Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛИУДГЕР
Т. 41, С. 296-299 опубликовано: 31 июля 2020г.


ЛИУДГЕР

[Лиутгер, Людгер; лат. Liutgerus, Liudgerus, Liutgarus, Liudigerus] (ок. 742 - 26.03.809, Биллербекк (близ Мюнстера, совр. земля Сев. Рейн-Вестфалия, Германия)), св. (пам. зап. 26 марта), миссионер, 1-й еп. Мюнстера, основатель монастыря Верден.

Источники

Основные сведения о Л. содержатся в 3 Житиях святого, составленных в сер. IX в. Древнейшее Житие было написано Альтфридом, 3-м еп. Мюнстера и аббатом мон-ря Верден, в годы его пребывания на епископской кафедре (839-849) (BHL, N 4937; изд.: Die Vitae. 1881. S. 3-53). По мнению К. Хаука, Альтфрид был лишь заказчиком Жития, тогда как автором текста был клирик Одильгрим из Утрехта (Hauсk. Die Herkunft. 1964. S. 228-239; Idem. Ein Utrechter Missionar. 1964. S. 741-745). Однако в наст. время исследователи считают, что Житие было составлено самим епископом, отец к-рого был родственником святого (Padberg. 1997. S. 30-31; Angenendt. 2005. S. 102). В 1-й части Жития повествуется о жизни Л., во 2-й - о его посмертных чудесах. Агиограф опирался на устную традицию, сохранявшуюся родственниками святого (Лиудгеридами), и на Житие св. Григория Утрехтского, составленное Л. (BHL, N 3680; см.: Die Vitae. 1881. S. XXII-XXIV); он также использовал Житие св. Бонифация, написанное Виллибальдом (BHL, N 1400). На структуру и содержание текста повлияло Житие св. Виллиброрда, составленное Алкуином (BHL, N 8935-8939). В Житии Л. почти нет цитат из Свящ. Писания и творений отцов Церкви. В текст Жития включены 2 лат. стихотворения, одно из которых было написано Иосифом, сподвижником Л. и учеником Алкуина, другое - самим Алкуином (Die Vitae. 1881. S. XXIV-XXV).

Имп. Карл Великий передает св. Лиудгеру мон-рь Лотуза. Миниатюра из «Liber sancti Ludigeri...» Ок. 1100 г. (Staatsbibliothek, Berlin. Theol. Lat. Fol. 323. Fol. 8v).
Имп. Карл Великий передает св. Лиудгеру мон-рь Лотуза. Миниатюра из «Liber sancti Ludigeri...» Ок. 1100 г. (Staatsbibliothek, Berlin. Theol. Lat. Fol. 323. Fol. 8v).

Имп. Карл Великий передает св. Лиудгеру мон-рь Лотуза. Миниатюра из «Liber sancti Ludigeri...» Ок. 1100 г. (Staatsbibliothek, Berlin. Theol. Lat. Fol. 323. Fol. 8v).
Второе Житие Л., основанное на сочинении Альтфрида, было написано неизвестным монахом из Вердена между 849 и 863 гг. (BHL, N 4939-4941; сокращенное издание 2-й кн.: Die Vitae. 1881. S. 54-84; полное факсимильное издание по ркп. Berolin. Preuss. theol. lat. fol. 323, рубеж XI и XII вв., из аббатства Верден: Die Vita. 1999). Составитель 2-го Жития был уроженцем Фризии; он привел сведения об учениках Л., заимствованные из устной традиции (Die Vitae. 1881. S. XLV-XLVI). Агиограф уделяет больше внимания личности Л., чем Альтфрид, к-рый стремился создать в первую очередь назидательное повествование (Köhl. 2003. S. 7).

Причиной написания 3-го Жития Л. (BHL, N 4942-4943; изд.: Die Vitae. 1881. S. 85-134) стали беспорядки, возникшие в мон-ре Верден в сер. IX в. (до нападения норманнов в 863). Основными целями автора Жития были «восхваление Господа и Его деяний и назидание слушателей» (Kaus. 1992. S. 21). В 3-м Житии приведены данные о чудесах Л., заимствованные из устной традиции.

