[Кир; греч. Κύρρος, ῾Αγιούπολις; лат. Cyrrhus], античный и византийский город в Сев. Сирии, ныне развалины Талль-эн-Наби-Хури, в 76 км к северо-западу от Халеба, близ границы Сирии и Турции), церковная кафедра в составе митрополии Иераполя (ныне Манбидж) Антиохийской Православной Церкви. Основан предположительно ок. 300 г. до Р. Х. царем Востока Селевком I Никатором как один из эллинистических полисов, к-рые окружали столицу Селевкидов Антиохию и обеспечивали грекам контроль над Сирией. В римскую эпоху бытовала легенда о том, что город основали иудеи, уведенные в плен персид. войском царя Кира II Великого и назвавшие свое новое поселение в его честь (Procop. De aedificiis. II 11). К. находился на полпути из Антиохии на восток к стратегически важной переправе через Евфрат у Зевгмы (севернее совр. Биреджика). Тем не менее в ряду др. подобных городов (Вероя, Апамея, Эмеса и др.) К. занимал второстепенное положение. Первые документальные сведения о существовании города датируются ок. 220 г. до Р. Х. В эпоху Селевкидов город развивался медленно, использовался в основном как крепость в регионе, близком к границам царств Армении и Понта, постоянно стремившихся оспорить те или иные районы Сев. Сирии у Селевкидов. В период распада селевкидского царства К. в нач. I в. до Р. Х. вошел в состав Вел. Армении царя Тиграна, в 64-63 гг. до Р. Х. в результате завоеваний рим. полководца Гнея Помпея - новой рим. пров. Сирия. В эпоху длительного рим. правления военно-политическая роль К. почти не изменилась. Город служил одной из рим. баз для ведения кампаний против Армении на севере и Парфии на востоке. В I в. по Р. Х. здесь был расквартирован 10-й легион, к-рый в 66 г., накануне первой Иудейской войны, был переведен в Иерусалим. Уроженцем К. был Авидий Кассий (ок. 130-175), ставший в 60-х гг. II в. наместником Сирии, а в 175 г. пытавшийся неудачно поднять мятеж против имп. Марка Аврелия. В первые века по Р. Х. в К. был распространен местный культ Зевса Киррестия (расположение храма не установлено). В сер. III в. город был дважды оккупирован персид. войсками, однако восстановлен и в ранневизант. эпоху (IV-VI вв.) пережил заметный расцвет. К. приобрел большое значение как один из крупнейших христ. паломнических центров Сирии. Церковная кафедра К. пользовалась большим влиянием в период, когда ее занимал блж. Феодорит (423-457), богослов Антиохийской школы и церковный писатель.
Город находился на холме над левым (западным) берегом р. Сабун-Сую (приток р. Африн) на территории протяженностью ок. 800 м с севера на юг и от 300 до 800 м с запада на восток. Цитадель занимала наиболее возвышенную зап. часть города. Частично сохранились крепостные стены, а также зап. и сев. городские стены (в основном построены в VI в. на фундаментах эллинистической и рим. эпох). У подножия цитадели сохранился театр (ок. сер. II в.), один из крупнейших в Сирии (диаметр 115 м). С севера на юг город пересекала главная улица cardo maximus, мощенная базальтовыми камнями. С юга один из главных въездов в город был оформлен монументальными воротами. В К. сохранились остатки 3 христ. базилик: 1-я, 3-нефная, расположена к северу от театра в зап. части города; 2-я - в сев.-вост. части; 3-я - на холме к юго-востоку за пределами города, на месте неизвестного античного святилища. Точная идентификация посвящений этих храмов в наст. время не представляется возможной.
