ЕЛИСАВЕТА
Том XVIII , С. 386-387
опубликовано: 14 апреля 2009г.

ЕЛИСАВЕТА

Содержание

[греч. ᾿Ελισάβετ] (V в.), прп., чудотворица (пам. 24 апр.).

Источники

Полное Житие Е. (BHG, N 2121), написанное анонимным автором на греч. языке, сохранилось во флорентийской рукописи Laurent. gr. 50 (Conv. Soppr. B. I. 1214), но до сер. XX в. было неизвестно. Принято считать, что terminus ante quem для составления Жития - XIV в. Исследовательница В. Каррас предложила в качестве terminus post quem 574 г., когда имп. Юстин II (565-578) ввел в литургию Херувимскую песнь, упоминаемую в Житии, однако эту дату следует принимать с осторожностью, т. к. вполне вероятно, что Херувимская песнь неск. древнее. А. Виноградов, сделавший перевод Жития на рус. язык, относит памятник к доиконоборческой эпохе (кон. VI - нач. VIII в.). Др. Житие Е., составленное мон. Харитоном (BHG, N 2122, 2122a), представляет собой Похвальное слово, весь фактический материал заимствован из анонимного Жития. В кратких синаксарных сказаниях точные сведения о происхождении и времени жизни Е. отсутствуют.

Житие

Е. род. в Ираклии Фракийской (Перинфе) у благочестивых и знатных родителей, дисипата Евномиана и Евфимии. 16 лет они были бездетны. Однажды во время празднества в честь Гликерии, мц. Ираклийской (пам. 13 мая), к-рое ежегодно совершалось жителями города и окрестных деревень, супруги усердно молились мученице о даровании им чада. Явившись во сне Евномиану и его жене, Гликерия обещала им скорое рождение дочери. Ребенка крестили в честь прав. Елисаветы (пам. 5 сент.), матери св. Иоанна Крестителя. В 3 года Е. была отдана для обучения Свящ. Писанию, в 12 лет она лишилась матери, через 3 года - отца. Тогда Е. раздала имение нищим и отправилась в К-поль в обитель вмч. Георгия (Малый Холм), где настоятельницей была ее тетя. Там Е. приняла постриг и всей душой предалась иноческим подвигам: усиленно постилась, 3 года не поднимала глаз на небо, даже зимой ходила босая, в одном хитоне, никогда не омывала тело водой. Когда настоятельница мон-ря скончалась, св. Прмц. вел. кнг. Елисавета и прп. Елисавета чудотворица. Икона. 1994 г. Иконописец М. Проскурова (Иоанно-Предтеченский мон-рь в Москве)Прмц. вел. кнг. Елисавета и прп. Елисавета чудотворица. Икона. 1994 г. Иконописец М. Проскурова (Иоанно-Предтеченский мон-рь в Москве)Геннадий I, патриарх К-польский (458-471; пам. 31 авг., пам. греч. 17 и 20 нояб.), благословил ее племянницу управлять обителью. Е. прославилась даром чудотворения: исцеляла больных, изгоняла бесов, предсказывала будущее. Так, она сообщила имп. Льву I (457-474), что вскоре в К-поле случится пожар, и тем самым предотвратила уничтожение города. Император подарил Е. одно из своих поместий в Евдоме, где обитал ужасный змей, причинявший много вреда местным жителям. По молитве Е. змей был умерщвлен. Мн. женщин Е. избавила от кровотечения и исцелила слепого. Чувствуя приближение смерти, святая отправилась на родину. В одном из храмов ей явилась мц. Гликерия и предсказала кончину через 24 дня. Вернувшись в обитель, Е. дала наставления сестрам и почила в мире 24 апр. Она была погребена в монастыре, в храме вмч. Георгия. Согласно Житию, от мощей святой происходило множество исцелений.

В «Житиях святых подвижниц Восточной Церкви» свт. Филарета (Гумилевского), в «Полном Месяцеслове Востока» архиеп. Сергия (Спасского) и в комментариях к Четьим-Минеям свт. Димитрия Ростовского Е. названа игуменией монастыря святых Космы и Дамиана, построенного в К-поле имп. Юстином I (518-527) и его женой Софией. Данное указание следует считать ошибочным, поскольку София была супругой имп. Юстина II, к-рый и основал обитель (Janin. P. 284-285), а Е., согласно полному Житию, жила раньше этого времени.

Почитание

Поклонение мощам Е. продолжалось до захвата К-поля турками в 1453 г. Рус. паломники Стефан Новгородец в 1348-1349 гг. и диак. Зосима в 1419-1420 гг. видели мощи Е. и мц. Фомаиды (пам. 13 апр.). На родине Е., во Фракии, до сер. XX в. почитался чудотворный источник преподобной в Фанари (ныне Фенеркёй, близ Силиври, Турция).

