КИФИРСКАЯ МИТРОПОЛИЯ
Том XXXV , С. 175-180
опубликовано: 15 февраля 2019г.

КИФИРСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

Содержание

[греч. ῾Ιερὰ Μητρόπολις Κυθήρων], епархия Элладской Православной Церкви, включает острова Китира (древнегреч. Кифера, визант. Кифира, новогреч. Китира) и Андикитира (древнегреч. Антикифера; визант. Антикифира; новогреч. Андикитира). Кафедра в г. Китира (Хора), кафедральный собор, построенный ок. 1660 г., получил редкое название Эставроменос (Распятый).

Исторический очерк

В древности о-в Кифера был малонаселенным, иногда наступали периоды его полного запустения. Первые поселения возникли на острове в эпоху неолита; ок. 2000-1450 гг. до Р. Х. на Кифере, близ совр. Авлемонаса, существовало минойское поселение; спустя несколько столетий после того, как оно было оставлено жителями, финикийцы основали на острове свою торговую колонию. Предполагают, что привнесенный ими культ богини Иштар трансформировался у греков в почитание Афродиты, которая, согласно «Теогонии» Гесиода, после рождения у берегов Кипра была принесена волнами к Кифере. Финикийцы начали добычу порфиры у берегов Киферы, поэтому остров некоторое время назывался Порфируса, или Порфирида. Антикифера в древности была заселена дриопами. После прихода дорийцев на Пелопоннес финикийцы покинули Киферу. Сначала Кифера принадлежала Аргосу, а с VI в.- Спарте, но из-за стратегического положения острова на него претендовали афиняне, которым неск. раз удавалось захватить его (456/5, 424-421, 394-387 гг. до Р. Х.). Храм Афродиты на Кифере имел общегреческое значение. На острове существовали города Кифера (скорее всего, на горе Палеокастро) и Скандея (вероятно, в окрестностях Палеополи). На Антикифере, несмотря на небольшой размер острова, возникло 14 городов, важнейшим из к-рых была крепость в сев.-вост. части острова, рядом со святилищем Аполлона, при римлянах она получила название Гефестия.

С созданием Союза свободных лаконцев Кифера стала независимой: в 195 г. до Р. Х. она чеканила собственную монету. В 142 г. до Р. Х. была образована рим. пров. Ахайя, но полис Спарта (к-рому принадлежала Кифера) сохранял в ней автономный статус до 86 г. до Р. Х. После победы над понтийским царем Митридатом VI Евпатором было введено прямое рим. управление (сенатская провинция; с 31 г. до Р. Х. по 44 г. по Р. Х. имп. провинция, затем снова сенатская). Но при этом Октавиан Август провозгласил спартанского магната Гая Юлия Эврикла «игемоном» Лакедемона в знак благодарности за помощь в битве при мысе Акций. Эта должность была встроена в систему рим. администрации, но Эвриклу были предоставлены некоторые дополнительные полномочия в управлении ранее автономной Спартой, а Кифера стала его личным владением. Городская жизнь развивалась и в римский период, о чем свидетельствуют раскопки в Палеополи, Кастри и на горе Палеокастро. Жители Антикиферы оказали вооруженное сопротивление римлянам, к-рые стали использовать остров как место ссылки. В позднерим. период из-за землетрясений Кифера опять пришла в запустение. На острове решила укрыться прмц. Елеса, чтобы избежать брака с язычником и вести отшельническую жизнь, но она была найдена и казнена своим отцом (ок. 375 (?)).

Церковь Космы и Дамиана в Палеокастро. VII в.Церковь Космы и Дамиана в Палеокастро. VII в.

Впосл. остров был снова заселен, раскопки в Кастри показали, что город на этом месте процветал в VI - нач. VII в., но был оставлен жителями в сер. VII в. К 1-й пол. VI в. относится мозаичный пол в ц. св. Иоанна Предтечи близ Потамоса, к VII в.- напольные мозаики со сценами охоты в ц. вмч. Георгия Победоносца «сто Вуно» близ Авлемонаса, 2 церкви в окрестностях Кастри - св. бессребреников Космы и Дамиана и вмч. Пантелеимона (построена на месте раннехрист. базилики) - датируются VII в. Новое запустение Кифиры было вызвано нападениями арабов. Об отсутствии жителей свидетельствует и Житие прп. Феодора Кифирского, уроженца г. Корона на Пелопоннесе, к-рый подвизался на Кифире в заброшенной ц. мучеников Сергия и Вакха при имп. Романе (Романе I Лакапине (920-944) или Романе II (959-963)). Спустя нек-рое время после его смерти на месте гробницы святого жители Монемвасии основали мон-рь. Собор этого мон-ря не сохранился в первоначальном виде из-за многократных перестроек (последняя в 1630). После освобождения Крита от арабов в 961 г. началось заселение острова. К северу от Палеохоры была построена крепость Агиос-Димитриос, ставшая главным населенным пунктом острова.

