[лат. Eusebius] († 17.08.309?), свт. (пам. зап. 17 авг.), еп. (папа) Римский (с 18 апр. 308, 309 или 310) (An.Pont. 2007. P. 8*). Согласно Liber Pontificalis, Е. был греком по происхождению, его отец занимался в Риме врачебной практикой. Далее на основании каталога папы Феликса IV (III) сообщается об обретении во время правления имп. Константина I Великого (306-337) Креста Господня в Иерусалиме при помощи еврея Иуды, к-рый впосл. принял крещение и стал епископом Иерусалима под именем Кириак. Связь Е. с этими событиями в источниках не прояснена. Кроме того, во время его пребывания на Римской кафедре власть Константина не распространялась на Рим, где правил имп. Максенций (306-312). Старший август Галерий Максимиан (305-311) не признал формально Максенция императором. Имя Максенция не значилось в офиц. списках рим. императоров, чем можно объяснить ошибку составителей каталога Феликса и Liber Pontificalis. В средневек. предании, зафиксированном в «Каталоге святых» Петра Наталиса (XIV в.), крещение Иуды (Кириака) и участие в обретении Креста приписаны Е. (Petr. Natal. CatSS. VIII 122). В Житии свт. Евсевия, еп. Верцелльского (BHL, N 2748-2749), сообщается, что папа крестил юного Евсевия (впосл. епископ Верцелльский) и нарек его своим именем. Е. приписывается также крещение св. Сабины, мц. в Трикассах (ныне Труа). Однако это предание, зафиксированное в позднем Житии св. Сабины (BHL, N 7408-7409; ActaSS. Ian. T. 2. P. 944-946), является недостоверным, тем более что кончина мученицы отнесена там к правлению имп. Аврелиана (270-275).
Хронология Римских епископов от свт. Маркеллина (296-304) до свт. Мильтиада (311-314) неясна. В Liber Pontificalis сообщается о 6 годах епископского служения Е., к-рый занял кафедру после того, как она в течение года пустовала после изгнания и смерти свт. Маркелла I (между 308 и 310). Т. о., 6 лет понтификата Е. противоречат известной по др. источникам хронологии, т. к. в 312 г. кафедру несомненно занимал свт. Мильтиад. В ряде рукописей Liber Pontificalis наблюдается попытка исправить эту неточность, заменив цифру VI цифрой II. В Хронике Евсевия-Иеронима говорится о 7 месяцах епископата Е., ошибочно датированного 305-306 гг. Наиболее вероятной представляется хронология, приведенная в Каталоге Либерия (2-я пол. IV в.). Кончина папы Маркелла указана под 310 г. (постконсулат Диоклетиана X и Максимиана VII), вступление на кафедру Е. датировано 18 календами мая (18 апр.). Согласно Каталогу Либерия, понтификат Е. длился 4 месяца и 16 дней и окончился 17 авг. Однако в таком случае 16 дней оказываются лишними, возможно это количество дней, прошедших от изгнания из Рима до его кончины. В «Depositio episcoporum» память Е. помещена под 26 авг. с указанием на его захоронение в катакомбах Каллиста на Аппиевой дороге.
Имп. Максенций терпимо относился к христианам, но требовал от них полной лояльности и соблюдения спокойствия, чего Е. не мог гарантировать. Папа Дамас I в эпитафии свт. Маркеллу сообщал о спорах в Римской Церкви в связи с вопросом о принятии отпавших от веры (lapsi) во время гонения. Это вызвало недовольство имп. Максенция, к-рый велел выслать епископа из города. При Е. положение обострилось. В эпитафии святителю папа Дамас упоминал о некоем Ираклии, требовавшем, чтобы отпавшие во время гонений принимались немедленно после обращения, без епитимии. Однако Е., как и его предшественник, настаивал на определенном сроке покаяния. Эти волнения также привлекли внимание Максенция, к-рый решил изгнать из Рима Е. и Ираклия. По свидетельству папы Дамаса, Е. скончался в изгнании на Сицилии.
Вероятно, вскоре после кончины святителя его останки были перенесены в Рим, к сер. IV в. захоронение епископа в катакомбах Каллиста стало местом его почитания. Папа Дамас I поместил над гробницей составленную им стихотворную эпитафию. Эпитафия сильно пострадала при взятии Рима готами (410), и в VI в. по распоряжению Римского папы Вигилия была сделана копия надписи на каменной плите. Как оригинал IV в., так и копия VI в., помещенная возле захоронения Е., сохранились. В Мартирологе Иеронима (1-я пол. V в.) память святителя значится под 26 сент., 2 окт. и 8 дек. Последние 2 даты, вероятно, являются ошибочными повторами, т. к. во всех 3 случаях число одинаковое (6-й день до октябрьских календ, соответственно 6-й день до октябрьских нон (2 окт.) и 6-й день до декабрьских ид (8 дек.)). Имя Е. присутствует в каролингских мартирологах IX в. (Адона Вьеннского, Узуарда) под 26 сент. Память 2 окт. значится в нек-рых более поздних дополнениях к этим мартирологам, а также в Мартирологе Ноткера Заики (нач. X в.). Под этой датой память святителя была внесена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог (XVI в.). Во время реформы Мартиролога (1922) память Е. была перенесена на 17 авг., дату окончания его епископата согласно Каталогу Либерия. В рим. итинерариях VII-IX вв. указано, что мощи Е. покоились в катакомбах Каллиста, в особом кубикуле перед кубикулом Римского еп. св. Гаия. Из исследования O. Панчироли (Panciroli O. I tesori nascosti dell'alma città di Roma. R., 1600) известно, что мощи Е. хранятся в ц. Сан-Себастьяно фуори ле Мура. В 1616 г. архиеп. Гранады Педро Гонсалес де Мендоса сообщал о перенесении мощей Е. в Испанию в 1607 г. Однако ни во 2-м издании труда Панчироли (1625), ни в исследовании К. Б. Пьяццы (Piazza C. B. Emerologio sacro di Roma cristiana e gentile. R., 1690) об этом ничего не сказано. В последнем сообщается, что часть мощей Е. хранится также в ц. Сан-Лоренцо ин Панисперна (Ibid. Vol. 2. P. 194).