(† вскоре после 310), мч. (пам. визант. 20, 21, 22 авг.; пам. греч. 20 авг. и 28 нояб.- в Соборе Киринских святых). Житие Л. содержится в рукописи Vindob. hist. 45, XI в. (BHG, N 2243), оно лишь незначительно превосходит по объему синаксарные Жития, посвященные этому святому. Кроме того, о Л. повествуется в Житиях сщмч. Феодора Киринейского в составе Императорского Минология 1034-1041 гг. (BHG, N 2428) и синаксарей под 4 или 5 июля.
Л. был первым из сенаторов ливийского г. Кирены, отличался могучим телосложением и превосходил всех приверженностью языческим богам. Он уверовал во Христа, увидев мучения и чудесное исцеление сщмч. Феодора, еп. Киринейского. Л. принял св. крещение и обратил ко Христу мн. язычников, в т. ч. своего друга, наместника Кирены Дигниана. Л. и Дигниан покинули Кирену и отплыли на Кипр. Когда там начались гонения на христиан, Л. тайно от Дигниана добровольно предал себя на мучения. Он разрушил языческие жертвенники и сокрушил идолов, за что был обезглавлен по приказу кипрского наместника. Дигниан предал погребению тело мученика. Когда спустя год после казни могила Л. была вскрыта, в ней обнаружили 3 розы, выросшие у него на груди. Эти цветы попытались сорвать, но они стали невидимыми. Некий не названный по имени иерей написал Мученичество Л. и построил храм во имя святого. Возможно, Житие в ркп. Vindob. hist. 45 является сокращенной версией этого Мученичества.
Жития относят описываемые события к правлению Диоклетиана (284-305). Прп. Никодим Святогорец датирует кончину сщмч. Феодора Киринейского и Л. 299 г. Однако болландисты склоняются к тому, что сщмч. Феодор умер в 310 г., а Л. чуть позже. И. Делеэ считает «подозрительным» переезд Л. и Дигниана на Кипр и предполагает, что авторы Житий могли перепутать названия городов Кирены в Ливии и Киринии на Кипре (Delehaye. 1907. P. 260-261). Это мнение разделяет и Ф. Алькен (Halkin. 1985. P. 231).
В стишных синаксарях (напр., в Paris. Coislin. 223, 1301 г.- SynCP. Col. 912) и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца (Νικόδημος. Συναξαριστής. 1998. Τ. 6. Σ. 251) сведения о Л. приведены под 20 авг., в большинстве визант. синаксарей (в т. ч. в синаксарях семьи В - PG. 117. Col. 593-596) и в Типиконе Великой ц. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 108; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 380) - под 21 авг., в рукописи Vindob. hist. 45 и в Синаксаре К-польской Церкви (SynCP. Col. 916) - под 22 авг. В 2007 г. по заказу Кипрского архиеп. Хризостома II гимнограф Александрийской Церкви Х. Бусьяс составил службу в честь Л., к-рая в 2008 г. была включена в «Кипрскую Минею» (Κύπρια Μηναῖα. 2008. Σ. 151-160). Л. также входит в число Киринских святых, празднование Собора к-рых было установлено в 2013 г.
В ВМЧ под 21 авг. содержатся 2 кратких жития Л.- из нестишного и стишного Прологов (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 431 (2-я паг.)). В совр. календарь РПЦ память Л. не включена.
Память Л. указана под 21 авг. в позднем сир. Мартирологе Раббана Слибы (кон. XIII - нач. XIV в.) (Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba // AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 192). В XVI в. имя этого святого было внесено кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог под 20 авг. (MartRom. P. 348).