Время возникновения Кифирской епископии неизвестно. В 9-й и 13-й нотициях (Х в.) она указана в числе подчиненных Коринфской митрополии епископий (Darrouzès. Notitiae. Р. 302, 361. N 9, 13). Однако ряд исследователей сомневаются, что Кифира в то время была зависима от Коринфской митрополии и что там существовала епископская кафедра, т. к. остров был мало населен (Herrin. 2013. P. 144). Наиболее ранние сведения о Кифирских епископах Феоктисте († 1100) и Ниле († 1122) сохранились в рукописи Paris. gr. 1581 (Μπίθα. 2004. Σ. 567).

В XII в. Кифира принадлежала Георгию Пахису из Монемвасии, а затем знатной монемвасийской семье Эвдемонояннидов. Во время 4-го крестового похода остров попал в сферу влияния Венецианской республики; в 1207 г. правителем Кифиры (итал. Чериго) был назначен Марко Веньери, а Антикифира была передана семье Вьяро. Марко Веньери также получил земли на Крите, где предпочитал жить, а его власть на Кифире оставалась чисто номинальной. Его сын Бартоломео I Веньери упрочил свое положение, женившись в 1238 г. на дочери Николая Эвдемонояннида. В 70-х гг. XIII в. Кифира и Антикифира были возвращены в состав визант. владений вел. дукой Ликарием. К управлению Кифирой вернулись Эвдемоноянниды. В 1309 г. представитель этой семьи Вериолас выдал свою дочь замуж за Бартоломео II Веньери (правнука Марко Веньери), передав ему остров в качестве приданого. Кифира управлялась родом Веньери до 1504 г. (по устаревшим сведениям до 1530), за исключением 1364-1384 гг., когда венецианцы отстранили от власти Пьетро Веньери за участие в восстании на Крите и назначали правителями Кифиры кастелланов, но потом вернули остров во владение сыновьям Пьетро Веньери. В 1504 г. Кифира перешла под прямое управление Венецианской республики, вместо кастеллана наместником острова стал проведитор, но это не спасло остров от нападений турецкого флота в 1537 и 1571 гг. Особенно тяжелыми оказались последствия разграбления острова Хайр ад-Дином Барбароссой в 1537 г.: была разрушена крепость Агиос-Димитриос, мн. жители были убиты или уведены в плен, другие бежали на Крит и Ионические о-ва.

В связи с захватом крестоносцами 2 старейших кафедр Пелопоннеса - Коринфа и Патр - Палеологи через нек-рое время после восстановления Византийской империи (1261) предприняли церковно-адм. реформу пелопоннесских епархий: Монемвасия получила статус митрополии, и ей были подчинены епископии Майны (ранее относилась к Коринфу), Элоса (ранее зависела от Патр), а также епископии Реонта и Кифиры. Хрисовул имп. Андроника II 1301 г. подтвердил подчинение этих епархий Монемвасии и добавил к ним епископии Короны, Мефоны и Земайны.

Ап. Иоанн Богослов. Роспись ц. вмч. Димитрия Солунского в Пурко. Кон. XIII в.Ап. Иоанн Богослов. Роспись ц. вмч. Димитрия Солунского в Пурко. Кон. XIII в.По всей видимости, резиденция Кифирского епископа находилась в Агиос-Димитриосе. В 1337 г. Кифирская епископия была возведена в ранг архиепископии (этот статус она сохр. недолго), но оставалась в ведении Монемвасийской митрополии. Во 2-й пол. XIV в. в источниках упоминается протопресвитер (протопоп) Кифиры - церковная должность, которая вводилась на венецианских территориях при упразднении православных епископов. Однако отсутствие греческих иерархов на Кифире было временным. До 1450 г. архиереи Кифиры избирались на епархиальном соборе в Монемвасии, а затем - духовенством острова. Решение Кифирского клира утверждалось К-польской Патриархией, а хиротонию по-прежнему совершал Монемвасийский митрополит.

