ЕВТИХИЙ
Том XVII , С. 346-348
опубликовано: 8 апреля 2013г.

ЕВТИХИЙ

Содержание

[греч. Εὐτύχιος; араб.  ; араб. имя - Саид ибн Битрик (   )] (8.09.877, Фустат (ныне Каир) - 11.05.940, Александрия), патриарх Александрийский (с 7 февр. 933).

Жизнь

Краткая биография Е. содержится в соч. «Жизнеописания врачей» Ибн Аби Усайбии (XIII в.). Саид получил медицинское образование, стал известным практикующим врачом. Был избран мелькитской (правосл.) общиной патриархом и принял имя Евтихий - греч. эквивалент его араб. имени (счастливый).

По неизвестным причинам против Е. выступили многочисленные представители мелькитской общины г. Фустат, среди которых было много врачей; особой враждебностью отличались Михаил ибн ан-Нахили, еп. Тинниса, и Ибн Балиха, еп. Фарамы. По их наущению имя Е. перестало поминаться на службах во мн. церквах Египта. Когда в месяце сафаре (21 янв.- 18 февр.) 934 г. еп. Михаил умер, Е. удалось восстановить свою юрисдикцию над Тиннисом, рукоположив во епископа некоего Феофила. После этого клирики и миряне Фустата и Тинниса окончательно разделились на лояльную к Е. и враждебную ему партии и проводили богослужение в разных церквах. Усилия еп. Феофила, направленные на примирение партий, не привели к желаемому результату: партии обвиняли друг друга перед мусульм. властями Египта. По доносам противной стороны Е. и Феофил были арестованы в Тиннисе и заключены под стражу; мусульм. чиновники обыскали церкви Тинниса и конфисковали всю ценную утварь. Е. было приказано выдать оставшиеся ценности, но он отвечал, что ничего не знает о них. Тогда по приказу властей был избит еп. Феофил. Та же участь ожидала и патриарха, но это вызвало народное возмущение, и Е. с епископом были отпущены. Е. отправился в Фустат и благодаря действиям чиновников-христиан вернул конфискованные церковные ценности, уплатив 5 тыс. динариев. Распродажа церковных имений с целью выплаты этой суммы вновь настроила христиан Тинниса против Е. и еп. Феофила. В 938 г. К-польский патриарх Феофилакт направил Е. синодику, в к-рой просил поминать его имя за богослужением. Чувствуя приближение кончины, Е. отбыл в Александрию, где вскоре умер в последний день месяца раджаба 328 г. хиджры (11 мая 940). После смерти Е. кафедра правосл. Александрийского патриарха в течение года оставалась вакантной.

Сочинения

Е. известен как один из первых наиболее крупных христ. авторов, писавших на араб. языке. Еще до Патриаршества он написал 2 книги по медицине (не сохр.), «Историю» и по крайней мере одно полемическое сочинение. Вместе с Костой ибн Лукой и Агапием Манбиджским Е. стоит в ряду первых арабо-христианских историков. Его соч. «История» (  ), названное переписчиками «Драгоценная нить жемчуга» (  ), представляет собой последовательное изложение событий от Сотворения мира до совр. автору эпохи. Сочинение было столь популярно на Ближ. Востоке, что Е. стали называть «автор «Истории»» (  ). В наст. время насчитывается ок. 30 ее списков. Из последующих историков ею пользовались христиане Яхья Антиохийский, составивший ее продолжение (XI в.), Вильгельм Тирский (XII в.), Георгий аль-Макин (XIII в.) и Антиохийский патриарх Макарий III аз-Заим (XVII в.), а также мусульмане аль-Масуди (Х в.) и аль-Макризи (XIV-XV вв.).

«История» посвящена брату Е., врачу Исе. Согласно одним источникам, автор довел ее до 300 г. хиджры (912 г. по Р. Х.), согласно другим - до 5-го года халифата ар-Ради, т. е. до 326 г. хиджры (8 нояб. 937 - 28 окт. 938). По свидетельству Яхьи Антиохийского, в его время некоторые рукописи содержали текст «Истории», где описание доходило до 933 г., т. е. до времени, когда Е. был избран патриархом, а в др. рукописях текст заканчивался описанием событий 938 г. До этой даты доводится изложение «Истории» Е. в совр. изданиях, а единственная сохранившаяся рукопись, не содержащая прибавки, находится в синайском мон-ре вмц. Екатерины (Sinait. Arab. 580). Расширенный вариант Яхья атрибутировал анонимному продолжателю.

