ЕВФИМИЙ НОВЫЙ ФЕССАЛОНИКИЙСКИЙ
Том XVII , С. 454-455
опубликовано: 22 сентября 2009г.

ЕВФИМИЙ НОВЫЙ ФЕССАЛОНИКИЙСКИЙ

Содержание

[греч. Εὐθύμιος ὁ Νέος τοῦ ἐν Θεσσαλονίκῃ] (823/4 - 15.10.898), прп., столпник и аскет (пам. 15 окт., пам. греч. 14, 15 окт.). Подвизался на Св. Горе Афон и в окрестностях г. Фессалоника.

Реликварий с мощами прп. Евфимия Ново-го Фессалоникийского (базилика вмч. Димитрия в Фессалонике)Реликварий с мощами прп. Евфимия Ново-го Фессалоникийского (базилика вмч. Димитрия в Фессалонике)

Житие

Основной источник - греч. Житие (BHG, N 655), написанное после 905 г. (Patlagean. 1981. P. 90) учеником Е. Н. Ф. Василием, к-рый был очевидцем совершенных святым чудес (повествование от 1-го лица - в главах 10, 26, 34 и 35) и принял от него постриг в 875 г. Ранее существовало мнение (напр., у Р. Жанена, Х. М. Лопарёва), к-рое отверг А. П. Каждан, что Василий может быть отождествлен с известным по др. источникам Фессалоникийским архиеп. Василием. Житие Е. Н. Ф. и греч. служба ему (также составленная Василием) были изданы Л. Пти в 1903 г. Древнейшая из известных рукописей Жития (XI в.) хранится в Москве (ГИМ. Син. греч. № 387. Л. 143-178).

Согласно Житию, мирское имя Е. Н. Ф. было Никита; он происходил из зажиточной семьи военного (отец - Епифаний, мать - Анна), жившей в дер. Опсо в районе Анкиры Галатской. Когда Никите было 7 лет, его отец скончался, и вскоре ему пришлось пойти на военную службу, чтобы обеспечивать мать и сестер (см.: Γρηγορίου-᾿Ιωαννίδου. 1990). В 840 г. Никита женился на благочестивой и знатной девушке Евфросинии, и у них род. дочь Анастасо. Исполнив т. о. волю матери, заботившейся о продолжении рода, святой принял решение покинуть мир и 15 сент. 841 г., в день памяти вмч. Никиты, отправился на гору Вифинский Олимп. Там он пришел к прп. Иоанникию Великому, к-рый, предвидя будущие подвиги Е. Н. Ф., устроил ему испытание, обвинив перед лицом братии в убийстве. Никита смиренно принял это обвинение и протянул руки к оковам, но в этот момент прп. Иоанникий распорядился его отпустить. Другой насельник Вифинского Олимпа, Иоанн, постриг Никиту в монашество с именем Евфимий. У Иоанна Е. Н. Ф. пробыл еще нек-рое время, а затем был отправлен в соседний мон-рь, управлявшийся игум. Николаем, где последовательно исполнял обязанности пастуха, помощника повара, келаря и погонщика скота. Е. Н. Ф. выбирал для себя самые унизительные работы, прислуживал братии и со смирением сносил оскорбления и насмешки.

В 858 г. в связи с удалением с Патриаршего престола свт. Игнатия и восшествием на престол свт. Фотия игум. Николай был вынужден покинуть обитель, а Е. Н. Ф., проведя 15 лет на Вифинском Олимпе, решил отправиться на Афон, приняв перед этим великую схиму от отшельника Феодора. В Никомидии Е. Н. Ф. передал своей семье, считавшей его погибшим, наставление, призывая оставить мирскую жизнь. Мать, сестры и жена Е. Н. Ф. вскоре ушли в мон-рь, а дочь Анастасо вышла замуж и продолжила род.

На Афоне Е. Н. Ф. и арм. мон. Иосиф вели аскетическую жизнь: 40 дней находились под открытым небом и питались травой, затем на 3 года затворились в пещеру. Иосиф покинул пещеру через год, а Е. Н. Ф. остался там до конца срока и был искушаем бесом, к-рый являлся ему в виде арабов и змея. По мнению Лопарёва (Лопарев. 1914. С. 473), Иосиф выдержал весь срок в 3 года, а Е. Н. Ф. задержался в пещере еще дольше, но это предположение противоречит тексту Жития (гл. 22). Оставив затворничество, Е. Н. Ф. отправился на Олимп, чтобы разыскать отшельника Феодора, который, тяжело заболев, перебрался на Афон и вскоре там скончался. Узнав об этом, Е. Н. Ф. перевез его тело в Фессалонику и похоронил в ц. св. Созонта, после чего в одном из пригородов взошел на столп. Пробыв там около года и сотворив множество чудес, Е. Н. Ф. решил вновь удалиться на Афон, т. к. к столпу стекалось слишком много людей. По дороге он посетил архиеп. Фессалоникийского Феодора, который рукоположил его во диакона (864). Однако и на Афоне Е. Н. Ф. не удалось обрести тишину, и через 3 года он вернулся в Фессалонику, где был рукоположен во пресвитера, а затем перебрался на о-в Неон, откуда вскоре был вынужден уехать, т. к. остров был захвачен арабами, и Е. Н. Ф. чудом избежал плена. Монахи, бежавшие с островов, расселились по небольшим деревням в глубине полуострова Халкидики, Е. Н. Ф. с Иосифом - в сел. Врастама. После кончины Иосифа Е. Н. Ф. было указано в видении снова отправиться в Фессалонику и отыскать в вост. пригороде превращенную в загон для скота ц. ап. Андрея Первозванного. Е. Н. Ф. нашел развалины этого храма и вместе с неск. монахами восстановил его (870-871). Боковые приделы были освящены во имя Иоанна Предтечи и прп. Евфимия Великого. Впосл. вокруг церкви вырос большой мон-рь, названный Перистерским.

