[Греч. Λύδια; лат. Lydia], древняя страна в М. Азии, историческая область и провинция Римской и Византийской империй, один из древнейших центров распространения христианства, митрополия К-польской Православной Церкви (КПЦ). Название происходит от народа лидийцев, к-рый был известен с сер. II тыс. до Р. Х. и заселял большую территорию в зап. части М. Азии. Самоназвание народа - меоны (упом. у Гомера), или сфардены. Этноним «лидийцы» распространился среди древних греков и персов в сер. I тыс. до Р. Х. Лидийский язык принадлежал к лувийской группе анатолийской ветви индоевроп. языков. Культура лидийцев во II тыс. до Р. Х. развивалась под сильным влиянием хеттов. Их страну хетты называли Маса, что, вероятно, может быть более ранней формой названия Меония. Расцвет древнего царства Л. начался в VII в. до Р. Х., после распада Фригийского царства в Центр. М. Азии. Ок. 680 г. до Р. Х. во главе гос-ва встала династия Мермнадов, основателем к-рой стал Гиг, столицей был г. Сарды (ныне археологический парк близ г. Салихли, Турция). Географически ядро Л. составила область, образованная плодородными долинами 3 крупных рек, протекающих с востока на запад и впадающих в Эгейское м.: Герм (ныне Гедиз), Каистр (ныне М. Мендерес) и Меандр (ныне Б. Мендерес). Долины отделены друг от друга довольно высокими, но проходимыми горными хребтами Тмол (ныне Боздаглар) и Мессогида (ныне Айдын). Территория древнего Лидийского царства в сер. VII - сер. VI в. до Р. Х. охватывала весь запад М. Азии от ионийского побережья до р. Галис (ныне Кызылырмак). В эту эпоху в Л. возникла собственная система алфавитного письма, построенная на вариациях восточного и греческого алфавитов. О богатстве Л. в античном мире ходили легенды; по утверждению Геродота (Herod. Hist. I 94), именно в Л. впервые в VI в. до Р. Х. начали чеканить монеты из драгоценных металлов в качестве средства товарообмена. В 547-546 гг. до Р. Х. Крёз, царь Л., воевал на востоке против персид. царя Кира, однако был разбит и все его царство было присоединено к Персидской державе Ахеменидов; Сарды стали центром персид. сатрапии Л., в состав к-рой вошла лишь центральная часть прежнего царства. В течение неск. столетий лидийцами управляли сначала персы, а затем греки. Лапидарные надписи на лидийском языке встречаются в М. Азии до II в. до Р. Х.
Последний сатрап персид. Л. Спифридат погиб в битве с войском Александра Великого на р. Граник в 334 г. до Р. Х. Вскоре вся Л. сдалась Александру без сопротивления и вошла в состав его державы; сатрапом стал один из приближенных Александра Менандр. После смерти Александра за власть над Л. в течение неск. десятилетий боролись диадохи, но после 301 г. до Р. Х. она стала частью царства Востока династии Селевкидов. После победы прорим. коалиции над царством Востока в 190 г. до Р. Х. в битве при Магнесии (ныне Манис) Л., в числе др. исторических областей зап. части М. Азии, была присоединена к Пергамскому царству, союзнику Рима. В 189 г. царь Пергама Евмен II основал г. Филадельфию (ныне Алашехир), названный в честь его брата Аттала II Филадельфа и ставший 2-м по значению городом Л. в рим. и визант. эпохи. Римское влияние в Л. постепенно росло. В 133 г. до Р. Х. пергамский царь Аттал III, не имевший наследников, завещал свои владения Римской республике. Т. о. Л. стала частью крупной рим. пров. Асия на западе М. Азии. Регион вступил в длительный период стабильного развития, продолжавшийся до прихода арабов-мусульман в нач. VIII в. по Р. Х. В течение 8 столетий Л. непрерывно находилась под управлением римской и византийской администраций и достигла высокого уровня процветания. В системе провинциального управления Римской империи, сложившейся при имп. Октавиане Августе, Асия была сенатской провинцией. Здесь на протяжении мн. лет почти не было военных гарнизонов. Войны и разорения в эту эпоху были крайне редкими. Наиболее значительный ущерб был нанесен лишь во время 1-й Митридатовой войны. В 89-85 гг. до Р. Х. регион был захвачен царем Понта Митридатом VI, все римские граждане подверглись избиению, однако после победы рим. армии под командованием Суллы власть Рима была восстановлена.
