КОРБИ
Том XXXVII , С. 643-649
опубликовано: 17 августа 2019г.

КОРБИ

Содержание

[лат. Corbeia; франц. Corbie], католич. бенедиктинский мон-рь св. апостолов Петра и Павла (обл. Пикардия, Франция).

Основание К.

Вероятно, мон-рь был основан между 657 и 661 гг. на месте галло-римской виллы и христ. ксенодохия (благотворительного учреждения). Его основателями считаются члены королевского дома Меровингов - св. Бальтхильда, вдова Хлодвига II, кор. Нейстрии и Бургундии (638/9-657), и ее малолетний сын Хлотарь III (кор. Нейстрии и Бургундии в 657-673). Земля, на которой была построена обитель, принадлежала Гунтланду, майордому Хлотаря III, а после его смерти в 639 или 641 г. стала частью королевского фиска (MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 311, 315). Согласно Житию Бальтхильды (BHL, N 905-907), составленному вскоре после ее кончины, королева обратилась к св. Вальдеберту, аббату мон-ря Луксовий (см. Люксёй), с просьбой прислать мон. Теодефреда, которого она пожелала назначить аббатом К. (Vita Balthildis. 7 // MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 490-491). В ответ Вальдеберт, заинтересованный в появлении у Луксовия дочерних обителей, прислал группу монахов. Вскоре в К. были построены 2 церкви - во имя апостолов Петра и Павла (главный храм) и во имя св. Стефана. Вероятно, монахи Луксовия привезли в К. рукописи, положив начало книжному собранию мон-ря.

Сохранились 4 дарственные грамоты, изданные в пользу К. членами династии Меровингов - Бальтхильдой и Хлотарем III, а также ее сыновьями Хильдериком II († 675) и Теодорихом III († 691). Согласно одной из грамот, в 664 г. кор. Хлотарь III освободил К. от всех налогов и податей (integra immunitas). Самая ранняя рукопись, в которой содержится текст грамот (Berolin. Phillips. 79 (1776). Fol. 93-128), по мнению ряда исследователей, создана во 2-й трети IX в., по мнению других - между 862 и 880 гг. Анализ композиции текстов и формуляров, а также топографических указаний в описаниях монастырских владений позволяет сделать вывод, что все эти грамоты являются подложными. Их составление датируют либо 3-й четв. IX в. (Kölzer. 1998), либо более ранней эпохой Карла Мартелла (ок. 688-741) или Пипина Короткого (714-768) (Barbier, Morelle. 2011).

Аббатство Корби. Гравюра из серии «Monasticon Gallicanum». 1677 г.Аббатство Корби. Гравюра из серии «Monasticon Gallicanum». 1677 г.

В отличие от королевских грамот привилегия, полученная К. в 664 г. от Бертефрида, еп. Амбианского (Амьенского), является подлинной. Согласно этому документу, епископ отказался от притязаний на собственность монастыря и подтвердил право монахов выбирать аббата без вмешательства епископа, при условии что аббат будет утвержден королем. В обязанности монахов входила молитва за короля и королевство (Ewig. 1973). Согласно подложной грамоте об основании К., монахи соблюдали Устав Бенедикта (sub sancta regula), но в грамоте епископа приводится более достоверная информация - в К. действовало т. н. смешанное Правило святых Бенедикта и Колумбана. Судя по унциальной рукописи эпохи Меровингов, хранившейся в монастырской б-ке (РНБ. F.v.I. 2), в К. использовалось также Правило свт. Василия Великого (совмещение неск. уставов было характерно для меровингского монашества). В К. хранилась также рукопись т. н. Устава Учителя (Regula Magistri), созданная в Юж. Италии в VI-VII вв. (Paris. lat. 12205). Вероятно, монахи К. считали этот текст полной или оригинальной версией бенедиктинского устава.

Состав рукописей, хранившихся в монастырской б-ке, указывает на то, что аббатство К. поддерживало отношения с Италией, возможно через посредство аббатства Бобий (см. Боббио), также принадлежавшего к монастырской традиции св. Колумбана. Среди манускриптов, привезенных в К. из Италии,- унциальная рукопись из мон-ря Виварий (РНБ. Q.v.I. 6-10, VI в.) и кодекс с сочинениями Тита Ливия (Paris. lat. 5730, 2-я пол. V в.). О контактах К. с Луксовием свидетельствует тот факт, что самые ранние созданные в К. рукописи выполнены почерком, схожим с т. н. люксёйским минускулом (напр., богато украшенная ркп. «Истории франков» св. Григория Турского - Paris. lat. 17655, VII в.).

Согласно Житию Бальтхильды, в 673 г. аббат Теодефред стал епископом (скорее всего Амбианским). Его преемником кор. Теодорих III назначил Хродегария, а после его смерти (между 673 и 690) король разрешил монахам в соответствии с привилегиями избрать нового аббата самостоятельно. Избранный на эту должность Эремберт основал при мон-ре школу, в которой кроме монахов могли обучаться и миряне (гл. обр. дети аристократов, но бедным тоже не был закрыт доступ в школу). Аббат Эремберт установил в К. практику непрестанного чтения Псалтири, что не согласуется с Уставом Бенедикта и, по-видимому, указывает на влияние традиций ирл. монашества. Считается, что в VII в. К. посещали странствующие монахи из Ирландии - святые Адальгиз (ActaSS. Iun. T. 1. P. 222) и Гоббан (Ibid. T. 5. P. 19-22).

