ЛУКИЯ
Том XLI, С. 637-640
опубликовано: 8 сентября 2020г.

ЛУКИЯ

Содержание

[Греч. Λουκία] († 303 или 304), мц. Сиракузская (пам. 13 дек.).

Источники

Мученичество Лукии Сиракузской. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 242)Мученичество Лукии Сиракузской. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 242)Греч. Мученичество BHG, N 995 было написано в первые десятилетия V в. (Joanne. 1758; Barreca. 1902; Martirio di S. Lucia. 1959). Сохранились также его переработанные и сокращенные версии: вариант с кратким предисловием BHG, N 995c (Halkin. 1975. P. 289-293), эпитома BHG, N 995е (Idem. 1956), эксцерпция BHG, N 995f (Barreca. 1902. P. 25-26). В IX в. на основе Мученичества BHG, N 995 сиракузским агиографом был создан панегирик BHG, N 995d (Costanza. 1957). В XII в. Иоанн Цец посвятил Л. Похвальное слово BHG, N 996 (Пападопуло-Керамевс. 1909). Неизданной остается «Похвала городу Сиракузам по причине святой Лукии» BHG, N 995g.

Лат. Мученичество BHL, N 4992, переработка греческого, было создано в VI в. (Beaugrand. 1882). В VII в. оно было известно св. Альдхельму (ок. 640-709), который изложил историю Л. в прозе («Трактат о девстве» - Aldhelm. De laud. virg. 2 // PL. 89. Col. 142-143) и в стихах (поэма «О похвале девам» BHL, N 4993 - Idem. Poemata de laudibus virginum // PL. 89. Col. 269-270). На этом же Мученичестве основывался Беда Достопочтенный при составлении заметки для своего Мартиролога в 1-й пол. VIII в. (сохр. в составе Мартиролога Флора сер. IX в.: Quentin H. Les martyrologes historiques du moyen âge. P., 1908. P. 81). Более подробно история мучения Л. изложена в Мартирологе Адона Вьеннского 2-й пол. IX в. (PL. 123. Col. 413-414). Л. посвящен ряд стихотворных произведений: BHL, N 4994 (автор - аббат, имя к-рого начиналось с буквы Г), BHL, N 4995 (Сигиберт, мон. из Жамблу, † 1112), BHL, N 4996 («Золотая легенда» Иакова из Варацце), BHL, N 4997 (автор - Баттиста Мантуано), а также сочинения, написанные в связи с перенесением мощей Л. или с чудесами мученицы: письмо лютбургским монахам о перенесении руки Л. BHL, N 4998; Слово мон. Сигиберта из Жамблу на перенесение руки Л. из Меца в мон-рь Лютбург BHL, N 4999; Сказание о перенесении мощей Л. в 1204 г. в Венецию BHL, N 5000; Чудо в Вероне в 1308 г. BHL, N 5001; Чудо в Сиракузах в 1367 г. BHL, N 5003.

Мученичество

Л. жила в Сиракузах и происходила из знатной семьи. Однажды она вместе с матерью, 4 года страдавшей от кровотечения, отправилась на поклонение мощам мц. Агафии в Катану (ныне Катания). Они просили святую об исцелении, и та услышала их молитвы. Явившись Л., Агафия назвала ее «девой Божией» и предрекла, что она угодит Богу, сохранив девство и приняв мученический подвиг. Л. расторгла помолвку и уговорила мать раздать все имение убогим и нищим. Разгневанный жених донес градоначальнику Пасхазию, что Л.- христианка. Дева была схвачена и приведена к правителю. Видя ее твердость в вере, тот велел Л. принести жертвы идолам, а если откажется, отдать ее на поругание в блудилище, где она будет подвергаться насилию до тех пор, пока не умрет. Но когда Пасхазий приказал вести Л. на бесчестие, никто не мог сдвинуть ее с места. Хотя деву опутали веревками, за к-рые тянули неск. пар волов, она стояла «непоколебимо как гора» (Martirio di S. Lucia. 1959. P. 64). Градоначальник приказал развести вокруг Л. громадный костер, но она, призывая в молитвах Христа, осталась невредима. Тогда Пасхазий велел обезглавить Л. Перед смертью мученица предсказала, что скоро гонители христиан Диоклетиан и Максимиан будут посрамлены и в Церкви водворится мир (Ibid. P. 69-70). В лат. Мученичестве Пасхазий приказал пронзить Л. сердце и удалился в свой дворец. Смертельно раненная святая поучала собравшийся народ. В этот момент из Рима пришел указ арестовать Пасхазия за многочисленные злоупотребления. Скованного градоначальника повели на суд мимо мученицы, к-рая оставалась живой до тех пор, пока не пришел священник и она не причастилась Св. Таин. После этого Л. предала свою душу Господу (Beaugrand. 1882. P. LXIV, CXII). Обычно смерть Л. датируют 303 или 304 г., однако нек-рые исследователи считают, что она была казнена в 307 или в 310 г. на основании пророчеств мученицы: «Диоклетиан потерял власть, Максимиан сегодня умрет, и Церкви скоро будет дарован мир» - Martimo di S. Lucia. 1959. P. 68 (Диоклетиан отрекся от власти в 305, Максимиан скончался в 310, а Никомидийский эдикт, легализовавший христианство, был издан в 311). Колонна, у к-рой претерпела мученичество Л., находится внутри ц. Санта-Лучия-фуори-ле-Мура. Справа из пресвитерия лестница ведет в 8-гранное полуподземное помещение, называемое Капелла-дель-Сеполькро-ди-Санта-Лучия, где она была похоронена. Под остальной частью церкви и под примыкающими к ней монастырскими постройками расположены катакомбы III в.

