КИРИЛЛ VI
Том XXXIV , С. 562-563
опубликовано: 26 ноября 2018г.

КИРИЛЛ VI

(† 18.04.1821, Адрианополь, ныне Эдирне, Турция), сщмч. (пам. греч. 18 апр.), патриарх К-польский (4 марта 1813 - 13 дек. 1818). Род. в Адрианополе в семье небогатого торговца Василия Сербедзоглу, который был выходцем из Кесарии Каппадокийской. При крещении получил имя Константин. А. Гудас считал, что К. род. в 1775 г. (Γούδας. 1872. Σ. 14), по мнению Т. Цонидиса - в кон. 60-х гг. XVIII в., т. к. иначе получилось бы, что К. был рукоположен во диакона в возрасте 16 лет (Τσονίδης. 1986. Σ. 13). Константин получил начальное образование в школе родного города у известного в то время учителя Георгия с о-ва Кос. Его взял под покровительство Адрианопольский митр. Каллиник (впосл. К-польский патриарх Каллиник V); он подарил подростку несколько учебников, к-рые тогда были редкостью. По окончании школы Константин намеревался продолжить образование за границей, но из-за недостатка средств ему пришлось отказаться от поездки. Он посвятил себя служению Церкви в иноческом звании. В 1791 г. митр. Каллиник постриг его в монашество с именем Кирилл, рукоположил во диакона и назначил секретарем и архидиаконом митрополии. В сент. 1792 г. митр. Каллиник был перемещен на Никейскую кафедру. В 1801 г. К. получил место архидиакона при Эфесском митр. Гаврииле, а вскоре был приглашен Каллиником, занявшим К-польский Патриарший престол, на должность главного секретаря Патриархии и возведен в сан архимандрита. В 1802 г. он опубликовал неизданные поэтические произведения визант. писателей Феодора Птохопродрома, Георгия Писиды, Никифора Ксанфопула и каталог К-польских патриархов. Для материальной поддержки Великой школы нации он организовал сбор средств по всей Османской империи и сделал личные пожертвования.

Сщмч. Кирилл VI, патриарх Константинопольский. Икона. Иконописец К. Вулкиду. 1996 г. (ц. сщмч. Кирилла в Питио)Сщмч. Кирилл VI, патриарх Константинопольский. Икона. Иконописец К. Вулкиду. 1996 г. (ц. сщмч. Кирилла в Питио)

В сент. 1803 г. К. был рукоположен во митрополита Иконийского. Религ. жизнь епархии находилась в упадке, поэтому К. обратил особое внимание на духовно-нравственное просвещение народа. Он произносил проповеди на тур. языке (т. к. греки Иконийской митрополии говорили по-турецки), заботился о состоянии учебных заведений и открывал новые школы. К. продолжил научные занятия и собрал исторический, географический и археологический материал для труда об Иконийской обл. Впосл. на основании этого материала он издал географическую карту Иконийской обл. с комментариями, ценными в топографическом и эпиграфическом отношениях (Πίναξ χωρογραφικὸς τῆς μεγάλης ἀρχισατραπίας τοῦ ᾿Ικονίου. Βιέννη, 1812; ῾Ιστορικὴ περιγραφὴ τοῦ ἐν Βιέννῃ προεκδοθέντος χωρογραφικοῦ πίνακος τῆς μεγάλης ἀρχισατραπίας τοῦ ᾿Ικονίου. Κωνσταντινούπολις, 1815).

