ЛОТ
Том XLI, С. 516-521
опубликовано: 10 августа 2020г.

ЛОТ

Содержание

[Евр.  ,   греч. Λώτ; лат. Loth], ветхозаветный патриарх, прав. (пам. 9 окт.), сын Арана, младшего брата Авраама (Быт 11-14, 19). Имя Лот, означающее «покров, покрывало» в древнеевр. языке по форме - омонимичное активное причастие простой породы от глагола   - «покрывать» (BDB. P. 532; см.: Ис 25. 7а).

В Священном Писании

История Авраама и его племянника Л. начинается со слов «вот родословие» (   - Быт 11. 27), к-рыми в кн. Бытие обозначаются 7 наиболее важных повествовательных блоков. Вместе с Фаррой, Авраамом и Саррой Л. вышел из Ура Халдейского в Харран (Быт 11. 31-32). Затем он вместе с Авраамом и его женой направился в землю Ханаанскую; в Библии уточняется, что Аврааму было 75 лет, в то время как возраст Л. остается неизвестным (Быт 12. 4-5). В 12-й гл. повествуется о пребывании Авраама и Сарры в Египте, однако Л. в этой связи не упоминается. В 13-й гл. рассказывается о конфликте, к-рый возник между пастухами Авраама и Л., в результате чего родственники решили, что лучше одному из них поселиться в др. местности. Л. ушел в плодородную долину Иордана, где находились Содом и Гоморра, поскольку та местность «вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская» (Быт 13. 10). В 14-й гл. рассказывается, что царь Элама Кедорлаомер вместе с др. местными царями воевал против царей Содома и Гоморры. Он пленил Л., Авраам же, напав ночью на Кедорлаомера и его окружение, освободил в т. ч. и своего племянника, возвратив ему все его имущество.

Разделение семей Авраама и Лота. Мозаика центрального нефа ц. Санта-Мария-Маджоре в Риме. 432–440 гг.Разделение семей Авраама и Лота. Мозаика центрального нефа ц. Санта-Мария-Маджоре в Риме. 432–440 гг.

В последний раз о Л. упоминается в связи с гибелью Содома. В Быт 19. 1 говорится, что к нему домой пришли «два Ангела» (  ). Спасение Л. из обреченного города объясняется тем, что «Бог вспомнил об Аврааме и выслал Лота из среды истребления» (Быт 19. 29). Л., как и Авраам (Быт 18), проявил гостеприимство и стал упрашивать посланников, чтобы они вошли в его дом, отведали угощение и отдохнули. Когда ангелы приняли его приглашение, то к дому Л. подошли местные жители и стали требовать вывести гостей, дабы «познать» их (Быт 19. 5). В МТ в этом месте буквально сказано: «Да познаем ( ) их!» Поскольку этот же глагол использован в Быт 4. 1, где говорится о том, что Адам «познал» свою жену и она зачала и родила Каина, то, по всей видимости, жители Содома хотели вступить со странниками в интимные отношения. Поэтому в LXX слова содомитов переведены как «чтобы мы вступили в половую связь» (ἵνα συγγενώμεθα; также и в Вульгате - cognoscamus - букв. «да познаем / вступим в связь»).

Видя их настойчивость, Л. предложил им взамен своих 2 дочерей, к-рые «не познали мужа», чтобы жители делали с ними все, что захотят. Однако порочные содомиты продолжали требовать вывести к ним именно странников. Тогда ангелы ослепили их, а Л. вернули в дом. Они повелели ему быстро покинуть город. Женихи дочерей остались в Содоме, а Л. вместе с семьей и ангелами вышел из города. При этом Л. «медлил» (Быт 19. 16), так что ангелам пришлось торопить его. Они повелели ему бежать в горы, но Л. упросил их позволить ему с семьей скрыться в ближайшем селении. Господь сохранил этот маленький городок, к-рый стал называться Сигор (  - «незначительный» - BDB. P. 859; Быт 19. 22). Жена Л. ослушалась запрета оглядываться, и Бог превратил ее в соляной столп (Быт 19. 26). Тем не менее из текста остается непонятным, почему наказание Божие приняло именно такую форму.