К. в эпоху Каролингов

После Эремберта аббатством руководили Себастиан, вероятно ставший аббатом ок. 716 г., и Гримон (ок. 723?). По-видимому, наличие 2 настоятелей было связано с борьбой сторонников и противников майордома Карла Мартелла. Особое внимание майордома к мон-рю было вызвано тем, что его духовником был Мартин, монах К. (Annales Petaviani. a. 726 // MGH. SS. T. 1. P. 9). При аббате Гримоне в К. был отредактирован сборник канонического права, составленный ок. 600 г. в Лугдуне (ныне Лион) и известный как «Старое галльское собрание» (Collectio Vetus Gallica). Согласно продолжению Хроники Фредегария, в 739 или 741 г. Гримон в качестве посланника Карла Мартелла посетил Рим и вел с папой Григорием III переговоры о признании Карла королем франков (The Fourth Book of the Chronicle of Fredegar with Its Continuations / Ed. J. M. Wallace-Hadrill. L., 1960. P. 95-96). В 744 г. Гримон был возведен на епископскую кафедру Ротомага (ныне Руан). Вероятно, он поддерживал реформаторские идеи св. Бонифация, к-рый просил папу Римского даровать ему архиепископский паллий (MGH. EpSel. T. 1. P. 103, 106). При содействии св. Бонифация в К. могли попасть рукописи из Нортумбрии, Юго-Зап. Англии и Ирландии (напр., РНБ. F.v.I. 3; Q.v.XIV. 1; в ркп. РНБ. Q.v.I. 15, возможно, содержится автограф св. Бонифация). Преемником Гримона во главе аббатства стал Леодегарий (Леутхарий), по-видимому занимавший также епископскую кафедру в Амбианах (ныне Амьен). В 762 г. К. вступил в т. н. молитвенное содружество (fraternitas), созданное 22 епископами, 17 аббатами и 5 епископами-аббатами на собрании в Аттиниаке (ныне Аттиньи) (MGH. Conc. T. 2. S. 72-73; cм.: Oexle, Schmid. 1974). Судя по рукописи РНБ. F.v.I. 5, в к-рой содержится текст 3 редакций лат. перевода Псалтири, записанных для сопоставления в 3 колонки, в этот период К. стал значимым интеллектуальным центром.

Ветхий Завет (Библия аббата Маурдрамна). 80-е гг. VIII в. (Amiens. Bibl. Louis Aragon. 7. Fol. 28r)Ветхий Завет (Библия аббата Маурдрамна). 80-е гг. VIII в. (Amiens. Bibl. Louis Aragon. 7. Fol. 28r)

В 769 г. Карл Великий в грамоте на имя аббата Хадона подтвердил привилегии К. При аббате Маурдрамне (771-780/1) был существенно расширен монастырский скрипторий. С именем Маурдрамна связано 1-е датированное свидетельство использования каролингского минускула - 6-томный ВЗ, созданный в К. в 70-х гг. VIII в. (Amiens. Bibl. Louis Aragon. 6-9, 11-12).

Наивысшего расцвета К. достигло при аббате Адальхарде I (780/1-814, 821-826), племяннике Пипина Короткого и двоюродном брате Карла Великого (Paschas. Radb. Vita Adalhardi. 7 // MGH. SS. T. 2. P. 525; подробнее см.: Kasten. 1986). Адальхард пользовался особым доверием со стороны Карла Великого и обладал большим авторитетом при дворе (Hincmarus. De ordine palatii. 218 // MGH. FontIur. T. P. S. 54; Die Translatio S. Viti martyris / Hrsg. I. Schmale-Ott. Münster, 1979. S. 36). Возможно, поступление Адальхарда в К. в качестве новиция (772) было связано с тем, что он обвинял Карла в двоеженстве. Первоначально Адальхард нес послушание монастырского садовника. Друзья и родственники убеждали его не уходить из политической жизни, поэтому он попытался скрыться в аббатстве Монте-Кассино, но Карл велел ему вернуться в К. Ок. 800 г. по указанию Адальхарда, ставшего аббатом, в К. была построена 3-я церковь, во имя св. Иоанна Евангелиста. Благодаря дружбе Адальхарда с Алкуином, который в письмах называл его Антонием, б-ка К. пополнилась сочинениями Алкуина и его учеников. Между 770 и 830 гг. в монастырском скриптории работали более 100 писцов, к концу этого периода в б-ке было более 120 рукописей. Принадлежность сохранившихся рукописей б-ке К. устанавливают по владельческим записям (Liber Sancti Petri Corbei), по неск. средневек. каталогам, а также на основании палеографического и кодикологического анализа (перечень изготовленных в К. рукописей эпохи Каролингов см.: Ganz. 1990. P. 124-162).

Исидор Севильский. Этимологии (образец корбийского почерка «a–b») (Brux. II 4856. Fol. 43r; кон. VIII в.)Исидор Севильский. Этимологии (образец корбийского почерка «a–b») (Brux. II 4856. Fol. 43r; кон. VIII в.)

Вероятно, ок. 802 г. Адальхард вступил в полемику со св. Бенедиктом Анианским по вопросам монашеской дисциплины, за которыми скрывалась проблема введения единого устава во всех франк. мон-рях. Так, Адальхард полагал, что мирянин, желающий стать монахом, должен получить тонзуру до истечения 1-го года жизни в мон-ре (желательно в течение первых 2 месяцев) и только после этого проходить новициат, тогда как Бенедикт Анианский требовал, чтобы новиций получал тонзуру только через год и более пребывания в мон-ре. Адальхард разрешал бедным разделять трапезу с монахами в рефектории, но запрещал входить туда богатым мирянам (они вкушали пищу с аббатом); по мнению Бенедикта Анианского, в рефектории могли находиться только монахи. Адальхард допускал утренний сон после окончания вигилии; он считал запрещенной для монахов пищей не только мясо животных, но и жиры животного происхождения. Ритуальное омовение ног братии, по мнению Адальхарда, должно было совершаться в полном молчании.

