(† 1442; Старый Симонов мон-рь в Москве), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), келарь и строитель Симонова Старого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря в Москве. Сведения о В. сохранились в духовной грамоте (Пространной редакции Устава) прп. Иосифа Волоцкого ( 1515), к-рый узнал о В. от его младшего современника игум. Спиридона, настоятеля Троице-Сергиева мон-ря (1467-1474). Из духовной грамоты прп. Иосифа рассказ о В. был вставлен в житие митр. св. Ионы (сер. XVI в.), позднее - в «Сказание отчасти жития» (2-я редакция жития свт. Ионы), помещенное в 14-й степени Степенной книги царского родословия (1560-1563).
Названные источники рассказывают о времени, когда В. являлся келарем и строителем Старого Симонова мон-ря (с 10-х или 20-х гг. XV в.) - одной из самых влиятельных обителей Великого княжества Московского, ктиторами к-рой были члены великокняжеской семьи. В., «о монастырьском благочинии и о подвизе иноческом великое попечение имея с прочими тогда подвижьными иноки обители», стремился к восстановлению строгих норм иноческой жизни в мон-ре. (Необходимость исправления монашеской жизни, возможно, была вызвана изменением имущественного положения Симонова мон-ря: в кон. XIV - 1-й пол. XV в. он приобрел много сел, деревень и угодий, рыболовные ловли на Волге; среди его вкладчиков и иноков были представители московской знати,- все это могло негативно отразиться на внутренней жизни обители.) Среди сподвижников В. были свт. Иона, впосл. митр. Киевский и всея Руси, Иоанн Златый и прп. Игнатий Иконописец. Вместе они «не дадуще никакову бесчинию, ни мятежю бывати в монастыри», в т. ч. «самому архимариту не попущаху о неисправлении благозакония». Деятельность подвижников натолкнулась на сопротивление остальной братии, подвижники «многу скорбь и опечаление приимаху от архимаритов обители тоя» (возможно, от архимандритов Ионы и Иоанна). Однако ревнители благочестия во главе с В. «о сих не стужаху си и сего ради от Бога прославлени быша». В. и его сторонники получили поддержку со стороны главного ктитора обители - вел. князя (Н. П. Барсуков и А. А. Зимин полагали, что им был Василий I, Л. И. Ивина считает, что Василий II). Преподобный был погребен в Старом Симонове мон-ре. Степенная книга рассказывает о чуде, бывшем после кончины В.: «Блаженнаго Варфоломия и по мнозех летех преставления его показа Бог стояща в церкви на месте, идеже в животе еще обычай име молитися».
Местное почитание В., по-видимому, началось сразу после его кончины, имя преподобного внесено в «Описание о российских святых» (списки XVIII в.).