После гибели Содома и Гоморры Л. ушел из Сигора в горы и поселился в пещере вместе с дочерьми. Они же, посчитав, что для них не осталось больше женихов на земле, и видя, что отец их стар, напоили его вином и по очереди переспали с ним (в первую ночь - старшая, а во вторую - младшая). Забеременев, старшая дочь родила Моава, а младшая - Бен-Амми, к-рые стали предками моавитян и аммонитян соответственно. При этом относительно состояния Л. в момент близости с каждой из дочерей сказано, что он «не знал, когда она легла и когда встала» (Быт 19. 33, 35). Поскольку Свящ. Писание оставляет этот поступок Л. без оценки, его нравственное истолкование представляет собой затруднение для исследователей (см., напр.: Kugel. 1998. P. 328). Дальнейшая его интерпретация в рамках той или иной экзегетической традиции дает простор для самых разных толкований.

Во Втор 2. 9, 19 и в Пс 82. 9 упоминаются сыны Л. В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, говорится о порочных соседях Л., к-рых Бог наказал за их гордость (ὑπερηφανία - Сир 16. 8 по LXX; Сир 16. 9 по синодальному пер.). В НЗ имя Л. встречается 4 раза (Лк 17. 28-29, 32; 2 Петр 2. 7). В Евангелии от Луки Л., его жена и жители Содома фигурируют в контексте эсхатологического наставления Иисуса Христа. Во 2 Петр 2. 6-11 история с Л. служит наглядным примером того, что Господь, наказывая грешников, спасает праведников.

Н. Н. Шаблевский

В христианской экзегезе

Оценка поступков Л. в творениях авторов древней Церкви носит неоднозначный характер. С одной стороны, его поведение служит наиболее наглядным примером страннолюбия среди ветхозаветных праведников. Свт. Григорий Богослов полагал, что Л. отличался от порочных соседей именно гостеприимством, не будучи содомитом по образу жизни (Greg. Nazianz. Or. 14: De pauperum amore // PG. 35. Col. 860).

Гибель Содома. Миниатюра из Библии. Сер. XIII в. Мастер В. де Брель (Baltim. W. 106. Fol. 4r)Гибель Содома. Миниатюра из Библии. Сер. XIII в. Мастер В. де Брель (Baltim. W. 106. Fol. 4r)

Наиболее сложной проблемой для христианской экзегезы является интерпретация греха Л. с дочерьми. Для Климента Александрийского это иллюстрация того, к чему может привести тяжелый сон после опьянения (Clem. Alex. Paed. II 9). Свт. Ириней Лионский предупреждает своих слушателей, что они не должны быть обвинителями патриархов в подобных историях из Свящ. Писания, но искать в них прообразы. По мнению свт. Иринея, Л. вступил в эту связь, не осознавая содеянного (Быт 19. 33), давая т. о. совершиться Божественному Промыслу. Его дочери также достойны извинения, поскольку думали, что все люди на земле погибли и они «одни остались с отцом для сохранения рода человеческого» (Iren. Adv. haer. IV 31. 1-2). Призыв не впадать в соблазн от этой истории исходит и от Оригена, к-рый также интерпретирует ее как указание «на некоторые тайны и образы духовных вещей» (Orig. De princip. IV 9). В то же время Ориген осуждает поступок дочерей Л. и подчеркивает, что они, руководствуясь лишь плотскими помышлениями, «лишают своего отца разума и усыпляют его вином, то есть окутывают и затемняют духовное зрение и домогаются от него исключительно плотского» (Idem. In Gen. hom. 5. 5). Он также находит основания для извинения поведения Л., к-рый не собирался посягать на целомудрие дочерей, а попал в их ловушку, находясь в беспомощном состоянии (см.: Быт 19. 35). Ориген считает Л. лишь частично виновным и прежде всего в сильном пристрастии к вину, так что «пьянство соблазнило того, кого не смог соблазнить Содом» (Orig. In Gen. hom. 5. 3). Подобным образом и свт. Иоанн Златоуст оправдывает поступок Л., к-рый, по его мнению, тот совершил неосознанно, «позволив напоить себя из-за душевной скорби» (Ioan. Chrysost. In Gen. 44 // PG. 54. Col. 411). В то же время блж. Иероним Стридонский пишет, что поведение дочерей не извиняет отца: Л. виноват в своем поступке, поскольку, видя благодеяния Божии к себе, побоялся остаться в Сигоре, к-рый Господь обещал не разрушать, и по малодушию убежал в горы (Hieron. Quaest. hebr. in Gen. 19. 30).