В 809 г. вместе с Бернхарием (Бернардом) Вормсским и аббатом Смарагдом Адальхард доставил в Рим акты Ахенского Собора, на котором обсуждался вопрос об исхождении Св. Духа от Отца и Сына (Annales regni Francorum. a. 809 // MGH. Script. Rer. Germ. T. 6. P. 129). В 811 г. его назначили регентом при Бернарде, буд. короле Италии (Die Translatio S. Viti martyris. Münster, 1979. S. 36-37), для к-рого Адальхард, вероятно, написал трактат «De ordine palatii», впосл. положенный в основу одноименного сочинения архиеп. Гинкмара Реймсского. После смерти Карла Великого в 814 г. по неясным причинам (видимо, из-за дворцовых интриг или династических споров) Адальхард был сослан в мон-рь Нуармутье (Paschas. Radb. Vita Adalhardi. 32 // MGH. SS. T. 2. P. 527). Его братья и сестра также были отправлены в ссылку в мон-ри: Вала стал препозитом в К., Бернхария отправили в аббатство Лерен, а Гундраду - в жен. мон-рь Св. Креста в Пуатье. Несмотря на ссылку Адальхарда, имп. Людовик Благочестивый грамотой от 29 янв. 815 г. подтвердил привилегии К. Преемником Адальхарда I стал Адальхард II (814-821), к-рый выступил инициатором основания мон-рей в Саксонии для более успешной христианизации этого региона (подробнее см. в ст. Корвей).

По-видимому, при Адальхарде II в К. была проведена монастырская реформа в соответствии с указаниями Бенедикта Анианского. На этом основании в 819 г. мон-рь был включен в «Notitia de servitio monasteriorum» в числе обителей, к-рые должны были выплачивать подати и выставлять воинский отряд (dona et militia - CCM. T. 1. P. 493). В окт. 821 г. на синоде в Тьонвиле Адальхард I получил прощение и вернулся в К. в качестве аббата. Во время публичного покаяния и пенитенции в Аттиньи (авг. 822) имп. Людовик Благочестивый попросил прощения у Адальхарда I и у его брата Валы (Annales regni Francorum. a. 822 // MGH. Script. Rer. Germ. T. 6. P. 158; Paschas. Radb. Vita Adalhardi. 50-51 // MGH. SS. T. 2. P. 529-530). После смерти Бенедикта Анианского († 821) Адальхард I принял активное участие в монастырской реформе (Agobardi Lugdunensis Ep. 5 // MGH. Epp. T. 5. P. 166). Мон. Хильдемар, до 845 г. живший в К., а затем - в монастыре Сан-Пьетро-аль-Монте близ Чивате (Ломбардия), составил один из наиболее значимых средневек. комментариев к Уставу Бенедикта. В нем Хильдемар сообщает о расхождениях между обычаями К. при Адальхарде I и предписаниями Бенедикта Анианского и синодов 816-819 гг. По-видимому, местные обычаи сохранялись в К. даже после возвращения Адальхарда I из ссылки.

Псалтирь из Корби. IX в. (Amiens. Bibl. Louis Aragon. 18. Fol. 26v)Псалтирь из Корби. IX в. (Amiens. Bibl. Louis Aragon. 18. Fol. 26v)

Адальхард I реформировал систему монастырского землевладения, доходов и служений. В янв. 822 г. он издал краткие распоряжения (статуты) (опубл.: Levillain. 1900; CCM. T. 1. P. 365-408). Из его пространной инструкции в 52 главах сохранились только фрагменты о канонических часах и о молчании в дормитории, впервые опубликованные Ж. Мабильоном (Capitula de admonitionibus in congregatione // ActaSS. Bened. T. 4/1. P. 757-758 (поскольку рукопись ныне утеряна, издание Мабильона осталось единственным свидетельством); текст переиздан: CCM. T. 1. P. 408-418). После IX в. текст статутов Адальхарда подвергся интерполяции (вставки изд.: Ibid. P. 418-420). По данным статутов, при Адальхарде ресурсы мон-ря были рассчитаны на содержание 350 монахов, 150 пребендариев (из них 19 клириков) и 12 бедняков (Ibid. P. 376), что превосходило возможности даже крупнейших мон-рей, таких как Сен-Дени близ Парижа и Сен-Мартен в Туре. Согласно поминальной книге аббатства Райхенау, ок. 830 г. в К. было 123 монаха (MGH. Libri Memoriales et Necrologia. N. S. T. 1: Das Verbrüderungsbuch der Abtei Reichenau. Hannover, 1979. S. 112). При участии Адальхарда в Саксонии был основан жен. мон-рь в Херфорде, в к-рый перешли монахини из обители Нотр-Дам в Суасоне. Вместе со своим двоюродным братом Элизахаром, аббатом Сен-Рикье, Адальхард выступил посредником в конфликте между имп. Людовиком Благочестивым и Агобардом, архиеп. Лионским, по вопросу о крещении рабов, принадлежавших иудеям. В 825 г. имп. Людовик Благочестивый и его старший сын Лотарь I подтвердили право К. на свободное избрание аббата (Morelle. 1991).

Преемником Адальхарда I во главе мон-рей К. и Корвей стал его брат Вала (о нем см.: Weinrich. 1963). При Карле Великом Вала был одним из наиболее влиятельных аристократов; в завещании императора он назван первым среди свидетелей-графов (Einhardi Vita Karoli Magni. 33 / Ed. G. Waitz. Hannover; Lpz., 1911. P. 41. (MGH. Script. Rer. Germ.; 25)). После восшествия на престол Людовик Благочестивый рассматривал Валу как опасного соперника, но тот решил принести монашеские обеты в К. В 822 г. Вала сопровождал Лотаря I во время похода в Италию в качестве его наставника и наместника королевства (procurator regni et magister imperatoris - Radbert's Epitaphium Arsenii / Hrsg. E. Dümmler. B., 1900. S. 58). Вероятно, тогда же Вала отправил в К. рукописи из Рима (по словам Амалария Мецского, он вывез во Францию лучшую ркп. рим. Антифонария - Amalar. Prologus Antiphonarii. 2 // Amalarii episcopi Opera liturgica omnia / Ed. I. M. Hanssens. Vat., 1948. T. 1. P. 361).

