ЕВСТАФИЙ
Том XVII , С. 302-303
опубликовано: 28 марта 2013г.

ЕВСТАФИЙ

еп. Беритский (сер. V в.). Занимал кафедру Берита (ныне Бейрут, Ливан), первоначально находившуюся в подчинении у Тирского епископа. После 449 г. на Соборе в К-поле с согласия архиепископов Анатолия К-польского и Максима Антиохийского Е. добился для своей кафедры статуса митрополии в связи с разделением имп. Феодосием II пров. Финикия Приморская на 2 адм. единицы с центрами в Тире и Берите. В результате к Беритской митрополии присоединили еще 6 городов. Это решение не было признано Фотием, еп. Тирским, продолжавшим рукополагать в эти города епископов, к-рых Е. в свою очередь вновь низводил на степень пресвитеров. Вселенский IV Собор (451), разбиравший этот вопрос, вернул города в юрисдикцию еп. Фотия, но сохранил за Беритом статус автокефальной митрополии (ACO. T. 2. Vol. 1(3). P. 101-110; ДВС. Т. 3. С. 35-41; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 301).

В ходе христологических споров Е. защищал учение свт. Кирилла Александрийского о «единой природе Бога Слова воплощенной». Выступая против Нестория, принял определения Вселенского III Собора (431), а с 435 по 447 г. был противником Ивы, еп. Эдесского, осуждение к-рого как несторианина поддержал в 448 г. Участвуя в «разбойничьем» Соборе в Эфесе (449) на стороне архим. Евтихия, Е. поддержал и низложение свт. Флавиана К-польского, за что свт. Лев I Великий, папа Римский, исключил его имя из диптихов. На IV Вселенском Соборе Е. занял примирительную позицию, отвергнув выражение «одна природа» и отозвав осуждение свт. Флавиана. Несмотря на это, представители императора сочли Е. и ряд др. архиереев виновными и предложили их низложить, однако все они, за исключением Диоскора, выразили согласие с Томосом папы Льва и были приняты Собором (ACO. T. 2. Vol. 1(1). P. 195; T. 2. Vol. 1(2). P. 92, 109; ДВС. Т. 2. С. 219-220; Т. 3. С. 6, 22).

Из сочинений Е. сохранился фрагмент трактата против монофизитского Александрийского патриарха Тимофея II Элура (457-460). Этот факт опровергает свидетельство сиро-яковитского патриарха Михаила Сирийца (XII в.), к-рый сообщает, что Е. с честью принял в Берите сосланного патриарха Тимофея. Евагрий Схоластик (VI в.) цитирует в «Церковной истории» отрывок из несохранившегося послания Е. к некоему «епископу Иоанну и другому пресвитеру Иоанну», где, по-видимому, содержалось описание Халкидонского Собора. Е. также является адресатом одного из посланий Феодорита, еп. Кирского (Theodoret. Ep. 48).

Соч.: CPG, 6718; Apologia sive defensio epistolae Leonis Pontificis Romani contra Timotheum Ælurum // PG. 85. Col. 1803-1804; Idem // Diekamp F. Doctrina Patrum de incarnatione Verbi: Ein griechisches Florilegium aus der Wende des 7. und 8. Jh. Münster, 1907. S. 96-97.
Ист.: Evagr. Schol. Hist. eccl. II 2; Michel le Syrien. Chronique / Éd. J.-B. Chabot. Brux., 1963r. Vol. 2. P. 130-131.
Лит.: Devreesse R. Le Patriarcat d'Antioche depuis la paix de l'Église jusqu'à la conquête arabe. P., 1945. Р. 57-58, 62, 193, 197; Galtier P. St. Cyrille et St. Léon à Chalcédoine // Das Konzil von Chalkedon / Hrsg. A. Grillmeier, H. Bacht. Würzburg, 1951. Bd. 1. S. 351-352, 365-366; Grillmeier A. Vorbereitung der Formel von Chalkedon // Ibid. S. 201; Mouterde P. Chalcédoine d'après les histoiriens monophysites // Ibid. P. 591-592; Baus K. Eustathios von Berytos // LTK. Bd. 3. S. 1203; Van Roey A. Eustathe (3) // DHGE. T. 16. Col. 23; Simonetti M. Eustathius of Berytus // EEC. Vol. 1. P. 303; The Eastern Fathers from the Council of Chalcedon (451) to John of Damascus († 750) / Ed. A. di Berardino; Transl. A. Walford. Camb., 2006. P. 184-185.
М. В. Грацианский
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АБДИШО армянский епископ, настоятель Сарептского монастыря в области Тарон
  • АВГУЛ (нач.VI в.?), еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.)
  • АВГУСТ († ок. 440), епископ, исп. (пам. зап. 2 мая)
  • АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви