ВАРЛААМ
Том VI , С. 581-582
опубликовано: 23 ноября 2009г.

ВАРЛААМ

Содержание

(† 304), мч. Антиохийский (пам. 19 нояб., пам. визант. 16 нояб., пам. арм. 22 нояб.). Род. в Антиохии, пострадал при имп. Диоклетиане в г. Кесария Каппадокийская, отказавшись принести жертву идолам. По приказу правителя В. привели в языческий храм, поставили перед жертвенником, в к-ром горел огонь, и заставили держать над ним в протянутой правой руке горячие угли с ладаном. Мучители рассчитывали, что от нестерпимой боли В. уронит курения на жертвенник и т. о. принесет жертву идолам. Но святой удерживал в руке раскаленные угли до тех пор, пока не сгорели его пальцы, после чего предал душу Господу.

Помимо сохранившегося греч. жития (BHG, N 221) источниками сведений о В. служит похвальное слово, приписываемое свт. Василию Великому (BHG, N 223), еп. Кесарии Каппадокийской, а также похвальное слово свт. Иоанна Златоуста (BHG, N 222). Однако авторство Василия Великого подвергается сомнению нек-рыми исследователями. Житие В. сохранилось в арм. переводе (BHO, N 139). В кон. XIX - нач. XX в. Ф. Хоммель и др. исследователи предлагали отождествить В. с Варлаамом Индийским, вероятно, на основании совпадения дня памяти этих святых (19 нояб.), но эта гипотеза была аргументированно опровергнута болландистом И. Делеэ.

Есть упоминание о мон-ре в честь святого (др. название Панарету), который располагался в К-поле в квартале Девтерон.

Ист.: BHG, N 221-223; BHO, N 139; Basil. Magn. Laudatio // PG. 31. Col. 484-489 (рус. пер.: ТСОРП. Т. 8. Ч. 4. С. 274-279); Ioan. Chrysost. Laudatio // Ibid. 50. Col. 675-682 (рус. пер.: Иоанн Златоуст. Творения. T. 2. Кн. 2. С. 723-730); SynCP. Col. 236; ЖСв. Нояб. С. 533-546; Delehaye H. S. Barlaam, martyr d'Antioche // AnBoll. 1903. N 22. P. 129-145.
Лит.: Janin R. Barlaam (1) // DHGE. T. 6. Col. 812-813; Janin. Églises et monastères. P. 58; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 475; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 71.
А. В. Бугаевский

Гимнография

В древнейшей редакции Студийского устава служба В. отсутствует; в Евергетидском Типиконе кон. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 318-319) и Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 58) последование В. соединено с последованием прор. Авдия, совершается служба с «Аллилуия».

В иерусалимских Типиконах различных редакций последование В. также соединяется с последованием прор. Авдия. Праздничного знака служба не имеет, до кон. XVII в. Типиконы предписывали совершение службы с «Аллилуия» (включая старопечатные московские издания). С кон. XVII в. в Типиконах дается формулировка «Аллилуия или тропарь», соответственно в Минеях и Типиконах начинает выписываться общий тропарь мученику 4-го гласа: «    ». В совр. греч. Минее тропаря нет.

Кроме тропаря в корпус песнопений В. входят песнопения: кондак 4-го гласа, подобен «Явился еси»: «   »; канон 4-го гласа творение Феофана, с акростихом «Τοὺς καρτερούς σου, Βαρλαάμ, μέλπω τόνους. Θεφάνους» (Терпеливые твои, Варлааме, пою болезни. Феофан), ирмос: «̀ρδβλθυοτεΑισομαί σοι Κύριε ὁ Θεός μου» (     ), нач.: «Ταῖς τῆς σῆν ἀθλήσεως λαμπηδόσι, περιλαμπόμενος ἡμᾶς» (Твоего страдания светлостями нам озаряемым); неск. стихир. Песнопения В. засвидетельствованы уже в студийских Типиконах и Минеях. В греч. Минее указан другой седален.

А. А. Лукашевич
Рубрики
Ключевые слова
См.также