Псалтирь из Корби IX в. (Amiens. Bibl. Louis Aragon. 18. Fol. 1v)Псалтирь из Корби IX в. (Amiens. Bibl. Louis Aragon. 18. Fol. 1v)

Став аббатом К., Вала, по свидетельству современников, обычно жил при дворе (Rimbertus. Vita S. Anskarii. 7 // MGH. Script. Rer. Germ. T. 55. P. 694). В 828 г. на собрании высших церковных иерархов и знати он представил Людовику Благочестивому записку с критикой положения дел в империи. В частности, Вала выступил против поощрения императором вмешательства светских властей в церковные дела, против практики поставления аббатов-мирян и неканонических избраний, против роста влияния придворных капелланов (эти вопросы обсуждались на Парижском синоде в мае 829). Вероятно, Вала вместе с Хильдуином, аббатом Сен-Дени, аббатом Элизахаром и еп. Иессеем Амьенским принял участие в мятеже 830 г., поддержав Лотаря I, и за это был сослан в К. (Astronomus. Vita Hludovici. 45 // Thegan. Die Taten Kaiser Ludwigs. Astronomus. Das Leben Kaiser Ludwigs / Hrsg. E. Tremp. Hannover, 1995. S. 460-462. (MGH. Scr. Rer. Germ.; 64)), потом на Женевское озеро, затем в Нуармутье и снова в К., но уже как простой монах (Radbert's Epitaphium Arsenii. 1900. S. 74-75). В 833 г. он вновь присоединился к восстанию на стороне Лотаря I. Император потребовал от него принести клятву верности, но Вала отказался и отправился к Лотарю в Италию, где был назначен аббатом Боббио. Между 834 и 836 гг. он, подобно Адальхарду, издал статуты для Боббио (изд.: Breve memorationis Walae abbatis // Codice diplomatico del monastero di S. Colombano di Bobbio / Ed. C. Cipolla, G. Buzzi. R., 1918. Vol. 1. P. 139-141; CCM. 1963. T. 1. P. 421-422). В 836 г. Вала в качестве посланника Лотаря отправился на встречу с имп. Людовиком в Тьонвиль, где они помирились; на обратном пути в Италию Вала умер от лихорадки (31 авг. 836) (Theganus. Gesta Hludowici imperatoris. Continuatio; Astronomus. Vita Hludowici imperatoris. 55 // Thegan. Die Taten Kaiser Ludwigs. Astronomus. Das Leben Kaiser Ludwigs / Hrsg. E. Tremp. Hannover, 1995. S. 254-256, 506).

Преемником Валы стал аббат Хеддон, при к-ром состоялось перенесение мощей св. Вита из Сен-Дени в Корвей, затем К. возглавлял аббат Исаак (837-843). В этот период земли К. оказались на границе между территориями, контролировавшимися имп. Лотарем I и кор. Карлом Лысым. Король, посетивший К. в 843 г., считал, что монастырские земли были частью его владений; он использовал обитель в качестве королевской тюрьмы (до 854 там содержали Карла, сына кор. Пипина Аквитанского, а в 873 в К. доставили ослепленного Карломана, мятежного сына Карла Лысого). В этот период монастырский библиотекарь Хадоард составил 2 флорилегия, оказавшие огромное влияние на богословские споры эпохи Каролингов: патристический флорилегий (гл. обр. выдержки из сочинений блж. Августина; ркп. Paris. lat. 13381) и сборник фрагментов из творений античных авторов (Цицерона, Макробия, Марциана Капеллы; ркп. Vat. Reg. Christin. lat. 1762; подробнее см.: Beeson. 1945; Bischoff. 1966). В IX в. в К. были выполнены уникальные рукописи трудов античных авторов - Сенеки, Саллюстия, Тита Ливия, Колумеллы, Фронтона и др.

В 843 г. аббатом К. стал Пасхазий Радберт, один из наиболее значительных богословов и экзегетов того времени (о нем см.: Peltier. 1938). Еще будучи простым монахом К., сразу после кончины Адальхарда, он составил его Житие, а после смерти Валы написал в его честь Похвальное слово в форме диалога (Epitaphium Arsenii). В это же время на основе своих проповедей для монахов он начал составлять пространное толкование на Евангелие от Матфея, которое завершил только к концу жизни (изд.: CCCM; 56). Вероятно, еще при жизни аббата Валы при его непосредственном участии Пасхазий Радберт начал работу над новым каноническим сборником на основе «Испанского собрания» (Collectio Hispana), к-рый, возможно, в 833 г. они преподнесли папе Римскому Григорию IV (Radbert's Epitaphium Arsenii. B., 1900. S. 84). Впосл., использовав канонические тексты, интерполированные или сфабрикованные Пасхазием, его ученики составили Лжеисидоровы декреталии, получившие распространение после 850 г. (см.: Knibbs E. The Interpolated Hispana and the Origins of Pseudo-Isidore // ZSRG.K. 2013. Bd. 99. N 1. S. 1-71).

В 831-833 гг. по просьбе Варина, аббата мон-ря Корвей, Пасхазий Радберт составил 1-й в истории лат. богословской лит-ры трактат, специально посвященный таинству Евхаристии,- «О Теле и Крови Господних». На Рождество 843 или на Пасху 844 г., уже будучи аббатом, он опубликовал этот трактат и посвятил его кор. Карлу Лысому. Главный вопрос, к-рый рассматривал Пасхазий,- соотношение евхаристического Тела Христова и «исторического» Тела Иисуса Христа. Он доказывал, что Тело и Кровь Христовы в Евхаристии суть То же Самое Тело Христово, Которое родилось от Девы, страдало и теперь пребывает на небесах (Paschas. Radb. De corp. et sang. 2, 4). В 846-847 гг. Пасхазий принял участие в совещании епископов в Париже и добился подтверждения права К. на свободное избрание аббата (MGH. Conc. T. 3. P. 144). Епископы узаконили привилегии К. и анафематствовали того, кто попытается стать аббатом путем подкупа.

