ЕВМЕНИЙ
Том XVII , С. 179-180
опубликовано: 14 сентября 2009г.

ЕВМЕНИЙ

Содержание

[греч. Εὐμένιος] († ок. 668), прп. (пам. 18 сент.), еп. (архиеп.) Гортинский. Краткие Жития Е. содержатся в Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) и в Минологии имп. Василия II (кон. Х - нач. XI в.), уникальные сведения о святом приводятся также в каноне прп. Иосифа Песнописца († 886). Благодаря этому источнику была пересмотрена традиц. датировка жизни Е. (кон. IV - нач. V в.). Упоминание в Богородичных канонах о том, что Е. противодействовал ереси монофелитов, позволило отнести время его жизни к VII в. Двух братьев-царей, примиренных Е. (5-я песнь канона), исследователи отождествили с сыновьями имп. Ираклия Константином III и Ираклоном, совместно правившими в 641 г.

Прп. Евмений, еп. Гортинский. «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)Прп. Евмений, еп. Гортинский. «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)

В Минологии Василия II рассказывается, что Е., с молодости отличавшийся благочестием, раздал свое богатство нищим и стал вести подвижническую жизнь, предаваясь посту и молитве. Он получил от Господа дар постоянных слез. За свои добродетели Е. был избран, по словам автора Жития, «клиром и народом» епископом (точнее, архиепископом) Критским, кафедра к-рого находилась в визант. период в г. Гортина. В этом Житии ничего не говорится о ссылке и борьбе с ересями; согласно Минологию Василия II, Е. занимал архиепископскую кафедру мн. годы, поучая и наставляя паству, а также получил от Бога дар чудотворения.

В Синаксаре К-польской ц. повествуется о духовной победе Е. над змеем-искусителем, о пребывании Е. в Риме и в Фиваиде (Египет). По всей видимости, он был сослан туда монофелитом имп. Константом II (641-668). Согласно канону, Е. был выслан из Рима, скорее всего здесь имеется в виду Новый Рим (К-поль). Однако, по мнению архиеп. Сергия (Спасского), Е. действительно мог находиться в Риме, подобно прп. Максиму Исповеднику, к-рого по приказу императора доставили из этого города в столицу Византийской империи и затем отправили в ссылку в Лазику.

Е. исцелял болезни, изгонял демонов, по его молитве во время засухи в Фиваиде был ниспослан дождь. Он скончался в Фиваиде, а его тело было перенесено на о-в Крит и похоронено близ Гортины. Согласно Синаксарю К-польской ц. (SynCP. Col. 17, 57, 750), эта местность называлась Раксос. Здесь находились также мощи сщмч. Кирилла, архиеп. Гортинского (ок. 280-304, пам. 9 июля, 6 сент.).

На основе канона впосл. было составлено Житие для стишного синаксаря, в к-ром выражение о победе Е. над змеем (т. е. над диаволом) «свещами молитв» неверно истолковано как умерщвление свечами реального дракона.

Е., хотя и был архиереем, за подвижническую жизнь прославлен в лике преподобных. За прижизненные и посмертные чудеса он именуется чудотворцем.

Ист.: PG. 117. Col. 56-57 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 56-57; ЖСв. Сент. С. 340-343.
Лит.: ActaSS. Sept. T. 5. P. 786-787; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 287; Т. 3. С. 385; Τζεδάκης Θ. Εὐμένιος // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1060-1061; Darrouzès I. Eumène (2) // DHGE. T. 15. Col. 1396; Lucchesi G. Eumenio // BiblSS. Vol. 5. P. 225-227; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 147-148.
Э. П. А.

Гимнография

Память Е. 18 сент. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 38) без богослужебного последования. В различных редакциях Студийского устава служба на память Е. не имеет праздничных элементов. В слав. студийских Минеях XI-XIII вв. последование Е. 18 сент. включает минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир-подобнов, седален (Ягич. Служебные Минеи. С. 0148-0152; Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 10). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 279) память Е. отсутствует, 18 сент. здесь указано праздничное последование сщмч. Симеону. Согласно Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 27) и Георгия Мтацминдели Типикону XI в. (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 234), 18 сент. соединяются последования Е. и попразднства Воздвижения (более ранние редакции Студийского устава назначали отдание Воздвижения на 15 сент.), служба подробно не описывается.

