Николай Александрович (11.11.1843, Калужская губ.- 25.10.1910, Москва), прот., проф. Московского ун-та, библеист. Род. в семье сельского священника Калужской губ. Окончил Калужскую ДС, в 1868 г.- МДА 2-м магистром (1-м стал И. Д. Мансветов). В магист. соч. «Св. Евангелие от Марка: Против Баура», написанном под рук. архим. Михаила (Лузина; впосл. епископ Курский), доказывал апостольское происхождение Евангелия от Марка, полемизируя с Ф. К. Бауром. По словам прот. Иоанна Соловьёва, Е. был самым талантливым учеником еп. Михаила (Лузина), но «не рабски подчинился своему учителю в своих дальнейших трудах, а пошел в них гораздо дальше и глубже» (Заслуженный проф. богословия... С. 716). В 1868 г. назначен преподавателем в Харьковскую ДС. В 1869 г. переведен в МДС, преподавал гомилетику и литургику. В 1870 г. избран доцентом кафедры Свящ. Писания ВЗ МДА. В 1879 г. определен профессором богословия в Петровскую земледельческую и лесную академию. В том же году рукоположен во иерея и стал настоятелем церкви при академии. В 1891-1892 гг. состоял членом Московского духовного цензурного комитета. В 1892 г., после смерти протопр. Н. А. Сергиевского, определен вместо него профессором богословия Московского ун-та (возглавил кафедру богословия) и настоятелем университетской ц. мц. Татианы. В 1897 г. удостоен звания заслуженного профессора. В 1904 г. возведен в сан протоиерея.
В МДА занимался преимущественно библейской исагогикой и экзегетикой. Печатал большинство своих произведений в «Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения». Посвятил ряд статей толкованию начальных глав кн. Бытие, опирался на данные протестант. библеистов: К. Ф. Кейля, Франца Делича и др. Переводил на рус. язык и готовил к изданию «Историко-критическое введение в канонические и неканонические книги Ветхого Завета» Кейля (перевод не закончен; опубл.: ЧОЛДП. 1875. Т. 1. С. 687-720; Т. 2. С. 3-21). Соч. Е. «Древнееврейская священная поэзия» имело значение с т. зр. подлинности учительных книг ВЗ. В ст. «Свидетельства о времени завершения ветхозаветного канона: Степень их достоверности и возможные выводы из них» осторожно поставил под сомнение закрепившиеся в отечественной библеистике представления об окончательном завершении ветхозаветного канона при Ездре и Неемии. В ст. «О времени происхождения книги Иова» полемизировал с Рижским еп. Филаретом (Филаретовым), в отличие от него относил появление Книги Иова не к послепленному периоду, а к X в. до Р. Х. Е. рассматривал вопросы, связанные с оригинальным текстом ВЗ и его переводами (Кр. история подлинного ветхозаветного текста // Там же. 1873. Т. 2. С. 151-181; 1874. Т. 2. С. 275-310; Отношение перевода Скорины к Вульгате и древнеслав. тексту Библии // Там же. 1877. Т. 2. С. 642-648; Кр. сведения о древних переводах ветхозаветной Библии (Феодотиона, Симмаха и др.) // Там же. 1878. Т. 2. С. 758-763). В ст. «Свидетельства о происхождении перевода LXX и степень их достоверности» уделил внимание «Посланию Аристея к Филократу», поставил под сомнение его подлинность, но при этом сделал вывод о наличии в нем достоверной информации об обстоятельствах перевода Пятикнижия на греч. язык. И. Н. Корсунский в дис. «Перевод LXX: Его значение в истории греческого языка и словесности» (Серг. П., 1897) использовал эти выводы как уже научно доказанные. Е. принимал участие в составлении примечаний к синодальному переводу Библии на рус. язык. Наиболее известным трудом Е. стали 2-томные «Очерки из библейской географии» (введение и небольшая часть, посвященная горам Св. земли, составлены П. И. Горским-Платоновым). Автор рассматривает географические объекты Св. земли, ее геологию, климат, растительность, животный мир, при этом указываются места Библии, где упоминаются эти объекты. Источниками очерков помимо Свящ. Писания послужили рус. и иностранные описания путешествий на Св. землю, различная справочная лит-ра и др. Е. опубликовал в Православной богословской энциклопедии более 70 статей о Св. земле, ее населении, городах и др. (напр., «Камни драгоценные в Библии», «Кесарь», «Колодези в Палестине», «Кони и колесницы, упоминаемые в Библии»). В нач. 1900-х гг. напечатал серию статей под общим названием «Современная критика священных ветхозаветных писаний и ее слабые стороны», оспаривал взгляды критиков ВЗ, в т. ч. выводы Фридриха Делича о зависимости текста кн. Бытие от древних вавилонских текстов. Среди учеников Е. были Корсунский, Н. П. Розанов, И. И. Соловьёв.
В светских учебных заведениях Е. читал курс основного богословия, включив в него близкую ему тему современной критики Свящ. Писания. В «Кратких записках по основному богословию» (М., 1895. С. 5), созданных для помощи студентам в подготовке к экзаменам, утверждал, что «скептическое отношение к коренным пунктам христианской религии, маловерие, неверие - причина временная, имеющая отношение к незначительному, сравнительно, числу людей и, нужно полагать, у нас на Руси не серьезная». В рецензии на эту работу проф. А. И. Введенский отмечал неполноту ее состава, но выделял характер изложения, к-рый порой «положительно возвышается до лирики псалмов» (БВ. 1895. № 8. С. 252-264). Е. выступал перед студентами и как проповедник, назвал сборник своих проповедей «Советы учащемуся юношеству». Участвовал в организации отд-ния Педагогического об-ва при Московском ун-те, к-рое было открыто 2 окт. 1898 г. Был его председателем с момента открытия, занимался вопросами религиозно-нравственного воспитания учащихся высших, средних и низших школ, составлял годовые отчеты. Рассматривая вопрос о среднем образовании для крестьян, предлагал усилить преподавание российской церковной истории. При об-ве был открыт Педагогический музей, в к-ром Е., в частности, собирал пособия по преподаванию Закона Божия, в т. ч. географические карты и иллюстрации, в помощь законоучителям.
Е. был другом проф. Московского ун-та И. В. Цветаева, в 1892 г. крестил его дочь М. И. Цветаеву, именно ему она в 1899 г. впервые исповедовалась. В автобиографическом рассказе «Чёрт» (1935) Цветаева вспоминала, что исповедь принимал «в московской университетской церкви» «знакомый священник отца, «профессор академии»», перечисляла его вопросы и свои ответы. В 1908 г. Е. освятил отреставрированный иконостас ц. мц. Татианы.
Е. был членом Общества любителей духовного просвещения (1870), почетным членом МДА (1903). Награжден рядом орденов, в т. ч. св. Анны 1-й степени.
В последние годы часто болел, был вынужден на время приостановить преподавательскую деятельность. В первые 2 дня после кончины на его квартире при многочисленных посетителях постоянно служились панихиды. 27 окт. 1910 г. профессора Московского ун-та перенесли гроб в ц. мц. Татианы, где состоялась заупокойная всенощная, а 28 окт.- литургия и отпевание в присутствии Московского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского), Дмитровского еп. Трифона (Туркестанова), Серпуховского еп. Анастасия (Грибановского), мн. священников, преподавателей и студентов ун-та. Е. был похоронен на кладбище московского в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» мон-ря. Мон-рь был закрыт и разрушен в 20-х гг. XX в., кладбище также разорено.