Л. уже во 2-й пол. I в. по Р. Х. стала одним из мест появления и быстрого распространения христ. общин. Здесь неоднократно бывал св. ап. Павел, поставивший во главе общины Сард св. Климента. Помимо него с Эфесом предание связывает проповедь святых ап. Тимофея и Иоанна Богослова. Христ. общины в Траллах (ныне Айдын), а также в Иераполе (ныне Памуккале), близ вост. границы Л., возникли в результате проповеди св. ап. Филиппа. Изначально развитие христианства в большинстве областей этого региона тяготело к общине Эфеса, ставшей наиболее значительным центром христ. жизни в М. Азии. Среди 7 общин М. Азии, упомянутых в Откровении Иоанна Богослова, 3 находились в Л.: в Фиатире (ныне Акхисар), Сардах и Филадельфии; с ними имели тесные связи христиане остальных общин: Эфеса, Смирны, Пергама и Лаодикии Фригийской (Откр. 2-3). В нач. II в. свт. Игнатий Богоносец, к-рого под стражей перевозили из Антиохии на казнь в Рим, был в Филадельфии, Сардах и Смирне, обращался с посланиями к христианам этих городов, затем останавливался в Магнесии-на-Меандре (близ совр. г. Герменджик) и Траллах. Со свт. Игнатием встречались епископы свт. Поликарп Смирнский, Полибий Тралльский и Дамас Магнесийский. Т. о., уже к нач. II в. христиане в Зап. М. Азии, в т. ч. в Л., были весьма многочисленны. Известны имена лишь неск. епископов из Л. раннехрист. эпохи. Так, «Апостольские постановления» (IV-V вв.) сохранили древнее предание о том, что одним из первых епископов Филадельфии был Луций (Const. Apost. VII 46). Первым известным епископом Фиатиры во II в. был Карп. Значение Л. среди христиан укрепилось также в связи с деятельностью еп. Мелитона Сардского (60-90-е гг. II в.), одного из крупнейших богословов и ученых раннехрист. эпохи. Еп. Поликрат Эфесский в письме к папе Римскому Виктору I в 90-х гг. II в. сообщал, что совершил хиротонии 7 епископов в своей стране (Euseb. Hist. eccl. V 24). Какие именно кафедры в М. Азии имелись им в виду, неизвестно. Однако, вероятно, большинство из них могли совпадать с общинами, названными в Откровении Иоанна Богослова, и, т. о., значительная часть общин М. Азии в это время находились в Л. и подчинялись кафедре Эфеса. Именно с судьбой этих общин связано появление неск. рим. законодательных актов II в., регламентировавших положение христиан в империи. Так, имп. Антонин Пий (138-161) направил 2 рескрипта совету пров. Асия (Euseb. Hist. eccl. IV 9.13.20). Их содержание и обстоятельства возникновения указывают на то, что среди широких слоев населения провинции уже в это время существовало движение против христиан и ситуацию обострившегося религ. противостояния должен был разрешить совет. Впрочем, подробности этого конфликта неизвестны.
В ходе адм. реформы имп. Диоклетиана в кон. III в. в составе диоцеза Асия была заново образована пров. Л. с центром в Сардах, однако в ее состав вошла не вся территория исторической Л., а лишь сев. и вост. части центральной зоны: долина р. Герм в верхнем и среднем течениях, некоторые прилегающие горные районы, а также небольшой участок долины Меандра в среднем течении, близ Триполиса (Триполя; близ совр. Ениджекента). Долины Каистра и нижнего Меандра с городами Ниса (ныне Султанхисар), Траллы, Магнесия-на-Меандре и др., а также большинство районов, прилегавших к вост. побережью Эгейского м. и древней Ионии (окрестности Эфеса и Смирны) остались в составе пров. Асия.