В этот период аббатство оказалось центром споров о предопределении. На Соборе в Кьерзи (849) по настоянию архиеп. Гинкмара Реймсского был осужден Готшальк, который провел нек-рое время в К. и был другом ученого мон. Ратрамна († 868). Трактат, написанный Ратрамном в защиту Готшалька, привел к разделению франк. богословов на 2 лагеря, т. к. Ратрамн пользовался благосклонностью Карла Лысого.

В 851 г. с согласия Пасхазия аббатом К. стал Одон, а Пасхазий (видимо, из-за сложных отношений с Карлом Лысым) удалился на покой в аббатство Сен-Рикье, где вскоре скончался (до 860). Одону удалось добиться привилегии иммунитета от папы Бенедикта III (7 окт. 855) (Jaffé. RPR. N 2663; подлинник папской грамоты изд.: Bulle sur papyrus de Benoît III pour l'abbaye de Corbie (855) / Éd. C. Brunel. Amiens; P., 1912). В 863 г. привилегия была подтверждена папой Николаем I (Jaffé. RPR. N 2717). В 859 г. аббат Одон возглавил отряды, противостоявшие набегам викингов, а в 861 г. был возведен на епископскую кафедру в Бове.

В 859 г. Ратрамн спровоцировал новую волну богословских споров. В ответ на вопросы Карла Лысого он написал трактат с тем же названием, что и Пасхазий,- «О Теле и Крови Господних», в к-ром утверждал, что хлеб и вино и Тело и Кровь Христовы - это одно и то же (Ratramnus Corbeiensis. De corpore et sanguine Domini. 16 // PL. 121. Col. 134-135), при этом субстанция хлеба и вина сохраняется и после освящения гостии (Ibid. 54 // PL. 121. Col. 152). Возможно, Ратрамн спорил не столько с Пасхазием, сколько с кем-то из его последователей. На стороне Ратрамна выступили Рабан Мавр, Валафрид Страбон и Флор Лионский; учение Пасхазия защищали Гинкмар Реймсский, св. Гаймон, еп. Хальберштадтский, и Ремигий Осерский (подробнее см.: Bouhot. 1976).

К. в X-XII вв.

В 881 г. аббатство было разорено викингами (Annales Bertiniani. a. 881 // MGH. Script. Rer. Germ. T. 5. P. 152). Для защиты от их набегов в 901 г., при аббате Франконе (892-911), с разрешения кор. Карла Простоватого в К. были построены укрепления (castellum). В это же время мон-рь получил право чеканить монету без указания имени правителя (Bompaire, Clairand, Prot. 1998). Несмотря на то что в X в. в К. не было столь же выдающихся богословов и подвижников, как в каролингскую эпоху, современники воспринимали мон-рь как образцовый. Этельвольд, аббат мон-ря Абингдон, и св. Дунстан, аббат Гластонбери, посылали своих учеников из Англии в К. для обучения чину монастырского богослужения и пению. В Абингдон, ставший важным центром бенедиктинской реформы в Англии, были приглашены певцы из К. (Historia Ecclesie Abbendonensis. 31 // The History of the Church of Abingdon / Ed. J. Hudson. Oxf., 2007. Vol. 1. P. 54-57; см. также: Ortenberg V. The English Church and the Continent in the 10th and 11th Centuries. Oxf., 1992).

Бревиарий из мон-ря Корби. 1394 г. (Amiens. Bibl. Louis Aragon. 116. Fol. 179)Бревиарий из мон-ря Корби. 1394 г. (Amiens. Bibl. Louis Aragon. 116. Fol. 179)

К нач. XI в. в К. оставалось ок. 30 монахов; вокруг аббатства сложилось укрепленное поселение - бург. В 1022 г. кор. Роберт II Благочестивый передал К. под управление Рихарда, аббата мон-ря Сен-Ван в Вердене, чтобы обеспечить соблюдение устава (Hugonis abbatis Flaviniacensis Chronicon. 2. 10 // MGH. SS. T. 8. P. 377). В этот период регион, в к-ром находилось аббатство, пострадал от эпидемий и голода. В 1026 г. в К. сгорела ц. св. Петра (Annales Corbienses. a. 1026 // MGH. SS. T. 3. P. 5; Miracula S. Adelardi. 4. 7 // ActaSS. Ian. Т. 1. P. 119). Эти обстоятельства способствовали распространению апокалиптических ожиданий накануне 1000-летия Страстей Христовых (1033). К. присоединилось к движению «Божий мир», между жителями монастырского бурга и Амьена было заключено соглашение. С разрешения папы Римского Иоанна XIX (1024-1032) были открыты мощи св. Адальхарда I, а К. стало местом покаянного паломничества. О точной датировке этих событий спорят. Одни исследователи относят их к 1021/22 г., другие - к 1025 г., но в источниках указывается, что императором в тот год был Конрад (1027-1039), а возглавил торжество Дрогон, еп. Теруанский (1030-1078). При этом мемориальная надпись, обнаруженная в обретенном в 1710 г. реликварии св. Адальхарда, указывает на 1036 г., а в «Чудесах св. Адальхарда», составленных между 1051 и 1055 гг., говорится о 1040 г. (Meter. 1995). Однако в «Чудесах св. Аутберта» (ок. 1051) отмечаются собрание множества людей и торжества в К. уже в 1034 г. (De miraculis S. Autberti Cameracensis episcopi. 2; 5 // AnBoll. 1900. T. 19. P. 202, 205). О том, что обретение мощей совпало по времени с движением «Божий мир» в К., говорится в описании чуда об исцелении одержимого в ц. св. Иоанна Евангелиста в К., согласно дополнению к сказанию о перенесении мощей св. Прекордия (ркп. Paris. lat. 13091. Fol. 66v - 67; перенесение мощей состоялось ок. 940, а почитание пресв. Прекордия получило развитие в К. после 986) (ActaSS. Febr. T. 1. P. 196-198). Поэтому более вероятной датой договора между К. и Амьеном с учетом всех данных является 1033 г., что совпадает с указаниями Радульфа Глабера о времени проведения Соборов, провозгласивших «Божий мир» (см.: Radulphus Glaber. Hist. IV 5. 14 // Rodulfi Glabri Historiarum libri quinque. Vita domni Willelmi abbatis / Ed. J. France et al. Oxf., 1989. P. 194; Meter. 1996).

