(† 11.04.1442, Железноборовский Иоанно-предтеченский мон-рь), прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Железноборовский, основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-ря. Основные сведения о святом содержатся в его житии, составленном в 1598 г. игум. Железноборовского мон-ря Иосифом. В наст. время житие известно в единственном списке (в составе конволюта из разновременных тетрадей кон. XVIII - нач. XIX в.: РНБ. Тит. № 3800. Л. 50-55) и в пересказах историков и краеведов XIX - нач. XX в., в чьих работах отразилась разновидность Жития, отличающаяся от списка РНБ. Тит. № 3800. В XIX - нач. XX в. была известна более подробная редакция текста, нежели та, что отразилась в сохранившемся списке; утраченная редакция Жития содержала сведения о чудесах, совершавшихся по молитвам к И., об учениках И., в частности о прп. Иакове Брылеевском, и др. Согласно житию, И. происходил из рода галичских служилых людей Аносовых. После кончины родителей он поселился в Троице-Сергиевом мон-ре, где принял постриг от прп. Сергия Радонежского. Прожив в мон-ре нек-рое время, И. по благословению прп. Сергия отправился в Галичское княжество. На берегу р. Тёбзы (левый приток Костромы), у с. Железный Борок (ныне с. Борок Буйского р-на Костромской обл.), И. остановился для отдыха и в тонком сне увидел чудесный свет. Приняв видение за знамение свыше, преподобный основал на этом месте мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи. Согласно пересказам жития, в 1390 г. И. получил от митр. Киевского и всея Руси св. Киприана благословенную грамоту на строительство деревянного храма в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (Румянцев. 1873. С. 12-15). Житие связывает с заступничеством И. чудо благополучного разрешения от бремени вел. кнг. Софии Витовтовны в 1415 г., известное по летописям (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 40-41; Т. 11. С. 225-226). Вел. кн. Василий I Димитриевич просил некоего старца (в летописях его имя не названо) из «монастыря святого Иоанна Предтечи под бором за рекою», к которому имел большую любовь и доверие, молиться о здравии своей тяжко страдавшей в родах жены. Старец предсказал благополучное рождение наследника. 10 марта 1415 г. в великокняжеской семье родился сын - буд. вел. кн. Московский Василий II Васильевич. Железноборовский монастырь пользовался покровительством московского великокняжеского дома. Василий I Димитриевич пожаловал обители землю и средства на строительные работы. В 1450 г., во время междоусобной войны с кн. Дмитрием Георгиевичем Шемякой, вел. кн. Василий II разместил в монастыре свою ставку и за взятие Галича «молебная совершал во церкви Ивана Предтечи», благодаря «Бога, и Пречистую Его Матерь, и великих чудотворец» (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 123-124).
В 1420 г., когда Галичский край постигли голод и эпидемия, И. помогал всем приходившим в его обитель. В 1429 г. мон-рь был разорен казанскими татарами. Спасаясь от нашествия, преподобный с учениками укрывались в лесу. Считается, что незадолго до смерти И. был возведен в сан игумена свт. Ионой, митр. Киевским и всея Руси. В большинстве рукописных святцев кончина И. отнесена к 6950 (1442) г. (см.: Филарет (Гумилевский). 2008. С. 191), однако встречаются и др. даты (6959 (1451) и др.).
Перед смертью И. назначил игуменом мон-ря Досифея. Святой был погребен неподалеку от ц. Рождества Пресв. Богородицы, над его могилой поставили часовню. В Смутное время часовня вместе с др. постройками обители была сожжена. 5 мая 1613 г., во время восстановительных работ в мон-ре, совершилось обретение мощей И., вероятно оставленных тогда под спудом. В 1667 г. в Железноборовском монастыре был возведен новый деревянный храм в честь Рождества Пресв. Богородицы взамен сгоревшего в 1647 г.; в храме имелся придел во имя И., где под спудом почивали мощи святого. 1 марта 1675 г. по благословению игум. Досифея над погребением И. была поставлена деревянная резная гробница. В 1728-1731 гг. построили новую деревянную 5-главую соборную ц. в честь Рождества Богородицы с приделом во имя И. В 1743-1757 гг. на месте деревянной церкви был воздвигнут каменный 5-главый Рождество-Богородицкий храм с сев. приделом, посвященным И. В 1837 г. над погребением святого установили чеканную медно-посеребренную раку и деревянную вызолоченную сень, в 1912 г. обновили посеребренное покрытие раки и установили над ней стеклянный футляр. Рядом с ракой до 1929 г. хранились двое железных вериг И., каменный крест, обложенный медью (по преданию, принадлежавший И.), и кольчуга, оставленная в мон-ре вел. кн. Василием II. 4-6 мая 1913 г. в связи с 300-летием обретения мощей И. в Железноборовском мон-ре, в г. Буй и в Буйском у. прошли празднования, к-рые возглавил викарий Костромской епархии Кинешемский еп. Арсений (Тимофеев).
В 1919 г. Железноборовский монастырь был преобразован в сельскохозяйственную артель. 16 июня 1929 г., в ходе суда над игум. мон-ря Серафимом (Гусевым) и др. насельниками, были вскрыты надгробие и склеп-захоронение И. в ц. Рождества Богородицы. Мощей в гробнице не оказалось. Вероятно, монахи накануне тайно извлекли их и, возможно, перезахоронили на территории мон-ря. В окт. 1929 г. мон-рь был закрыт, в 30-х гг. его храмы использовались для хранения зерна, в 1947 г. в обители разместилась машинно-тракторная станция, в 60-90-х гг. строения мон-ря стояли заброшенными. 1 мая 1995 г. указом Костромского и Галичского архиеп. Александра (Могилёва) в мон-ре было организовано подворье Ипатиевского во имя Св. Троицы мон-ря, в 2004 г. подворье преобразовано в мон-рь. Вериги преподобного ныне находятся в Буйском краеведческом музее, куда они поступили от жительницы с. Борок, хранившей их с 1929 г.
В надписях в рукописных Минеях 1536 и 1541 гг. (ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. № 430), а также в Евангелии 1570 г. И. назван «преподобным», «преподобным... чудотворцем» (Бередников Я. О нек-рых рукописях, хранящихся в монастырских и др. б-ках // ЖМНП. 1853. Ч. 48. Июнь. Отд. 2. С. 86-87, 90). Основываясь на том, что в 1628 г. в костромской ц. Успения, что на Волге, имелся придел во имя «Якова, Боровского чюдотворца», Е. Е. Голубинский считал, что установление местной памяти И. совершалось до 1628 г. Посвященный И. придел существовал в 1635 г. в Борисоглебской ц. в Галиче. Память И. под 21 марта и под 6 мая (2-й день указан как день преставления святого) приведена в месяцеслове РНБ. Погод. № 1962, XVII в.; проложная память имеется в святцах РНБ. Погод. № 650. Л. 147 об., XVII в. Святой упоминается в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.) и в «Повести о российских святых угодниках» (РНБ. Q.I.382. Л. 48, XVIII в.). Видимо, в нач. XVII в. была составлена служба преподобному, наиболее ранний список к-рой представлен в составе Трефолоя рус. святым РГБ. Ф. 304/1. № 625. Л. 90-104, XVII в. Отдельный список службы: РНБ. Колоб. № 160, XIX в. Тропарь и кондак И. приведены в месяцесловах XVII в. РНБ. Солов. 553/572. Л. 155; РНБ. Погод. № 650. Л. 147 об.