Ветхозаветная история доводится Е. до времени возвращения евреев из вавилонского плена, после чего практически сразу следует повествование об Александре Македонском и о диадохах, затем - рим. история со времени Цезаря и Августа, в основном представленная сообщениями о переменах на имп. престоле. После краткого изложения земной жизни Спасителя Е. сообщает легендарные сведения из эпохи раннего христианства, к-рые он хронологически увязывает с рим. историей, с рассказами из истории персидских шахов династии Сасанидов. Сведения по рим. истории (приблизительно с III в.) чем дальше, тем больше ограничиваются лишь перечислениями императоров и упоминаниями о предстоятелях Церквей Рима, Александрии, Антиохии и Иерусалима (со времени имп. Константина I Великого - также К-поля) и церковных событиях, имевших место в их правление. Гражданская история Римской империи от Августа до Ираклия изложена кратко и в значительной степени легендарна, на этом фоне относительно точной представляется информация о последовательности и сроках правления рим. императоров. Сведения по персид. истории отличаются подробностями и разнообразием, однако носят гл. обр. легендарный характер. Хронологические рамки определяют годы правления персид. шахов и рим. императоров. Со времени возникновения ислама и с эпохи араб. завоеваний «История» делится на главы, повествующие о правлении мусульманских халифов и о находящихся под их властью вост. патриархах, в основном Александрийской Церкви, а сведения по истории др. государств встречаются лишь спорадически.

Е. сообщает, что при написании «Истории» пользовался «Ветхим Заветом, Евангелиями и другими книгами, древними и новыми» (Eutych. Annales. Pars prior. P. 3). Исследователями было установлено, что Е. обращался также к соч. «Пещера сокровищ» (Меаррат газзе), к «Роману об Александре», к истории сасанидских царей в переводе Абдаллаха ибн аль-Мукаффы, к агиографическим сочинениям (к Житиям свт. Епифания Кипрского, прп. Саввы Освященного, свт. Иоанна Милостивого и др.), к благочестивым сказаниям (напр., о 7 спящих отроках Эфесских), к трудам араб. традиционалистов Усмана ибн Салиха и, вероятно, Ибн Хамзы ибн Исхака ибн Бишра. Экскурсы, посвященные хронологии, постам у христиан и полемике с представителями др. христ. конфессий, вводятся в «Историю» словами: «Сказал врач Саид ибн Битрик», из чего можно предположить, что они были включены в текст позднейшим продолжателем, заимствовавшим их из утраченных сочинений Е. Анонимный продолжатель пользовался также соч. «Покорение Египта» (  ) Абдаррахмана ибн аль-Хакама и сочинениями др. мусульм. авторов.

Впервые «История» была введена в научный оборот пресвитерианином Дж. Селденом: в 1642 г. он издал отрывок из нее, содержащий рассказ о проповеди ап. Марка, в качестве материала для доказательства первоначального равенства в Александрии епископского и священнического сана. В 1660-1661 гг. маронит Ибрахим аль-Хакилани (латиниз. Абрахам Экселленсис) издал свой перевод этого фрагмента, не совпадающий с прежним и опровергающий выводы Селдена. Этот текст получил широкое распространение среди католиков, боровшихся с протестантизмом. Полный текст «Истории» с лат. переводом и хронологическими таблицами был издан в 1658-1659 гг. Э. Пококом под названием «Анналы», надолго закрепившимся за «Историей» в научных кругах, несмотря на его несоответствие содержанию произведения. В 111-м т. «Patrologia graeca» Ж. П. Миня было воспроизведено предисловие Селдена и лат. перевод с таблицами Покока. В кон. XVII в. Христодул, митр. Газский, перевел «Историю» Е. на греч. язык; этим переводом пользовался Иерусалимский патриарх Досифей II Нотара (1669-1707). В 1906-1909 гг. издание «Истории» в 2 частях осуществил Л. Шейхо в сотрудничестве с др. исследователями в серии «Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium» с вариантами текста, содержащимися в издании Покока. В 1985 г. в той же серии часть араб. текста с нем. переводом была издана М. Брайди. Через 2 года появился полный аннотированный перевод на итал. язык, подготовленный Б. Пироне по изданию Шейхо. Переводы отдельных фрагментов «Истории» на русский язык были опубликованы Н. А. Медниковым (1897) и А. А. Васильевым (1902). В наст. время готовится полный рус. перевод.

Е. является автором ныне утраченной «Книги спора между еретиком и христианином», упоминаемой им в «Истории» (Ibid. P. 176) и представлявшей собой расширенное изложение его аргументов против учения несториан и яковитов. В ответ на обличение последних копт. епископ г. Ашмунейн Севир ибн аль-Мукаффа (X в.) написал после смерти Е. сочинение под названием «Книга Соборов». Со стороны несториан опровержение Е. предпринял Илия бар Шинайя (X-XI вв.) в «Книге доказательства истины веры». С защитой несториан и яковитов также выступил мусульм. автор Ахмад ибн Таймия, стремившийся опровергнуть доводы Е. и показать, что учение мелькитов является еще более противоречивым.

Содержащийся в «Истории» Е. вставной трактат против еретиков (Ibid. P. 161-176) встречается также в сочинении, известном под названием «Книга доказательства во оправдание веры» (     ), к-рое рукописная традиция ошибочно связывает с именем свт. Афанасия I Великого. На основании тождества пассажей в «Истории» и «Книге доказательства...» Г. Граф (Graf. 1911. S. 227-244) предположил, что последняя также написана Е., выдвинув следующие аргументы: «Книга доказательства...» изначально составлена на араб. языке; ее автором является мелькит; сочинение не могло быть написано позже 944 г. Полностью соглашаясь с этими аргументами, Ж. Насралла (Nasrallah. Histoire. P. 32-34) отметил, что в среде арабоязычных интеллектуалов-христиан при всей известности Е. как писателя данное сочинение считалось анонимным. Т. о., соответствующий фрагмент из «Истории» Е. следует скорее считать вставкой, сделанной ее позднейшим продолжателем. Местом написания этого сочинения, вероятнее всего, являлся один из мон-рей Палестины, чем могут объясняться детальное знание автором топографии Св. земли и Юж. Сирии и нек-рая близость «Книги доказательства...» к «Точному изложению православной веры» прп. Иоанна Дамаскина.

Ранее приписывавшееся Е. повествование о событиях на Сицилии в 827-965 гг., к-рое следует за его «Историей» в кембриджской рукописи и известно по этой причине как «Кембриджская хроника», принадлежит не Е., а некоему арабоязычному компилятору XI в., опиравшемуся на греч. источники.

