(Домский Иероним Петрович; 6.07.1823, с. Семенки Брацлавского у. Подольской губ.- 27.05. 1889, Якутск), еп. Якутский и Вилюйский. Род. в семье священника, служившего в ц. во имя ап. Иоанна Богослова. Крещен с именем Иероним. Восприемником при крещении по просьбе отца был имп. Александр I, с 30 сент. по 5 окт. 1823 г. возглавлявший военные учения близ с. Кирнасовка Брацлавского у. Подольской губ. (ныне Тульчинского р-на Винницкой обл.). Император пожаловал семье и новорожденному золотые часы.
До 1832 г. Домский находился на домашнем обучении, в 1832-1839 гг. учился в Приворотском ДУ, затем в Каменецк-Подольской ДС. В 1840 г. осиротел. Как старший в семье, заботился о 4 младших братьях и сестрах. Определяющее влияние на его судьбу оказала встреча и общение с еп. Подольским и Брацлавским Кириллом (Богословским-Платоновым). Епископ помог устроить малолетних сирот, оказывал постоянную поддержку из личных средств. Домский продолжил обучение в семинарии, а в 1841 г. в составе архиерейского хора при еп. Кирилле приехал в С.-Петербург. Незадолго до смерти еп. Кирилл († март 1841) способствовал поступлению Домского в С.-Петербургскую ДС на казенное обеспечение. В 1845 г., завершив с отличием обучение в семинарии, он поступил в СПбДА, к-рую окончил в 1849 г. со степенью кандидата богословия.
30 нояб. 1849 г. Домский был назначен в Иркутскую ДС на должность преподавателя по риторике, пиитике и учению о богослужебных книгах (для младшего отд-ния), по чтению греч. отцов и латинских писателей (для старшего отд-ния). Во время пребывания в Иркутской ДС сблизился с известным духовным писателем, инспектором, а с окт. 1855 г. ректором иером. Петром (Екатериновским; впосл. епископ). Их беседы о монашестве, старчестве и аскетизме оказали влияние на духовный путь Домского.
В авг. 1850 г. ему присуждена степень кандидата богословия. 3 мая 1851 г. назначен секретарем правления Иркутской ДС с сохранением учительских должностей. 21 янв. 1854 г. согласно решению правления назначен преподавателем французского языка во всех отд-ниях семинарии. С 9 окт. 1857 г.- помощник инспектора семинарии. 13 июня 1858 г. переведен на должность преподавателя словесности в открытую в том же году Томскую ДС, с 8 сент. 1858 г. назначен ее экономом. Домский также преподавал всеобщую гражданскую историю (в младшем отд-нии) и рус. историю (в среднем отд-нии). Благодаря всестороннему образованию, эрудиции, умению ясно выражать свои мысли, он блестяще читал лекции, которые вызывали интерес студентов. (Верещагин. 1889. № 18. С. 281-282). В семинарии у Домского сложились дружественные отношения с ректором архим. Вениамином (Благонравовым; впосл. архиепископ). 17 июня 1860 г. по благословению Томского архиеп. Парфения (Попова) и согласно решению Правления ДС назначен членом Комитета по составлению церковно-исторического и статистического описания Томской епархии. С архиеп. Парфением Домского связывали близкие духовные отношения.
8 окт. 1860 г. Домский был пострижен в монашество с наречением имени в честь ап. Иакова, 10 окт. 1860 г. рукоположен во диакона, 11 окт.- во иерея. 24 окт. того же года за труды в Томской ДС награжден набедренником. 25 нояб. 1861 г. И. переведен инспектором, преподавателем Свящ. Писания и др. богословских дисциплин в Иркутскую ДС. Также был цензором проповедей, произносимых духовенством г. Иркутска. 30 апр. 1865 г. «за отличную и ревностную службу» был возведен в сан архимандрита. Исполнял должность ректора Иркутской ДС с 3 сент. 1866 г. по 23 мая 1867 г., с 12 марта по 1 сент. 1868 г.- ректор ДС. С 1868 г. был цензором «Иркутских епархиальных ведомостей». С 1 янв. 1868 г. по 15 авг. 1870 г.- член строительного Комитета по исправлению здания Иркутского ДУ. В окт. 1870 г. был назначен и. о. ректора Якутской ДС и ДУ, к-рые после пожара были переведены (3 окт. 1870) вместе с воспитанниками в г. Благовещенск. По воспоминаниям ученика И. свящ. Н. Верещагина, прибыл в Благовещенск в кон. 1871 г. Приезд И. вызвал большой интерес в городском обществе, т. к. он был «первым архимандритом на Амуре с высшим образованием». Преподавал теорию и историю лит-ры и Свящ. Писание в классах словесности, философии и богословия. Составил инструкцию по поведению для учащихся, сам наблюдал за учениками, посещая семинарию по ночам, «особенно преследовал нетрезвость и табакокурение» (Там же. С. 278-279); был внимателен к нуждам своих подопечных. Архимандриту удалось привлечь новых образованных преподавателей, изменив в лучшую сторону учебный процесс в семинарии. Заботясь об улучшении семинарского хозяйства, И. привлекал благотворителей, благодаря к-рым удалось отремонтировать семинарский дом, построить большое деревянное здание со столовой и приобрести дом для эконома семинарии. Благовещенской ДС помогал нерчинский купец М. Д. Бутин и др., перечислявшие деньги и жертвовавшие книги для семинарской б-ки.
В 1871 г. семинарию посетил начальник Пекинской духовной миссии архим. Палладий (Кафаров). И. договорился с ним о проведении во время каникул экскурсий для старших воспитанников в Китай с целью изучения маньчжурского языка. В июле 1872 г. вместе с хором воспитанников Благовещенской ДС И. принимал участие в деятельности Японской духовной миссии. Вместе с еп. Вениамином (Благонравовым) он совершил путешествие в Японию, посетил г. Хакодате. Здесь И. встретился со св. равноап. архиеп. Николаем (Касаткиным). 29 авг. 1872 г. в храме при рус. консульстве была совершена 1-я литургия по архиерейскому чину в Японии, семинарский хор часть песнопений исполнил на япон. языке. Во время песнопения «Тебе поем» произошло небольшое землетрясение, к-рое произвело большое впечатление на молящихся.
По просьбе И. семинаристы вели путевые заметки, неоднократно публиковавшиеся в «Иркутских епархиальных ведомостях». Также были собраны нек-рые материалы о япон. народных и религ. традициях. Семинаристами были найдены «чучела особенно замечательных птиц, зверей и рыб, растения и произведения морского царства, искусства, живописи, окаменелые вещества, минералы и т. п. Особенно богатым оказался отдел нумизматический». В Иркутске из этих экспонатов была составлена 1-я музейная коллекция. Студенты Благовещенской ДС также проходили практику в Русской духовной миссии в Китае. В 1873 г. часть выпускников семинарии в священническом и диаконском сане были направлены еп. Камчатским Павлом (Поповым) в Японскую духовную миссию. Из личных средств И. пожертвовал 1,3 тыс. р. на нужды Палестинского правосл. об-ва.
25 мая 1872 г. И. защитил магистерскую диссертацию в СПбДА на тему «Исторический очерк русского проповедничества и взгляд на современное его направление». В 1878 г. он был переведен на должность ректора Пермской ДС. Еп. Пермский и Верхотурский Вассиан (Чудновский) видел в И. своего преемника. В 1882 г. И. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповеди, что в церковном обиходе обычно называлось «смотринами». В 1883 г., приехав в столицу, он получил известие о кончине еп. Вассиана и по решению Святейшего Синода был назначен настоятелем переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы мужского монастыря.
16 дек. 1883 г. определением Святейшего Синода И. был назначен епископом Якутским и Вилюйским. 8 янв. 1884 г. в Успенском соборе Московского Кремля И. был хиротонисан во епископа. В марте прибыл в г. Якутск. Предпринимал активные меры по улучшению религиозно-нравственного состояния местного населения. На момент вступления И. на кафедру в Якутской епархии было не более 200 церквей и часовен, неск. народных школ Министерства народного просвещения, Якутская прогимназия с малограмотными народными учителями, ок. 100 священников, посещающих отдаленные приходы один или два раза в год для исправления треб. В течение 6 лет его архиерейского служения были открыты Якутская ДС (1884), миссионерская школа (1885), епархиальное жен. уч-ще (1888), образовано 18 церковно-приходских школ, построено 6 церквей. В 1886 г. в Якутске была открыта 1-я в крае бесплатная публичная б-ка. С 1887 г. начался выпуск «Якутских епархиальных ведомостей». Архиерей лично проводил внебогослужебные беседы среди населения. С 1884 по 1889 г. ежегодно объезжал епархию, проехал ок. 9 тыс. верст. Незадолго до кончины, 21 мая 1889 г., совершил последнюю в своей жизни литургию. Погребен в склепе под деревянной ц. Спасского мон-ря в г. Якутске. Награжден орденами св. Анны 3-й степени (30 июня 1867), 2-й степени (3 апр. 1873), орденом св. Владимира 4-й степени (27 марта 1877). По воспоминаниям современников, И. отличался аскетическим образом жизни и любовью к научной работе: в кабинете И. всегда видели за письменным столом с пером или книгою в руках.
Написал соч. «Русское проповедничество, исторический его обзор и взгляд на современное его направление» (СПб., 1871), в котором обобщил личный опыт преподавания словесности и гомилетики. В истории проповедничества в России выделял 3 периода: греко-русский (XI-XVII вв.), период подражания латинскому проповедничеству (XVII-XVIII вв.), период самостоятельного русского проповедничества (XVIII-XIX вв.). Этот труд стал 1-й попыткой систематизации материала по этой теме. По причине обширности источников изложение местами отличалось поверхностностью, были допущены ошибки. В «Историческом очерке русского проповедничества» (СПб., 1878) И. в сравнении с 1-м трудом более подробно и аргументированно описал историю «греко-русского проповедничества». Исследование И. «О недостатках современного проповедничества в его теории и практике» напечатано не было, местонахождение его в архивах на 2009 г. неизвестно.
В дек. 1999 г. при проведении ремонтно-строительных работ на территории Якутского гос. музея истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского (бывш. Спасский мон-рь) были обнаружены нетленные останки архиерея. Вместе с ними были обретены нетленными его облачение, крест, Евангелие, митра и разрешительная молитва. С согласия руководства музея Якутский и Ленский еп. Герман (Моралин; впосл. архиепископ) в канун Пасхи 2000 г. перенес останки архиерея в Никольский храм г. Якутска.