В IV в. в пров. Л. сформировалась церковная митрополия с центром в Сардах. В I Вселенском Соборе в Никее в 325 г. участвовали 6 ее епископов: из Сард, Филадельфии, Фиатиры, Аврелиополя, Силанда и Триполиса. На протяжении IV и 1-й пол. V в., как и в предшествующее время, эта митрополия продолжала ориентироваться на Эфесскую Церковь. В ходе арианских споров в сер. IV в. арианство нек-рое время пользовалось здесь большим влиянием. Арианами были еп. Эортасий Сардский, епископы Филадельфии Квирин и Феодосий. Периодом наивысшего расцвета Церкви в Л., как и во всей М. Азии, стал V век. В Соборах этого периода (III Вселенском в Эфесе 431 г., Эфесском в 449 г., IV Вселенском Соборе в Халкидоне в 451) принял участие 21 епископ из Л.. Эти епископы представляли города: Сарды, Филадельфия, Триполис, Фиатира, Акрас (Липары; близ совр. Эльеслера), Аполлонос-Иерон (ныне Бозалан), Атталия (ныне Ярантепе), Аврелиополь, Вага, Вланд (ныне Сюлюменли), Гавалы (ныне Бургазкале), Ирканис (ныне Халипашакёй?), Горд (ныне Гёрдес), Далд, Иерокесария, Керасы, Саталы, Мустина (ныне Бошкёй?), Сетты (ныне Сидаскале), Силанд, Стратоникея (ныне Силедик). Митрополия Л. окончательно перешла под юрисдикцию КПЦ в период Халкидонского Собора. В иерархии митрополий КПЦ Сарды заняли 6-е место. Согласно нотициям КПЦ, в Л. в ранне- и средневизант. эпохи насчитывалось до 26 епархий, подчиненных Сардам.
О событиях позднейшего времени в Л. существуют лишь отрывочные сведения. В VI-VIII вв. эпидемии, депопуляция, экономический упадок и военные вторжения персов и арабов привели к заметному сокращению числа епархий в Л. Уже на заседаниях V Вселенского Собора в К-поле в 553 г. присутствовали 3 лидийских архиерея: епископы Сард, Керас и Тралл. К кон. VII в. пров. Л. была расформирована и вошла в состав фемы Фракисий с центром в Эфесе. Географическое название Л. исчезает из источников, при этом церковная митрополия Сард и подчиненные ей епархии продолжали существовать в границах прежней провинции.
В кон. VIII в. акты VII Вселенского Собора в Никее в 787 г. позволяют судить о некоем возрождении Церкви и, вероятно, об улучшении экономического положения провинции. В Соборе участвовали 22 епископа из Л. Вероятно, к этому времени окончательно исчезли епархии Аполлония, Аполлонос-Иерон, Вланд, Месотимол и Мустина, однако появились нек-рые новые, ранее неизвестные, в т. ч. Ермокапилия (Иринополь). В целом церковная структура Л. в течение ряда столетий, до кон. I тыс. по Р. Х., оставалась довольно устойчивой (по сравнению с рядом др. областей М. Азии: Ликаонией, Каппадокией и др.). Процесс разрушения и запустения старых городов и возникновения новых в Л. носил ограниченный характер. Провинция почти никогда не была приграничным владением Византии и не подвергалась угрозе прямых вторжений со стороны арабов-мусульман, за исключением нескольких десятилетий с 70-х гг. VII и в 1-й пол. VIII в., когда араб. армии доходили до Л. лишь изредка и это способствовало сохранению, по крайней мере частично, социально-экономического положения и церковной жизни в Л.
В IX-XI вв. информация о епархиях Л. довольно регулярно появлялась в источниках. В этот период в Л. постоянно действовало не менее 13 епархий, предстоятели которых участвовали в различных Соборах КПЦ, при этом после 879 г. исчезают сведения о епископах древней Фиатиры, где христ. община появилась еще в апостольский век.
