ЛОНГИН
Том XLI, С. 423-425
опубликовано: 22 октября 2019г.

ЛОНГИН

Содержание

Прп. Лонгин Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. (Киево-Печерская лавра, Дальние пещеры)Прп. Лонгин Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. (Киево-Печерская лавра, Дальние пещеры)(Логгин) (XIII-XV вв.?), прп., Киево-Печерский, вратарь, Трудолюбивый, в Дальних пещерах почивающий (пам. 16 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов). Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском монастыре (см. Киево-Печерская лавра) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.- в Киево-Печерском патерике, в «Повести временных лет» (см. в ст. Летописание) и в Житии прп. Феодосия Печерского. Возможно, Л. жил во 2-й пол. XIII-XV в. О нем, как и о большинстве святых Дальних пещер, сохранились только краткие поздние сведения.

В XIX в. на доске над его захоронением имелась надпись, текст которой, очевидно, был составлен в синодальный период: «Преподобный Логгин, вратарь Печерский, свято и праведно монастырское проходя послушание, сицеваго от Всевидца Бога сподобился дара, яко ведал приходящих в монастырь и исходящих мысли сокровенныя. Добрых во благом предложении утверждал, злых же нещадно обличал, приводя к покаянию. По многотрудном богоугодном житии отиде ко Господу и есть неусыпающий о всех приходящих к Богу молитвенник» (Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 36-37; ср.: Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 477. Примеч. 2). Аналогичная информация содержалась в рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником архиеп. Модесту (Стрельбицкому) при написании его «Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер» (Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 35).

Впервые Л. упоминается в «Тератургиме» мон. Афанасия (Кальнофойского) (К., 1638) в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах. Однако Л. не указан в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг. Научное исследование мощей Дальних пещер, произведенное в кон. XX в., показало, что Л. к моменту кончины имел возраст приблизительно 50-60 лет (Дива. 1997. С. 94). Не позднее XIX в. были составлены тропарь и кондак Л. (опубл. в кн.: Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 36). Местная канонизация Л. совершена при архим. Варлааме (Ясинском), настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг. (впосл. митрополит Киевский), когда был установлен Собор преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба преподобным отцам Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в к-рой Л. прославляется в 4-м тропаре 1-й песни канона. Общецерковное почитание Л. установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., к-рыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. Л.) в общецерковные месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Отдельный день памяти Л. был установлен во 2-й пол. XIX в.

Ист.: Службы прп. отцам Печерским, ихже мощи в Ближней и Дальней пещере нетленно почивают. К., 1763; Канон собору прп. отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих // Минея (МП). Авг. Ч. 3. С. 130-131.
Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 170; Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киево-Печерской лавры. К., 18473. С. 113, 295; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 330-331; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах св. отцев Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. К., 1885. С. 1-2, 32, 79; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 26; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 66, 134.
М. В. П.

Иконография

Описание Л. имеется в иконописном подлиннике кон. XVIII в.: «Сед, аки апостол Петр брадою и власы, зрит назад, на плечах клабук черн, руки к сердцу, персты вверх, риза преподобническая багор, испод празелень, левою ногою стоит впрям» (БАН. Строг. № 66. Л. 316 об., «левыя страны» 20-й). Уподобление святого облику ап. Петра, вероятно, связано со служением Л. при вратах обители и вызвано аллюзией на образ апостола, к-рый в народном представлении был держателем ключей от врат ада и рая (иллюстрация слов Спасителя по Мф 16. 19).

В Дальних пещерах на стене при раке с мощами Л. находится его икона (40-е гг. XIX в., работа мастеров Киево-Печерской лавры под рук. иером. Иринарха) с единоличным поясным изображением. На ней уподобление Л. ап. Петру проявляется не столько в облике, сколько в атрибутах служения - Л. держит в левой, слегка приподнятой руке массивные ключи, как у ап. Петра, их 2; на кисти правой руки - четки с прозрачными бусинами. У святого седая, слегка вьющаяся, сужающаяся книзу недлинная борода, черты лица тонкие, нос с горбинкой. Облачен в рясу, мантию, на голове клобук. Эта икона стала образцом для совр. тиражированных изображений Л. (напр., иконы Художественно-производственного предприятия «Софрино» - святой в облачении схимника).

Так же, держащим 2 ключа в приподнятой левой руке, Л. представлен на иконе при нижнем входе в Дальние пещеры «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» (1890, создана в мастерской Киево-Печерской лавры). У святого округлая короткая рыжеватая без седины борода, голова слегка склонена вниз, взгляд потуплен.