Важные сведения о Л. и об основанном им аббатстве Верден сохранились в монастырских дарственных грамотах 793-806 гг. В картулярий аббатства Верден (ркп. Leiden. Univ. VLQ 55, 2-я пол. IX в.; см.: Blok. 1960. S. 11-15; Bischoff B. Katalog der festländischen Handschriften des IX. Jh. Wiesbaden, 2004. Tl. 2. N 2220) включены 66 грамот, из к-рых 31 относится к указанному периоду (изд.: Blok. 1960). Древнейшая грамота о дарении мон-рю 3 участков земли датирована 22 февр. 793 г.; последнее дарение было получено Л. 9 окт. 806 г. До 805 г. святой именуется пресвитером и аббатом, позднее - епископом (Blok. 1960. N 30-31). В грамотах упоминаются имена дарителей и первых насельников Вердена, монастырские постройки.

В Житии св. Лебуина, составленном в Вердене в сер. IX в. (BHL, N 4810b), повествуется о 1-й миссии Л. к племенам, жившим на р. Эйссел в районе совр. Девентера. Панегирик в честь Л. был написан в кон. X в. верденским агиографом Уффингом (изд.: Die Vitae. 1881. S. 223-225). В панегирике нет дополнительной информации о Л., но текст является важным свидетельством почитания святого. К подобным источникам относится стих-посвящение из 18 строф, написанный неким Родольдом (изд.: Ibid. S. 226). Сведения о миссии Л. в Хальберштадте и Хельмштедте, основанные на более ранних преданиях, приведены в хрониках Титмара Мерзебургского и Саксонского Анналиста (XI-XII вв.) (Die Chronik. 1935. S. 208; Die Reichschronik. 2006. S. 64-65; см. также: Hauck. 1966. S. 368-370; Angenendt. 2005. S. 129).

Церковь св. Лиудгера в Мюнстере. 2-я пол. XII в.— кон. XIV в.
Церковь св. Лиудгера в Мюнстере. 2-я пол. XII в.— кон. XIV в.

Церковь св. Лиудгера в Мюнстере. 2-я пол. XII в.— кон. XIV в.
В 1-й пол. XII в. на основе Древнейшего Жития в Вердене было составлено пространное стихотворное Житие Л. (Die Vitae. 1881. S. 135-220). Житие состоит из 1204 строк, объединенных в 3 части («литании») (об источниках Жития см.: Ibid. S. LXXIII-LXXX). Стихотворное Житие не получило распространения (его текст сохр. в единственной ркп. XVI в.), но приведенные в нем сведения о чудесах и почитании Л. имеют большую ценность для изучения культа святого. Гуманист Иоганн Мурмеллиус, возглавлявший в 1508-1513 гг. уч-ще Л. в Мюнстере, составил оду в честь святого. С возрождением почитания Л. в епископстве Мюнстер связано создание стихотворного лат. Жития (кон. XV в.; сохр. не полностью), прозаического Жития, составленного Иоганном Цинцинниусом (опубл. в 1515), и 2 нижненем. версий Жития святого (см.: Ibid. S. XСV-CV).