В «Хронике» мон. Хилы сообщается, что Бьяджо Веньери (1424-1449) совершил паломничество в мон-рь прп. Феодора Кифирского и освободил его от налогов. В XV в. (по преданию, в 1160) некий пастух нашел в зарослях мирта икону Божией Матери, к-рая получила название Миртидиотиссы и стала покровительницей острова.

После упразднения венецианцами правосл. архиереев на Крите рукоположение священников совершал Кифирский епископ. Имена Кифирских архиереев известны только с рубежа 60-х и 70-х гг. XVI в. (ок. 1569 или 1572), когда епископскую кафедру занял Дионисий Стронгилос, что приводило некоторых исследователей к неверному выводу о временном упразднении Кифирской епископии при венецианцах.

В 1584 г. (в лит-ре часто встречается неточная дата - 1589 г.) на Кифирскую кафедру был избран известный своей ученостью и экуменически настроенный богослов Максим Маргуний. Но он, живя в Италии, так и не приступил к исполнению архипастырских обязанностей. В его отсутствие рукоположение местных и критских иереев осуществлял Кефалинийский епископ. Когда после смерти Максима Маргуния встал вопрос об избрании Кифирским епископом Дионисия (Катилианоса), Кефалинийский еп. Анфим (Антипас) предложил венецианцам присоединить Кифирскую епископию к своей епархии. В конце концов венецианцы прислушались к аргументам Дионисия, но его интронизация задержалась из-за этих нестроений на несколько лет.

В 1637 г., после поставления на Кифирскую кафедру происходившего с о-ва Кея Софрония (Пангалоса), кифирийцы обратились с жалобой к К-польскому патриарху и венецианскому Сенату на то, что архиереи избираются не из местного духовенства. В результате Сенат постановил, что впредь все Кифирские епископы будут уроженцами острова, и этот обычай сохранялся до 1877 г.

В 1644 г. К-польский патриарх передал в подчинение Филадельфийскому митрополиту всех правосл. епископов на территории венецианских владений, в их число входил и епископ Кифиры.

В 1655 г. пресеклась муж. линия рода Вьяро на Антикифире: дочери последнего правителя Виченцо Вьяро вышли замуж, одна - за Лодовико Фоскарини, другая - за Джеронимо Джустиниани, к-рые стали управлять островом.

После завоевания турками Крита часть беженцев обосновалась на Кифире и Антикифире. В 1715 г. туркам удалось захватить Кифиру и удерживать ее до 1718 г. В кон. XVIII в. охотники-критяне нашли в одной из пещер на Антикифире икону мч. Св. Иоанн Предтеча. Роспись ц. вмч. Димитрия Солунского в Като-Хоре близ Милопотамоса. Кон. XV в.Св. Иоанн Предтеча. Роспись ц. вмч. Димитрия Солунского в Като-Хоре близ Милопотамоса. Кон. XV в.Мирона (пам. 17 авг.), который стал почитаться как покровитель острова.

В 1797 г. Кифира и Антикифира перешли под власть французов, в 1798 г. франц. гарнизон был изгнан с островов российским и тур. флотом под командованием вице-адмирала св. Феодора Ушакова. В 1799-1807 гг. Кифира и Антикифира входили в автономную Республику Семи Соединенных Островов под двойным протекторатом России и Турции. Привилегии, данные благородному сословию, вызвали недовольство и мятежи на Кифире. После Тильзитского мира на короткое время оба острова снова перешли к французам, в сент. 1809 г. их сменили англичане. После образования в 1815 г. Ионической республики под протекторатом Великобритании были проведены церковно-административные реформы. Была учреждена Ионическая Церковь, состоявшая из 7 епархий (каждый остров имел своего архиерея). Иерархи 5 больших островов - Керкиры, Кефалинии, Закинфа, Лефкады и Кифиры - носили титул митрополита, а Итаки и Пакси - епископа. Главой Ионической Церкви являлся избираемый на 5 лет один из 5 митрополитов, который получал титул архиепископа и экзарха. Его кандидатура одобрялась К-польским патриархом. После смерти в 1816 г. Кифирского еп. Анфима (Левуниса) верховный комиссар не замещал кафедру до 1824 г. Еп. Прокопий (Каллонас) (1824-1855) был назначен англ. наместником Т. Мейтлендом и рукоположен архиереями островов Лефкада, Итака и Пакси. За благолепную внешность англичане прозвали Прокопия «цветком среди восточных епископов». На некоторое время Кифирская епископия была возведена в ранг архиепископии, но после смерти Евгения (Махериотиса) (1857-1877) она утратила этот статус. При англичанах Антикитира служила местом ссылки.