С кон. 60-х гг. XI в. на регион начали совершать набеги тюрки-сельджуки, и вскоре Л., как и вся М. Азия, оказалась под их властью. В 1097 г. победы крестоносцев позволили византийцам вернуть контроль над регионом; Л. стала частью территорий, граничивших с владениями сельджуков. Однако, видимо, нападение тюрок и неск. десятилетий существования под их властью стали тяжелейшей катастрофой для области и для ее церковных структур. Кафедры Л. сохранились только в Сардах, Филадельфии, Атталии, а также, вероятно, в Силанде. Все они существовали в XII в., однако в XIII-XV вв. известны только Сарды и Филадельфия. Несколько иерархов из Л. X-XI вв. не упоминаются в документах КПЦ, но известны по печатям. Среди них епископы Иоанн Ирканисский, Дионисий и Георгий Стратоникейские, Феофилакт Триполийский. Все они являются последними представителями своих кафедр, чьи имена сохранились в источниках. Списки епархий Л. после XIII в. исчезают и из нотиций КПЦ. На рубеже XIII и XIV вв. митрополия Л. была перенесена из Сард в Филадельфию и оставалась там до захвата этого города турками в 1390 г.
В 1147-1148 гг. через Л. проходили участники 2-го крестового похода во главе с герм. имп. Конрадом III и франц. кор. Людовиком VII, однако их попытки продвинуться дальше на восток завершились поражениями. При визант. имп. Мануиле I Комнине (1143-1180) была образована новая фема Неокастра с центром в Пергаме, и, вероятно, в ее состав были включены сев. районы Л. В 1190 г. войско 3-го крестового похода герм. имп. Фридриха I Барбароссы прошло через Фиатиру, Сарды и Филадельфию, чтобы напасть на столицу сельджукского Иконийского султаната Иконий (Конья). В 1204 г., после известия о захвате К-поля крестоносцами, в Филадельфии поднял мятеж визант. полководец Феодор Манкафа, он был провозглашен императором, однако вскоре погиб. Л. вошла в состав Никейской империи, по-прежнему играя важную экономическую роль. Резиденция имп. Иоанна III Дуки Ватаца (1221-1254) находилась к востоку от Смирны в крепости Нимфей (ныне Кемальпаша). Граница между Никейской империей и владениями Иконийского султаната в 40-х гг. XIII в., видимо, почти соответствовала восточной и сев. границам Л. позднеантичной эпохи. Крайним на востоке городом под властью никейских Ласкаридов в этом регионе был Триполис, находившийся на границе Л. и Фригии. В кон. XIII - нач. XIV в., в правление визант. имп. Андроника II Палеолога (1282-1328), тюрки захватили почти всю территорию Л., Сарды окончательно перешли под их контроль ок. 1315 г. Под управлением византийцев еще долгое время оставалась лишь крепость Филадельфия, полностью окруженная владениями сельджукских султанатов Айдын (юж. часть Л.) и Сарухан (Сев. Л., столица в Магнесии). В 1390 г. Филадельфия, остававшаяся к тому времени последним визант. владением в Анатолии, была передана мусульманам по договору между визант. имп. Мануилом II и султаном Баязидом I. В 1403 г., после разгрома османов в Анкирской битве, Сарды, Филадельфия и Смирна были разграблены воинами Тимура, мн. жители погибли. В османскую эпоху греч. население частично сохранялось, но в XIX - нач. XX в. уже составляло меньшинство. К 1914 г. христиане (греки и армяне) составляли 20% от общего числа населения вилайета Айдын, в который входила территория бывш. Л. Греческие общины сохранялись преимущественно в западной части Л., прилегающей к морскому побережью, вокруг Смирны (Измира), а также в нижнем течении Меандра, в Траллах (Айдыне) и Нисе (Султанхисаре). Во время греко-турецкой войны 1919-1922 гг. регион Л. стал ареной ожесточенных боев. Л. была занята греч. войсками в июне 1920 г. Согласно Севрскому договору (10 авг. 1920), область Смирны, в т. ч. некоторые зап. районы Л., следовало передать Греции. Однако соглашение не вступило в силу, а в сент. 1921 г. турки начали контрнаступление, к-рое в нач. сент. 1922 г. привело к т. н. малоазийской катастрофе греческой армии. Военные действия с обеих сторон сопровождались крайне жестокими акциями по уничтожению мирного населения. После соглашения об обмене населением между Грецией и Турцией в 1923 г. греч. население полностью покинуло Л.