Изд. и пер.: Eutychii aegyptii, patriarchae orthodoxorum Alexandrini Ecclesiae suae Origines. L., 1642; Abraham Ecchellensis. Eutychius, patriarcha Alexandrinus. R., 1660-1661. 2 pt.; Contextio Gemmarum sive Eutychii Patriarchae Alexandrini Annales / Ed. E. Pococke. Oxf., 1658-1659. 2 vol.; Idem // PG. 111. Col. 889-1232; Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1897. Т. 2. Ч. 1. С. 255-294 [рус. пер.]; Ч. 3. С. 1-42 [араб. текст]; Васильев А. А. Византия и арабы: Полит. отношения Византии и арабов за время Македонской династии. СПб., 1902. Прил. С. 19-22; Eutychii Patriarchae Alexandrini Annales. Pars prior / Ed. L. Cheikho. Beryti, 1906. Louvain, 1954r. (CSCO; 50. Arab.; 6); Pars posterior: Accedunt Annales Yahia Ibn Sad Antiochensis / Ed. L. Cheikho, B. Carra de Vaux, H. Zayyat. Beryti, 1909. Louvain, 1954r. (CSCO; 51. Arab.; 7); Das Annalenwerk des Eutychios von Alexandrien / Hrsg., übers. M. Breydy. Louvain, 1985. 2 Bde. (CSCO; 471-472. Arab.; 44-45); Gli annali di Eutichio, patriarca di Alessandria (877-940) / Introd., trad. e note B. Pirone. Cairo, 1987 [История]; The Book of the Demonstration (Kita b al-Burha n) / Ed. P. Cachia, transl. W. Montgomery Watt. Louvain, 1960-1961. 2 vol. in 4. (CSCO; 192-193, 209-210. Arab.; 20-23) [Книга доказательства...].
Ист.: Eutych. Annales. Pars posterior. P. 69-70, 86-88; Ibn Ab U eibia. ‘Uy n al-Anb ' f Tabaq t a- ibb ' / Hrsg. A. Müller. Königsberg, 1884. Bd. 2. S. 86-87; Sévère ibn al-Moqaffa(?)lsquo;, évêque d'Aschmounain. Réfutation de Sa‘d ibn-Batriq (Eutychius): Le livre des Conciles / Texte arabe publ. et trad. par P. Chébli. P., 1909. Turnhout, 1983r. (PO; T. 3. Fasc. 2. [N 12]); Ya ya ibn Sad d'Antioche. Histoire / Éd., trad. I. Kratchkowsky, A. Vasiliev. P., 1924, 1957r. P. 705-711, 713-715. (PO; T. 18. Fasc. 5. [N 90]).
Лит.: EI. Vol. 8. P. 853-855; Neale J. M. The Patriarchate of Alexandria // Idem. A History of the Holy Eastern Church. L., 1847. Vol. 2. P. 181-183; Gutschmid A., von. Verzeichnis der Patriarchen von Alexandrien // Idem. Kleine Schriften / Hrsg. F. Ruehl. Lpz., 1890. Bd. 2. S. 399-400, 486; idem. Untersuchungen über den Ϫιαμερισμός und andere Bearbeitungen der mosaischen Völkertafel // Ibid. 1894. Bd. 5. S. 688-692; Graf G. Die Philosophie und Cotteslehre des Ja j  ibn ‘Ad und späterer Autoren. Münster, 1910. S. 56-62; idem. Ein bisher unbekanntes Werk des Patriarchen Eutychius von Alexandrien // Oriens Chr. N. S. 1911. Bd. 1. S. 227-244; idem. Geschichte. Bd. 2. S. 32-38; Burtin R. Un texte d'Eutychius relatif à l'Éleona // RB. N. S. 1914. T. 11. P. 401-423; Μιχαηλίδης Ε. Εὐτύχιος ὁ τῆς ᾿Αλεξανδρείας // ΕΘ. 1934. Τ. 33. Σ. 7-27, 209-236, 344-366; Михаилидис Е. Са‘ид ибн Битрик, патриарх Александрийский X века, и его идейное наследие // Tome commémoratif du millénaire de la Bibliothèque Patriarcale d'Alexandrie. Alexandrie, 1953. P. 24-27 (на араб. яз.); Levi Della Vida G. Two Fragments of Galen in Arabic Translation // JAOS. 1950. Vol. 70. P. 182-187; Assfalg J. Eutychios // LTK. Bd. 3. S. 1214-1215; Blau J. Review of: Eutych. The Book of the Demonstration / Ed. P. Cachia // JSS. 1962. Vol. 7. P. 108-112; Darrouzès J. Euthychius (10) // DHGE. T. 16. Col. 94; Schreiner P. Fragment d'une paraphrase grecque des Annales d'Eutychius d'Alexandrie // OCP. 1971. Vol. 37. P. 384-386; Bautz F. W. Euthychius // BBKL. Bd. 1. Sp. 1574; Breydy M. Über die älteste Vorlage der Annales Eutychii in der identifizierten Hs. Sina. Arab. 580 (582) // Oriens Chr. 1975. Bd. 59. S. 165-168; idem. La conquête arabe d'Égypte: Un fragment du traditionniste ‘Uthman ibn   , identifié dans les Annales d'Eutychios d'Alexandrie // PdO. 1977/1978. T. 8. P. 379-396; idem. Mamila ou Maqella? La prise de Jérusalem et ses conséquences (614 AD) selon la recension alexandrine des Annales d'Eutychès // Oriens Chr. 1981. Bd. 65. S. 62-86; idem. Études sur Sa‘d ibn Batriq et ses sources. Louvain, 1983. (CSCO; 450. Subs.; 69); Troupeau G. Ibn Taymiyya et sa réfutation d'Eutychius // Bull. d'études orientales. Damas, 1978. Vol. 30. P. 209-220; Nasrallah. Histoire. Vol. 2. Т. 2. P. 23-34, 54, 143-145; Griffith S. H. Eutychius of Alexandria on the Emperor Theophilus and Iconoclasm in Byzantium: A 10th Century Moment in Christian Apologetics in Arabic // Byz. 1982. Vol. 52. P. 154-190; Исакова Л. В. К вопросу о Хронике Евтихия и ее рукописях // ВВ. 1983. T. 44(69). C. 112-116; она же. Евтихий Александрийский и его хроника // Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего Нового времени / Под ред. Г. Е. Лебедевой. СПб., 1996. С. 56-66; Möhring Н. Zu der Geschichte der orientalischen Herrscher des Wilhelm von Tyrus: Die Frage der Quellenabhängigkeiten // Mittellateinisches Jb. Köln, 1984. Bd. 19. S. 170-183; Бойко К. А. Арабская ист. лит-ра в Египте, IX-XI вв. М., 1991. С. 53-60; Atiya A. S. Ibn al-Barq, Sa‘d // CoptE. Vol. 4. Col. 1265-1266; Лоллий (Юрьевский), архиеп. Евтихий Александрийский // Он же. Александрия и Египет. СПб., 2001. С. 98-108.
М. В. Грацианский
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)
  • АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.)
  • АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)
  • АПОЛЛИНАРИЙ († ок. 568 г.), свт., Патриарх Александрийский
  • АРСЕНИЙ († 1010), Патриарх Александрийский
  • АРТЕМИЙ (Пардалакис; † 1858), Патриарх Александрийский в 1845-1847гг.