Ок. 883-884 гг., через 14 лет игуменства в Перистерском монастыре и через 42 года после расставания с родными, Е. Н. Ф. встретился со своей семьей. Он приобрел для родственников 2 участка в пределах Фессалоники и построил жен. мон-рь, во главе которого поставил свою внучку Евфимию. Игуменом в свой мон-рь Е. Н. Ф. назначил племянника Мефодия, а сам святой вновь удалился на столп, где подвизался ранее. Вскоре Е. Н. Ф. снова пришел на Афон, где прожил 14 лет, а затем, предвидя скорую кончину, отправился на о-в Иера вместе со своим учеником Георгием (8 мая), 13 окт. Е. Н. Ф. заболел, а 15-го скончался. Монахи из его обители Власий и Павел обрели мощи Е. Н. Ф. нетленными; до 22 дек. они находились в пещере, а 13 янв. 899 г. состоялось их торжественное захоронение в Фессалонике.

Научная проблематика

Основные сложности при анализе Жития связаны с датировкой событий жизни преподобного. Несмотря на регулярные указания агиографа, в каком году произошло то или иное событие, сопоставление датировок позволяет лишь приблизительно восстановить хронологию жизни Е. Н. Ф. Нередко одно и то же событие в Житии датируется автором по-разному (в соответствии с индиктом, годом правления императора, годом от Сотворения мира и в нек-рых списках - годом от Рождества Христова). Очевидно, что автор Жития был недостаточно осведомлен о событиях 1-й пол. IX в. Первым проследить хронологию жизни Е. Н. Ф. взялся издатель Жития Пти, нек-рые его датировки были скорректированы Лопарёвым. Предпочтение обоих ученых отдавалось датировке по году царствования императора и году от Сотворения мира (Там же. С. 468).

Др. вопрос, связанный с Житием, касается отношения агиографа к патриарху Фотию. Лопарёв видит в главах 12-14 апологию патриарха Фотия (Там же. С. 471-472). Однако в изложении агиографа конфликт Игнатия и Фотия представляет собой недоразумение и досадную случайность (характерно употребление выражений, подчеркивающих мнимую природу противостояния в Церкви (см. гл. 13)). При этом и Игнатий, по словам агиографа добровольно оставивший Патриарший престол, и Фотий, «сияющий всеми добродетелями» (гл. 12), оказываются искренними защитниками Православия, а церковное единство в самом скором времени восстанавливается.

Ист.: BHG, N 655; Vie et office de st. Euthyme le Jeune / Éd. L. Petit // ROC. 1903. Vol. 8. P. 155-205, 503-536 [168-205 - текст, 503-527 - служба] (Idem // Clugnet. Bibl. orient. 1904. Vol. 5. P. 14-51).
Лит.: Лопарев Х. М. [Рец. на изд. Л. Пти] // ВВ. 1906. Т. 12. С. 235-238; он же. Греческие жития святых VIII и IX вв. Пг., 1914. Ч. 1. С. 468-476; Petit L. Bibliographie des acolouthies grecques. Brux., 1926. P. 83. (SH; 16); Darrouzès J. Euthyme le Jeune // DHGE. T. 16. P. 62; Janin R. Eutimio il Giovane // BiblSS. Vol. 5. P. 329; Papachryssanthou D. La Vie de st. Euthyme le jeune et la métropole de Thessalonique à la fin du IXe et le début du Xe siècle // REB. 1974. Vol. 32. P. 225-245; idem, ed. Actes de Prôtaton. P., 1975. Vol. 1. P. 22-31. (ArAth; 7); Patlagean E. Sainteté et Pouvoir // The Byzantine Saint: Univ. of Birmingham 14th Spring Symposium of Byzantine Stud. / Ed. S. Hackel. L., 1981. P. 88-105; Γρηγορίου-᾿Ιωαννίδου Μ. Ζητήματα στρατολογίας στὸ Βυζάντιο̇ ἡ περίπτωση τοῦ ὁσίου Εὐθυμίου τοῦ Νέου // Βυζαντιακά. 1990. Τ. 10. Σ. 151-158; PMBZ, N 1851.
Т. А. Артюхова, Л. В. Луховицкий
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АКАКИЙ НОВЫЙ КАВСОКАЛИВИТ († 1730), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 12 апр.)
  • ГЕННАДИЙ (XV в.), прп., Ватопедский (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 17 нояб.)
  • ГЕРАСИМ († XIV в.), прп. Эвбейский (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 7 дек.)
  • ГРИГОРИЙ СВЯТОГОРЕЦ (XIV в.), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 6 апр.)
  • ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель
  • ДАМИАН († 1280 или 1281), прп. Эсфигменский (пам. греч. 23 февр.)
  • МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в.
  • НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф
  • АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.)
  • АКЕПСИМ (IV в.), прп. Антиохийский (пам. 3 нояб., греч. 13 февр., 29 янв.)
  • АЛИПИЙ СТОЛПНИК († VII в.), прп. (пам. 26 нояб.)
  • АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших)