ЕРМОГЕН
Том XVIII , С. 647-648
опубликовано: 16 августа 2013г.

ЕРМОГЕН

Содержание

Прп. Ермоген Албазинский. Портрет. XVIII в. Худож. игум.Прп. Ермоген Албазинский. Портрет. XVIII в. Худож. игум. († 19.12.1690), Албазинский, Киренский (Киренгский), иеросхим., строитель Усть-Киренского во имя Святой Троицы мужского монастыря и Албазинского Брусянского Спасского (Амурского) мужcкого монастыря. По преданию, Е. вместе с казаками прибыл в Вост. Сибирь, будучи иеромонахом. В 1663 г. илимский воевода Л. А. Обухов по указу царя Алексея Михайловича отдал в распоряжение Е. Никольский погост (с 1655 Киренский острог, впосл. г. Киренск) при впадении р. Киренги в р. Лену. Следов., деятельность Е. имела санкцию московских властей, стремившихся к христианизации новоосваиваемых сибир. земель. В 1665 г. Е. получил благословенную грамоту Тобольского архиеп. Симеона на основание Усть-Киренской Троицкой пуст. (с 1669 мон-рь).

В 1666 г. в Киренском остроге взбунтовались казаки под предводительством Н. Черниговского, они убили Обухова и бежали на Амур. С собой они насильно взяли Е., известного благочестием и даром духовного наставничества. На новом месте старец много заботился о христ. просвещении Амурского края, об обеспечении храмов и обителей богослужебными книгами, утварью и иконами. Он неоднократно предпринимал дальние переходы до Читинского острога (с 1696 Нерчинск) по церковным делам (сохр. известие о том, как в 1675 воевода Читинского острога П. Я. Шульгин, «напився пьян», отнял у Е. 25 пудов пшеничной муки, к-рую старец привез для обмена и продажи, нуждаясь в средствах для устроения церковной жизни). В Албазинском остроге (Албазине, ныне с. Албазино Сковородинского р-на Амурской обл.) Е. заложил Воскресенскую ц., в 1671 г. неподалеку от острога основал Спасский муж. мон-рь (на левом берегу Амура, почти напротив впадения в него р. Албазинки). Главной святыней мон-ря была чудотворная икона Божией Матери (см. Албазинская «Слово плоть бысть» икона Божией Матери), к-рую Е. принес из Усть-Киренского мон-ря. В 1685 г. эта обитель, как и Албазинский острог, была разрушена маньчжурами и больше не возобновлялась.

Е. с иконой Божией Матери покинул Албазин 23 июня 1685 г., после 1-й осады Албазина китайцами. Не оставляя надежды вернуться, старец поселился в зимовье (впосл. г. Сретенск), расположенном в верховьях Амура, там он оставил Албазинскую икону Божией Матери (в 1860 икона перенесена в Благовещенск). Туда же старец перенес из Албазинского мон-ря и икону Всемилостивого Спаса. В 1689 г. Е. вернулся в Усть-Киренский мон-рь, где принял схиму и вскоре скончался, погребен в Троицкой ц. обители за правым клиросом.

Почитание

Е. началось сразу же после смерти подвижника. К его могиле приходили многочисленные паломники. По молитвам старца совершались чудеса, поэтому в Прибайкалье его чтили наравне со свт. Иннокентием (Кульчицким), еп. Иркутским. В 1788 г. по благословению настоятеля Усть-Киренского мон-ря игум. Вонифатия (Березина) над могилой Е. была устроена каменная гробница (в 1830 отреставрирована). В сер. XIX в. на основании документов, хранившихся в мон-ре, было составлено Житие подвижника. Гурий (Буртасовский), еп. Камчатский (1885-1892), предписал «всем причтам Камчатской епархии ежегодно 1 сентября совершать панихиды и заупокойные литургии о блаженном упокоении иеромонаха Ермогена, первого подвижника и проповедника веры и благочестия на Амуре» (цит. по: Дмитрук. 2006. С. 539). Несомненно, что возрождение почитания Е. в сер. 80-х гг. XIX в. связано с тем, что Албазинская икона Божией Матери в это время стала одной из самых почитаемых святынь Вост. Сибири и Дальн. Востока. Имя Е. приводилось в «Проекте Сибирского патерика» (Правосл. благовестник. М., 1916. № 12. С. 172-173) в рубрике «Непрославленные подвижники веры и благочестия XVII в.».

Иконография

Существует живописный, относящийся к XVIII в. портрет Е., вероятно созданный настоятелем Усть-Киренского мон-ря игум. Вонифатием (Березиным). На портрете старец изображен в епитрахили и клобуке с распятием в правой руке и четками в левой (см.: Дулов, Санников. 2006. Ч. 1. С. 10-11). Этот портрет, по всей видимости, оказал влияние на развитие иконописного образа подвижника. На иконах Е. изображается в епитрахили и клобуке на фоне сооруженных им церкви и келий держащим Нерукотворный образ Спасителя или крест (распятие) в деснице.

Ист.: ДАИ. Т. 12. № 12. С. 110 (1685 г.).
Лит.: Лаврентий (Мордовский), игум. Ист. описание Киренского Свято-Троицкого мон-ря Иркутской епархии. М., 1806; Гавриил (Воскресенский), архим. Троицкий Киренский мон-рь // Иркутские ЕВ. 1863. № 46. С. 271-273; Строев. Списки настоятелей. Стб. 560; Зверинский. Т. 1. С. 271. № 525; Т. 3. С. 170-171. № 2067; Карпов С., протодиак. Значение православных мон-рей в духовной жизни Вост. Сибири / МДА. Загорск, 1968. С. 141, 152. Маш.; Просвирнин А., свящ. Свт. Софроний, еп. Иркутский, всея Сибири Чудотворец // ЖМП. 1971. № 9. С. 72; Игнатий (Чигвинцев), иером. Албазинская святыня. Благовещенск, 2004; Дмитрук А., прот. Патерик Сибирских святых и подвижников благочестия. М., 2006. С. 538-539; Дулов А. В., Санников А. П. Православная Церковь в Вост. Сибири в XVII - нач. XX в. Иркутск, 2006. Ч. 1. С. 40-41, 112-113; Ч. 2. С. 88-89, 248-250.
Прот. Петр Мангилёв
Рубрики
Ключевые слова
См.также