[греч. Θρέαρ τοῦ ᾿Ιακώβ; лат. Puteus (Fons) Jacob; араб. ] находится у подножия горы Гаризим (ныне Джабаль-эт-Тур), примерно в 2 км от библейского Сихема (визант. Неаполь, ныне Наблус). Здесь, согласно Евангелию от Иоанна (Ин 4. 5-43), Христос беседовал с самарянкой (см. подробнее в ст. Фотина Самаряныня, мц., Виктор и Иосия, мученики). Местоположение К. И. описано в Евангелии: недалеко от самаритянской дер. Сихарь (в ВЗ не упом.; его отождествляют с нынешним Аскаром у подножия горы Гевал), около участка, переданного ветхозаветным патриархом Иаковом своему сыну Иосифу (ср.: Быт 33. 19 (покупка Иаковом участка земли около Сихема) и Быт 48. 22 (дар этой земли Иосифу; ср.: Нав 24. 32)).
К. И. являлся местом паломничества с первых веков христианства. В соч. Евсевия Кесарийского «Ономастикон» (ок. 326-331) и в Бурдигальском итинерарии (333) не упоминаются к.-л. постройки там с колодцем. Автор Бурдигальского итинерария уточняет, что там находились платаны, посаженные Иаковом, и водоем, наполнявшийся водой из К. И. (Itinerarium Burdigalense // Itineraria et alia Geographica. Turnholti, 1965. P. 14; рус. пер.: Бордоский путник 333 г. // ППС. 1882. Т. 1. Вып. 2(2). С. 24). Предполагают, что в 30-х гг. IV в. христиане совершали здесь крещения (Pringle. 1998. Р. 258). Впервые о существовании церкви говорится в «Итинерарии» мон. Эгерии (ок. 384) и в описании паломничества св. Павлы в 385-386 гг., составленном блж. Иеронимом Стридонским ок. 404 г. (Hieron. Ep. 108 // PL. 22. Col. 888). Рассказ Эгерии о К. И. сохранился в составе сочинения Петра Диакона из Монте-Кассино (1-я пол. XII в.); в нем сообщается, что в 500 шагах от церкви с колодцем находилась др. церковь, в к-рой был погребен Иосиф (Appendix ad Itinerarium Egeriae. II, Q 588 // Itineraria et alia Geographica. Turnholti, 1965. P. 98; рус. пер.: ППС. 1889. Т. 7. Вып. 2(20). С. 193).
Эта церковь также упоминается в «Книге о расположении и названиях еврейских местностей» (ок. 390) блж. Иеронима Стридонского (Hieron. Onomast. // PL. 23. Col. 923; рус. пер.: ППС. 1894. Т. 13. Вып. 1(37). С. 119). Хотя в этих источниках ничего не говорится об архитектурных особенностях храма, Д. Прингл считает, что он принадлежал к типу «свободного креста», как и более поздняя церковь, построенная на его месте (Pringle. 1998. Р. 258). На Мадабской мозаичной карте (ок. 565) храм изображен прямоугольным в плане. Анонимный паломник из Плаценции (ок. 570) называет храм базиликой и уточняет, что колодец находился перед алтарной преградой. В храме хранилось ведерко, из которого пил Спаситель, а от воды из К. И. происходили исцеления (Ps.-Antonini Placentini Itinerarium // Itineraria et alia geographica. P. 131-132; рус. пер.: Путник Антонина из Плаценции кон. VI в. // ППС. 1895. Т. 13. Вып. 3(39). С. 28). По всей видимости, первоначальная церковь была разрушена во время восстания самарян в 484 или 529 г. и восстановлена имп. Юстинианом I. Описание этого здания было сделано св. Адамнаном (Адомнаном), составившим соч. «О святых местах» по рассказам Галльского еп. Аркульфа (ок. 670 или 685). В нем говорится, что это здание имело крестообразную форму, а колодец находился в центре, на месте пересечения рукавов креста. Храм был обнесен стенами. Колодец имел 40 локтей в глубину (Adamnani De locis sanctis // Itineraria et alia geographica. P. 216-219 (рус. пер.: Аркульфа рассказ о св. местах, записанный Адамнаном ок. 670 г. // ППС. 1898. Т. 17. Вып. 49. С. 95-96). А. Овадия считает, что длина храма составляла примерно 30 м, ширина каждого из рукавов - 9 м. Апсиды отсутствовали, т. к. смысловым центром постройки являлся колодец. Археологи обнаружили остатки мозаичных полов с геометрическим орнаментом (в сев. и юж. рукавах креста, а также на стыке сев. и зап. рукавов), фрагменты колонн и темплона (Ovadiah, Gomez de Silva. 1981. P. 245). Прингл отмечает, что это здание существовало в 20-х гг. VIII в. и, возможно, в нач. IX в. (Pringle. 1998. Р. 258). По мнению Овадии, оно было разрушено арабами в Х в. (Ovadiah, Gomez de Silva. 1981. P. 245).