Согласно сведениям письменных источников, в К. почитались мощи 4 святых. Наиболее распространенным было поклонение мученикам-бессребреникам Косме и Дамиану (пам. 17 окт.), погребенным рядом ок. нач. IV в. в посвященной им базилике к северу от К., в местности под названием Феремма (Фереман). В сер. VI в. на средства имп. Юстиниана I, почитавшего этих святых, базилика была перестроена. Еще одним местом паломничества стало погребение местного святого Дионисия. В ходе раскопок в К. был обнаружен межевой столб с греческой надписью, к-рый обозначал границу владений странноприимного дома, построенного для храма св. Дионисия на средства имп. Анастасия I (491-518) (Peña. 2000. P. 120). В К. находились также мощи прп. Дометия Персиянина (пам. 7 авг.), согласно Житию, он подвизался в пещере близ К. и пострадал при имп. Юлиане Отступнике в 363 г. Большинство подвижников, о к-рых рассказал Феодорит в «Истории боголюбцев», жили в К. и его окрестностях в IV - 1-й пол. V в. Среди них святые Акепсим (пам. 3 нояб.; греч. 13 февр., 29 янв.), Зевин, Полихроний (пам. 23 февр.), Марон (пам. 14 февр.), Евсевий (пам. 15 февр.), Фалассий (пам. 22 февр.) и др.
В 30-40-х гг. VI в. стены К. были перестроены по инициативе имп. Юстиниана I, когда он укрепил границы и городов Сирии, находившихся под угрозой нападений персов и арабов. В К. был сооружен новый водопровод, к-рый должен был обеспечить его водой во время возможной осады. Чтобы почтить великие святыни К., имп. Юстиниан после перестройки дал городу новое название Агиополь («город святых»; Procop. De aedificiis. II 11). Ок. 610-629 г., как и вся Сирия, К. был оккупирован персами, в 637 г. перешел под контроль арабов-мусульман. Правосл. кафедра в К. так и не была восстановлена; в VII-XI вв. известны епископы К. Сирийской яковитской Церкви. В 1-й пол. XII в. город некоторое время находился в руках крестоносцев и входил в состав Эдесского графства. Латиняне переименовали К. в Корицию (Coricia) и вновь перестроили его укрепления. В 1150 г. город был захвачен мусульм. эмиром Нур ад-Дином и окончательно потерял военно-стратегическое значение. В ходе крестоносных войн XII-XIII вв., а также в результате эпидемии XIV в. К. постепенно покидали жители, и с тех пор он не заселялся. Титулярная кафедра К. в XIX-XX вв. сохранялась в иерархии Маронитской католической Церкви.
В 300 м к югу от юж. ворот города сохранились остатки некрополя рим. эпохи и большой мавзолей в виде 6-гранной башни (II-III вв.). В средние века некрополь начали использовать мусульмане, а древний мавзолей стал почитаться как могила мусульм. святого Урии бен Ханана (прор. Урии; совр. араб. название К. восходит к его имени). Культ этого святого известен с XII в. по упоминанию о нем араб. географа аль-Харави. В XIV в. рядом с мавзолеем была построена мечеть. Традиция почитания прор. Урии сохраняется среди местного населения до наст. времени; крестьяне окрестных селений приходят поклониться святому по пятницам в весенний сезон и приносят в жертву овец и коз. В совр. научной лит-ре высказывается предположение, что могила «пророка Урии» некогда заменила собой христ. святыню и может быть идентифицирована с «могилой пророка» (св. Иоанна Крестителя) близ К., о которой упоминал Феодорит (Theodoret. Hist. rel. XXI 10; Peña. 2000. P. 121). Тем не менее для уверенной идентификации сведений в наст. время недостаточно.
Известные епископы К.: Сириций (упом. в 325-341), Авгарий (упом. в 359), Астерий (2-я пол. IV в.), Исидор (упом. в 381), блж. Феодорит (423-457), Иоанн (упом. в 475/6-484), Сергий (упом. в 512-532, монофизит); сиро-яковиты: Иоанн (упом. в 630), Вакх (упом. в 793), Соломон (798-817), Сергий, Авраам (818-845), Илия, Аарон, Исаак (846-873), Сергий (878-883), Гавриил (897-909), Исаак (910-922), Кириак (923-935), Иоанн (965-985), Андрей (986-1002/03), Кирилл (1004-1030).