В 1864 г. Ионические о-ва были включены в состав Греческого королевства, а в 1866 г. расположенные на них епархии перешли в состав Элладской Православной Церкви. После смерти Кифирского еп. Константина (Стратулиса), к-рый до восшествия на кафедру был директором лицея на о-ве Закинф, а затем настоятелем греческого прихода в Ливерпуле, Свящ. Синод решил не замещать кафедру, епархией 9 лет управляла особая комиссия. В кон. XIX - нач. ХХ в. неоднократно предпринимались попытки упразднить Кифирскую епископию из-за малочисленности населения острова (1899, 1903). В 1901 г. Кифирским епископом был избран богослов Евфимий (Каравафас). Принятые им строгие дисциплинарные меры вызвали недовольство у части верующих. Еп. Евфимий перенес свою резиденцию в Потамос. После его смерти в 1915 г. кафедра снова вдовствовала в течение 7 лет. В 1922 г. Кифирская епископия получила статус митрополии и митрополитом был избран Дорофей (Коттарас; впосл. архиеп. Афинский Дорофей III). В 1926 г. Свящ. Синод попытался присоединить К. м. к Монемвасийской и Спартанской митрополии. В 1931 г. опять было принято решение упразднить К. м. и Гифийскую и Итилскую митрополию и присоединить их территории к Монемвасийской и Спартанской митрополии после смерти или перемещения на др. кафедры их архиереев. Когда в 1935 г. митр. Дорофей был переведен на Ларисскую кафедру, К. м. была соединена с Гифийской и Итилской митрополией. После того как в следующем году Гифийский митрополит Дионисий (Дафнос) занял Монемвасийскую и Спартанскую кафедру, было объявлено об упразднении Гифийской и Итилской митрополии. Однако в связи с изменениями в Уставе Элладской Православной Церкви в том же году митрополия была восстановлена с названием Гифийская, Итилская и Кифирская. К. м. была воссоздана в 1942 г., митрополитом был избран Амвросий (Антонопулос).

В наст. время (2014) в К. м. действуют 30 приходских храмов, 300 парекклисионов, 30 кладбищенских церквей и мон-рь прп. Феодора Кифирского (возрожден в 1981; 5 насельников). Кроме того, существуют недействующие монастыри: Пресв. Богородицы Миртидиотиссы (собор 1857 на месте средневекового), Агия-Мони (основан в 1766 в связи с обретением иконы Божией Матери «Единственная надежда всех», в 1822 восстановлен Т. Колокотронисом, совр. храм построен в 1840), прмц. Елесы (собор 1871 на месте древнего храма) и Панагия Деспина близ Караваса.

Митр. Серафим (Стергиулис), занимающий кафедру с 2005 г., известен как автор гимнографических и богословских сочинений. В епархии работают 6 катехизаторских школ, школы родителей в Китире и Потамосе, служба поддержки семьи, 6 церковно-просветительских центров (при центре в Китире открыта б-ка и работает семинар по изучению Свящ. Писания, при центре в Ливади - школа визант. музыки, б-ка и аналогичный семинар), осуществляется пастырское окормление пациентов больницы в Китире и находящегося на попечении К. м. дома престарелых в Потамосе.

Византийские памятники архитектуры и живописи

На Китире сохранилось значительное число церквей визант. периода. После проведенных в кон. ХХ в. реставрационных работ и искусствоведческих исследований был составлен каталог церквей, украшенных фресками (Χατζηδάκης, Μπίθα. 1997). В нем уточнено время строительства и росписи мн. храмов, к-рые из-за архаичного стиля фресок Китиры до этого имели более ранние датировки.

Древнейший памятник, сооруженный в период после освобождения Крита от арабов (961),- ц. ап. Андрея Первозванного в Ливади (кон. Х в.). Относительно первоначального архитектурного типа этого храма существуют разногласия: «купольный зал», базилика или крестово-купольная 2-колонная церковь. В XI или XII в. храм был перестроен в крестово-купольный. В 1-е десятилетия XIII в. были заменены покрытия боковых компартиментов и пристроен нартекс. Первый слой фресок выполнен в кон. Х - нач. XI в., 2-й слой - в XIII в., существует также 3 поствизант. слоя.