В композициях Собора Киево-Печерских святых на иконах и гравюрах Л. (поясная фигура) обычно представлен в правой группе преподобных Дальних пещер замыкающим 2-й снизу ряд святых, рядом с прп. Титом Воином. Поскольку образ Л. крайний, то ракурс его головы, склоненной к левому плечу и развернутой к полю иконы, обладает определенной исключительностью (несмотря на то, что обращенными от центра композиции изображаются нек-рые преподобные, напр. Лаврентий Затворник и Макарий Диакон); отсюда данная в иконописном подлиннике характеристика «зрит назад». Некое сходство с ап. Петром наблюдается благодаря некрупным чертам лица, аккуратной форме носа, недлинной, округлой, слегка волнистой бороде с небольшой проседью, а в случаях, когда голова не покрыта, и вьющимся волосам, заходящим на лоб. Так он представлен на одной из наиболее ранних икон «Собор Киево-Печерских святых», происходящей из Киево-Печерской лавры (2-я пол. XVIII в., НКПИКЗ; см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117),- голова не покрыта. На иконе посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ - Иркутские иконы: Кат. / Сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28) Л. изображен в зеленоватой мантии, голова не покрыта, наметка клобука лежит на плечах. Положение головы то же, взгляд обращен назад, словно святой пытается посмотреть за плечо. Сходство с ап. Петром художник подчеркнул, руководствуясь характеристикой образа святого в поздней западноевроп. традиции: средней длины седая борода слегка всклокочена, плешив, разметавшиеся кудри волос лежат по ушам. Выразителен облик святого и на иконе 1-й трети XIX в. (КБМЗ) - голова не покрыта, руки крестообразно сложены на груди (без ключей).

Такого же типа изображение Л. представлено: на палехской иконе 1-й пол. XIX в. из частного собрания (Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр. / Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87); на иконе посл. четв. XIX в. из ц. Воздвижения Креста в Женеве; на изготовленной в Ростове эмалевой иконе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия).

Встречается вариант изображения Л., где отсутствует характерный для него разворот и святой представлен, как др. преподобные, обращенным к центру: на иконах 1-й пол. (ЦМиАР) и сер. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского женского мон-ря в Александрове).

Существенной переработке подверглась композиция «Собор Киево-Печерских святых» на московской иконе 2-й пол. XIX в. (собрание В. А. Бондаренко; см.: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. [57]): в частности, Л. представлен в левой группе святых, в 1-м ряду, предпоследним, между преподобными архим. Игнатием (справа) и Зосимой (слева); в иконографии святого сохранен специфический поворот головы, Л. облачен в рясу, мантию, схиму (куколь на плечах), правой рукой благословляет, в левой - закрытый свиток.

Те же особенности изображения Л. характерны и для гравюр и литографий Собора Киево-Печерских святых. Д. А. Ровинский приводит 15 гравюр этой композиции (самую раннюю датирует кон. XVII в.), среди них - листы московского гравера сер. XVIII в. Мартына Нехорошевского, почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского (с монограммой «I. g.»), гравюра 1771/74 г. работы Иоанна Кончаковского и ее копия 1821 г. работы Герасима Проценко (Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-633. № 1505-1520; Т. 4. С. 761-763. № 1505а, 1507, 1509-1511). Извод, в к-ром сохраняется ракурс фигуры святого, смотрящего за плечо, встречается реже (напр., на киевской гравюре В. Белецкого, 1751; 1756 - РГБ), чем изображение Л., обращенного к центру композиции (на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ), на тонолитографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ)). За редким исключением (напр., гравюра 1-й четв. XIX в., РГБ; см.: Киево-Печерский патерик. 2006. С. 63), голова святого не покрыта. На хромолитографии 1903 г. московской мастерской И. Д. Сытина (ц. вмц. Варвары в Казани) прямоличный образ Л. представлен в центре правой группы святых.

Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 156; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: Кат. / Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006. С. 33, 48, 53, 64.
Э. В. Шевченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
  • АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
  • АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
  • АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
  • АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (кон. XIII - XV в.), прп. Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
  • АХИЛА ДИАКОН (конец XIII - XV в.?), прп. Киево-Печерский (пам. 4 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)
  • ВЕНИАМИН (кон. XIII-XV в.?) прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 13 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)
  • ГЕРОНТИЙ (XIV в.?), прп. (пам. 1 апр., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)
  • ГРИГОРИЙ (XIV в.?), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах (пам. 8 янв., 28 авг. - в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Кивево-Печерских)
  • ЕВФИМИЙ схимник, прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 20 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов)