КОЛМАН
Том XXXVI , С. 346-350
опубликовано: 12 июля 2019г.

КОЛМАН

Св. Колман. Скульптура в оратории близ Горта. Нач. XX в.Св. Колман. Скульптура в оратории близ Горта. Нач. XX в. [Колман, сын Дуи; древнеирл. Colmán mac Duach] (VI-VII вв.), св. (пам. зап. 29 окт.), основатель церковного поселения Келл-Мек-Дуах (ныне Килмакдуа, графство Голуэй, Ирландия). В источниках содержатся отрывочные сведения о К., в основном имеющие легендарный характер. Попытки реконструировать биографию святого, предпринимавшиеся католическими историками в XVII в. (францисканец Дж. Колган) и на рубеже XIX и XX вв. (пресв. Дж. Фахи), не вполне убедительны, т. к. в них использовались источники разного времени и разной степени достоверности.

Согласно родословиям ирл. святых, отец К., Дуи (Дауи), принадлежал к роду И Фиахрах, происходившему от легендарного верховного правителя Ирландии Эохайда Мугмедона (К. был его потомком в 8-м поколении). Родственник К. Гуайре (Гуаре Адне) († 663) был правителем обл. Коннахт; он принадлежал к юж. ветви рода И Фиахрах (И Фиахрах Адне), владения к-рой находились в юж. части совр. графства Голуэй. Правитель был известен своей щедростью, оказывал покровительство поэтам, ученым и клирикам (напр., св. Камину) (Byrne F. J. Irish Kings and High-Kings. Dublin, 2004r. P. 84, 237-244). О встрече К. и Гуайре повествуется в сказании, которое Дж. О'Кифф предположительно датировал X в. (изд.: O'Keeffe. 1904; Stokes. 1905. P. 372-377). Удалившись в пустынную местность Боренн (Баррен - карстовый ландшафт в сев. части совр. графства Клэр), К. и его ученик вели отшельнический образ жизни, но соблюдали устав общежительного мон-ря. По прошествии 7 лет в день Пасхи К. велел ученику приготовить праздничную трапезу. В это время у правителя Гуайре в крепости Дурлас (Дерлус; близ совр. сел. Кинвара, графство Голуэй) начинался пир. При виде огромного котла с тушами свиньи и бычка Гуайре подумал, что ему следовало поделиться едой со служителями Церкви (в тексте говорится о Кели Де). Внезапно невидимые ангелы перенесли котел в пустынь, где К. после 6-го часа (medhón lae) собирался приступить к трапезе. На вопрос святого, откуда появился котел, ангел ответил, что пища дарована ему благодаря великодушию Гуайре. Тем временем правитель, пораженный исчезновением съестного, погнался за котлом, уносимым ангелами, по равнине Адне. Достигнув жилища отшельников, Гуайре удивился аскетическим подвигам К. и подарил ему 60 молочных коров с пастухами и доярками (cona mblightheóirib). К. основал церковь, названную в его честь (древнеирл. Cell Meic Duach - церковь сына Дуи), и стал св. покровителем «всего Адне и потомства Гуаре, сына Колмана, с того времени до Судного дня» (conidh leis iarumh Aidhne uile clann Guaire mic Colmain o sin go brath). О чудесной встрече К. и Гуайре сообщалось также в одной из версий комментария к Мартирологу Оэнгуса (Colgan. 1645. P. 244-245); в XII в. этот сюжет был использован в предании о кор. Доннхаде О Бриане и насельниках обители Скеллиг-Майкл (Breatnach P. A. Medieval Traditions from West Munster // Studia Hibernica. 1977/1978. Vol. 17/18. P. 67-69).

Собор и круглая башня в Килмакдуа. X–XV вв.Собор и круглая башня в Килмакдуа. X–XV вв.Сказание о встрече святого с правителем Гуайре было положено в основу латинской версии Жития К., опубликованной Колганом. Согласно Житию, в погоню за исчезнувшими яствами отправились все, кто находились в крепости Гуайре. Заметив толпу, К. обратился к Богу с просьбой задержать людей правителя, пока его ученик утоляет голод. Люди и кони застыли на месте и оставались в таком положении, пока святой по просьбе Гуайре не освободил их; в память об этом событии на скале остались отпечатки человеческих ног, собачьих лап и конских копыт. Уступая желанию Гуайре, К. решил основать мон-рь (asceterium) на месте, где его пояс коснется земли. Вскоре святой уронил пояс неподалеку от кельи и на этом месте построил ц. Келл-Мек-Дуах (Colgan. 1645. P. 245-246). Схожее предание изложено в «Истории Ирландии» Дж. Китинга (30-е гг. XVII в.), однако вместо К. здесь назван отшельник Мохуа, брат Гуайре (Keating. 1908. P. 64-67). Китинг полагал, что Мохуа и К.- одно и то же лицо; возможно, Мохуа - уменьшительная форма имени Колман (Ó Coileáin S. The Making of «Tromdám Guaire» // Ériu. 1977. Vol. 28. P. 44-45). Согласно Китингу, в годы отшельничества с К. жили петух, мышь и муха. Петух криком возвещал наступление канонических часов, мышь не позволяла святому долго спать, а муха помогала ему следить за строками при чтении Псалтыри. Когда животные умерли, К. пожаловался св. Колумбе но тот посоветовал ему не грустить, т. к. человек всегда теряет приобретенное на земле, «беда случается лишь там, где есть богатство» (ní bhí an tubaist acht mar a mbí an spréidh).

Упоминания о К. содержатся в Житиях св. Маэдока. По одной версии, св. Маэдоку явился ангел и повелел исцелить больного правителя Гуайре, находившегося в ц. Келл-Мек-Дуах. Исполнив повеление, св. Маэдок предсказал Гуайре долгую жизнь и спасение души за его щедрые благодеяния всем нуждающимся, а также заключил с К. договор о дружбе (facta oracione et fraternitate inter se et sanctissimum virum in cuius honore est illud monasterium, immo et civitas, constructum - Vita sancti Maedoc episcopi de Ferna. 37 // Plummer. Vitae. T. 2. P. 155-156). В более ранней редакции Жития, вероятно переведенной с ирл. языка в XI-XII вв., и в кратком ирл. Житии говорится только о посещении св. Маэдоком «церкви сыновей Дуи» (ad cellam filiorum Duach) и об исцелении Гуайре (Vita sancti Aedui siue Maedoc episcopi. 37 // Ibid. P. 306; Betha Moeog Fearrna. 28 // Plummer. Bethada. Vol. 1. P. 187-188; Vol. 2. P. 181-182; см.: Sharpe R. Medieval Irish Saints' Lives: An Introduction to Vitae Sanctorum Hiberniae. Oxf., 1991. P. 395). В поэме Гиллы Мо Дуту О Кассиде (XII в.) и в основанном на ней пространном ирл. Житии (XV в.) этот эпизод интерпретирован как свидетельство подчинения церковной общины Келл-Мек-Дуах церквам, к-рые были основаны св. Маэдоком. Здесь сообщается, что Гуайре в благодарность за исцеление подарил ц. Келл-Мек-Дуах св. Маэдоку, ставшему его духовником (anmcara). Управление церковью святой поручил «опытнейшему» (ученейшему - deigh-eolach) аббату К. и заключил с ним соглашение о дружбе (a ccengal cadaigh). В Житии уточняется, что церковь была основана «в честь Маэдока» (a nonóir Maodhócc), а К., чье имя она впосл. получила, был лишь настоятелем, к-рого назначил святой (Betha Máedócc Ferna. 127-133 // Ibid. P. 226-229).