Житие

Л. род. в сел. Сюабсна, находившемся к востоку от Утрехта, которое принадлежало его деду Вурсингу. О происхождении рода святого подробно повествует Альтфрид на основе семейных преданий. Вурсинг принадлежал к знатному фризскому роду. Из-за конфликта с кор. Радбодом († 719) он бежал вместе с женой Адельхардой и сыном Нотингом в Нейстрию к франк. майордому Пипину II († 714). Там Вурсинг и Адельхарда приняли крещение; у них родились 2-й сын, Тиатгрим, и 9 дочерей (из них 6 умерли в младенчестве). Когда Тиатгрим вырос, он отправился во Фризию, чтобы вернуть отцовское наследство; после смерти кор. Радбода на родину вернулись и остальные члены семьи. Тиатгрим женился на Лиафбурге, чья семья была тесно связана с Церковью: ее дядья Виллибрахт и Тиадбрахт, помощники св. Виллиброрда, были одними из первых фризских клириков. По свидетельству Альтфрида, Господь заботился о Лиафбурге, матери святого. Когда она была еще ребенком, ее бабка-язычница попыталась утопить ее, но Бог спас девочку (см.: Siems. 1980. S. 334-338). Впосл. Бог неоднократно помогал родственникам Л. Исследователи усматривали библейские мотивы в преданиях о бегстве Вурсинга от короля-язычника к христианам-франкам и о чудесном спасении маленькой Лиафбурги (Schmid. 1978. S. 77). Впосл. родственники Л. (Лиудгериды) занимали важные посты в церковной иерархии империи Каролингов. Так, Хильдегрим († 827), брат святого, в 802 г. был возведен на епископскую кафедру в Шалоне (ныне Шалон-ан-Шампань), а позднее стал епископом Хальберштадта; Герфрид, племянник Л., был его преемником на Мюнстерской кафедре (809-839); сестра святого, Херибурга, стала монахиней, а родственники Альберт, Атинг и Титбальд - пресвитерами.

По свидетельству Альтфрида, Л. с детства любил книги: он делал из древесной коры и веток игрушечные книжечки и предметы для письма. Ок. 750 г. его отдали в монастырскую школу в Утрехте, которой управлял св. Григорий. В это время он познакомился со св. Бонифацием († 754). Получив образование, Л. с товарищами Альбериком и Сигибодом по совету св. Григория отправились в Йорк, чтобы продолжить обучение у Алкуина. В 767 г. Л. был возведен в сан диакона (MGH. SS. T. 13. P. 154). Через год святой и его товарищи вернулись в Утрехт (см.: Diekamp. 1882), но вскоре Л. снова отправился в Йорк и жил там до лета 772 г. (об этом подробно говорится во 2-м Житии). Ему пришлось вернуться в Утрехт из-за угрозы кровной мести, нависшей над всеми жившими в Йорке фризами. Получив хорошее образование, Л. привез на родину много книг (pervenit ad patriam suam bene instructus, habens secum copiam librorum) и решил стать проповедником. Ему поручили восстановить церковь на р. Эйссел, построенную св. Лебуином и разрушенную саксами (ср.: Vita Lebuini antiqua. 7 // MGH. SS. T. 30. Pars 2. P. 794-795). Преемником св. Григория в Утрехте стал его племянник Альберик; его епископское рукоположение состоялось 8 июня 777 г. в Кёльне (Werner. 1982. S. 314-317). Тогда же Л. был возведен в сан пресвитера. На протяжении 7 лет он трудился в обл. Остерго (Вост. Фризия); согласно 2-му Житию, каждую осень он проводил с учениками утрехтской школы.

В 784 г. из-за восстания саксов и фризов Л. был вынужден прекратить миссию в Остерго (он трудился близ Доккюма, где в 754 погиб св. Бонифаций). Вместе с братом Хильдегримом и мон. Гербертом Целомудренным (о Герберте см.: Schmidt. 1992. S. 231-232; Angenendt. 2005. S. 109-111) он совершил паломничество в Рим, а затем отправился в аббатство Монте-Кассино, чтобы изучить устав св. Бенедикта (см. ст. Венедикт Нурсийский). Когда через 2 с половиной года Л. вернулся на родину, кор. Карл Великий велел ему продолжать работу в Вост. Фризии. Миссионер совершил путешествие на о-в Гельголанд, где разрушил важнейшее языческое святилище фризов и построил церковь. Деятельность Л. была прервана очередным восстанием саксов и вост. фризов (792), которое сопровождалось изгнанием миссионеров и разрушением церквей. Вероятно, проповедник удалился в Утрехт, где написал Житие св. Григория (Liudgerus. Vita Gregorii abbatis Traiectensis // MGH. SS. T. 15. Pars 1. P. 63-79). По мнению исследователей, в повествовании о Григории Л. опирался на собственный опыт миссионерской работы; нек-рые эпизоды носят автобиографический характер (Angenendt. 2005. S. 95-98). Отказавшись от назначения на Трирскую архиепископскую кафедру (см.: Ibid. S. 121), Л. переселился в Вестфалию и ок. 793 г. основал там монастырь в Мимигернафорде, впосл. получивший название Мюнстер (см.: Freise. 1993. S. 1, 3-6; Angenendt. 2005. S. 109-111). В 799 г. он построил также аббатство Верден (см.: Angenendt. 2005. S. 116-121). Вероятно, Мюнстер должен был стать центром деятельности миссионеров, а Верден - резиденцией Л. О быстром росте земельных владений обоих мон-рей свидетельствуют грамоты 793-799 гг., в к-рых упоминаются 15 земельных дарений, ставших основой буд. процветания Вердена и Мюнстера (Blok. 1960. N 1-15). В этот период Л. проповедовал среди вост. саксов (Die Chronik. 1935. S. 208). В 798 г. он принял участие в походе Карла Великого в Хельмштедт, а затем присутствовал на королевском собрании в Миндене. Для более эффективной миссии среди саксов в Мюнстере была основана епископская кафедра. 30 марта 805 г. в Кёльне Л. принял рукоположение от архиеп. Хильдебольда (787-818) (Schröer. 1994). Впервые он упоминается как епископ в грамоте, датированной 23 апр. 805 г. (Blok. 1960. N 30).

Л. скончался в Биллербекке близ Мюнстера, окруженный учениками. По свидетельству Альтфрида, племянника святого, Герфрид увидел в небе «яркий свет, похожий на огонь». Миссионер завещал похоронить его в монастырской ц. Спасителя, Пресв. Девы Марии и ап. Петра в Вердене, но по желанию народа (populus… vehementer resisteret) тело святого было доставлено в собор Пресв. Девы Марии в Мюнстере. Только через месяц, после совещания Хильдегрима с имп. Карлом Великим, было решено исполнить завещание епископа и похоронить его в Вердене, на земле, подаренной ему некими Снельхардом и Вальфридом. 26 апр. 809 г. гроб с телом Л. был торжественно доставлен в Верден и похоронен рядом с монастырской церковью. Впосл. мощи святого были перенесены в храм.

Почитание

Рака с мощами св. Лиудгера в крипе ц. св. Лиудгера (Вердеи)
Рака с мощами св. Лиудгера в крипе ц. св. Лиудгера (Вердеи)

Рака с мощами св. Лиудгера в крипе ц. св. Лиудгера (Вердеи)
Л. началось вскоре после его смерти и получило широкое распространение в IX-XI вв. (см.: Stüwer. 1948. S. 189-191, 256-257). Источники содержат сведения о мощах святого, находившихся в Вердене, и об их частицах, хранившихся в др. местах. Так, 14 окт. 889 г. в связи со строительством новой монастырской церкви состоялось перенесение мощей Л.; во 2-й пол. Х в. аббат Адальвиг поместил святыню в новой крипте, а в сер. XI в. мощи были перенесены в главный храм. Частицы мощей Л. хранились в ц. св. Маврикия в Мюнстере, в монастыре Абдингхоф в Падерборне (с XII в.) и в др. местах. Известно большое количество преданий о чудесах святого, к-рые частично были зафиксированы в Житиях IX в., частично сохранялись в устной традиции и были записаны позднее. В грамоте от 18 авг. 847 г. храм в Вердене, где покоились мощи святого, впервые именуется «церковью св. Спасителя и св. отца Лиудгера» (Blok. 1960. N 61; см.: Stüwer. 1948. S. 188). В 1074 г. была возведена церковь во имя святого в Биллербекке, на месте его кончины. Центром почитания святого являлся Верден, а в Мюнстерском еп-стве, основателем которого считался Л., культ святого был менее распространен (одна из важнейших причин - отсутствие в епископстве Мюнстер реликвий Л.; см.: Die Vitae. 1881. S. 237-239; Freitag. 1995. S. 15). В мюнстерском Миссале, составленном в 1413 г., культ Л. почти не получил отражения; важнейшими местными святыми были ап. Павел, св. Ламберт, св. Мартин и св. Николай (Freitag. 1995. S. 15). Лишь в кон. XV в. почитание Л., основателя Мюнстера, поддержали нем. гуманисты (см.: Die Vitae. 1881. S. 256-278). Житие святого было переведено на нижненем. язык; в 1515 г. в Мюнстере было напечатано лат. Житие, написанное Цинцинниусом. Эпизоды Жития Л. включены в роспись алтарной части ц. св. Иоанна в Биллербекке (ок. 1460) (Stüwer. 1948. S. 226; Imagination des Unsichtbaren: 1200 Jahre Bildende Kunst im Bistum Münster / Hrsg. R. Brandl. Münster, 1993. S. 420-422). В Вестфалии существовали церкви и братства, названные в честь святого (см.: Ilisch P., Kösters Ch. Die Patrozinien Westfalens von den Anfängen bis zum Ende des Alten Reiches. Münster, 1992).

Распространение почитания Л. в эпоху Контрреформации было связано с деятельностью каноников соборного капитула Мюнстера и проповедников-иезуитов (см.: Freitag W. Konfessionelle Kulturen und innere Staatsbildung: Zur Konfessionalisierung in westfälischen Territorien // Westfälische Forschungen. 1992. Bd. 42. S. 81-93, 99-104). Изображения святого были помещены на алтарной преграде кафедрального собора и в ц. во имя Л. (Лудгерикирхе) в Мюнстере. Образ Л. связывали с идеалом епископского служения (Freitag. 1995. S. 21). Утверждению почитания Л. как покровителя диоцеза и церковного княжества Мюнстер способствовал еп. Кристоф Бернхард фон Гален (1650-1678). По его указанию в 1664 г. в кафедральном соборе была освящена капелла во имя Л.; в соборе и в ц. Лудгерикирхе, а также в Биллербекке поместили частицы мощей святого, доставленные из Вердена (Ibid. S. 26). В кон. XVII-XVIII в. Л. стали почитать как основного св. покровителя Мюнстерского еп-ства; его изображения находились почти во всех церквах диоцеза. После спада в почитании святого, вызванного в т. ч. Просвещением и наполеоновскими войнами, в 20-30-х гг. XIX в. возродился интерес к образу Л., который связывали с локальным патриотизмом, христианизацией и культурным просвещением языческой Вестфалии. В мае-июне 1860 г. в Вердене состоялись юбилейные торжества в честь 1000-летия кончины святого (см.: Ibid. S. 50). Праздник в честь Л. стал ежегодным и оказал влияние на распространение культа святого в Сев.-Зап. Германии и Нидерландах. В окт. 2007 - мае 2008 г. Феликс Генн, еп. Мюнстерский, провел каноническое освидетельствование мощей Л. в Вердене. Была подтверждена аутентичность останков святого и приняты меры к их консервации (Falk B. Die Rekognoszierung der Reliquien des hl. Liudger 2007/2008 // Heiligen Liudger. 2009. S. 247-248).

Память Л. указана в Римском Мартирологе под 26 марта. В этот день поминовение святого совершается в ряде диоцезов Германии, прежде всего в еп-ствах Мюнстер и Эссен, покровителем к-рых считается Л. Святой чаще всего изображается в епископском облачении и с посохом; один из наиболее популярных атрибутов - дикий гусь, упоминаемый в легендах о Л.

Ист.: BHL, N 4810b-4814d, 4937-4949с; Vita Lebuini antiqua / Ed. A. Hofmeister // MGH. SS. T. 30. Pars 2. P. 789-795; Altfridi Vita S. Liudgeri // Ibid. T. 2. P. 403-425; Die Vitae sancti Liudgeri / Hrsg. W. Diekamp. Münster, 1881. (Geschichtsquellen des Bistums Münster; 4); Die Vita Sancti Liudgeri: Vollständige Faksimile-Ausgabe der Handschrift Ms. theol. lat. fol. 323 der Staatsbibliothek zu Berlin - Preussischer Kulturbesitz / Hrsg. E. Freise. Graz etc., 1999; Blok D. P. De oudste particuliere oorkonden van het klooster Werden. Assen, 1960. S. 156-219; Urkundenbuch für die Geschichte des Niederrheins / Hrsg. T. J. Lacomblet. Düsseldorf, 1840. Bd. 1; Die Chronik des Bischofs Thietmar von Merseburg und ihre Korveier Überarbeitung / Hrsg. R. Holtzmann. B., 1935. (MGH. Script. Rer. Germ. NS; 9); Die Reichschronik des Annalista Saxo / Hrsg. K. Nass. Hannover, 2006. (MGH. SS; 37).
Лит.: Diekamp W. Chorbischof Alubreht und Erzbischof Aelbreht // FzDG. 1882. Bd. 22. S. 425-432; Schröer A. Chronologische Untersuchungen zum Leben Liudgers // Liudger und sein Erbe / Hrsg. M. Bierbaum. Münster, 1948. Bd. 1. S. 85-138; idem. Der hl. Liudger und der hl. Gregor von Utrecht // FS des Gymnasium Paulinum in Münster: Zur Einweihung seines neuen Hauses im St. Liudger-Gedächtnisjahr 1959. Münster, 1959. S. 16-26; idem. Das geistliche Bild Liudgers // Idem. Die Kirche von Münster im Wandel der Zeit: Ausgewählte Abhandlungen, Aufsätze und Vorträge zur Kirchengeschichte und religiösen Volkskunde des Bistums und Fürstbistums Münster. Münster, 1994. S. 3-37; Stüwer W. Die Verehrung des hl. Liudger // Liudger und sein Erbe. Münster, 1948. Bd. 1. S. 183-294; Drögereit R. Werden und der Heliand. Essen, 1951; Löwe H. Liudger als Zeitkritiker // Hist. Jb. Münch., 1955. Bd. 74. S. 79-91; idem. Entstehungszeit und Quellenwert der «Vita Lebuini» // DA. 1965. Bd. 21. S. 345-370; Hauсk K. Ein Utrechter Missionar auf der altsächsischen Stammesversammlung // Das erste Jahrtausend: Kultur und Kunst im werdenden Abendland an Rhein und Ruhr. Düsseldorf, 1964. Bd. 2. S. 734-745; idem. Die Herkunft der Liudger-, Lebuin- und Marklo-Überlieferung: Ein brieflicher Vorbericht // FS f. J. Trier zum 70. Geburtstag. Köln etc., 1964. S. 221-239; idem. Zu geschichtlichen Werken Münsterscher Bischöfe // Monasterium / Hrsg. A. Schröer. Münster, 1966. S. 337-426; idem. Apostolischer Geist im «genus sacerdotale» der Liudgeriden: Die «Kanonisation» Liudgers und Altfrids gleichzeitige Grablege in Essen-Werden // Sprache und Recht: Beiträge z. Kulturgeschichte d. Mittelalters: FS f. R. Schmidt-Wiegand zum 60. Geburtstag / Hrsg. K. Hauck e. a. B.; N. Y., 1986. Bd. 1. S. 191-219; Schmid K. Die «Liudgeriden»: Erscheinung und Problematik einer Adelsfamilie // Geschichtschreibung und geistiges Leben im Mittelalter: FS H. Löwe / Hrsg. K. Hauck, H. Mordek. Köln; W., 1978. S. 71-101; Siems H. Studien zur Lex Frisionum. Ebelsbach, 1980; Werner M. Adelsfamilien im Umkreis der frühen Karolinger. Sigmaringen, 1982; Köhl W. Liudger: Wandlungen einer Biographie // Jb. f. Westfälische Kirchengeschichte. 