Крест, царь Давид, прор. Моисей в виме ц. ап. Андрея Первозванного в Ливади. Кон. X — начКрест, царь Давид, прор. Моисей. Роспись вимы ц. ап. Андрея Первозванного в Ливади. Кон. X — нач. XI в.Крест, царь Давид, прор. Моисей в виме ц. ап. Андрея Первозванного в Ливади. Кон. X — начКрест, царь Давид, прор. Моисей. Роспись вимы ц. ап. Андрея Первозванного в Ливади. Кон. X — нач. XI в.На Китире не сохранилось храмов XII в., что свидетельствует о неких экономических или демографических проблемах в тот период (Χατζηδάκης, Μπίθα. 1997. Σ. 41). XIII в. датируется 27 фресковых ансамблей (в т. ч. живописных слоев), только в 2 храмах XIII в. сохранились ктиторские надписи с точной датой росписей: в ц. вмч. Георгия Победоносца в с. Дурьяника (1275) и в ц. вмч. Димитрия Солунского в Пурко (1287 или 1302), обе расписаны художниками из Монемвасии. Помимо Монемвасии влияние на живопись Китиры оказали и художественные традиции Крита. Кроме того, прослеживаются некоторые параллели с росписями храмов п-ова Мани.

Архитектурные типы церквей на Китире не отличаются большим разнообразием (нет храмов типа «свободного креста» и с поперечным высоким нефом). К местным особенностям относится тип «купольного зала» с сомкнутым сводом, покрывающим все храмовое пространство и опирающимся на тромпы упрощенной формы: церкви прп. Никона в Загланикьянике (2-апсидная, построена до 1205, фрески XIII, кон. XIII и XVI в.), вмч. Димитрия Солунского в местности Камбаньяника (сер. XIII в., фрески сер. XIII, 2-й пол. XIII, XIV, XV и XVII в.) и др.

Помимо ц. ап. Андрея в Ливади сохранилось еще неск. крестово-купольных храмов: 3-апсидная двухстолпная ц. ап. Петра близ с. Ареи (построена после 961, но не позднее 1205, фрески сер. XIII в. и отдельные изображения кон. XIII, XIV, XVI в. и 1795), ц. вмц. Варвары близ Палеохоры (без фресок), собор монастыря прп. Феодора Кифирского близ с. Логотетьяника (без фресок).

Преобладают однонефные храмы с полуциркульным сводом: вмч. Георгия Победоносца в с. Дурьяника (1275); сщмч. Поликарпа Смирнского в местности Финикьес близ с. Логотетьяника, прп. Феодора Кифирского близ с. Ареи, свт. Николая Чудотворца в местности Молингатес близ с. Скуландрианика (все - XIII в., с фресками того же периода); Панагия Кира в местности Пенде-Пигадия (XIII в., с фресками XIII, кон. XIII и XIV в.); вмц. Варвары близ с. Киприотьяника (XIII в., с фресками кон. XIII в. и 1789); Преображения Господня близ с. Митата (кон. XIII в., с фресками того же времени); свт. Мирона в окрестностях Каламоса (XIV в., с фресками XIV и XVIII вв.); св. Иоанна Предтечи в местности Куси близ с. Митата (кон. XIV в., с фресками кон. XIV - нач. XV и XVIII в.); вмч. Георгия Победоносца на горе Палеокастро (XIV-XV вв., с фресками этого периода); вмч. Димитрия Солунского в Меса-Бурго (ок. 1400, с фресками того же времени); арх. Михаила в Палеохоре (1-й пол. XV в., с фресками того же времени); Св. Троицы в Меса-Бурго (1-я пол. XV в., с фресками того же времени и 1610); свт. Николая Чудотворца в местности Гония (XV в., с фресками того же времени); вмч. Георгия Победоносца Калудзиса в Меса-Бурго (XV в., с фресками XV, XVI и кон. XVIII в.); Преображения Господня на кладбище с. Митата (посл. четв. XV в., с фресками того же времени); Преображения Господня в крепости Като-Хоры близ Милопотамоса (кон. XV в., с фресками того же времени); вмч. Димитрия Солунского в Като-Хоре близ Милопотамоса (время постройки неизв., фрески кон. XV, XVI и XVIII в.); св. Иоанна Предтечи в крепости Като-Хоры близ Милопотамоса (1518, с фресками того же времени).

