Том XX , С. 510-511
опубликовано: 26 марта 2014г.
Иаков (Костючук), еп. Белостокский и Гданьский ПАПЦ. Фотография. 90-е гг. XX в.[польск. Jakub] (Костючук; 22.10.1966, с. Нарев, ныне Подлясское воеводство, Польша), архиеп. Белостокский и Гданьский Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ). По окончании электротехникума в Белостоке работал в измерительно-пусковой группе Белостокской электросети. В 1987 г. вступил в супрасльский Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь, был пострижен в рясофор без изменения имени в честь ап. Иакова Алфеева и хиротонисан во диакона. В том же году начал обучение в МДА. В 1989 г. архиеп. Белостокский Савва (Хрыцуняк) рукоположил И. во иерея. В 1992 г. защитил канд. дис. на тему «Святейший Синод в деле восстановления и утверждения древнерусской певческой системы». В том же году, окончив МДА, вернулся в Супрасльский мон-рь. В 1993 г. пострижен в мантию с именем Иаков в честь ап. Иакова, брата Господня. Преподавал Закон Божий в средней школе до 1997 г. С 1995 г. работает на кафедре догматического и нравственного богословия Христианской Богословской академии в Варшаве сначала в должности ассистента, а с 2003 г.- старшего преподавателя. С 1995 г. до епископской хиротонии окормлял правосл. братство святых Кирилла и Мефодия. 30 апр. 1998 г. назначен наместником супрасльского Благовещенского мон-ря. 11 мая 1998 г. хиротонисан во епископа с титулом «епископ Супрасльский». С этого времени по поручению Собора епископов ПАПЦ окормляет правосл. молодежь страны. 30 марта 1999 г. возведен на Белостокско-Гданьскую кафедру, 22 мая того же года состоялась его интронизация. С 16 июня 2008 г. архиепископ.
Соч.: Elementy eklezjologiczne - porównanie nauk Kościoła Prawosławnego i Rzymskokatolickiego // Prawosławie jako typ kultury. Białystok, 1999; Kapłaństwo // Cerkiewny Wieśnik. Warsz., 1999. Rocz. 46. Zesz. 1; Monaster Zwiastowania Najświętszej Marii Panny w Supraślu // Elpis. Białystok, 1999. Rocz. 1(12). Zesz. 1(14); Spuścizna chrześcijańska dwóch tysiącleci // Kościół prawosławny w dziejach Rzeczypospolitej i krajów sąsiednich. Białystok, 2000; Modlitwa jako mistyczne jednoczenie z Bogiem // Program Wszechnicy Kultury Prawosławnej rok 1999/2000 (edycja II): Prawosławie we współczesnym świecie: Materiały. Białystok, 2001; Monastycyzm wschodni // Życie monastyczne w Rzeczypospolitej. Białystok, 2001; Obrzęd Pogrzebu Najświętszej Bogurodzicy // Elpis. 2001. Rocz. 3(14). Zesz. 5(18); Nauczanie i szkolnictwo prawosławne // Szkolnictwo prawosławne w Rzeczypospolitej. Białystok, 2002; Eucharistyczny aspekt Kościoła // Chrześcijaństwo, kościoł, prawosławie. Białystok, 2003; Istota i rola monastycznego w Prawosławiu // Suprasłski monaster Zwiastowania Bogurodzicy. Białystok, 2005; Problem kalendarza w życiu liturgicznym Cerkwi // Prawosławie a globalizacja i Unia Europejska. Białystok, 2005; Reinkarnacja a chrześcijaństwo // Elpis. 2005. Rocz. 7(18). Zesz. 11/12 (20); Опыт работы с молодежью // Семья и будущее России. Екатеринбург, 2006; Kościół a państwo // Prawosławie i współczesność. Białystok, 2007; Ekonomia zbawenia // Wiara i poznanie. Białystok, 2008; Cerkiew jako miejsce duchowego rozwoju i zbawienia człowieka // Program Wszechnicy Kultury Prawosławnej rok 2007/2008 (edycja X). Białystok, 2008 (в печати).
Свящ. Петр Никольский