При имп. Юстиниане I в К-поль было привезено устье К. И. и помещено в храме Св. Софии (Patria CP. P. 98). Паломники также упоминают о хранившемся там ведре, которым черпали воду из К. И. (Антоний Новгородец, ок. 1200: «...камень марморян, издолблен аки кадь» - Книга Паломник. С. 16), и о находившемся возле колодца камне (Аноним Меркати, кон. XI в.: «...камень из колодца Иакова, на котором сидел Господь наш Иисус Христос, когда беседовал с самаритянкой» - Описание святынь К-поля в латинской рукописи XII в. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 442; Анонимное хожение в Царьград, кон. XIII - нач. XIV в.: «...столпець камен, на коем сидел Христос, с саморянынею беседовал у кладезя» - Книга хожений. С. 81). Каменное ведро было увезено крестоносцами в Рим и лишь в нач. XXI в. оно было возвращено в устроенный при К. И. греческий монастырь.
Когда крестоносцы в авг. 1099 г. захватили Неаполь, византийская церковь находилась в руинах: Зевульф (1101-1103) и игум. Даниил (1106-1108) говорят только о колодце (Путешествие Зевульфа в Св. Землю, 1102-1103 гг. // ППС. 1885. Т. 3. Вып. 9. Прил. 5. С. 285; «Хожение» игумена Даниила в Св. Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 94-95). Прингл считает, что сведения ряда зап. авторов (с 30-х гг. XII в.) о строящейся церкви над К. И., по всей видимости, являются цитированием «Книги о расположении и названиях еврейских местностей» блж. Иеронима. Первым паломником, зафиксировавшим реальное строительство новой церкви и существование жен. мон-ря на этом месте, был Теодорих (ок. 1175). Время приобретения бенедиктинским жен. мон-рем в Вифании св. места, на котором находился К. И., и строительство там ц. Спасителя остается точно не известным: согласно лат. источникам, между 1168 и 1176 гг. аббатиса Вифанского мон-ря Иветта (Юдифь) передала виноградник в дер. Балата Петру, аббату мон-ря св. Марии в долине Иосафатовой, в обмен на участок рядом с ц. Спасителя.
Церковь крестоносцев представляла собой 3-нефную базилику с трансептом. Три апсиды имели с внутренней стороны полукруглую форму, а снаружи - прямоугольную. Колодец находился в крипте под алтарем. Здание было построено из хорошо отесанных блоков известняка; как внутренние, так и наружные поверхности стен были облицованы отесанным камнем. Гранитные колонны с мраморными капителями, как предполагает Б. Багатти, являются сполиями. Видимо, постройка имела нервюрный свод, над пересечением центрального нефа и трансепта, возможно, был купол или 6-гранная лантерна. Высота сохранившихся стен не превышает 3,5 м. В кладке церкви крестоносцев был использован камень с самарянским текстом 10 заповедей прор. Моисея. Кроме того, обнаружены куски мрамора с трудночитаемыми надписями VI в. (можно различить имя Anasias).
В 1187 г. Неаполь был завоеван Салах-ад-дином и церковь была разрушена, о чем косвенно свидетельствуют упоминания паломниками одного только колодца (напр., Титмар, 1217; Бурхард Сионский, 1283). В XIV в. путешественники пишут о руинах церкви (Лудольф Зюдхайм, 1336-1341; Николай из Поджибонси, 1346-1350). По свидетельству Бонифация из Рагузы, в 1577 г. францисканцы раз в году совершали мессу в крипте церкви. Но в XVII в. церковное здание находилось в настолько плохом состоянии, что паломникам было трудно установить, где находился колодец.
Ок. 1860 г. (1863?) место, на котором находился К. И., было куплено Иерусалимской Православной Церковью, в 1893 г. были начаты раскопки, не столько с научной целью, сколько из желания сделать это место пригодным для христ. богослужения. Было установлено, что глубина колодца составляла 22,5 м, а ширина - 2,25 м. Сначала была восстановлена крипта, в 1908 г. (по др. сведениям, в 1914) Газский митр. Софроний при финансовой поддержке России начал реконструкцию средневековой церкви. Однако из-за первой мировой войны работы были прекращены. В 1927 г. здание пострадало от землетрясения. 8 мая 1979 г. Иерусалимская Патриархия отправила служить в церковь при К. И. сщмч. Филумена (Хасаписа), к-рый столкнулся с угрозами расправы со стороны фанатиков-иудеев; 29 нояб. 1979 г. он был убит во время совершения вечерни. Его преемником стал архим. Иустин (Мамалос), усилиями которого в 1998-2008 гг. был построен большой храм во имя Фотинии Самаряныни. Сев. парекклисион освящен во имя мч. Иустина Философа, южный - во имя сщмч. Филумена (здесь хранятся его мощи). Храм представляет собой купольную базилику с трансептом, архитектура которой в память о существовавшей здесь ранее церкви крестоносцев частично стилизована под европ. средневек. стили. В арку зап. фасада вписано крупное 3-частное арочное окно, сам фасад фланкируют 2 многоярусные колокольни. Перспективный портал зап. фасада с тяжелым аттиком, профилированной центральной аркой, опирающейся на небольшие колонки, соответствует образу триумфальных арок и проездных ворот. В ярусе клеристория в главном и боковых нефах окна имеют вид 2-частных арочек с колонкой посередине, вписанных в общую нишу. Внутри сложенные из тесаных каменных квадров столпы и пилястры отделаны прислоненными полуколоннами, образуя своего рода «пучки колонн», которые наряду с пониженными арками боковых нефов напоминают церкви европ. романики и ранней готики. Трансепт и центральный неф перекрыты плоскими потолками, однако мощные арки, поддерживающие барабан купола и оформляющие боковые фасады, сохраняют средневек. образ всего здания.