Свт. Николай Чудотворец. Роспись ц. ап. Петра в с. Ареи. Сер. XIII в.Свт. Николай Чудотворец. Роспись ц. ап. Петра в с. Ареи. Сер. XIII в.

Часто встречаются пристроенные друг к другу однонефные сводчатые храмы: напр., свт. Иоанна Златоуста и ап. Филиппа в Меса-Бурго (XIV-XV вв. и кон. XV - нач. XVI в., с фресками того же времени). Иногда двойные церкви имеют общий нартекс: 2-апсидные храмы сщмч. Власия и Пресв. Богородицы близ с. Фрилингианика (1-й пол. и 2-й пол. XIII в., оба с росписями посл. десятилетий XIII в.). Некоторые двойные храмы соединены арочными проемами: свт. Николая Чудотворца в Капсали (юж. придел построен не позднее кон. XIII в., росписи того же периода), свт. Николая Чудотворца в Витуласе (в юж. приделе 3 слоя живописи, датировка к-рых остается спорной: XIII (?), кон. XIII - нач. XIV (не позднее 1327) и XIV (?) в., а также изображения нач. XIX в.; сев. придел расписан в 1827), св. Иоанна Предтечи в местности Санидия близ Потамоса (сев. храм более древний, с фресками XV в., 1-й пол. XVII в. и 1659). Др. храмы не сообщаются один с другим: церкви мц. Кириакии в местности Санидия близ Потамоса (от северного, более древнего придела сохранилась апсидная часть с фресками XIII в., юж. придел (кон. XIII в.) украшен фресками кон. XIII и XVIII в.) и вмч. Димитрия Солунского в Палеохоре (XIV в.). К двойной церкви прп. Антония Великого в Палеохоре (XV в.) с зап. стороны примыкает апсида более древней разрушенной церкви и некая постройка. В большем сев. нефе сохранились сильно поврежденные фрески высокого качества палеологовского стиля (кон. XV в.). Существовали и комплексы из 3 церквей. Напр., к ц. св. бессребреников Космы и Дамиана близ с. Фрилингианика (с фресками XIII в. в апсидной части) с северной стороны был пристроен храм, в котором сохранились изображения неск. святых (сер. XIII в.), а к нему с севера примыкала еще одна церковь (снесена в 1940).

В с. Перленгианика к однонефной сводчатой ц. ап. Андрея Первозванного (XIII в.) был пристроен просторный нартекс, к нему присоединили башню, а к ней - другую однонефную сводчатую ц. вмч. Георгия Победоносца. В ц. ап. Андрея сохранились 2 слоя византийской живописи (3-й четв. и посл. четв. XIII в.), в ц. вмч. Георгия - фрески кон. XV и XVIII вв. Иногда рядом строили храмы разных архитектурных типов: напр., двойная ц. мц. Кириакии в местности Гония, более древний сев. придел которой относится к типу «купольного зала» (XIII в., фрески XIII и XVIII вв.). Наиболее интересен комплекс из 4 храмов в Пурко, включающий 2 купольных зала (юж. и сев.-зап. приделы) и 2 однонефные сводчатые церкви (сев. и сев.-вост. приделы). Южный, древнейший (нач. XIII в.) и самый большой из храмов был посвящен вмч. Димитрию Солунскому и дал название всему комплексу. Сев.-вост. придел, видимо, посвящен Пресв. Богородице (XIII в.), северный - свт. Николаю Чудотворцу (кон. XIII в.), северо-западный (кон. XIII в., но позже северного) - арх. Михаилу или свт. Василию Великому. В ц. вмч. Димитрия 4 слоя живописи: XIII в. (вскоре после 1207), кон. XIII в. (видимо, принадлежит архидиак. Димитрию из Монемвасии), нач. XIV в. и 1707. В ц. Пресв. Богородицы также прослеживаются слои XIII и кон. XIII в. (вероятно, фрески 1-го слоя выполнены тем же мастером, что и изображения 1-го слоя в ц. вмч. Димитрия). Церковь свт. Николая Чудотворца (кон. XIII в.) расписал архидиак. Димитрий из Монемвасии в 1287 или 1302 г. Фрески сев.-зап. придела (кон. XIII в.) аналогичны работам этого мастера. Фресками украшались и пещерные храмы, напр. ц. мц. Софии близ Милопотамоса (росписи посл. четв. XIII в.; худож. Феодор).