Ист.: BHG, N 2121-2122a; ActaSS. Apr. T. 3. P. 272; PG. 117. Р. 421 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 625-627; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 4. Σ. 266-267; ЖСв. Апр. С. 398-400; Criscuolo R. Vita di santa Elisabetta di Constantinopoli, la taumaturga, scritta dal monaco Caritone // Annali della facoltà di lettere e filosofia dell' Univ. di Napoli. 1972. T. 14. N 2. P. 49-68; Halkin F. St. Elisabeth d'Héraclée, abbesse à Constantinople // AnBoll. 1973. T. 91. P. 249-264; Life of St. Elisabeth the Wonderworker / Transl. V. Karras // Holy Women of Byzantium / Ed. A. M. Talbot. Wash., 1996. P. 117-135; Житие прп. Елизаветы Чудотворицы / Сост.: Г. Харченко; Пер. c греч. и коммент.: А. Виноградов. М., 2004.
Лит.: Филарет (Гумилевский). Жития подвижниц. С. 224-225; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 120; Т. 3. С. 154; Janin. Églises et monastères; Stamoulè-Sarantê E. ᾿Απὸ τὰ ἁγιάσματα τῆς Θράκις // Θρακικά. 1943. Τ. 18. Σ. 224; ᾿Ελισάβετ // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 585-586; Laurent V. Elisabetta // BiblSS. Vol. 4. Col. 1093-1094; Majeska G. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. P. 40, 148, 188, 321-325. (DOS; 19); Kazhdan A. Hagiographical Notes 16: A Female St. George // Byz. 1986. Vol. 56. P. 169-170; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 128.

Гимнография

Память Е. отмечена в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 272) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Е. отсутствует, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. № 165, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 59) под 24 апр. содержатся посвященные Е. канон (нач.:       ), цикл стихир и седален. Евергетидский Типикон 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. T. 1. C. 449) малоазийской редакции Студийского устава указывает в день памяти Е. канон, составленный гимнографом Иосифом Песнописцем (Ɨ 886), плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, цикл стихир и седален. Мессинский Типикон 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 147), представляющий афоно-итал. редакцию Студийского устава, упоминает Е. под 24 апр. без богослужебного последования.

В ранних греч. редакциях Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 48) память Е. не указывается. В греч. изданиях богослужебных книг, с первопечатных Типиконов и до изданий наст. времени, Е. упоминается под 24 апр., в рус. редакциях богослужебных книг этого же периода память Е. отсутствует.

Последование Е., содержащееся в совр. греч. Минее (Μηναῖον. ᾿Απρίλιος. Σ. 180-186), включает общий отпустительный тропарь преподобной жене ᾿Εν σο Μῆτερ̇ (   ); канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, составленный гимнографом Иосифом (вероятно, этот же канон упоминается в Евергетидском Типиконе), без акростиха, ирмос: ῾Αρματηλάτην Θαραώ̇ (  ), нач.: Ταῖς τῶν παθῶν με τρικυμίαις πάντοθεν (Страстей меня бурями отовсюду) (этот же канон указан в рукописной слав. Минее - ГИМ. Син. № 165, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 59); цикл стихир-подобнов; седален.

По греч. рукописям известен тот же, что и в совр. греч. Минее, канон Е., содержащий 2-ю песнь и дополнительные тропари в каждой песни (AHG. T. 8. P. 289-301).

Е. Е. Макаров
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ЕВФРОСИНИЯ [Смарагд] († ок. 470), прп. Александрийская (пам. 25 сент.; пам. зап. 1 янв., 11 февр.)
  • АММОН НИТРИЙСКИЙ († между 345 и 350 г.), прп. (пам. 4 окт., греч. 15 марта, 29 февр., 7 дек.)
  • АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона
  • АНДРОНИК И АФАНАСИЯ (IV-V вв.), супруги, подвизавшиеся в егип. скитах, преподобные (пам. 9 окт., пам. греч. 2 марта)
  • АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ (Египетский; ок. 251-ок. 356), прп. (пам. 17 янв.), основатель православного монашества
  • АРСЕНИЙ ВЕЛИКИЙ (ок. 354-449), егип. подвижник, прп. (пам. 8 мая, копт. 13 пашонс, пам. зап. 19 июля)
  • ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ (ок. 377 - 473), прп. (пам. 20 янв.)
  • ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества
  • АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф
  • АГИОДУЛ (VI в.), настоятель лавры прп. Герасима на Иордане, прп. (пам. в субботу сырную)
  • АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных)
  • АКЕПСИМ (IV в.), прп. Антиохийский (пам. 3 нояб., греч. 13 февр., 29 янв.)
  • АЛЕКСИЙ, ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ († ок. 411), прп. (пам. 17 марта, зап. 17 июля, сир. 3 нояб.)
  • АЛИПИЙ СТОЛПНИК († VII в.), прп. (пам. 26 нояб.)
  • АММОН ТАВЕННИСИОТ († ок. 400 г.), прп. (пам. 26 янв.)
  • АНАСТАСИЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ († 662), прп., исп. (пам. 21 янв., греч. 13 авг., 20 сент.)