Согласно жизнеописанию К., составленному Фахи (в нем наряду со сведениями письменных источников использованы данные фольклора, топонимии и т. д.), еще до рождения К. предсказывали великое будущее, поэтому правитель Колман, отец Гуайре, из зависти попытался убить мать святого, Ринах. Слуги правителя бросили женщину в реку, но ей чудом удалось спастись. На месте, где родился К., возник источник, из которого взяли воду для крещения младенца. Ринах отдала сына странникам, которые воспитали его в строгом благочестии (Fahey. 1893. P. 49-50; Idem. 1904. P. 221-222). Сначала К. подвизался в мон-ре на о-ве Инишмор в архипелаге Аран, затем стал отшельником и жил в пещере на склоне горы Слив-Карран в местности Баррен. После встречи с правителем Гуайре К. основал ц. Келл-Мек-Дуах, но последние годы жизни провел в Баррене.

В средневековых источниках К. представлен как современник Гуайре (2-я пол. VII в.), но Китинг считал его современником св. Колумбы († 597) (Keating. 1908. P. 70). По мнению Колгана, К. род. при верховном правителе Ирландии Аэде, сыне Анмире (586-598), и основал ц. Келл-Мек-Дуах в 1-й пол. VII в.; эта датировка согласуется с данными о встрече К. со св. Маэдоком, кончина к-рого указана в ирл. анналах под 625 или 660 г. (см. также: ActaSS. Oct. T. 12. P. 892). Авторы XVII-XIX вв. бездоказательно относили основание ц. Келл-Мек-Дуах к 610 г.; по мнению Фахи, К. основал Келл-Мек-Дуах в 620 г. и скончался 29 окт. 632 г. (Fahey. 1893. P. 49, 71-72, 98; Idem. 1904. P. 222). Эти даты являются результатом умозаключений автора и не подтверждаются надежными источниками. Тем не менее биография К. в изложении Фахи и предложенная им датировка деятельности святого были приняты др. исследователями (напр.: Westropp. 1900/1902. P. 107).

Самое раннее упоминание о К. содержится в Мартирологе из Тамлахты, составленном ок. 800 или ок. 830 г.; память святого указана под 3 февр. (The Martyrology of Tallaght / Ed. R. I. Best, H. J. Lawlor. L., 1931. P. 14). Поминовение К. отсутствует в метрическом Мартирологе Оэнгуса, но указано в комментарии XII в. и в мартирологе, составленном в это же время аббатом Марианом Горманом (Félire Óengusso Céli Dé = The Martyrology of Oengus the Culdee / Ed. W. Stokes. L., 1905. P. 68-69; Félire Húi Gormáin = The Martyrology of Gorman / Ed. W. Stokes. L., 1895. P. 28-29). Также под 3 февр. память К., еп. Келл-Мек-Дуаха, прославленного чудесами, указана в Мартирологе из Донегола, составленном в 1630 г. Михалом О Клери. Однако, по свидетельству членов рода О'Шонесси (ирл. О Шехнасах), в диоцезе Килмакдуа поминовение святого совершалось 27 окт. (The Martyrology of Donegal: A Calendar of the Saints of Ireland / Ed. J. H. Todd, W. Reeves. Dublin, 1864. P. 38-39). В средневек. мартирологах под этой датой указана память св. Колмана, основателя ц. Сенбот (ныне Темплшанбо, графство Уэксфорд), к-рый, как и К., происходил из рода И Фиахрах (Félire Óengusso Céli Dé. L., 1905. P. 219, 228-229; The Martyrology of Donegal. Dublin, 1864. P. 286-287). О торжественном поминовении К. 27 окт. (со строгим постом и вигилией) сообщал также Колган; празднование памяти святого было обязательным для членов рода О'Шонесси, считавших К. своим предком и покровителем (Colgan. 1645. P. 246-247; Fahey. 1893. P. 101-102). Согласно декрету рим. Конгрегации обрядов от 1 июля 1747 г., дни памяти некоторых местночтимых святых, в т. ч. К., «епископа и исповедника» (29 окт.), в Ирландии получили статус «двойных» праздников (duplex maius). Томас Берк, католический епископ Оссори (1759-1776), составил оффиций в честь К., опираясь гл. обр. на данные, собранные Колганом (Thomas de Burgo. Hibernia Dominicana, sive Historia provinciae Hiberniae Ordinis Praedicatorum. Coloniae Agrippinae, 1762. P. 23; Fahey. 1893. P. 99-100, 102, 447-450; о днях памяти К. также см.: ActaSS. Oct. T. 12. P. 880-881). В действующем календаре Римско-католической Церкви в Ирландии память К. указана под 29 окт.

Об истории ц. Келл-Мек-Дуах сохранилось немного сведений. По нек-рым данным, здесь был похоронен правитель Гуайре (Silva Gadelica / Ed. S. H. O'Grady. L.; Edinb., 1892. Vol. 1. P. 401; Vol. 2. P. 437) (по более распространенной версии, могила Гуайре находилась в Клуан-Мокку-Носе (ныне Клонмакнойз)). Считалось, что в Келл-Мек-Дуахе были похоронены персонажи ирл. средневек. сказаний - Кано, сын Гартнана (герой «Повести о Кано»), Ку Конгелт (герой повести «Подвиги Келлаха»), Гелгес и Кред, дочери Гуайре (см.: Ó Coileáin S. The Structure of a Literary Cycle // Ériu. 1974. Vol. 25. P. 124). В «Анналах Четырех наставников» сообщается о кончине нек-рых епископов (под 814) и аббатов (под 967) Келл-Мек-Дуаха; под 846 г. упоминается о титуле «наследник Колмана из Келл-Мек-Дуаха» (comharba Colmain Cille mic Duach), который носили настоятели церкви. Возможно, в Келл-Мек-Дуахе была резиденция Эогана Мак Клерига (О Клерига) († 969), названного в анналах епископом Коннахта (episcopus Connacht) (Etchingham C. Episcopal Hierarchy in Connacht and Tairdelbach Ua Conchobair // J. of the Galway Archaeol. and Hist. Society. 2000. Vol. 52. P. 19). В нек-рых источниках говорится о тесной связи правящего рода И Фиахрах с ц. Келл-Мек-Дуах, хотя до X в. местные правители скорее всего оказывали покровительство др. церковным общинам, гл. обр. ц. Туам-Грене (ныне Туамгрейни, графство Клэр) (Ó Corráin D. Dál Cais - Church and Dynasty // Ériu. 1973. Vol. 24. P. 55; Byrne F. J. Irish Kings and High-Kings. 2004. P. 242-243). О почитании К. членами рода И Фиахрах свидетельствует практика наречения имени в честь святого (правитель Маэл Мак Дуах был убит скандинавами в 922). Под 1093 г. в анналах упоминается о кончине Айлиля О Ниаллана из рода И Фиахрах, который был заместителем настоятеля (tanuise abbadh) в Клуан-Мокку-Носе, «наследником Кронана из Туам-Грене и Мак Дуаха» (comarba Cronan Tuama Greine et Meic Duach), т. е. настоятелем церковных общин Туам-Грене и Келл-Мек-Дуаха. По решению синода в Рат-Бресале (1111) земли О Фиахрах Адне были включены в состав диоцеза Клонферт, но участники синода в Келлсе (1152) создали для этого региона особое еп-ство с кафедрой в Килмакдуа (Gwynn A. The Irish Church in the 11th and 12th Cent. / Ed. G. O'Brien. Dublin, 1992. P. 244, 246). На рубеже XII и XIII вв. территория еп-ства была затронута англо-нормандским вторжением и междоусобицами ирл. правителей; под 1201 г. в анналах упоминается о нападении на Килмакдуа баронов Джона де Курси и Гуго де Ласи, в 1204 г. храмы еп-ства были разорены Уильямом де Бурго. К сер. XIII в. часть территории еп-ства оказалась во владении семейства де Бурго (Берки из Кланрикарда), др. часть оставалась под контролем ирл. вождей, потомков династии И Фиахрах (семейства О'Шонесси, О'Хейн и др.). Еп-ство Килмакдуа, к-рое охватывало незначительную территорию в юж. части совр. графства Голуэй, было небогатым. После Реформации на землях, населенных гл. обр. ирландцами, протестантизм не получил распространения; с 1625 г. протестантское еп-ство Килмакдуа было присоединено к еп-ству Клонферт. В годы войны за независимость Ирландии (1641-1653) укрепились позиции католич. духовенства. По указанию еп. Хью Берка (1647-1653?) был восстановлен кафедральный собор, пришедший в упадок из-за господства протестантов, однако после вторжения войска О. Кромвеля епископу пришлось бежать из страны. С этого времени еп-ством Килмакдуа управляли апостольские викарии. В 1883 г. территория диоцеза была включена в состав католич. еп-ства Голуэй, Килмакдуа и Килфенора.