В поствизант. период на Китире преобладали небольшие однонефные сводчатые храмы: напр., церкви Пантократора (1545, с фресками XVI и XVIII вв.) и Пресв. Богородицы Орфани (XVI в., с фресками XVI и XVII вв.) в крепости Китиры (Хоры).

Кифирские епископы Феоктист (? - 1110), Нил (? - 1122), Дионисий Стронгилос (ок. 1569 или 1572-1584), Максим Маргуний (1584-1602), Дионисий (Катилианос) (ок. 1609-1630), Афанасий (Валерианос) (1630-1636, впосл. митрополит Филадельфийский), Софроний (Пангалос) (1637-1648 или 1673/74), Макарий (Вениерис или Дармарас) (1656 или 1674 - ?), Филофей (Дармарос или Васмулис) (? - 1697), Нектарий (Вениерис) (1697 или 1699 - 1728 или 1729), Неофит (Левунис) (1729 или 1731 - 1751 или 1757), Никифор (Морморис или Марморис) (1758-1770), Григорий (Касиматис) (1771-1776), Неофит (Калуцис) (1776-1781), Анфим (Левунис) (1782 или 1792-1816), кафедра вакантна (1816-1824).

Кифирские архиепископы: Прокопий (Каллонас) (1824-1855), Евгений (Махериотис) (1857-1877).

Кифирские епископы: Константин (Стратулис) (1882-1892), кафедра вакантна (1892-1901), Евфимий (Каравафас) (1901-1915), кафедра вакантна (1915-1922).

Кифирские митрополиты: Дорофей (Коттарас) (1922-1935, впосл. митрополит Ларисский и Платамонский, затем архиепископ Афинский), Амвросий (Антонопулос) (1942-1946, впосл. митрополит Паронаксийский), Мелетий (Галанопулос) (1956-1969), Иерофей (Даларис) (1974-1979), Иаков (Корозис) (1980-1997), Кирилл (Христакис) (1998-2005, впосл. митрополит Фессалиотидский и Фанариоферсальский), Серафим (Стергиулис) (с 2005 по наст. время).

Лит.: Parthey G., ed. Hieroclis Synecdemus et Notitiae Graecae episcopatuum. Berolini, 1866. Р. 13; Πετρόχειλος Μ. Κ. ῾Ιστορία τῆς Νήσου Κυθήρων. ᾿Αθῆναι, 1940; ᾿Αβούρης Σ. Ν. Κυθήρων, Μητρόπολις // ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 1085-1088; Kythera: Excavations and Studies Conducted by the University of Pennsylvania Museum and the British School of Athens / Ed. J. N. Coldstream, G. L. Huxley. L., 1972; Darrouzès. Notitiae. Р. 302, 361, 421. N 9, 13, 21; Βασίλειος (᾿Ατέσης), μητρ. ᾿Επίσκοποι κα ἐπισκοπα τῆς ῾Ελλάδος ἀπὸ τὸ 1800 μέχρι σήμερον // ᾿Εκκλησία κα Θεολογία. 1982. Τ. 3. Σ. 971-1037; Fedalto. Hierarchia. P. 505; Χατζηδάκης Μ., Μπίθα Ι. Ευρετήριο βυζαντινών τοιχογραφιών Ελλάδος: Κύθηρα. Αθήνα, 1997; Venezia e Cerigo: Atti del simposio intern., Venezia, 6-7 dicembre 2002. Venezia, 2003; Μπίθα Ι. Τα βυζαντινά Κύθηρα μέσα από τις μαρτυρίες των εκκλησιών και των τοιχογραφιών // Πρακτικά του Θ´ Διεθνούς Πανιονίου Συνεδρίου, Ζάκυνθος, Σεπτέμβριος 1997. Αθήνα, 2004. Τ. 4. Σ. 565-578; Μαλτέζου Χ. Τα Κύθηρα τον καιρό που κυριαρχούσαν οι Βενετοί. Βενετία, 2008; Herrin J. Margins and Metropolis: Authority across the Byzantine Empire. Princeton, 2013. P. 130-155; Leontsinis G. Kythera: The Ecclesiastical Situation and the Parish Clergy. Athens, 2014 (в печати); Δίπτυχα. 2014. Σ. 617-620; www.imkythiron.gr [Электр. ресурс].
О. В. Л.
Рубрики
Ключевые слова
См.также