(XIV в.?), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 8 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), затворник, чудотворец. Краткое описание подвижничества Г. помещалось на доске, к-рой до XVIII в. была закрыта ниша, где покоились мощи преподобного (скопированные в XVII в. с досок «Краткие жизнеописания преподобных отец Дальних пещер» опубл. архиеп. Модестом (Стрельбицким)). Г. сподобился дара чудотворения за подвиги поста и молитвы. Преподобный питался невареными овощами и травами, ночи проводил в молитве. Больные, вкушая его еду с верой в молитву святого, получали исцеление. В древнейший помянник Киево-Печерского мон-ря кон. XV - нач. XVI в. внесены 5 монахов с именем Григорий, одним из них мог быть Г. (Голубев С. Т. Древний помянник Киево-Печерской лавры (кон. XV и нач. XVI ст.) // ЧИОНЛ. 1892. Кн. 6. С. 5-6).
Общецерковное почитание Г. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым разрешалось печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные месяцесловы. Г. упоминается во 2-м тропаре 5-й песни Канона преподобным отцам Дальних пещер, имеется отдельный кондак преподобному. Обследование мощей Г. показало, что на момент смерти ему было 40-50 лет (Колпакова В. М., Кабанець Є. П. Комплекснi медико-антропологiчнi дослiдження св. мощей Києво-Печерськоï лаври // Дива. С. 93).
В иконописном подлиннике кон. XVIII в. под именем Григория, почивающего в Дальних пещерах, указано 2 подвижника (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 89). Об облике одного из них сказано: «На плечах схима, риза преподобническая, испод празелень, сед, брада Григория Богослова, власы с ушей» (БАН. Строг. 66. Л. 317; «левыя страны» 29-й); о другом говорится: «Надсед, брада Феодосиева, власы с ушей, зрит назад, на плечах клобук черн, риза преподобническая, испод бакан, левая рука молебна, одною ногою стоит впрям» (Л. 319; «левыя страны» 55-й). Неясно, какое из описаний относится к Г.
Поясное изображение Г. как средовека, в монашеских одеждах и куколе, в небольшом повороте вправо, в левой руке - раскрытая книга (указательным пальцем правой отмечен текст: «Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши…»), представлено на иконе 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками у раки преподобного в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Оплечное фронтальное изображение Г. в виде старца в куколе, с небольшой седой бородой (видна прижатая к груди левая рука) помещено в 3-м ряду на иконе «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в Дальних пещерах» 1890 г., написанной в мастерской Киево-Печерской лавры (помещена при выходе из Феодосиевых пещер лавры).
Г. изображен в композиции «Собор Киево-Печерских святых», как правило, в правой группе за прп. Феодосием Киево-Печерским в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах (у Д. А. Ровинского указано 15 гравюр с этим сюжетом). На гравюре кон. XVIII - нач. XIX в. (РГБ) Г. помещен в 4-м ряду 4-м слева, вполоборота влево, в виде средовека с непокрытой головой, короткими волнистыми волосами, разбившимися на отдельные пряди, высоким лбом, маленькой бородкой, имеется надпись: «п Григорий схимник». Неизвестно, какое из 2 изображений с идентичными надписями на нимбах: «Григорий» (3-й справа в 4-м или в 7-м ряду, в священническом или монашеском одеянии) представляет Г. на иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание В. А. Бондаренко). На раскрашенной литографии 1883 г., вышедшей из мастерской А. Абрамова (ГРМ), Г. помещен 2-м справа в 6-м ряду, без характерных индивидуальных особенностей. Надпись на нимбе: «пре. Григории зат.» (затворник), возможно, связана с текстом тропаря Г.: «Пустынный житель, и в телеси Ангел и чудотворец явился еси…» На хромолитографии 1898 г., изданной в Киево-Печерской лавре (РГБ), помещено оплечное изображение Г. в 5-м ряду 2-м справа, в повороте от центра, в куколе и с небольшой бородой, на нимбе надпись: «Пр Григорий чуд».
Образ Г. присутствует в составе подвижников Феодосиевых пещер в росписи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В иконописи XX в. он включен в группу Киево-Печерских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие», напр. письма́ мон. Иулиании (Соколовой), кон. 20-х - нач. 30-х гг. (ризница ТСЛ - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на совр. списках этой композиции.