В Килмакдуа сохранился храмовый ансамбль: руины 5 церквей, круглая башня (считается самой высокой в Ирландии (34,28 м)) и укрепленная резиденция епископа или аббата (XIII в.). Соборная церковь была возведена скорее всего в X-XI вв. и впосл. подвергалась перестройкам (в XV в. сооружены алтарная часть, ризница и трансепты). Среди вмурованных в стену фрагментов заалтарного образа есть рельефное изображение епископа в митре и с посохом, подписанное: «Св. Коломан, покровитель всего диоцеза Килмакдуа». В надписи на надгробии семейства О'Шонесси (1646) упоминается о «св. Коломане, или Мак Дуахе, покровителе этой славной соборной церкви» (J. of the Galway Archaeol. and Hist. Society. 1910. Vol. 6. P. 175-177). Близ собора сохранились руины небольших церквей св. Иоанна Крестителя (XII в.?) и Пресв. Девы Марии (нач. XIII в.); к XIII в. относится церковь августинского мон-ря (т. н. церковь О'Хейна). К юго-западу от собора находятся остатки «малого храма Мак Дуаха» (Teampuil Beg Mic Duagh). Англикан. еп. Р. Покок, посетивший Килмакдуа в 1752 г., записал предание о том, что К. был похоронен в этой церкви, но впосл. мощи святого были вывезены в Огрим (Pococke's Tour of Ireland in 1752 / Ed. G. T. Stokes. Dublin, 1891. P. 108-110). Предположение Фахи о том, что Роджер О'Шонесси забрал мощи К. перед битвой при Огриме (1691) (Fahey. 1893. P. 307), ошибочно, т. к. О'Шонесси скончался до этого сражения. Покок упоминал также о капелле, названной в честь К., и о каменном сооружении (a raised work of stone), к-рое называли «ложем святого» (which they call the Saints Bed). Дж. О'Донован, посетивший Килмакдуа в нояб. 1838 г., записал сведения о строительстве этой капеллы, «храма Мак Дуаха» (Temple Mac Duach), самим К.; к тому времени капелла была полностью разрушена (O'Donovan, O'Conor. 1838. P. 154, 163). Впосл. на этом месте был похоронен Эдмунд Френч, католич. епископ Килмакдуа и Килфеноры (1824-1852) (Fahey. 1893. P. 83, 98-99; Idem. 1904. P. 229-230). Согласно Колгану, в Килмакдуа находилось посаженное К. дерево, к-рое называли «жердь Мак Дуаха» (cuaille Micduach). Считалось, что кусочки этого дерева охраняли их владельца от смертельной опасности. По свидетельству О'Донована, священное дерево К. было старым ясенем, к которому запрещалось прикасаться ножом; щепки от него использовались местными жителями как амулеты (O'Donovan, O'Conor. 1838. P. 168-169). Покок и О'Донован упоминали также об источнике, названном в честь К. После того как церкви в Килмакдуа были заброшены, центром католич. и англикан. приходов стало сел. Горт. Здесь была построена англикан. церковь, названная в честь К. (1810; закрыта в 1970). В 1829 г. была освящена католическая приходская церковь во имя К. (впоследствии она неоднократно перестраивалась).

В Килмакдуа хранились реликвии, связанные с почитанием К. Под 1223 г. в ирл. анналах упоминается о «большом посохе Мак Дуаха» (na bacla more Mic Duach), к-рый находился во владении семьи О'Шонесси. По одним сведениям, в 1824 г. посох хранился у некой старухи (Dutton H. A Statistical and Agricultural Survey of the County of Galway. Dublin, 1824. P. 487), по другим, в XVIII в. он перешел во владение протестантской семьи Батлер (Fahey. 1893. P. 154-155; Duignan. 1951. P. 94). В наст. время реликвия (фрагмент деревянного посоха в окладе XII в.) находится в Национальном музее Ирландии в Дублине. Согласно Колгану, в семье О'Шонесси хранился также пояс К. в драгоценном реликварии. От этой реликвии совершались исцеления; пояс мог надеть только тот, кто сохранил целомудрие, др. людям он казался слишком тесным (об ирл. поясах-реликвариях см.: Duignan. 1951).

С почитанием К. связано место на склоне горы Слив-Карран, в 4 милях от Килмакдуа: близ небольшой пещеры, в к-рой, по преданию, жил К., находятся руины небольшой капеллы и источник, названный в честь святого. Авторы XVII в. считали, что именно здесь К. встретился с правителем Гуайре. В Житии К., приведенном Колганом, сообщалось о следах на скале, оставленных слугами Гуайре; из-за них местность «поныне называется в народе bothar leanta na mias, то есть дорога ищущих посуду». Китинг также упоминал о месте под названием «Bóthar na Mias» (дорога посуды, плоская дорога). По сведениям О'Донована, пещеру называли «ложем Мак Дуаха» (Leaba Mhic Duach), рядом с ней находилась могила клирика, жившего с К. В «последний день лета» сюда совершались паломничества (O'Donovan, O'Curry. 1839. P. 98-101; см. также: Fahey. 1893. P. 65-67; Idem. 1911). По др. данным, паломники посещали пещеру, капеллу и источник К. 3 февр. (Frost J. The History and Topography of the County of Clare. Dublin, 1893. P. 25-26).

В XIX-XX вв. почитание К. было распространено в приморских районах Юж. Коннахта и Сев.-Зап. Мунстера, а также на о-вах Аран (графства Голуэй, Клэр и Лимерик). Близ сел. Килмерви на о-ве Инишмор находятся средневек. церковь К. (Teampall Mac Duach) и св. источник (Fahey. 1893. P. 54-55; Halpin, Newman. 2006. P. 186). Фахи связывал с почитанием К. храмовый ансамбль в Отмаме в местности Баррен, основанный, по мнению исследователя, на месте, где святой провел в уединении последние годы жизни (Fahey. 1893. P. 95-98). В средние века в Отмаме почитались 3 святых по имени Колман, поблизости находится св. источник, названный в честь К. По свидетельству О'Донована, посетившего Отмаму в окт. 1839 г., вода из источника исцеляла болезни глаз; 15 нояб. здесь собирались паломники (O'Donovan, O'Curry. 1839. P. 89-90). В баронии Килтартан (ее территория в целом соответствовала средневек. диоцезу Килмакдуа) существует 4 источника, названные в честь К.; самый известный находится в Коркере, близ сел. Горт (по преданию, на этом месте родился святой - Fahey. 1893. P. 50-51, 112-114; Marnell. 1999). В нач. XX в. по инициативе Фахи у источника был установлен памятный крест, позднее сооружен небольшой ораторий. Паломники посещают источник в день памяти святого (29 окт.). В графстве Лимерик известно 5 источников, названных в честь К., к-рые также было принято посещать в этот день (Ó Danachair C. The Holy Wells of Co. Limerick // J. of the Royal Society of Antiquaries of Ireland. 1955. Vol. 85. P. 197).

Арх.: O'Donovan J., O'Conor Th. Ordnance Survey of Ireland: Letters: Galway. 1838. Vol. 2. P. 118-169 (ркп. Dublin. RIA. 14 C 21/11); O'Donovan J., O'Curry E. Ordnance Survey of Ireland: Letters: Clare. 1839. Vol. 1. P. 89-90, 98-101 (ркп. Dublin. RIA. 14 B 23/7).
Ист.: Corpus genealogiarum sanctorum Hiberniae / Ed. P. Ó Riain. Dublin, 1985. N 376, 503, 662.70, 707.177; O'Keeffe J. G. Colman mac Duach and Guaire // Ériu. Dublin, 1904. Vol. 1. P. 43-48; Stokes W. Three Legends from the Brussels Manuscript 5100-4 // Revue Celtique. P., 1905. T. 26. P. 360-377; 1906. T. 27. P. 203; Keating G. The History of Ireland / Ed. P. S. Dinneen. L., 1908. Vol. 3. P. 64-73; Colgan I. Acta Sanctorum veteris et majoris Scotiae, seu Hiberniae, Sanctorum insulae. Lovanii, 1645. T. 1. P. 244-248; ActaSS. Oct. T. 12. P. 880-892.
Лит.: Ware J. History of the Bishops of the Kingdom of Ireland / Ed. W. Harris. Dublin, 1739. P. 647-648; Cotton H. Fasti Ecclesiae Hibernicae. Dublin, 1850. Vol. 4. P. 197-215; 1860. Vol. 5. P. 299-303; O'Hanlon J. Lives of the Irish Saints. Dublin, [1875]. Vol. 2. P. 269-272; Fahey J. The History and Antiquities of the Diocese of Kilmacduagh. Dublin, 1893; idem. Kilmacduagh and Its Ecclesiastical Monuments // J. of the Royal Society of Antiquaries of Ireland. Ser. 5. Dublin, 1904. Vol. 14. N 3. P. 220-233; idem. St. Colman's Oratory, in Burren, County Clare // Ibid. Ser. 6. 1911. Vol. 1. N 4. P. 368-370; Westropp T. J. The Churches of County Clare, and the Origin of the Ecclesiastical Divisions in That County // Proc. of the Royal Irish Academy. Dublin, 1900/1902. Vol. 6. P. 104, 107, 134; Plummer Ch. A Tentative Catalogue of Irish Hagiography // Idem. Miscellanea Hagiographica Hibernica. Brux., 1925. N 102. (SH; 15); Kenney. Sources. P. 456; Duignan M. The Moylough (Co. Sligo) and Other Irish Belt-Reliquaries // J. of the Galway Archaeol. and Hist. Society. 1951. Vol. 24. N 3/4. P. 83-94; Del Re N. Colmán, vescovo di Kilmacduagh // BiblSS. Vol. 4. Col. 92-93; Galloway P. The Cathedrals of Ireland. Belfast, 1992. P. 146-148; Harbison P. Pilgrimage in Ireland: The Monuments and the People. Syracuse (N. Y.), 1992. P. 124-125; Marnell C. Healing Wells of Kiltartan // J. of the Galway Archaeol. and Hist. Society. 1999. Vol. 51. P. 182-188; Halpin A., Newman C. Ireland: An Oxford Archaeol. Guide to Sites from Earliest Times to AD 1600. Oxf.; N. Y., 2006. P. 231-232.
А. А. Королёв
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
  • АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый
  • АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста)
  • АВГУЛ (нач.VI в.?), еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.)