Михаил Михайлович (11.09.1849, Москва - 20.10.1927, Рим), рус. муз. критик, переводчик, композитор. Окончил С.-Петербургский технологический ин-т, во время учебы пел в хорах Бесплатной муз. школы и РМО, затем всецело посвятил себя музыке. Около года учился в Москве у А. И. Дюбюка (фортепиано) и П. И. Чайковского (композиция), в 1870-1875 гг.- в Италии у Дж. Сгамбати (фортепиано и сочинение). Вернувшись в Россию, с 1875 г. выступал в качестве муз. критика в с.-петербургских периодических изданиях «Всемирная иллюстрация», «Музыкальный листок», «Музыкальный мир», «Пчела», «Новь», «Нувеллист», «Воскресный листок музыки и объявлений». В 1880-1917 гг. заведовал муз. отделом газ. «Новое время», где еженедельно публиковал фельетоны и обзоры под названием «Музыкальные наброски». В 1918 г. эмигрировал в Италию.
В начале карьеры муз. критика И. приветствовал творчество композиторов «Могучей кучки», однако в 80-х гг. примкнул к группе консервативных муз. критиков, став одиозной фигурой с.-петербургского муз. мира. В статьях, нередко отличавшихся необъективностью и поверхностностью суждений, И. выступал против новых, самобытных явлений рус. музыки, в связи с чем был «постоянной мишенью для атак» В. В. Стасова, к-рый отстаивал творчество «кучкистов» «от нападок Иванова и его коллег» (Ступель. С. 130-131). Вместе с тем статьи И., к-рые публиковались на протяжении почти 40 лет, содержат большой фактический материал о муз. жизни России того времени.
И. нередко выступал со статьями, посвященными духовным концертам, напр., «Юбилейный концерт А. А. Архангельского и его хора» (Новое время. 1903. № 9648). Концерт Синодального хора в С.-Петербурге дал И. повод критически высказаться о новых программах Синодального уч-ща, к-рые «становятся слишком энциклопедичными, вдаются в подробности, бесполезные для дела» (Московское Синодальное училище // Там же. 1911. 21 марта. № 21580; переизд.: РДМДМ. Т. 2. Кн. 2. С. 893-899). В статьях «Московский съезд хоровых деятелей» (Там же. 1910. 26 июля. № 12345), «Новый вопрос для Православной Церкви» (Там же. 9 нояб. № 12451) и «Музыка в православных храмах» (Там же. 1912. № 12338) выразил сочувствие идеям учителя пения и регента В. В. Уварова-Надина, выступавшего за введение инструментов в правосл. богослужение; И. видел в этом возможность «хотя бы только с чисто внешней стороны сблизить все христианские церкви».
В его 2-томной «Истории музыкального развития России» (СПб., 1910-1912) ряд глав посвящен церковному пению разных периодов. Развернутая гл. 2, «Церковное пение в России от принятия христианства до конца XVII века», имеет разделы «Семиография», «Знамена» (с расшифровками различных знамен), «Церковные звукоряды» (с объяснением системы осмогласия), «Порча церковных книг» (о раздельноречии и вставках в тексты певч. рукописей слов типа «хубово», «ненена» и др.), «Состояние церковного пения [в XVI в.]», «Теоретические сочинения и композиторы», «Демественное пение и псальмы», «XVII век», «Церковные хоры». Источниками для И. послужили труды крупнейших медиевистов XIX - нач. XX в. прот. Димитрия Разумовского, Ю. К. Арнольда, С. В. Смоленского, прот. Василия Металлова, прот. Иоанна Вознесенского, А. В. Преображенского. В этой главе представлены 22 иллюстрации с образцами различных нотаций: греческой, кондакарной, демественной, знаменной, среди них - 11 фотоснимков с указанием конкретных рукописных источников в Синодальном уч-ще (ныне синодальное певч. собрание ГИМ).
Гл. 6, «Церковное пение в России от начала XVIII века», включает 4 раздела, в к-рых повествуется об итал. влиянии и итал. композиторах, писавших музыку для правосл. Церкви, о начале печатания в России нотных книг, а также о рус. композиторах М. С. Березовском и «великом крупном художнике» Д. С. Бортнянском. И. подчеркивает значение духовных произведений последнего и в противовес мн. критикам их «русскую природу». В краткой гл. 7 рассказывается о «Духовных стихах русского народа» (1-й разд.- о русских, 2-й - о малороссийских кантах и псальмах, песнопениях «Богогласника»). В 1-м разд. И. опирается в основном на труд П. А. Бессонова «Калики перехожие» (М., 1861-1864. 6 вып.); в качестве примера приведены напевы старинных стихов «Я у батюшки дочка была» и «Ходила гуляла Святая Дева», гармонизованные В. Ф. Одоевским.
Четыре раздела гл. 14, «Церковное пение в России после Бортнянского», посвящены изданию «Обихода» А. Ф. Львова и изданиям Придворной певческой капеллы, «несимметричному ритму», описанному Львовым, певч. хорам и колокольному звону (по работам прот. Аристарха Израилева и С. Г. Рыбакова). Приводятся краткие сведения о жизни и творчестве прот. Петра Турчанинова, иером. Виктора (Высоцкого), А. П. Есаулова, Г. Я. Ломакина.
В гл. 26 (Т. 2), «Духовная русская музыка второй половины XIX века. Новое ее течение», И. пишет, что в области церковной музыки в России, «кроме Бортнянского, работали только дилетанты - монахи, протоиереи, регенты» (С. 356), а обращение крупных композиторов (М. И. Глинки, Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова) к церковной музыке было случайным и не дало серьезных результатов. Наиболее яркими представителями традиц. направления И. считает А. А. Архангельского, Арнольда и Г. Ф. Львовского, приводит краткую характеристику их творчества. Принципы нового движения в церковной музыке, характерные для творчества московских композиторов (А. Д. Кастальского, А. Т. Гречанинова, П. Г. Чеснокова) и «более радикальных в своих сочинениях» с.-петербургских (Н. И. Компанейского, С. В. Панченко, прот. Михаила Лисицына, М. А. Гольтисона), И. формулирует так: «1) уйти от итальянской и немецкой рутины, проникшей в наши церковные песнопения, 2) возможно приблизиться к народному духу и 3) воскресить старину» (С. 364), добавляя к ним требование симфонической или контрапунктической разработки. Гл. 27, «Литература по музыке», содержит разд. «Писатели по духовной музыке», где упоминаются работы прот. Д. Разумовского, прот. И. Вознесенского, прот. В. Металлова и др.
Среди большого количества муз. произведений И.- оперы «Забава Путятишна» (1894), «Каширская старина» (изд.: 1903), «Горе от ума» (изд.: 1905), Реквием для соло, хора и оркестра (создан в 1870-1875 в Риме, исполнен на летних концертах в Павловске в 1892 или 1893), оратория «Святой Сергий» (на текст композитора; исполнялась в 1915 - Новое время. 1915. 10 февр.), симфония «Майская ночь», симфонический пролог «Савонарола», фортепианные пьесы, романсы и др. И. неоднократно выступал как дирижер, преимущественно своих сочинений. И. принадлежат первые переводы на рус. язык книг Л. Ноля «Историческое развитие камерной музыки и ее значение для музыканта» (СПб., 1882) и Э. Ганслика «О прекрасном в музыке: Доп. к исслед. эстетики музыкального искусства» (М., 1885). И. также переводил романы совр. ему итал. писателей и написал «Очерки современной итальянской литературы» (СПб., 1902).