Все редакции Иерусалимского устава, вплоть до совр. изданий греч. богослужебных книг, описывают службу 18 сент. очень лаконично и не указывают ни тропаря, ни кондака Е. В слав. книгах память Е. отмечена более празднично: в Типиконах и Следованных Псалтирях с нач. XVI в. указывается кондак Е., а с кон. XVI в.- общий тропарь 4-го гласа   . Эти песнопения приводятся в богослужебных книгах нерегулярно (их нет даже в печатном Типиконе 1633 г.); в рукописных Минеях тропарь, как правило, не приводится, а кондак пишется только с нач. XVII в. (возможно, в связи с изданием печатной Минеи в 1607, где этот кондак есть). В старообрядческой богослужебной практике тропарь Е. не употребляется.

Прп. Евмений, еп. Гортинский. Фрагмент иконы «Минея на сентябрь». Нач. XVII в. (ЦАК МДА)Прп. Евмений, еп. Гортинский. Фрагмент иконы «Минея на сентябрь». Нач. XVII в. (ЦАК МДА)

В связи со справой книг в московском издании Типикона 1682 г. и в последующих указания о тропаре Е. удаляются, остается только указание на кондак 2-го гласа.

Последование Е., помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает кондак 2-го гласа на подобен «Вышних ища:»      (только в слав.); канон, составленный гимнографом Иосифом, 2-го гласа, с акростихом Εὐχαῖς δίδου μοι Χριστὸν εὐμενῆ Μάκαρ. ᾿Ιωσήφ (        ), ирмос: Δεῦτε λαο ᾄσωμεν̇ (   ), нач.: ῎Εχων Χριστὸν, Πάτερ θεόφρον Εὐμένιε (     ), цикл стихир-подобнов, седален.

По рукописям известны и др. песнопения, не вошедшие в совр. издания: кондак 1-го гласа    (напр.: МДА. Ц У 79. Инв. № 186918. Л. 73 об.); кондак 4-го гласа    (РГБ. Троиц. № 341. Л. 301 об., кон. XVI - нач. XVII в.).

А. А. Лукашевич

Иконография

Е., несмотря на преподобнический чин прославления, изображается в соответствии с чином своего земного служения как епископ: седовласый старец с длинной бородой облачен в фелонь (иногда в крещатую - полиставрий), с омофором, с Евангелием в руках.

Образ святого включен в большинство известных минейных циклов на сент. и представлен на миниатюрах рукописей в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 47. К-поль, 976-1025 гг.), в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 253r. К-поль, 3-я четв. XI в.); в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 78 об.- везде в рост), в настенных минологиях церквей (вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- оплечно; Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386); вмч. Георгия в с. Воронец, Румыния (1546),- в полиставрии; св. Апостолов [св. Спаса] в Пече, Косово и Метохия (1561),- под 20 сент.; свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- везде в рост); в иконописных и гравированных минеях (на иконе из Иосифова Волоколамского мон-ря, 1569, ГТГ; на иконе «Минея годовая», нач. XIX в., УКМ; на листовых гравюрах на каждый месяц года Г. П. Тепчегорского (1713, с посохом в левой руке) и И. К. Любецкого (1730) - везде в рост).

В греч. «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) Е. упомянут в разд. «Святые старцы» с указанием писать его «с круглою бородою» (Ч. 3. § 8. № 42). Рус. иконописные подлинники XVIII в. имеют сходные описания облика святого с той разницей, что в подлиннике по списку Г. Д. Филимонова Е. назван в соответствии с чином прославления преподобным и чудотворцем, тогда как у С. Т. Большакова эти определения отсутствуют: «Подобием стар, сед, брада покороче Власиевы (сщмч. Власия Севастийского.- Ред.), аки Григория (свт. Григория Великого Двоеслова.- Ред.), на конец космочки, риза святительская крестечная, испод вохра с белилом, патрахиль и омофор, в руках книга» (Филимонов. С. 154).

Лит.: Ерминия ДФ. 1868. С. 161; Большаков. Подлинник иконописный. С. 30-31; Евсеева. Афонская книга. С. 235; Миjовић. Менолог. 1973. С. 261, 349, 377.
Э. В. Шевченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также