Значение К. как места паломничества выросло настолько, что составитель «Чудес св. Адальхарда» называл мон-рь «вторым Римом» (altera Roma - De miraculis S. Autberti Cameracensis episcopi. 4. 9). В этот период в К. было 48 монахов. Аббат Фульк (1048-1095) попытался освободить мон-рь от власти епископа Амьенского. Воспользовавшись тем, что еп. Фульк II не прибыл на Реймсский Собор 1049 г. и подвергся отлучению вместе с др. прелатами, отказавшимися присутствовать на Соборе, аббат Фульк получил ординацию от папы Льва IX. Кроме того, он добился от понтифика широких привилегий (18 апр. 1050): полной автономии монастырских владений, освобождения аббата, монахов и связанных с мон-рем клириков и мирян от юрисдикции епископа, запрета епископу Амьенскому посещать монастырь и приписные обители (целлы) без приглашения, подтверждения свободных выборов аббата с возможностью апелляции к Папскому престолу (после обращения к епископу Амьенскому и архиепископу Реймсскому, если аббат был низложен). Фульк также получил персональное право ношения далматики и сандалий на торжественных мессах (без возможности передать его своим преемникам). Монастырь обязался ежегодно отправлять эмиссара к папскому двору и предоставлять папе Римскому необходимую помощь.

В 1061 г. Амьенский еп. Гвидон (Ги) предъявил свои права на доходы от 3 алтарей монастырских целл, но обещал признать монастырские привилегии, если аббат выплатит ему нужную сумму. Аббат заплатил 40 ливров, но епископ, видимо, остался недоволен и привилегий не признал. Воспользовавшись тем, что клирики аббатства не явились на созванный им диоцезальный синод, епископ отлучил монахов. Аббат Фульк обратился с апелляцией к Гервасию, архиеп. Реймсскому, к-рый попытался решить дело миром и пригласил епископа Амьенского и аббата на примирительную встречу. Аббат явился в назначенное время, но епископ отказался приехать. Напротив, он вызвал аббата на синод, а когда тот отказался явиться, сославшись на привилегии, отлучил его от Церкви. Поскольку архиепископ не помог аббату наладить отношения с епископом, суффраганом Реймсской митрополии, Фульк обратился к папе Александру II (PL. 146. Col. 1297-1298, 1507-1508; 150. Col. 1431-1432).

На Римском Соборе 1065 г. рассматривался схожий спор между аббатом Сен-Дени и епископом Парижским. В отличие от монахов Сен-Дени монахи К. не смогли представить на Собор убедительных доказательств своих привилегий. Они ссылались на подложную грамоту Гуго Капета от 988 г., в к-рой говорилось, что епископ Амьенский не единственный, кто имеет право совершать ординации и др. обряды в К., т. к. аббат Мегингауд (986-1013/15) получил ординацию от архиепископа Реймсского, а мон-рь находится под защитой Папского престола (изд.: Boussard J. Le diplôme de Hugues Capet, de 988, pour l'abbaye de Corbie // J. des Savants. P., 1976. N 1. P. 54-64). Весной 1065 г. мон-рь К. был принят папой Римским под защиту (Jaffé. RPR. N 4609), но не получил экземпцию. Подобная ограниченная привилегия была дана папой Урбаном II в Туре 25 марта 1096 г.; полную экземпцию К. даровал только папа Александр III в 1170-1171 гг. (Falkenstein. 1989).

Связь К. с Сен-Дени в нач. XII в. укрепилась настолько, что в 1123 г. аббатом К. стал монах Сен-Дени Роберт, ученик Сугерия и друг клюнийского аббата Петра Достопочтенного. Хотя формального присоединения К. к Клюнийской конгрегации не произошло, к 1142 г. монахи приняли клюнийские обычаи (в частности, в К. копировались «Consuetudines» мон. Бернарда - рукописи Paris. lat. 13877, XVII в.; 13874, XII в.; 10111, XVII в.; Amiens. Bibl. Louis Aragon. 524. Fol. 4-21; Ibid. 525. Fol. 15-37; см.: Peltier. 1950; Tutsch B. Die Consuetudines Bernhards und Ulrichs von Cluny im Spiegel ihrer handschriftlichen Überlieferung // Frühmittelalterliche Studien. B., 1996. Bd. 30. S. 248-293). К этому времени в К. было 36 монахов.

Упадок и закрытие К.

В XII-XIII вв. обострился конфликт между аббатами К. и коммуной бурга, образовавшейся в 1123/24 г. Поскольку аббаты К. поддерживали французских королей в борьбе против Папского престола, то в 1330 г. кор. Филипп VI окончательно подтвердил права аббата на бург. В честь этого было учреждено особое празднование. В 1402-1406 гг. в келье между контрфорсами ц. св. Стефана с разрешения аббата К. жила в затворе католич. св. Колетта (1381-1447), впоследствии выступавшая за реформу францисканских обителей и составившая собственный устав.

