Свт. (пам. 23 мая в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский и Владимирский (11.03.1184 - 10.11.1189, Владимир). Л., игумен киевского пригородного монастыря в честь Преображения Господня (Спасского на Берестове), покровителями которого были князья Мономашичи, после кончины еп. Леонтия II (Леона) стал кандидатом на Ростовское епископство вел. кн. Владимирского Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо. «Смеренаго духом» Л. князь послал к кн. Святославу Всеволодовичу и митр. Киевскому Никифору II в Киев на поставление. Митрополит, однако, предпочел поставить на Ростовскую кафедру Николая Гречина. По мнению владимирского княжеского летописца, последний был возведен в епископство первосвятителем «на мьзде» (за взятку) и потому не был принят владимирским князем («несть бо достоино наскакати на святительскыи чин на мьзде, но егоже Бог позоветь и святая Богородиця, князь въсхочеть и людье» - ПСРЛ. Т. 1. С. 390-391). В киевской летописи отмечается, что нежелание Всеволода принять Николая аргументировалось тем, что «не избраша сего людье земле нашее» (Там же. Т. 2. Стб. 629). Это указывает на сложившуюся к тому времени практику местного избрания кандидата на архиерейство и косвенно свидетельствует о малом знакомстве новоприбывшего митрополита с рус. реалиями. Князья Всеволод и Святослав «неволею великою» сумели заставить Никифора II согласиться на поставление Л. вместо Николая, переведенного на Полоцкую кафедру, также ставшую незадолго до того вакантной после кончины еп. Полоцкого свт. Дионисия. Хиротония Л., возглавленная митр. Никифором, состоялась 11 марта 1184 г., по-видимому, в Киеве.
По характеристике владимирского летописца, Л. был «молчалив, милостив к убогым и вдовицам, ласков же ко всякому богату и убогу, смерен же и кроток речью и делом, утешая печалныя, по истине добрыи пастух, иже пасеть словесныя овця нелицемерно, с кротостью и с расмотреньем...» (Там же. Т. 1. Стб. 391).
В 1187 г. во Владимире Л. участвовал в переговорах с еп. Черниговским Порфирием I (Перфурием), прибывшим к кн. Всеволоду с просьбой о владимиро-рязанском примирении (Рязань входила в епархию Порфирия). По просьбе обоих епископов владимирский князь отправил в Рязань посольство «с миром» и отпустил рязанских пленников, что, однако, не предотвратило очередной военный конфликт с Рязанью в том же году.
В 1187 г. «блаженым Лукою епископом» (на его средства) был расписан Успенский собор в Ростове. В канун праздника Успения Пресв. Богородицы в 1189 г. епископ освятил заново владимирский Успенский собор, сильно пострадавший во время пожара в 1185 г. В этом соборе 11 нояб. 1189 г. Л. был погребен кн. Всеволодом и духовенством.
По гипотезе А. А. Шахматова, поддержанной Ю. А. Лимоновым, при Л. во Владимире ок. 1189 г. был составлен летописный свод, создание к-рого, вероятно, было приурочено к освящению кафедрального Успенского собора.
Единственное известное изображение Л. имеется на иконе «Собор Ростовских святых» кон. XIX - нач. XX в. (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове), где помещены мн. местночтимые святители. Образы святых в композиции выполнены с учетом исторических источников, опубликованных во 2-й пол. XIX в. Изображение Л. соответствует его описанию: «Муж зело кроток и смирен, любезен, благ и милостив и богоугодное житие имеяй» (Летописец о ростовских архиереях / Примеч.: А. А. Титов. СПб., 1890. С. 4). Святитель находится во 2-м ряду справа (рядом со свт. Прохором) в синем подризнике, красноватой крещатой фелони и розовом омофоре, правой рукой двуперстно благословляет, в левой держит Евангелие. Голова не покрыта, короткие, немного вьющиеся темно-русые волосы разделены прямым пробором, небольшая округлая борода внизу раздвоена. Личное исполнено в манере, совмещающей признаки традиц. иконописания и светотеневой живописи. На нимбе по окружности киноварью сделана надпись: « ».