19 дек. 1810 г. К. по просьбе жителей города был переведен на Адрианопольскую кафедру. Он защищал паству от притеснения властей и занимался устройством народных школ. 4 марта 1813 г. К. был избран на Патриарший престол; 17 апр. состоялась его интронизация. В 1814 г. на средства вел. драгомана И. Аргиропулоса он реорганизовал больницу для моряков в К-поле, к-рая получила название Национального госпиталя. 4 дек. 1815 г. К. приписал к благотворительным учреждениям К-поля храм с чудотворной иконой Божией Матери «Суда» в Эгрикапы. Он заботился о состоянии приходских храмов и принимал меры, чтобы уменьшить их долги, увеличить доходы, создать внешнее благолепие (акты в пользу храмов Св. Духа на Санторине (Тире), Евангелистрии Пресв. Богородицы на Тиносе, вмч. Георгия Победоносца в Таксиархе (Кесарийская митрополия), вмч. Димитрия Солунского в Ксирокрини или Куручешме в К-поле). В 1814 г. синодальным постановлением при Патриархии была образована комиссия, обязанная посещать храмы и мон-ри К-польского архиепископского округа для ревизии их денежных дел.

К. ревностно охранял церковные каноны. 9 июня 1814 г. был издан сигиллий по поводу запрещения брака между лицами, находящимися в 5-й степени родства. В Керкирской епархии был такой случай, и патриарх счел возможным применить экономию и простить нарушивших правила. 7 окт. 1818 г. К. известил Смирнского митрополита, чтобы он не допускал браков православных с инославными. К. издал грамоты, подтверждающие права ставропигиальных обителей: Олимпиотиссы Пресв. Богородицы мон-ря, Дионисия Олимпийского мон-ря, Киккского мон-ря на Кипре, Иоанна Предтечи скита близ Верии и др.

Сщмч. Кирилл VI, патриарх Константинопольский. Памятник в Новой Орестиаде, ГрецияСщмч. Кирилл VI, патриарх Константинопольский. Памятник в Новой Орестиаде, Греция

Более всего К. известен благодаря вкладу в развитие народного просвещения. В 1815 г. он учредил при Патриархии певч. школу с целью теоретического изучения визант. богослужебного пения и его распространения. Часто он посещал и Великую школу нации, присутствовал на экзаменах, уроках и торжественных собраниях. В 1814 г. он вызвал из Смирны греч. ученого К. Кумаса и сделал его схолархом. Сигиллиями патриарха был утвержден ряд народных школ: в Митимне (1813), Скутари (1816), Сьятисте (1816), на о-ве Наксос (1817), в Синопе (1817) и 2 школы в Михалици Никейской епархии (1817). К. издал неск. грамот о содержании уже существующих школ - в Тузле Халкидонской епархии (1817), Редестосе, Созополе, Филадельфии, Янине, Трапезунде. К. был одним из ктиторов Патриаршей типографии в К-поле, восстановленной в 1814 г. Он внимательно следил за вновь опубликованными книгами богословского содержания. Так, в 1814 г. он не одобрил аллегорический метод, применявшийся в Толковании на Книгу прор. Даниила архим. Феодорита; подверг критике катехизис Константина Икономоса, т. к. нашел в нем несогласные со святоотеческим учением взгляды на судьбу умерших без крещения детей, а в определении таинства Крещения - существенную ошибку, приказал отпечатать в Патриаршей типографии отдельные листы с исправленным текстом и отправил их автору в Смирну с предложением заменить соответствующие страницы книги. К. одобрительно отзывался о трудах прп. Никодима Святогорца; в т. ч. о его агиологическом своде «Синаксарист». К. принимал участие в богословском споре между дидаскалом-иерокириксом Дорофеем Вулизмой из Ясс и Стефаном Дункой, проф. философии Ясского лицея. К. и сам продолжал заниматься учеными трудами; он собрал немало эпиграфического материала античной и визант. эпохи, часть к-рого опубликовал в ж. «Λόγιος ῾Ερμῆς», а также издал апологию клира Вост. Церкви. В 1845 г. было опубликовано его описание Адрианополя и Фракии. Остаются неизданными 158 проповедей К.

13 дек. 1818 г. К. был смещен с Патриаршей кафедры из-за желания Валашского господаря Александру IX Суцу вернуть на К-польский престол сщмч. Григория V. К. отправился сначала на Афон, затем в Александруполис. Последние годы жизни он провел в Адрианополе, посвятив себя науке. Он оказывал всестороннюю помощь адрианопольской школе. Вскоре после начала Греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. султан издал распоряжение арестовать и казнить К., подозреваемого в связях с «Дружеским обществом». 18 апр. 1821 г. он был повешен на воротах митрополии. Тело патриарха было снято только через 3 дня и брошено в р. Марица (Эврос). Его выловил недалеко от Дидимотихона, в с. Питион, мельник Х. Аргириу-Цорбадзис и тайно похоронил, выкопав могилу под полом своего дома. В 1829 г. он сообщил о захоронении Адрианопольскому митр. Григорию Византийскому, к-рый ранее был архидиаконом и помощником К. Мощи патриарха были помещены в гробнице в алтаре кафедрального собора Адрианополя (Τσονίδης. 1986. Σ. 110). Через нек-рое время митр. Григорий написал краткую биографию К. и составил в честь него службу. Впосл. мощи К. были погребены в нартексе кафедрального собора рядом с захоронением К-польского патриарха Агафангела, с к-рым К. учился в одной школе в Адрианополе. Адрианополь был освобожден греч. армией в 1920 г., а в 1922 г. греч. население вместе с отступавшими войсками покинуло город. Все реликвии кафедрального собора были увезены в Афины. Принадлежавшие К. архиерейские облачения и митра были переданы в Музей Бенаки, посохи - в Византийский музей, рукописи - в Национальную б-ку. Местонахождение мощей К. в наст. время неизвестно.

На месте захоронения К. в Питионе в 60-х гг. ХХ в. был устроен маленький проскинитарий (памятная часовня). Жители Питиона считают К. покровителем их села и рассказывают о его чудесах. Древнейшая из сохранившихся икон К. написана еще до его канонизации в 1933 г. в г. Суфли.

К. сочетал в себе добродетели, патриотизм и стремление к просвещению. В 1993 г. он был канонизирован Свящ. Синодом Элладской Православной Церкви. Служба К. была составлена известным греч. гимнографом Х. Бусьясом.

Лит.: Γούδας ᾿Α. Βίοι παράλληλοι τῶν ἐπ τῆς ἀναγεννήσεως τῆς ῾Ελλάδος διαπρεψάντων ἀνδρῶν. ᾿Αθῆναι, 1872. Τ. 1. Σ. 1-38; Γεδεών. Πίνακες. Σ. 683-684; Соколов И. И. К-польская Церковь в XIX в. СПб., 1904. С. 179-180, 437-456; Γριτσόπουλος Τ. ᾿Α. Κύριλλος. ῾Ο ΣΤ´ // ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 1200-1202; Μπόνης Κ. Γ. ῾Ο ᾿Εθνομάρτυς Πατριάρχης Κωνσταντινουπόλεως Κύριλλος ΣΤ´ (1813-1818). ᾿Αθῆναι, 1982; Τσιμάνης Π. ᾿Απὸ ὑψηλὴ σκοπιά: Οἱ Πατριάρχαι Κωνσταντινουπόλεως. ᾿Αθῆναι, 1984. Τ. 2. Σ. 107-119; Τσονίδης Τ. Χ. Κύριλλος ΣΤ´ Πατριάρχης Κωνσταντινουπόλεως: 1813-1818. ᾿Ορεστιάς, 19862; Βίος και θαύματα Αγίου Κυρίλλου ΣΤ´ Πατριάρχου Κωνσταντινουπόλεως. Πύθιο ´Εβρου, 1989; Οἱ Πατριάρχες τοῦ Γένους: ᾿Απὸ τὴν ῎Αλωση τῆς Πόλης ἕως σήμερα / ᾿Εκδ. Γ. Βαλσάμης. Βόλος, 1995. Σ. 107-108; ᾿Αγαθάγγελος, ἐπ. Θαναρίου. Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 2005. Τ. 4: ᾿Απρίλιος. Σ. 205-207.
Л. А. Герд, Э. П. А.
Рубрики
Ключевые слова
См.также