В эпоху Столетней войны (1337-1453) контроль над аббатством стал предметом спора между королем Франции и герцогом Бургундии. По Аррасскому мирному договору 1435 г. К. отошел Бургундии, но в 1475 г. франц. кор. Людовик XI захватил город. В 1492 г. мон-рь и город были оккупированы англичанами. Аббат Пьер д'Отрель († 1506) бежал в Париж и вернулся вместе с войсками Карла VIII в 1493 г. Он восстановил аббатство и начал строительство готической монастырской церкви на месте разрушенного в кон. XIV в. романского храма. C 1522 г. в аббатстве был введен режим комменды. Временному оживлению монашеской жизни способствовало включение К. в конгрегацию св. Мавра (1618). В 1636 г. аббатство захватили испан. войска. Но когда французы после длительной осады вернули контроль над К., аббата и монахов обвинили в измене, а б-ку опечатали. Чтобы предотвратить разорение книжного собрания, мавристы обратились к кард. А. Ж. дю Плесси де Ришелье с просьбой перевезти самые ценные рукописи в аббатство Сен-Жермен-де-Пре. В 1638 г. ок. 400 древнейших книг, отобранных Жеромом Ансельмом Ле Мишелем, были отправлены в Париж. В это время началось изучение рукописного наследия К., большую роль в этом сыграл маврист Мабильон, который провел неск. лет в обители в качестве насельника.

Строительство новой монастырской ц. св. Петра, заложенной в нач. XVI в., вскоре было прервано и возобновилось лишь в кон. XVII в. (окончено в 1740); длина храма составляла 117 м, высота башни над средокрестьем (со шпилем) - 90 м. Также в XVIII в. были полностью реконструированы другие здания. Однако в авг. 1790 г. остававшиеся в К. 17 или 18 монахов были изгнаны, церковь была передана приходу, а в 1793 г. закрыта. Богослужения возобновились в 1801 г. в часовне при бывш. монастырской больнице; значительная часть зданий аббатства была продана на слом. В 1807 г. муниципалитету было предложено снести оставшиеся строения и расчистить место для нового храма. В 1810 г. произошло обрушение стен и сводов церкви, но проекты реконструкции были отвергнуты из-за дороговизны. К 1816 г. разрушились трансепт, хор и башня над средокрестьем; неф храма восстановили, 8 марта 1818 г. в нем начались богослужения. Однако уничтожение отдельных частей бывш. монастырской церкви продолжалось и после этого (так, в 1822 была уничтожена одна из капелл).

Книжное собрание мон-ря было разделено между б-ками Парижа, Амьена и С.-Петербурга, отдельные рукописи попали в др. европ. б-ки. В С.-Петербурге оказались рукописи, похищенные в 1791 г. из б-ки аббатства Сен-Жермен-де-Пре и выкупленные в 1792 г. библиофилом П. П. Дубровским, секретарем-переводчиком рус. посольства во Франции, к-рый в 1805 г. передал их в основанное им «депо манускриптов» имп. Публичной б-ки (ныне РНБ). Оставшиеся рукописи из собрания аббатства Сен-Жермен-де-Пре, пострадавшего от пожара в 1794 г., вскоре были переданы в Национальную б-ку в Париже; там же с 1803 г. хранятся наиболее ценные рукописи из оставшейся части б-ки К., в годы Французской революции вывезенной в Амьен. Другие манускрипты в Амьене долгое время хранились ненадлежащим образом, в 1-й пол. XIX в. мн. рукописи были утеряны; собрание удалось спасти усилиями Ж. Гарнье. Всего сохранилось более 200 манускриптов, происходящих из К. Основная часть документов монастырского архива находится в архивах деп. Сомма (Archives départementales de la Somme) и деп. Нор (Archives départementales du Nord).

Лит.: Delisle L. Recherches sur l'ancienne bibliothèque de Corbie. P., 1860; Corblet J. Hagiographie du diocèse d'Amiens. P., 1868-1875. Vol. 1-5; Levillain L. Les statuts d'Adalhard [pour l'abbaye de Corbie (IXe-Xe s.)] // Le Moyen Âge. Brux., 1900. T. 13. P. 333-386; idem. Examen critique des chartes mérovingiennes et carolingiennes de l'abbaye de Corbie. P., 1902; Lesne E. L'économie domestique d'un monastère au IXe siècle, d'après les statuts d'Adalhard, abbé de Corbie // Mélanges d'histoire du Moyen Âge offerts à m. F. Lot par ses amis et ses élèves. P., 1925. P. 385-420; Dobiaš-Roždestvenskaja O. A. Histoire de l'atelier graphique de Corbie de 651 à 830 reflétée dans les Corbeienses Leninopolitani. Leningrad, 1934; Peltier H. Pascase Radbert, abbé de Corbie. P., 1938; idem. Statuta Eremberti: L'influence de Cluny sur l'abbaye de Corbie // Revue du Moyen Âge latin. Strasbourg, 1950. T. 6. P. 281-286; Beeson Ch. H. The Collectaneum of Hadoard // CPh. 1945. Vol. 40. N 4. P. 201-222; Jones L. W. The Scriptorium at Corbie // Speculum. 1947. Vol. 22. N 2. P. 191-204; N 3. P. 375-394; Dubar L. Recherches sur les offices du monastère de Corbie jusqu'à la fin du XIIIe siècle. P., 1951; Héliot P. L'abbaye de Corbie, ses églises et ses bâtiments. Louvain, 1957; Mundó A. M. Sur l'origine de l'écriture dite «eNa» de Corbie // Scriptorium. Brux., 1957. T. 11. P. 258-260; Verhulst A. E., Semmler J. Les statuts d'Adhalard de Corbie de l'an 822 // Le Moyen Âge. 1962. T. 68. N 1/2. P. 91-123; N 3/4. P. 233-269; Corbie, abbaye royale: Volume du XIIIe centenaire. Lille, 1963; Weinrich L. Wala: Graf, Mönch und Rebell: Die Biografie eines Karolingers. Lübeck, 1963; Bischoff B. Hadoard und die Klassikerhandschriften aus Corbie // Idem. Mittelalterliche Studien. Stuttg., 1966. Bd. 1. S. 49-63 (= Hadoardus and the Manuscripts of Classical Authors from Corbie // Didascaliae: Studies in Honor of A. M. Albareda. N. Y., 1961. P. 39-57); Gasparri F. Le scriptorium de Corbie à la fin du VIIIe siècle et le problème de l'écriture a-b // Scriptorium. 1966. T. 20. P. 265-272; Bishop T. A. M. The Script of Corbie: A Criterion // Essays Presented to G. I. Lieftinck. Amst., 1972. Vol. 1: Varia codicologica. P. 9-16; idem. The Scribes of the Corbie a-b // Charlemagne's Heir: New Perspectives on the Reign of Louis the Pious (814-840) / Ed. P. Godman, R. Collins. Oxf., 1990. P. 523-536; Ewig E. Das Privileg des Bischofs Berthefried von Amiens für Corbie von 664 und die Klosterpolitik der Königin Balthild // Francia. Münch., 1973. Bd. 1. S. 62-114; Rouche M. La dotation fonçière de l'abbaye de Corbie (657-661) d'après l'acte de fondation // Revue du Nord. Lille, 1973. T. 55. N 218. P. 219-226; Oexle O. G., Schmid K. Voraussetzungen und Wirkung des Gebetsbundes von Attigny // Francia. 1974. Bd. 2. S. 71-122; Bouhot J.-P. Ratramne de Corbie: Histoire littéraire et controverses doctrinales. P., 1976; Zoller-Devroey Ch. Le domaine de l'abbaye Saint-Pierre de Corbie en Basse-Lotharingie et en Flandre au Moyen Âge // Revue belge de philologie et d'histoire. 1976. Vol. 54. P. 427-457, 1061-1097; Kasten B. Adalhard von Corbie: Die Biographie eines karolingischen Politikers und Klostervorstehers. Düsseldorf, 1986; Falkenstein L. Alexander III. und die Abtei Corbie: Ein Beitrag zum Gewohnheitsrecht exemter Kirchen im 12. Jh. // AHPont. 1989. Vol. 27. P. 85-196; Ganz D. Corbie in the Carolingian Renaissance. Sigmaringen, 1990; Morelle L. Le diplôme original de Louis le Pieux et Lothaire (825) pour l'abbaye de Corbie: À propos d'un document récemment mis en vente // Biblioth. de l'École des Chartes. P., 1991. T. 149. N 2. P. 405-420; idem. Moines de Corbie sous influence sandionysienne?: Les préparatifs corbéiens du synode romain de 1065 // L'Église de France et la papauté (Xe-XIIIe siècle): Actes du XXVIe Colloque historique franco-allemand (Paris, 17-19 octobre 1990) / Éd. R. Grosse. Bonn, 1993. P. 197-218; Mérindol Ch., de. La topographie de Corbie d'après les textes // Cah. Arch. 1993. T. 41. P. 63-90; idem. Le soin des malades dans un monastère de fondation franque: Corbie en Picardie (VIIe-XIVe siècles) // Fondations et œuvres charitables au Moyen Âge: Actes du 121e Congrès national des sociétés historiques et scientifiques: Histoire médiévale et philologie (Nice, 1996) / Éd. J. Dufour, H. Platelle. P., 1999. P. 185-203; Caron R. Corbie en Picardie de la fondation de l'abbaye (662) à l'instauration de la commune (1124) et à l'adoption de la réforme de Cluny (1142). Amiens, 1994; Meter D. C., van. St. Adelard and the Return of the Saturnia Regna: A Note on the Transformation of a Hagiographical Tradition // AnBoll. 1995. T. 113. P. 297-316; idem. The Peace of Amiens-Corbie and Gerard of Cambrai's Oration on the Three Functional Orders: The Date, the Context, the Rhetoric // Revue belge de philologie et d'histoire. 1996. T. 74. Fasc. 3/4. P. 633-657; Bompaire M., Clairand A., Prot R. La monnaie de Corbie (XIe-XIIe siècles) // Revue numismatique. P., 1998. T. 153. P. 297-325; Kölzer T. Die Gründurkundene des Klosters Corbie // Idem. Merowingerstudien. Hannover, 1998. Bd. 1. S. 97-110; Zola A. G. Radbertus's Monastic Voice: Ideas about Monasticism at 9th-Century Corbie: Diss. Ann Arbor, 2008; Barbier J., Morelle L. Le diplôme de fondation de l'abbaye de Corbie (657/661): Contexte, enjeux et modalités d'une falsification // Revue du Nord. 2011. T. 93. N 391/392. P. 613-654.
А. А. Ткаченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГОРЦЕ бенедиктинское аббатство близ г. Мец (совр. деп. Мозель, Франция)
  • БЕРИ-СЕНТ-ЭДМУНДС город и бенедиктинское аббатство в Вост. Англии
  • БРЖЕВНОВ одно из ранних бенедиктинских аббатств в Чехии
  • БУРСФЕЛЬДСКАЯ КОНГРЕГАЦИЯ объединение бенедиктинских мон-рей Сев. Германии
  • ГАЛЛИКАНИЗМ совокупность церковных, политических и правовых доктрин в XIII-XIX вв., обосновывавших особое положение франц. католич. Церкви по отношению к папству
  • ГОСЛИН († 1053), прп. (пам. зап. 12 февр.), аббат мон-ря мч. Солютора в Турине
  • ЖУАР бенедиктинский мон-рь во имя Богоматери и святых апостолов Петра и Павла (Франция)
  • ЖЮМЬЕЖ мон-рь в архиепископстве Руан (Нормандия, Франция)