В разное время было записано ок. 50 случаев чудесных исцелений от мощей И. (о них известно из пересказов Жития И., в списке Жития РНБ. Тит. № 3800 эти сведения отсутствуют). У гроба святого исцелился бесноватый Нифонт; инок Феодосий, пролежавший расслабленным 3 года, выздоровел, после того как дал обещание И. не покидать Железноборовский монастырь. О множестве совершавшихся в XVI-XVII вв. по молитвам к И. чудотворений сообщалось в надписи на иконе преподобного с 15 клеймами чудес (икона была написана «по благословению всечестнейшаго господина и отца архимандрита Антония (Одиновича) в вотчинном Железноборовском монастыре» на средства наместника мон-ря иером. Зоровавеля в 1700 г., в XIX в. находилась в часовне близ мон-ря, судьба иконы после закрытия обители неизв.): «Благодатию Божиею источник от гроба искипе дарованием чудес: слепым прозрение, хромым хождение, бесным освобождение, глухим слышание, и от всех скорбей немедленное бысть исцеление во дни скиптродержавных Российского царства царей Иоанна Васильевича, Федора Ивановича, Михаила Федоровича и Алексия Михайловича, всея России, и многих царств, и православных государств, и западных повелителей и обладателей». В надписи также сообщалось о праздновании памяти И. в Железноборовском мон-ре 1 дек. в память обновления его чудотворных икон: «А празднество преподобному отцу Иакову игумену, Железноборовскому чудотворцу, в память обновления чудотворных наместной, и надгробной, и новонаписанной икон сотворят декабря 1 дня по вся годы неотменно» (цит. по: Воскресенский. Прп. Иаков игумен. 1913. С. 21).
Последние чудотворения по молитвам к И. известны в Железноборовском мон-ре (существовавшем к тому времени под видом сельскохозяйственной артели) в нач. 20-х гг. XX в. В эти годы благочинным обители являлся широко почитавшийся иером. Иоасаф (Сазанов), духовный наставник окрестного населения. по молитвам иером. Иоасафа у раки И. совершились исцеления: П. Морозова, с 11 лет не владевшая ногами, после причастия и елеопомазания смогла ходить; исцелился также крестьянин, не владевший рукой. Эти события стали одной из причин ареста в 1924 г. иером. Иоасафа, обвиненного в совершении «обманных действий, используя религиозные предрассудки верующих масс» (Сизинцева Л. Голоса // Губернский дом. 1994. № 3. С. 53-54).
Канонизация И. подтверждена включением его имени в Соборы Костромских и Радонежских святых, празднование к-рым было установлено в 1981 г.
Первая икона И. предположительно была написана после обретения его св. мощей в 1613 г. Большинство икон с изображением святого, упоминаемых в архивных источниках и лит-ре XIX - нач. XX в., не сохранились, поэтому представить развитие иконографии И. можно только по отдельным произведениям, в основном костромского происхождения. В иконописных подлинниках облик И. под 5 мая или 23 окт. (в день памяти ап. Иакова, брата Господня) уподобляется, как правило, облику сщмч. Власия Севастийского: «Подобием сед, брада аки Власиева, в схиме, кудерцы знать, на главе схима, риза преподобническая» (кон. XVIII в.- БАН. Строг. № 66. Л. 46 об.); «…подобием сед, брада аки Власиева, в схиме; из под схимы кудерцы знать» (XVIII в.- Филимонов. Иконописный подлинник. С. 53-54). Согласно др. варианту описания, И. сравнивается с рус. преподобным: «Сед аки Евфимий Суздальский, на главе кудерцы знать, в схиме, риза преподобническа» (20-е гг. XIX в.- РНБ. Погод. № 1931. Л. 53; см. также: ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 71 об., 77, 155; Большаков. Подлинник иконописный. С. 37 (9 окт.), 41, 95).
Наиболее ранним единоличным образом святого является икона-пядница 1-й пол. XVII в. (ГИМ - Прп. Сергий Радонежский / Сост.: Н. Н. Чугреева. М., 1992. С. 188-189, 269. Ил. 102): И. представлен в правой части средника, в рост, в молении образу Спасителя в облачном сегменте, одет в охристую рясу, коричневую мантич, синий параман, на голове куколь, правая рука поднята для крестного знамения, в левой развернутый свиток (текст: «Терпите, братие лютые скорби и обрящете покой д[у]шам своим»), борода со значительной проседью. Очевидно, такой иконографический извод был распространен в костромских землях, он встречается, в частности, на храмовой иконе прп. Ефрема Сирина (в молении Св. Троице, без свитка) 20-х гг. XVII в. из ц. во имя этого святого с. Ефремье Парфеньевского р-на Костромской обл. (КГОИАМЗ). На правом поле иконы изображен И. в такой же позе, с поднятой рукой и с развернутым свитком с текстом: «Терпите брати люты скорби и бря…» (на левом поле - прп. Макарий Унженский и Желтоводский), на голове остроконечный куколь, борода прямая, на конце округлая. В это же время была написана икона «Преподобные Макарий Унженский и Иаков Железноборовский в молении образу Св. Троицы» из ц. Успения Пресв. Богородицы в Костроме (20-е гг. XVII в., ЦИАМ Костромской епархии), где находилась в иконостасе посвященного этим святым придела. И. представлен справа вполоборота к центру, в аналогичном одеянии (ряса тоже охристого цвета), с густой, острой на конце бородой, правой рукой поддерживает икону Св. Троицы; надпись: «ПРПБНЫИ IАКОВЪ Боровицкiи чд».
Сведения о ранних иконах И. сохранились в архивных источниках и публикациях XIX - нач. XX в. В рукописи «Опись имущества Железноборовского монастыря» кон. XVII-XVIII в. (ГА Костромской обл. Ф. 130. Оп. 6 (доп.). Д. 212) в части, где перечисляются монастырские иконы и предметы шитья, указан «образ преподобнаго Якова Железноборовскаго оклад басенной ветх. два венчика. Все серебряныя» (л. 1). Далее в описи убранства теплой ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы представлено описание иконостаса придела во имя И.: «…в том иконостасе местные образа по правую сторону царских дверей образ Спасителев на нем венец и поля сребряны и на тех ангелах два венчика сребреные и вызолоченые. Еще внизу в молении предстоящих четыре. Образ Якова Чудотворца Железноборовского оклад чеканной венец и цата серебряныя гладкия тринатцать камешков разных цветов…» (Л. 4).
В нач. XX в. в числе святынь и достопримечательностей Железноборовского мон-ря указаны 3 иконы И. (Воскресенский. 1913. С. 72): чудотворный образ преподобного «надгробный, греческого письма,- дар благочестивого усердия царя Михаила Феодоровича, по нижним краям своим имеющий серебряно-чеканный древний басемный тонкий оклад древней искусной работы; венец, риза и цата сребро-чеканныя… Преподобный изображен старцем, в схимомонашеских одеяниях» (близкий по размерам образ хранился возле надгробия ученика И. прп. Иакова Брылеевского - Там же. С. 82). Вторая икона находилась в ц. св. Иоанна Предтечи «в киоте, за левым клиросом; также древней греческой иконописи, в ризе медно-посеребренной, с таковым же медно-позлащенным венцом», на окладе имелась надпись вкладчика: «Лета 7140 году (1632.- Авт.) украшен си чудотворный образ многогрешным Князем Ондреем, а прежнее мое имя Алексей Голицын». Обе иконы были поновлены в 1699 г. («этому событию иеромонах Зоровавель придавал такое великое значение, что в память его установлено было 1 декабря нарочитное празднование Преподобному» - Там же. С. 72). Третья икона - «большой образ Преподобного с чудесами», копия иконы 1700 г., написанной иером. Зоровавелем, о чем сообщает вкладная надпись: «По благословению Всечестнейшаго Господина отца Архимандрита Антония Одиновича (с 1698 настоятель московского Донского монастыря, с 1705 архиепископ Коломенский.- Авт.) в вотчинном Железноборовском монастыре наместник иеромонах Зоровавель от келейнаго своего имения построил сий образ…» (Там же. С. 83-84; ГА Костромской обл. Ф. 130. Оп. 11. Д. 1969. Л. 20 об., 1904 г.). Сведения о местонахождении первоначального образа и его списка противоречивы. Очевидно, к 1913 г. подлинник хранился в одном из 2 храмов с. Контеева, а в деревянной часовне близ монастыря был поставлен список (Воскресенский. 1913. С. 179-180; Румянцев. 1873. С. 20-21). На иконе вокруг средника с образом И., представленного «глубоким старцем в молитвенном положении», было изображено 15 чудес, «на образе видны три древних храма древнерусского зодчества» (Воскресенский. 1913. С. 179-180). По краям иконы шла надпись: «Вся красная мира всего оставив в юности лет в пусто место вселися един, зной, вар и мраз понесе и вся претерпе, смирением и нищетою Христа приобрете: тем же противу трудов благодатию Божиею источник от гроба искиме дарованием чудес: слепым прозрение, хромым хождение, бесным освобождение, глухим слышание и от всех скорбей немедленное бысть исцеление - во дни скиптродержавных Российского царства благочестивых царей Иоанна Васильевича, Феодора Иоанновича, Михаила Феодоровича и Алексия Михайловича всеи Руси и многих царств и православных государств восточных и западных повелителей и обладателей» (Румянцев. 1873. С. 20-21; реконструкцию иконографической программы иконы см.: Ферапонт (Кашин), игум. Иаково-Железноборовский мон-рь: Опыт церк.-археол. исслед.: (История, архитектура, святыни): Диплом. работа / МДА. Серг. П., 2007. С. 58-59. Ркп.).
Сохранилось упоминание еще об одной иконе И.: «…длиною 2 аршина, шириною 5 четвертей. Преподобный в благословляющем виде, в схиме, писаный на доске, на нем оклад, венец и подвес медные чеканные; в левой руке сего угодника изображен свиток, в разверзтии коего надпись: «Терпите, братие, лютые скорби и обрящете покой душам вашим». В венце и подвесе десять разноцветных камней, другая сторона образа обложена синею холщевою крашениною. На левой стороне этого образа, на прибитой серебряной доске в 1 вершка надпись: «Лета 6143 украшен сей чудотворный образ многогрешным князем Андреем Агремогилия»» (Жуков. 1842. № 33. С. 102-105). Н. В. Покровский, обследовав церковные древности Костромской губ. в 1910 г., оставил описания неск. икон И.: «Икона преподобнаго Иакова Железноборскаго Чудотворца. На ней,- на особой серебряной пластинке, начеканено: лета 7140 году украшен сий чудотворный образ многогрешным князем Андреем, а прямое имя Алексей Голицын… икона преп. Иакова и Евангелие 1605 г., по преданию подарены Государем Михаилом Феодоровичем» (Отчет об археол. экскурсии в июне 1910 г. проф. Н. В. Покровского - ГА Костромской обл. Ф. 179. Оп. 3. Д. 22. Л. 12). Еще один образ святого Покровский отметил среди икон XVI-XVII вв. в ц. вмц. Параскевы Пятницы в Галиче (Там же. Л. 13).
Наиболее распространенный иконографический извод И.- прямоличное поясное изображение в куколе с поднятой вверх благословляющей десницей, в левой развернутый свиток с текстом: «Не скорбите убо братие…» На иконе кон. XVII - нач. XVIII в. (поновлена в кон. XX в.; в окладе) из ц. Рождества Христова с. Борок Буйского р-на Костромской обл. преподобный держит правую руку перед грудью в жесте адорации, что свидетельствует о более раннем образце для этого списка, свиток развернут вверх (на окладе на свитке текст: «Молю убо вы братие именемъ Господа нашего Iисса Христа имеите страхъ Божiй и любовь нелицемерню»). Образ 3-й четв. XVIII в. (происходит из с. Борок, в наст. время хранится в Богоявленско-Анастасиином мон-ре Костромы) представляет Железноборовского чудотворца в рост, в куколе округлой формы, благословляющим именословно, на свитке надпись: «Не скорбите бо братие но посем обра(зу) размите аще уго(д)на дла мо пре(д) Спстле(м) бдтъ».
Единоличные иконы И. кон. XIX - нач. XX в. имеются также в собрании ЦИАМ Костромской епархии (с поновлениями XX в.?), в ц. арх. Михаила в Ярославле (в левой руке святого свиток с текстом: «Бе что добро что красно но еже житии братии вкупе яко миро на главе сходящее на браду хорошо, сходящее на ометы одежды его яко роса ермоинская сходящая на горы сионские»). Позднюю традицию изображения святого иллюстрируют 2 иконы кон. XIX - нач. XX в. на золотом гравированном фоне, с видом церквей на заднем плане: И. показан в рост, старцем в схиме, накладывающим на себя крестное знамение и с раскрытой книгой в левой руке (икона из ц. Рождества Христова с. Борок), или с поднятой правой рукой и с четками в левой (Железноборовский мон-рь). В подобных произведениях наблюдается возвращение к ранней традиции изображения святого (жест правой руки), хотя личное трактовано в академической манере. Образ преподобного (правая рука на груди, в левой развернутый свиток) включен в роспись сев. стены четверика этого храма (кон. XIX в.). Примерами трактовки образа И. в академической стенописи являются его изображение на стене лестницы в сев.-зап. части храма Христа Спасителя (70-е гг. XIX в.- Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 86) и образ в одной из композиций галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.).
Существует неск. икон, где И. представлен вместе с Костромскими или избранными святыми, напр. «Преподобные Иаков Железноборовский и Ферапонт Монзенский» 2-й пол. XIX в. (ц. Воскресения Христова г. Буй Костромской обл.); «Прп. Иаков Железноборовский и вмч. Феодор Тирон» (в чеканном окладе) 1-й пол. XIX в. из главного иконостаса и «Прп. Иаков Железноборовский и вмч. Пантелеимон» кон. XIX в. из придела Покрова Пресв. Богородицы ц. Рождества Христова с. Борок. Вместе с прп. Сергием Радонежским и прп. Иаковом Брылеевским он изображен на иконе нач. XX в. (написана на металле, возможно, находилась на фасаде) в притворе того же храма. Среди наиболее почитаемых Костромских чудотворцев И. (крайний справа во 2-м ряду) написан на иконе 1886 г. из ц. свт. Николая Чудотворца в с. Верховье Солигаличского р-на Костромской обл. (Нерехтский филиал КГОИАМЗ) в нехарактерной для него иконографии - с непокрытой головой. Вероятно, такие варианты изображения И. существовали, на что указывает его погрудный образ в круглом сегменте в ряду Костромских преподобных, с куколем на плечах и округлой бородой средней величины (надпись: «Преп. Иакв(ъ) Жел») на юж. стене зап. галереи Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме (1912-1913, артель Н. М. Сафонова; см.: Куколевская. 2008. С. 366-367). Как образ И. предположительно идентифицируется прорись с иконы XVI в., к-рая не находит аналогий в традиции изображения святого (голова не покрыта, в руке свернутый свиток, см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 278-279).
И. широко почитался в Костромском крае, и особенно в близлежащих к Железноборовскому мон-рю уездах, городах, селах. Иконы с его образом хранились практически в каждом храме Буйского у., Костромы, Галича, Солигалича, где находились подворья обители. Как следует из приходо-расходной книги Железноборовского мон-ря за 1908 г., в молельне на вокзале железнодорожной ст. Буй был установлен иконостас работы местного иконописца С. А. Мельникова с иконой И. в медной посеребренной ризе, изготовленной В. А. Егоровым (ГА Костромской обл. Ф. 130. Оп. 9. Д. 332. Л. 11); рядом с иконой И. находилась кружка для сбора средств в пользу мон-ря. Существовали небольшого размера т. н. раздаточные образки И. для продажи в мон-ре (Там же. Оп. 13. Д. 149. Л. 11-11 об.) и на его подворьях, а также во время Предтеченской ярмарки, однако неизвестно, писали их в Железноборовской обители или по монастырскому заказу в др. художественных центрах.
Важным памятником в иконографии И. является рака 1837 г. над местом его погребения (уничтожена в 20-х гг. XX в.; известна по фотографиям и описаниям нач. XX в.). Очевидно, она заменила надгробие с надписью: «Лета 6183 (1675.- Авт.) году марта 1-го дня построена сия гробница по благословлению игумена Досифея да келаря великаго старца Мелетия еже о Христе с братиею по обещанию» (Воскресенский. 1913. С. 35). Дата создания новой медной посеребренной чеканной раки была зафиксирована в надписи на ней. Рака «с четырьмя медно-позлащенными столпцами… под деревянною благолепною сенью, местами вызолоченною и имеющею эмалевые украшения» находилась в сквозной арке, соединяющей основное пространство храма Рождества Богородицы с приделом во имя И. Согласно описаниям раки, «с трех сторон ея вычеканены события из земной и загробной жизни Преподобнаго, а с восточной - осмиконечный крест» (Там же. С. 82); «на верхней доске образ Преподобнаго длиною 2,5 аршина, а шириною 3 четверти, на образе венец серебряный, чеканный позолоченный. В венце, в шести местах стразы, оклад серебряный, риза также серебряная чеканная, весу во оной 7 фунтов 45 золотников: (рака.- Авт.) под балдахином, который раскрашен и местами вызолочен. Вокруг раки слова, с юга: «Первое пророчество Преподобнаго Иакова Князю Василию Дмитриевичу, что он скорбяше и посла к Преподобному Иакову да молит Бога о Княгине его и о разрешении и о рождении Василия, и да будет ей живот»; с запада: «как исцелил села Молвитина крестьянина Кондрата Иванова»; с севера: «Третье чудо, как исцелил Вологодской округи крестьянскую девку именем Ефросинью. Не видела света от рождения своего и привезена к Преподобному и абие прозре»» (Жуков. 1842. С. 105). В 60-х гг. XIX в. рака И. и верхняя серебряная риза были «вызолочены червонным золотом через огонь, а вокруг нея, на все пространстве верхней доски, вновь сделаны оклады апплике; картины событий из жизни Преподобного прочищены и сделаны над ними соответствующие надписи» (Румянцев. 1873. С. 32-33). В 1912 г., при игум. Мелхиседеке, рака была заново посеребрена и покрыта стеклянным футляром (Воскресенский. 1913. С. 82). В наст. время новая деревянная резная рака святого установлена в ц. Рождества Богородицы Железноборовского мон-ря под деревянной резной сенью (воспроизводит формы старой), украшенной в 2008 г. 3 иконами с житийными сюжетами работы мон. Иакова (Русскова). На живописной крышке раки - ростовое изображение И. с развернутым свитком (текст: Гал 5. 22-23) в левой руке и с молитвенно приложенной к груди правой (работа и вклад худож. А. Константинова, 2002).
В иконописи образ И. представлен также в композиции «Собор русских святых». На иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) И. изображен в правой группе преподобных (крайний в 4-м ряду), голова не покрыта, куколь с красными крестами лежит на плечах, борода окладистая, на нимбе надпись: «п Iковъ Костромско[и]» (вероятно, мастер перепутал указания подлинников или сделал ошибку в надписях соименных святых И. и Иакова Галичского, показанного в куколе с клиновидной бородой). Образ И. в куколе с надписью: «Костромский» - представлен в верхнем ряду правой группы преподобных на иконе 1814 г. письма старообрядческого мастера Петра Тимофеева (ГРМ, прорись см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 460-461; атрибуция Г. В. Маркелова И. как прп. Иакова Галичского, по-видимому, ошибочна, см.: Там же. Т. 2. С. 114). Изображение И. имеется на аналогичных поморских иконах: кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ, см.: Icônes russes: Les saintes / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse), 2000. P. 142-143. Cat. 52).
В иконописи XX в. образ И. был введен в группу Костромских чудотворцев (в 1-м ряду 2-й справа) в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие» мон. Иулиании (Соколовой) (иконы 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в., ризница ТСЛ, СДМ - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239). Эта композиция неоднократно воспроизводилась в кон. XX - нач. XXI в. Образ И. с непокрытой головой (в правой группе святых, во 2-м ряду, 2-й от центра) включен в Собор Костромских чудотворцев на иконе 2001 г. работы костромского мастера Е. П. Тисова (Богоявленский собор Анастасиина мон-ря в Костроме). Примером совр. иконографии И. является единоличная икона святого из Богоявленского собора Анастасиина мон-ря - И. изображен на фоне Железноборовского мон-ря, в молении в рост, с развернутым свитком в левой руке, правая в молитвенном жесте обращена к благословляющей деснице Господней в небесном сегменте. В традициях визант. стилистики исполнена фреска с поясным изображением И. (с благословляющей десницей и со свитком в левой руке, в медальоне) в Троицком соборе Пахомиева Нерехтского Сыпанова монастыря (2004, иконописец А. В. Алёшин).