1990. Bd. 84. S. 17-29; idem. Das Bistum Münster. B.; N. Y., 2003. Bd. 7/3. (Germania Sacra. N. F.; 37/3); Kaus E. Zu den Liudger-Viten des 9. Jh. // Westfälische Zschr. Paderborn, 1992. Bd. 142. S. 9-55; Schmidt H. Gerbert // Biographisches Handbuch zur Geschichte des Landes Oldenburg. Oldenburg, 1992. S. 231-232; St. Liudger, Zeuge des Glaubens: Apostel der Friesen und Sachsen: Gedenkschrift zur Erinnerung an die Geburt des Heiligen vor 1250 Jahren, 742-1992. Essen; Werden, 1992; Freise E. Vom vorchristlichen Mimigernaford zum «honestum monasterium» Liudgers // Geschichte der Stadt Münster. Münster, 1993. Bd. 1. S. 1-51; Freitag W. Heiliger Bischof und moderne Zeiten: Die Verehrung des hl. Ludger im Bistum Münster. Münster, 1995; Padberg L., von. Heilige und Familie: Studien zur Bedeutung familiengebundener Aspekte in den Viten des Verwandten- und Schülerkreises um Willibrord, Bonifatius und Liudger. Mainz, 19972; Wood I. N. The Missionary Life: Saints and Evangelisation of Europe, 400-1050. N. Y., 2001. P. 100-122; Angenendt A. Liudger: Missionar-Abt-Bischof im frühen Mittelalter. Münster, 2005; Heiligen Liudger: Zeuge des Glaubens, 742-809: Gedenkschrift zum 1200. Geburtstag. Essen, 2009.
Г. И. Борисов
Ключевые слова:
Епископы Римско-католической Церкви Святые Римско-католической Церкви Почитание святых в Римско-католической Церкви Миссионеры Римско-католической Церкви Лиудгер [Лиутгер, Людгер] (ок. 742 - 809), миссионер, 1-й епископ Мюнстера, основатель монастыря Верден, святой (пам. зап. 26 марта)
См.также:
ЛУЛЛ (ок. 710 - 786), св. (пам. зап. 16 окт.), еп. Майнца (с 754, архиепископ с 780/2), англосакс. миссионер в Германии
АДАЛЬБЕРТ (ок. 956–997), еп. Пражский (с 983), сщмч. (пам. зап. 23 апр.), покровитель Польши и Чехии, миссионер
ВИГИЛИЙ († 405), сщмч. (пам. зап. 26 июня)
ВИЛЛЕХАД (740 - 789), миссионер, первый епископ Бременский, католич. св. (пам. зап. 8 нояб., 13 июля)
ВИРГИЛ [Виргилий] (ок. 710 - 784), еп. Зальцбургский, св. (пам. зап. 27 нояб.)
ВИЦЕЛИН (ок. 1090 - 1154), еп. Ольденбурга, миссионер, св. католич. Церкви (пам. 12 дек.)
ВОЛЬФРЕД († 1029), один из просветителей Швеции, сщмч. (пам. зап. 18 янв.)
ГЕРМАН (ок. 495 - 576), еп. г. Паризии, св. (пам. 28 мая)
ЕВСЕВИЙ († 371), еп. г. Верцеллы (ныне Верчелли, Италия), церковный деятель и богослов, боролся с арианской ересью, свт. (пам. зап. 15 дек.)
ИЛАРИЙ (ок. 315 - 367), свт. (пам. зап. 13 янв.), еп. Пиктавийский, богослов, отец и учитель Церкви