Превратившаяся в соляной столп жена Л. довольно рано в христ. традиции стала рассматриваться в качестве символа того, что все, вступившие на путь добродетели, «не должны снова возвращаться к диаволу и миру, от которых отреклись и избавились», и наглядной иллюстрацией евангельских слов о том, что «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк 9. 62; ср.: Лк 17. 31-32 - Cypr. Carth. Exhort. mart. 4; ср.: Athanas. Alex. Vita Antonii. 2; Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 12). Этот инцидент получает в трудах отдельных авторов символическую интерпретацию, указывая т. о. на «Церковь, которая есть соль земли, осталась в пределах земли и подвержена человеческому» (Iren. Adv. haer. IV 31. 3). Климент Александрийский видит иносказательно суть этого образа в том, чтобы «приправить и подсолить того, кто обладает способностью духовного видения» (Clem. Alex. Strom. II 14. 61). Ориген пишет, что соль символизирует благоразумие, которого жене Л. недоставало (Orig. In Gen. hom. 5. 3).

В апокрифической и греческой литературе эллинистического периода

В кумран. тексте «Апокриф на Книгу Бытие» содержится пересказ библейской истории о Л., дополненный новыми подробностями: во время пребывания в Египте Л. выступает посредником в переговорах между Авраамом и фараоном, пораженным тяжкой болезнью из-за похищения Сарры (1Q 20. 22-26). Также более подробно, чем в Библии, пересказана история пленения и освобождения Л. Авраамом, к-рый, прежде чем пойти в бой, плачет о своем племяннике, попавшем в беду (1Q 22. 3-4).

Бегство из Содома. Саркофаг Лота. Ок. 340 г. (ц. Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура в Риме)Бегство из Содома. Саркофаг Лота. Ок. 340 г. (ц. Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура в Риме)

В ветхозаветном апокрифе «Книга Юбилеев» от лица ангелов говорится о спасении ими Л. из Содома благодаря тому, что Господь вспомнил об Аврааме. Грех же Л. с дочерьми получает суровое осуждение: подобного ему «не было на земле от Адама до сего времени». За это преступление на небесных скрижалях начертано, что семя Л. будет истреблено, так что до Судного дня не останется его на земле (Юб 16. 8-9 - The Book of Jubilees / Transl. J. C. Vanderkam. Leuven, 1989. P. 95-96). В «Откровении Павла» (IV-V вв.; CANT, N 323) ап. Павел в раю среди множества ветхозаветных праведников встречает Л.- человека с прекрасным лицом, к-рый, кратко пересказав историю спасения вестников в Содоме и благословив Павла, завершает свое приветствие наставлением о том, что нам следует, имея веру, понимать: за любой поступок Бог воздаст гораздо больше тому, кто придет к Нему (Apoc. Paul. 49 - New Testament Apocrypha / Ed. W. Schneemelcher. Louisville, 1992. Vol. 2. P. 739). В слав. апокрифическом «Слове о крестном древе» (XIV-XVI вв.) в фантастическом ключе изображено покаяние Л., который по повелению Авраама берет 3 горящие в райском огне головни, после чего трижды в день носит в своих устах воду и поливает их. Когда головни дали ростки, из них выросло древо, на к-ром впосл. был распят благоразумный разбойник (Рождественская М. В. Апокрифы Др. Руси. СПб., 2002. С. 121-122).

Согласно Иосифу Флавию, Авраам, «страдая от отсутствия собственного ребенка, усыновил Лота» (Ios. Flav. Antiq. I 7. 1 [154]). Об усыновлении Л. ничего не сказано в раввинистической лит-ре. Тем не менее такая практика была на Ближ. Востоке, и о ней хорошо знала целевая аудитория Иосифа (Avioz. 2006. P. 5; Sterling. 1991. P. 297-308). Однако Иосиф Флавий не развивает тему усыновления Л. и не соотносит ее с последующим рождением у Авраама Измаила и Исаака. Cогласно Флавию, причиной, по к-рой Л. попал в плен, является то, что он был союзником (σύμμαχος) содомитов в их сражении против Кедорлаомера (Ios. Flav. Antiq. I 9 [175]). Он также отмечает, что сам видел сохранившийся до его времени соляной столп, в к-рый была превращена жена Л. (Ibid. I 11. 4). Не оценивая поступок дочерей Л., Флавий отмечает, что они стремились к тому, чтобы человеческий род не прекратил своего существования (Ibid. I 11. 5 [205]).

В аллегорической интерпретации Филона Александрийского образ Л. носит скорее отрицательный характер: он человек, «унесенный в сторону от [верного пути] из-за слабости души», а его потомство, порожденное от пьяной и обезумевшей души, символизирует тех, кто считают себя, а не Бога творцом всякой вещи (Philo. De poster. Cain. 175-178). Имя Лот Филон истолковывает как «уклонение» (ἀπόκλισις) ума от блага ко злу, а его самого уподобляет кораблю в бушующем море (Idem. De migr. Abr. 148).

В раввинистической литературе

В раввинистической традиции сформировались разные оценки личности Л., зачастую негативные. В то же время, согласно отдельным евр. комментаторам, Авраам, вопрошая Господа, «неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?» (Быт 18. 23b), под праведником ( ) подразумевал именно Л. (Пирке де-Рабби Элиезер. 25; Hirschberg. 2007. P. 216; ср.: Skinner. 1930. P. 307; Sarna. 1989. P. 135). После того как Л. покинул Авраама, от него отступил Господь (Бэрешит Рабба. 41. 5-7). В этом же трактате объясняется и причина, по к-рой Л. выбрал Содом местом своего поселения: он сам был похотлив и его склонность к плотским страстям отразилась на дочерях. Кроме того, опьянение Л. Талмуд определяет как состояние, характеризующееся полной невменяемостью (Эрувин. 65а; Бэрешит Рабба. 41. 4). Согласно иудейскому преданию, у Л. было 4 дочери, 2 из к-рых вместе с женихами погибли в Содоме (Бэрешит Рабба. 51. 9). Поскольку жена Л. беспокоилась за судьбу оставшихся в порочном городе дочерей, то она оглянулась и, увидев Шехину (  - «присутствие [Божие]»), превратилась в соляной столп (Пирке де-Рабби Элиезер. 1). Также Л. осуждался за то, что согрешил со своими дочерьми, особенно он виновен в том, что позволил себя во 2-й раз напоить и переспал с младшей дочерью. Однако намерение его детей признавалось почетным (Hirschberg. 2007. P. 216). Согласно комментарию Раши (XI в.), Л. был назначен содомлянами судьей над ними (Тора с коммент. Раши: Брейшит. М., 2009. С. 328); отказ же Л. спасаться «на горе» (Быт 19. 19) означает его нежелание обнаружить свою греховность в сравнении с прав. Авраамом (Тора с коммент. Раши. 2009. С. 340).

Лит.: Spina F. A. Lot // ABD. Vol. 4. P. 373-374; Skinner J. A Critical and Exegetical Comment. on Genesis. Edinb., 19302; Sarna N. M. Genesis. Phil., 1989; Sterling G. E. Historiography and Self-Definition: Josephus, Luke-Acts and Apologetic Historiography. Leiden, 1991; Kugel J. Traditions of the Bible: A Guide to the Bible as it Was at the Start of the Common Era. Camb. (Mass.), 1998; Библейские комментарии отцов Церкви и др. авторов I-VIII вв.: ВЗ. Тверь, 2005. Т. 2: Книга Бытия 12-50 / Пер. с англ., греч., лат., сир.; ред.: М. Шеридан; ред. рус. изд.: Ю. Н. Варзонин, С. С. Козин. С. 88-103; Avioz M. Josephus's Portrait of Lot and His Family // JSP. 2006. Vol. 16. N 1. P. 3-13; Hirschberg H. Z. Lot // EncJud. Vol. 13. P. 215-216.
Н. Н. Шаблевский, А. Е. Петров

В исламе

В исламе Л. (араб. Лут) не только считается праведником (Коран XXI 75), но и наряду со мн. др. библейскими персонажами был переосмыслен как пророк и посланник Аллаха (XXVI 162, XXXVII 133 и др.). Он относится к числу т. н. пророков великих катастроф, среди к-рых его история по количеству упоминаний стоит на 2-м месте после истории о Нухе (Ное) и потопе. Не считая отдельных упоминаний Л., более или менее пространное повествование о нем содержится в 9 сурах, почти исключительно позднемекканского периода: в 4 - как продолжение рассказа об Ибрахиме (Аврааме) и о его гостях (XI 77-83, XV 61-77, XXIX 26-35, LI 35-37), в 5 - как самостоятельный эпизод (VII 80-84, XXVI 160-174, XXVII 54-58, XXXVII 133-138, LIV 33-38). Пророческая миссия Л. заключалась в том, что он предупреждал народ о грядущем наказании за грехи. Благодаря типологическому сходству его истории с биографией Мухаммада, основанному на факте ухода из родного города из-за неверия соплеменников, фигуре Л. в Коране придается гораздо большее значение, чем она имеет в Библии. При этом очевидно, что библейское сказание о Л. было в том или ином виде известно слушателям Мухаммада, поскольку он ссылается на то, что они видели развалины города Л. (XXXVII 137-138). Арабы могли видеть Содом и Гоморру, когда их караваны проходили в районе Мёртвого м., либо локализовали истребленные города в Аравии. Город Л. (в др. интерпретации - города, к-рых толкователи обычно насчитывают 5, включая или исключая Содом) в Коране называется «опрокинутым» (  напр., LIII 53), а его жители - «опрокинутыми» (IX 70 - ср. евр.   во Втор 29. 23 (22 по МТ) и др.). Город был перевернут (согласно мусульм. толкованиям, арх. Джибраилом (Гавриилом)) и уничтожен дождем «камней из глины плотной, меченных у... Господа» (XI 82) - этот мотив, очевидно, имеет внутриаравийское или месопотамское происхождение (см.: Фролов. 1998. С. 113-115). По мнению нек-рых комментаторов, на камнях были высечены имена жителей, и каждый камень настигал свою жертву, где бы она ни находилась (средневек. авторы указывали на существование в их время этих черных блестящих камней). В Коране жена Л., как и жена Нуха,- пример неверной жены пророка, которая обречена на муки в аду (LXVI 10). Ее погибель посланники заранее предсказали Ибрахиму (XV 60) и Л. (XXIX 33). Мусульманские экзегеты, вероятно, опирались на агадические предания, согласно к-рым она была наказана за то, что нечестием уподобилась др. жителям города, а также за то, что при появлении у Л. посланцев побежала к соседям за солью, чтобы т. о. выдать их приход.

Д. Кюнстлингер, сравнив положительные характеристики Л. в христ. традиции с его отрицательным изображением в агадической лит-ре, пришел к выводу, что образ Л. в Коране имеет христ. корни. В испытавшем же исламское влияние евр. трактате IX в. «Пирке де-Рабби Элиезер» Л. представлен как положительный персонаж.

В ислам. лит-ре о пророках и в памятниках тафсира история Л. была расширена гл. обр. за счет библейского материала и его иудейских и христ. толкований. Мусульм. экзегеты высказывали мнение, что одна из дочерей Л. была матерью пророка Айюба (Иова). Особое внимание толкователи уделяли дочери Л. Зугар, по имени к-рой получили название один из городов и Мёртвое м. Имя Лут, соотнесенное в араб. языке с корнем   (приклеиваться, прилепляться), дало производную группу слов, означающих гомосексуальность (   - содомия).

Лит.: Künstlinger D. Christliche Herkunft der kura nischen Lo t-Legende // Rocznik Orjentalistyczny. Lwów, 1929/1930. T. 7. P. 281-295; Heller B., [Vajda G.]. Lu t // EI. 1986. Vol. 5. P. 832-833; Пиотровский М. Б. Коранические сказания. М., 1991. С. 68-71; Фролов Д. В. Семантика мотива камня в Коране // Семантика образа в литературах Востока. М., 1998. С. 102-120; Busse H. Lot // Encyclopaedia of the Qur'a n. Leiden, 2003. Vol. 3. P. 231-233; Гайнутдинова А. Р. Истории пророков в Коране. М., 2009. С. 159-171.
С. А. Моисеева

Иконография

В «Ерминии» иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) упоминание о Л. встречается в связи с историей Авраама, к-рый, «победив царя Ходоллогомора [очевидно, Кедорлаомера] и союзников его, освобождает племянника своего Лота» (Быт 14. 14-16). Посреди батальной сцены, где «воины преследуют воинов и царей и поражают их», представлен вооруженный Авраам, к-рый держит за руку Л., «а позади видны кони, овцы и волы» (Ерминия ДФ. Ч. 2. № 28. С. 55). Историю истребления Содома и Гоморры «Ерминия» предписывает изображать следующим образом: «Три ангела смотрят вниз с облаков, из коих дождем льется пламень. Внизу горят разрушенные дома, и в них лежат мертвые люди. А вдали Лот и две дочери его бегут по горе: позади их Лотова жена, белая как соль, озирается назад» (Там же. № 31. С. 56). Рус. иконописный подлинник сводной редакции (XVIII в.) С. Т. Большакова упоминает Л. в части «Подлинник святым праотцем, как их писать», отражая сложившуюся к кон. XVI в. традицию размещения икон в рус. высоких иконостасах праотеческого ряда; имя Л. в подлиннике приведено между именами праотцев Иакова и Сифа; он «сед, власы малы, брада велика седа, что Григория Нисского, верх риза празелень, испод багор, в свитке пишет «Изведе мя Господь из Содому и спасе мя»» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 10).

Гибель Содома. Мозаика нефа собора Санта-Мария-Нуова в Монреале. Между 1183 и 1189 гг.Гибель Содома. Мозаика нефа собора Санта-Мария-Нуова в Монреале. Между 1183 и 1189 гг.

Одно из ранних сохранившихся изображений Л. представлено на рельефе саркофага из ц. Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура (ок. 340) в сцене бегства его семьи из Содома. Образ Л. здесь имеет черты, к-рые впосл. станут традиционными и будут встречаться в памятниках визант. круга. Это муж средних лет с густыми волосами и короткой окладистой бородой, облачен в тунику и паллиум, изображен в динамичной позе, устремленным вперед. Он увлекает за собой едва успевающих за ним маленьких дочерей, крепко держа их за руки. Слева находится чуть отставшая жена, левой рукой она касается плеча супруга, но уже обращена назад. Эта же сцена изображена в росписи кубикула B (кубикул Праотцев) гипогея на Виа-Дино-Компаньи в Риме (между сер. и кон. IV в.). Образ Л. в ранних памятниках монументальной живописи фигурирует также в ветхозаветных циклах в связи с историей праотца Авраама. Так, на мозаиках нефа Санта-Мария-Маджоре в Риме (432-440), где подробно изложена история патриарха Авраама, представлена сцена из Быт 13. 2-12 - отселение семьи Л. от семьи Авраама: 2 расположенные рядом группы расходятся влево (семейство Авраама) и вправо (семейство Л.), позади слуги, рядом с Л. фигурки маленьких дочерей, супружеские пары обмениваются выразительными взглядами; внизу изображены пастухи с разведенными в разные стороны стадами. Возрастная и типологическая характеристики Авраама и его племянника здесь близки. Оба средних лет, крепкого телосложения, светлые (седые) волосы едва прикрывают уши, борода короткая, окладистая.

Известны изображения Л. и в древнейших иллюминированных рукописях кн. Бытие. Две миниатюры сохранившегося во фрагментах лондонской рукописи кн. Бытие т. н. Коттоновского Генезиса (Lond. Brit. Lib. Cotton. Otho. B. VI, К-поль, рубеж V и VI вв.) связаны с историей этого праотца: Л. встречает ангелов у ворот своего дома, и содомляне осаждают дом Л., дабы тот выдал им своих гостей; Л.- средовек с темными вьющимися волосами и клиновидной бородой. В Венском Генезисе (Vindob. Theol. gr. 31, VI в.) одна из миниатюр (Fol. 4r) связана с текстом о вызволении Л. из плена, однако в ней акцентирована встреча Авраама с Мелхиседеком (показаны дважды), фигура Л. не просматривается (рука Авраама указывает на семейство Л. и его стада). На следующей миниатюре (Fol. 5r) в 2 эпизодах проиллюстрированы бегство Л. и его семейства из Содома и уничтожение города огнем. Художник изобразил вместе с Л. 8 фигур, выведенных ангелами за стены города; затем фигур, удаляющихся из горящего Содома, остается 7: шествовавшая впереди жена Л. показана последней в виде одиноко стоящей белесой фигурки без лика. Замыкает историю Л. сцена с дочерьми (Fol. 10), они дважды подходят к отцу, поднося ему чашу с вином. Пещера, при входе в которую стоит колонна, обозначена лещадками, на них устроено ложе Л. В Пятикнижии Ашбернема (Paris. lat. Nouv. acq. 2334. Fol. 18, Рим, VI в.) история Л. подробно представлена на листовой миниатюре в сценах, читаемых снизу вверх: сон Л., освобождение Л. из плена, беседа Л. с Авраамом, исход с малолетними дочерьми из Содома, Л. наблюдает истребление Содома и Гоморры, Л. в пещере с дочерьми принимает от них чашу с вином. Одежды праотца составляют короткая, до колен, туника, из-под к-рой видны штаны, и плащ. На маргинальных миниатюрах рукописи «Sacra Parallela» прп. Иоанна Дамаскина (Paris. gr. 923. Fol. 307, 307v, 1-я пол. IX в.) изображены пребывание ангелов в доме у Л.- праотец стоит у ворот дома, раскинув руки, т. о. преграждая путь содомлянам, и бегство из Содома (с соляной фигурой жены Л.); в обеих сценах - вверху десница Божия: в 1-й - благословляющая, во 2-й - изводящая огонь на город.

Путь в Ханаан. Мозаика т. н. купола Авраама в соборе Сан-Марко в Венеции. 1215 -1280 гг.Путь в Ханаан. Мозаика т. н. купола Авраама в соборе Сан-Марко в Венеции. 1215 -1280 гг.В мозаичной декорации на зап. стене нефа кафедрального собора Санта-Мария-Нуова в Монреале, о-в Сицилия (между 1183 и 1189), с историей Л. связаны 2 сцены. В первой представлены ангелы в доме Л. и он сам, выходящий из дома к жителям Содома, требующим выдать его гостей на поругание. В следующей - Содом гибнет (изображены символы бедствия - сполохи огня, разрушенные здания и множество черепов), Л. с дочерьми убегает прочь, его жена в виде белой фигуры застыла соляным столпом. На мозаиках т. н. купола Авраама (сев. купола в нартексе) собора Сан-Марко в Венеции (1215-1280) Л. изображен в связи с вызволением из плена совсем молодым, едущим со слугой по левую руку от Авраама.

Образ Л. вне сцен библейского повествования чрезвычайно редок, но он помогает сохранить связь с предысторией Боговоплощения и родословием Спасителя. Фигура праотца написана на своде арки у алтаря ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1335-1350). Л.- в античных одеждах, лиловая туника с клавом на правом плече, светло-оливковый гиматий, с седыми локонами, с бородой, разделенной на 2 пряди, в левой руке свеча, правая перед грудью. Л. рядом с праведными Иосифом, Манассией, Иовом написан в сев.-вост. части (на внешней стороне арки между сев.-вост. лопаткой у алтаря и сев.-вост. колонной) парекклисиона во имя свт. Николая Чудотворца, юж. придела кафоликона Великой Лавры (1559/60, мастер Франгос Кателанос).

В рус. традиции история спасения Л. встречается в т. н. циклах ангельских деяний. Впервые последовательность сюжетов, связанных с явлением ангелов в ВЗ, отмечается в композициях на юж. вратах собора Рождества Пресв. Богородицы в Суздале, выполненных в технике «золотой наводки» по меди (кон. XII - 1-я треть XIII в.). Из 28 клейм 3 относятся к истории Л. (клейма расположены не последовательно друг за другом). В клейме 14 представлено явление 3 ангелов. Л.- муж с длинными вьющимися волосами, клиновидной бородой - коленопреклоненно встречает ангелов у входа в свой дом, к-рый обозначен уходящей вглубь помещения лестницей. В клейме 18 отражено пребывание ангелов в доме Л.: праотец стоит у порога, перед ним содомляне, в стенах жилища - ангелы и 2 девицы - дочери Л. Объяснение изображению 3, а не 2 ангелов, как следует из текста Библии, содержится в надписи к 14-му клейму: «Архангелъ Господень явися с инема двема ангелома Лотови да избегнет от Содома». В клейме 19 помещен сюжет с истреблением жителей Содома и Гоморры. Клеймо с композицией, объединившей гибель Содома, превращение жены Л. в соляной столп (в виде белой фигуры) и изображение убегающих в скалы Л. с 2 маленькими дочерьми, вошло в цикл деяний арх. Михаила на иконе с его образом и клеймами деяний - храмовой иконе Архангельского собора Московского Кремля (ок. 1400). В более поздних повторениях сюжет об истреблении Содома может быть представлен без участия Л., как, напр., в клейме на иконе «Арх. Михаил, с клеймами деяний» из Лальска (кон. XVI-XVII в., ЦМиАР). Во 2-й пол. XVI в. на иконах Св. Троицы (т. н. ветхозаветной) появляются сцены с изображением явления ангелов Л., известные как «Хождения Св. Троицы» или «Св. Троица в Бытии». Центральную композицию «Гостеприимство Авраама» дополняют клейма, где иллюстрируется история выведения семьи Л. из Содома: напр., 3 клейма на иконе, написанной для сольвычегодского Благовещенского собора (80-е гг. XVI в., СИХМ),- 3-й ангел отмечен нимбом с «софийной» символикой; 2 - на шитой пелене из костромского Ипатиевского мон-ря, вложенной в мон-рь по заказу боярина Д. И. Годунова (мастерская Стефаниды Годуновой, Москва, 1592; ГММК); 9 - на внешней стороне створок к иконе Св. Троицы 1595 г., вложенной в Ипатиевский монастырь тем же боярином. Тот же набор композиций повторяется на иконах Св. Троицы в более поздних памятниках, особенно на иконах работы мастеров Палеха XIX в. Девять сцен, иллюстрирующих историю гибели Содома и Гоморры, включены в роспись на юж. стенах четверика Троицкого собора Ипатиевского мон-ря (1684, артель Гурия Никитина и Силы Савина); среди редких - «Лот предупреждает своих зятьев об истреблении Содома».

