерскому мон-рю. Согласно монастырскому преданию, икона была написана по заказу свт. Ионы, архиеп. Новгородского, и отражала портретные черты подвижника. Длительное время она находилась в каменной ц. Покрова Пресв. Богородицы, сооруженной свт. Ионой над гробом С. в 1464 г. и перестроенной в 1522, 1662 и 1781 гг. Не позднее нач. XIX в. образ С. был перенесен в Вознесенский собор, возведенный в камне (1525, 1662) на месте одноименной деревянной церкви, срубленной в 1417 г. самим преподобным. В 1805 г. в соборе был освящен придел во имя С., в иконостасе которого икона стояла вплоть до закрытия монастыря в 1920 г. (ИРИ. Ч. 3. С. 554-555; Александр (Ушмарский). 1849. С. 2-4, 14, 19-20; Ласковский. 1910. С. 266; Секретарь. 2011. С. 479-488). Высказывалось предположение о том, что первоначально икона служила крышкой раки святого (Зверинский. С. 221; Клюканова. 2008. С. 294), но, судя по размерам (89×71 см), приведенным в монастырской описи 1854 г. (ГА Новгородской обл. Ф. 480. Д. 3099. Л. 16-16 об.), она не была нагробным образом.
Не исключено, что образ С. присутствует в ц. прп. Сергия Радонежского на Владычном дворе в Вел. Новгороде, украшенной фресками по заказу свт. Ионы Новгородского в 1463 г. (Федотова. 2007. С. 426). Несмотря на то что по поводу преподобного, написанного на сев. пилоне триумфальной арки храма, выдвинуты разные версии (Ромашкевич. 1977. С. 227-228. Ил. на с. 226, 229; Смирнова, Лаурина, Гордиенко. 1982. С. 90, 130, 271; Гордиенко, Ядрышников. 2007. С. 507), особого внимания заслуживает тот факт, что монах с небольшой, раздвоенной на конце бородой, облаченный в мантию с откинутым куколем, представлен среди основателей рус. мон-рей под именем Сава на кайме пелены «Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому. Деисус и избранные святые» (посл. четв. XV в., ГММК) и на подольнике саккоса патриарха Никона (Минова) (1655, ГММК), причем в последнем случае принадлежность изображения Новгородскому святому не вызывает сомнения (Маясова. 2004. С. 99-101, 318-321. Кат. 10, 108. Ил. на с. 101, 319).
На происходящем из Саввиного Вишерского мон-ря монументальном поклонном резном кресте (НГОМЗ) С., изображенный на его верхней перекладине, слева от Спаса Нерукотворного, также имеет небольшую, но слегка сужающуюся бороду, как у свт. Николая Чудотворца, помещенного под Распятием. С. показан в монашеском облачении (голова не покрыта), в его левой руке свернутый свиток, к-рый он благословляет правой рукой. Церковное предание отождествляет этот памятник с межевым крестом, поставленным С. на границе владений мон-ря (Александр (Ушмарский). 1849. С. 12, 51-52; Макарий (Миролюбов). 1861. Стб. 99), однако этому противоречит присутствие на кресте фигуры самого святого. По палеографии надписей и стилю резьбы крест датируется кон. XV - нач. XVI в. (Померанцев. 1964. С. 27-28; Он же. 1994. С. 21-22; Николаева. 1977. С. 363; Плешанова. 2003. С. 77; Соколова. 2003. С. 60, 62), или 1-й пол. XVI в. (Гордиенко. 2001. С. 269-270), или 20-ми гг. XVI в. Последняя датировка подкреплена историческими сведениями о Саввиной пуст., переживавшей в 20-х гг. XVI в. экономический подъем (Трифонова. 2012. С. 22-33. Кат. 3. Библиогр.) (попытка преодолеть противоречие между преданием и объективными данными памятника предпринята в работе: Игошев. 2020. С. 104-116).
С непокрытой головой, с развернутым свитком в руке С. представлен на кайме пелены «Избранные святые», шитой в Москве в сер. XVI в., а именно после Собора 1549 г., на к-ром преподобный был введен в пантеон общерус. святых. Небольшая борода является главным отличием С. от прп. Димитрия Прилуцкого или прп. Кирилла Белозерского, изображенных на этой пелене с окладистыми бородами (ГИМ; см.: Юхименко, Шульгина. 2019. С. 198. Кат. 101. Ил. на с. 199). Однако уже в рельефной фигуре С. 1574 г. от его раки (ГРМ; сама рака была переделана в 1669-1670; см.: Клюканова, Пивоварова. 2017) он показан уподобленным прп. Димитрию Прилуцкому («…брада и власы аки Димитрий Прилуцкий»; см.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 36) или же прп. Кириллу Белозерскому («Аки Кирилл Белозерский»; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 206). С большой округлой бородой преподобный изображен на иконе-таблетке «Положение во гроб. Преподобные Сергий Радонежский, Антоний Римлянин, Савва Вишерский» из Покровского монастыря в Суздале (ок. 1577, ГВСМЗ; см.: Иконы Владимира и Суздаля. 2006. С. 306-311. Кат. 64).
Со 2-й четв. XVII в. имя С. встречается в иконописных подлинниках, напр. в Софийском списке подлинника Новгородской редакции, где под 1 окт. сказано: «В тот же день память преподобнаго отца нашего Савы, иже над Вишерою рекою жившаго» (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 24). В минейных циклах на октябрь фигура святого помещалась рядом со сценой «Покров Пресв. Богородицы» и с фигурой ап. Анании. При этом в минее кон. XVI в. (ГИМ) и лицевом иконописном подлиннике 1-й четв. XVIII в. (ГИМ) С. представлен в том же облике, что и на раке 1574 г. (см.: Юхименко, Шульгина. 2019. С. 202, 273. Кат. 102, 136).
В произведениях мелкой пластики XVI в. встречается еще один извод С.: «…сед, брада Богословля» (ИРЛИ (ПД). Собр. И. Н. Заволоко. № 242. Л. 9-9 об.). С бородой, спускающейся на грудь и разделенной, как у ап. Иоанна Богослова, на пряди, преподобный изображен на кресте (НГОМЗ; см.: Гордиенко. 2007. С. 407. Ил. на с. 408) и складне (ГИМ; см.: Юхименко, Шульгина. 2019. С. 150-155. Кат. 74. Ил. на с. 153) - оба выполнены из дерева в Новгороде; на костяной пластине запрестольного «Киликиевского» креста из Спасо-Прилуцкого мон-ря под Вологдой (ВГИАХМЗ; Николаева. 1968. С. 37-38. Ил. 94). В рельефах складня и вологодского креста парным образу С. является образ его ученика прп. Ефрема Перекомского (ср.: Маханько. 2013).
Можно предположить, что именно Новгородским святым является седовласый, с раздвоенной бородой «прп. Сава», написанный на левом поле иконы «Прп. Александр Свирский, со Св. Троицей и избранными святыми» (кон. XVII в., ГИМ; Хотеенкова. 2007. С. 90. Кат. 97. Ил. на с. 91). В таком же виде, но с куколем на голове он представлен в эмалевом медальоне серебряного потира 1776 г. из Вишерского монастыря (НГОМЗ). В монастыре хранились и др. предметы церковной утвари с изображением его основателя: напрестольный сканый с эмалью крест 1621 г., на обороте помещался чеканный образ святого; покров 1721 г. на раку преподобного «из шелковой наклеенной материи с изображением пр. Саввы, начертанным красками: у него правая рука благословящая, а в левой свиток» (Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 2. С. 177, 311); лицевой покров 1781 г. (Александр (Ушмарский). 1849. С. 14).
На иконах «Собор Новгородских святых» нач. XVIII в. (ГРМ; см.: Пивоварова. 2011. С. 244-246. Ил. 3), 1726 и 1728 гг. письма свящ. Георгия Алексеева (ГИМ; см.: Церковь Небесная. 2020. С. 208. Кат. 68; ГТГ; см.: Бекенева. 1984), 1866 г. (роспись по эмали; серебряный чеканный оклад работы Калины Рябкова; СПГИАХМЗ; Церковь Небесная. 2020. С. 209. Кат. 70) облик С. в наибольшей степени соответствует определению: «Сед, брада поуже Сергиевой, власы просты, риза преподобническая, схима на плечах» (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 206). В одном ряду с Сергием Радонежским Новгородский святой представлен на иконе «Минея годовая», где он также изображен с бородой «поуже Сергиевой», но с куколем на голове (кон. XVIII - нач. XIX в. (с дополнениями 2-й пол. XIX в.), Ярославль (?), ЦМиАР; см.: Церковь Небесная. 2020. С. 183-184. Кат. 24).
С седой клиновидной бородой, в мантии и куколе С. запечатлен на иконе «Собор Тверских святых», исполненной в 90-х гг. XIX в.- 1902 г. инокинями кашинского Сретенского мон-ря; в правой руке преподобный держит модель храма, в левой - развернутый свиток с текстом приписки к уставу Саввиной пуст.: «Аще, брате, к установленному в Кормчей книге приложиши, от Бога сугубу мзду приимеши» (из Троицкой ц. Кашина; см.: Тверской патерик. 1908. С. 151. Ил. на с. 5). В том же облике, но без свитка С. написан на иконах «Собор Тверских святых»: нач. 90-х гг. XX в., тверской художник и иконописец А. Б. Запруднов (собор Св. Троицы («Белая Троица»), Тверь), и 2001 г. (Вознесенский собор, Тверь).
Основатель Саввиной пуст. представлен в лике преподобных на иконах «Образ всех российских чудотворцев» рубежа XVIII и XIX вв. (ГИМ; см.: Юхименко, Шульгина. 2019. С. 196. Кат. 100. Ил. на с. 197) и 1-й трети XIX в. (Выговское собрание А. М. Иванова, Москва; см.: Церковь Небесная. 2020. С. 223. Кат. 111). Его изображение присутствует в «Соборе Московских и избранных святых» (1900-е гг., Москва, ГИМ; см.: Церковь Небесная. 2020. С. 215. Кат. 87), на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г. (из келейных икон священноисп. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского) и 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ), а также на их совр. повторениях.
О существовании житийного цикла святого известно из источников XIX - нач. XX в. В то время сев.-зап. башня ограды Вишерского мон-ря, построенная в 1782 г. для поклонного креста, была расписана композициями на тему о трудах преподобного и его учеников по устроению пустыни, о пребывании подвижника «столпником на столпе» (ГА Новгородской обл. Ф. 480. Д. 3099. Л. 34-34 об.; Слезскинский. 1901. С. 280). Сцены из Жития С. входили в состав росписей 1804-1805 гг. монастырских храмов - Вознесенского собора и ц. Покрова Пресв. Богородицы.
В 1995 г. в Покровском соборе Вел. Новгорода была установлена рака с мощами святого, обнаруженными 3 годами ранее в месте его упокоения. Для раки были созданы нагробный образ и икона, на к-рой С. показан на фоне мон-ря. В картуше резной сени было помещено поясное изображение святого, на стене над сенью написан монументальный его образ; С. представлен в традиц. изводе, как основатель Саввиной пуст.,- в монашеском облачении, со свитком в руке.