[лат. Adalbertus; слав. имя - Войтех] (ок. 956-23.04.997), сщмч. (пам. зап. 23 апр.), еп. Пражский (с 983), покровитель Польши и Чехии, миссионер. А. был сыном одного из князей Вост. Чехии Славника, в 961 г. крещен проезжавшим на Русь еп. Адальбертом (буд. архиеп. Магдебургским), при к-ром в 972-982 гг. А. учился в Магдебурге в соборной школе. Вскоре после поставления на Пражское еп-ство, к-рое тогда помимо Чехии включало Силезию и Краковскую землю (при А. к нему было присоединено и Моравское еп-ство), А., как и все потомство Славника, оказался в конфликте с чеш. кн. Болеславом II и в 988 г. был вынужден удалиться в Италию, где вступил в греко-лат. мон-рь святых Бонифация и Алексия в Риме. Попытка А. вернуться в Прагу в 992 г. по настоянию своего священноначалия (Майнцского архиеп. Виллигиза) была неудачна и закончилась его вторичным изгнанием в 994 г. И в дальнейшем чеш. князь отказывался принять А., так что зимой 996/97 г. А. оказался при дворе польск. кн. Болеслава I, при поддержке к-рого отправился в качестве миссионера к язычникам-пруссам (к востоку от устья Вислы), где и погиб. Место гибели А. точно неизвестно. По позднему местному преданию, это дер. Тенкиттен (совр. Береговое, Калининградская обл. России), место особого почитания А. Кн. Болеслав I выкупил тело А. и способствовал установлению его церковного почитания: А. стал святым покровителем созданной в 1000 г. Польской архиепископии с центром в г. Гнезно. По свидетельству хрониста Козьмы Пражского, в 1039 г. мощи А. в ходе польско-чеш. войны перевезли в Прагу, однако в 1127 г. они были чудесным образом обретены в кафедральном соборе в Гнезно. И в Чехии, и в Польше полагают, что именно в их стране покоятся истинные останки святого. Почитание А. распространилось очень быстро и способствовало выдвижению Польши в число первых христ. держав: поклониться гробу А. прибыл в Польшу имп. Оттон III. 2 пространных жития А. были созданы уже в нач. XI в. (в т. ч. св. Бруно Кверфуртским). Нек-рые эпизоды биографии А., приписываемые ему традицией, напр. крещение буд. венг. кор. Стефана I Святого, спорны. С большей или меньшей определенностью А. считается автором ряда агиографических и литургических произведений, написанных на лат., но ему также приписывается авторство чеш. гимна «Господине, помилуй ны» на старослав. языке и, с меньшей вероятностью, польск. «Bogórodzica». В неск. более поздних древнерус. текстах (в частности, в «Сказании о русской грамоте») встречается представление об А. как искоренителе богослужения на старослав. языке в Чехии, ныне нередко оспариваемое.