Наиболее полный цикл композиций, повествующих об истории Л., сохранился в Лицевом летописном своде 70-х гг. XVI в. (ГИМ. Муз. 358) - 19 сцен, начинающихся с прихода праотца Авраама с племянником в Египет. Подобно древним мозаикам Санта-Мария-Маджоре, в неск. сценах показано разделение Авраама и Л., связаны явления ангелов обоим праотцам. Приход жителей Содома к дому Л. показан в неск. сценах, число содомлян растет, среди них появляются дети, увещевающий Л. указывает на свой дом, в проеме окна видны плачущие дочери Л., которыми отец предлагает пожертвовать. Выразительна отрицательная характеристика содомлян: их профили имеют подобия бесовских личин, они поднимают руки в непотребных движениях, высовывают языки, размахивают палками. В следующей сцене ангелы уводят Л., а нападавшие на его дом повержены, на их изображения миниатюрист накладывает сетку из красных длинных штрихов. Наиболее сложной оказывается сцена гибели Содома от небесного огня, свидетельницей к-рой становится превратившаяся в соляную статую жена Л. Горки внезапно обрываются, открывая вид на уходящий в пучину город со множеством разрушенных зданий, и с мертвыми телами, сверху из небесного сегмента изливаются потоки огня, рядом с ними летят ангелы, указующие на небеса. Фигура жены Л. с поднятыми руками повторяется в др. иконных композициях на этот сюжет и в произведениях шитья. Еще раз гибнущий город показан на миниатюре с Л., взирающим с горы на пожар. В неск. миниатюрах рассказана последующая история Л., его дочерей, а также происхождения от них 2 колен, моавитян и аммонитян.

Изображение Л. представлено в праотеческом ряду нек-рых рус. высоких иконостасов, поясной образ - на иконах из Сахалинского областного музея и из Богоявленского храма с. Ошевенского Каргопольского р-на Архангельской обл. (кон. XVIII в., артель И. И. Богданова-Карбатовского, поновления XIX в.).

Образ Л. встречается среди изображений праотцев в росписи храмов. Напр., в Троицком соборе Ипатиевского мон-ря (1684) полуфигура праотца в медальоне помещена в сев.-зап. куполе, в простенке между юж. и зап. окнами барабана, в зоне между праотцами Товией и Еносом; в ц. вмч. Димитрия Солунского в Ярославле работы ярославских мастеров под рук. Дмитрия Григорьева (1686, поновления 1859 г.) - в сев.-зап. части барабана (сохр. нижняя часть фигуры).

Отдельные сюжеты истории Л. встречаются в памятниках прикладного искусства. Напр., с посещением ангелами Л. связывают сюжет резной раскрашенной иконы XVIII в. из частного собрания (см.: Иконы из частных собраний: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст. М., 2004. С. 77, 209). В верхней зоне представлены 2 конных ангела, длинными копьями они пронзают жителей города, изображенных в поверженных позах внизу.

Лит.: Сергеев В. Н. Надписи на иконах праотеческого ряда иконостаса и апокрифические «Заветы двенадцати патриархов» // ТОДРЛ. 1974. Т. 29. С. 312; Овчинников А. Н. Суздальские златые врата. М., 1978. С. 29-30. Ил. 2, 99, 100, 107-108; LCI. Bd. 3. Sp. 107-111; Стенопись Троицкого собора Ипатьевского мон-ря: В 2 т. / Авт.-сост.: О. С. Куколевская. М., 2008. Т. 1. С. 221, 224.
Э. В. Шевченко, М. А. Маханько
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
  • АВЕЛЬ (пам. в Недели св. праотец и отец), второй сын Адама и Евы
  • АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)
  • АДАМ первый человек
  • АМОС ветхозаветный пророк VIII в. до Р. Х. (пам. 15 июня)
  • АННА св. пророчица, мать прор. Самуила (пам. 9 дек.)
  • ВАВИЛОНСКИЕ ОТРОКИ традиц. наименование друзей прор. Даниила, к-рые были спасены Богом от cожжения в печи в период вавилонского плена при царе Навуходоносоре
  • ГЕДЕОН величайший вождь и судья Израиля в XII в. до Р. Х., прав. (пам. в Соборе святых праотец; пам. греч. 26 сент.)