Почитание Л.

Лукия, мц. Сиракузская. Алтарь. 1473 г. Худож. Ф. дель Косса (Национальная галерея, Вашингтон)Лукия, мц. Сиракузская. Алтарь. 1473 г. Худож. Ф. дель Косса (Национальная галерея, Вашингтон)Самым ранним свидетельством почитания Л. является обнаруженная в катакомбах Сан-Джованни в Сиракузах надпись кон. IV - нач. V в., в к-рой говорится о том, что некая Евския скончалась на праздник святой Л. Из письма свт. Григория Великого, папы Римского, известно, что во 2-й пол. VI в. в Сиракузах существовал посвященный Л. мон-рь (Greg. Magn. Reg. epist. VII 36). В кон. VI в. почитание Л. распространилось в Риме, здесь ей были посвящены ораторий рядом с гостиницей Анихий (лат. Anichiorum от греч. ᾿Ανίκιος) и мон-рь. Свт. Григорий Великий добавил в число поминаемых в каноне мессы святых имена мучениц Агафии и Л. (Aldhelm. De laud. virg. 42 // PL. 89. Col. 142). В VI в. имя Л. было включено в каноны Милана и Равенны, а ее изображение присутствует на мозаиках Сант-Аполлинаре-Нуово (60-е гг. VI в.). Также имя святой было внесено в Григория Сакраментарий, а впосл. в календари и Мартирологи (напр., в малый Римский Мартиролог сер. IX в.). К Л. обращались за помощью от глазных болезней. Святая с древности считается покровительницей Сиракуз. В день ее памяти на Сицилии готовили кутью и кормили бедных выпечкой, к-рая называлась «глаза святой Лукии». Помимо Италии праздник Л. торжественно отмечался и в др. странах Европы. Из-за календарной близости к зимнему солнцестоянию день памяти Л. в Скандинавии стал отмечаться как праздник света и сопровождаться шествиями с зажженными свечами (имя Л. происходит от лат. lux - свет).

В 1-й четв. VIII в. сполетийский герц. Фароальд II (703-724) во время похода на Сицилию увез мощи Л. из Сиракуз. Они были помещены в Корфинии (близ совр. Корфинио, обл. Абруццо). Между 970 и 972 гг. еп. Мецский Теодорих, сопровождавший в Италии своего двоюродного брата имп. Оттона I, перенес их в Мец. В 1042 г. рука мученицы была подарена имп. Генриху III для монастыря Лютбург. Согласно др. версии, в 1038 г. мощи Л. увез в К-поль визант. военачальник Георгий Маниак, а после захвата К-поля крестоносцами в 1204 г. дож Энрико Дандоло отправил их в Венецию, где они хранились в ц. Сан-Джорджо-Маджоре, в 1280 г.- в ц. Санта-Лучия у начала Большого канала, а в 1860 г.- в ц. прор. Иеремии. В 1513 г. венецианцы подарили франц. кор. Людовику XII главу Л., к-рая была помещена в кафедральном соборе Буржа. Однако др. источники утверждают, что хранящаяся в Бурже глава была привезена из Рима, куда она попала из Корфиния, где осталась основная часть мощей.

Ист.: BHG, N 995-996; BHL, N 4992-5003; Joanne G., de. Acta Sincera Sanctae Luciae. Panormi, 1758. P. 35-59; Beaugrand A. Sainte Lucie, vierge et martire de Syracuse. P., 1882. P. LXI-LXIV, CIX-CXII; Barreca C. Santa Lucia di Siracusa. R., 1902. P. 11-28; SynCP. Col. 306; Пападопуло-Керамевс А. И. Varia Graeca sacra: Сб. греч. неизданных богословских текстов IV-XV вв. СПб., 1909. С. 80-101. (ЗИФФ; 95); Halkin F. Une Passion grecque abrégée de St. Lucie // Classica et Mediaevalia. Cph., 1956. Vol. 17: Mélanges Carsten Hoeg. P. 71-74; idem. La Passion de Sainte Lucie dans un manuscrit de l'Académie à Léningrad // Byzantino-Sicula. Palermo, 1975. Т. 2. P. 289-294; Costanza S. Un martyrion inedito di S. Lucia di Siracusa // Archivio Storico Siracusano. 1957. Vol. 3. Р. 5-53; Martirio di S. Lucia. Vita di S. Marina / Testi greci e trad. G. Rossi Taibbi. Palermo, 1959. P. 50-70; ЖСв. Дек. С. 256-275.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 383; Т. 3. С. 504-505; Amore A. Lucia, santa, martire di Siracusa // BiblSS. 1966. Vol. 8. Col. 241-252; Brusa L. La tradizione del martirio di S. Lucia di Siracusa // Archivio Storico Siracusano. 1957. Vol. 3. P. 97-99; Scorza Barcellona F. Lucia, v. Syrakus // LexMA. 1999. Bd. 5. Sp. 2158; ᾿Αγαθάγγελος, ἐπ. Θαναρίου, Μαλτέζου Χ., Μορίνι ῾Ε. ῾Ιερὰ λείψανα ῾Αγίων τῆς καθ᾿ ἡμᾶς ᾿Ανατολῆς στὴ Βενετία. ᾿Αθήνα, 2005. Σ. 241-248; Μακάριος Σιμωνοπετρίτης, ἱερομόν. Νέος Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 2005. τ. 4: Δεκέμβριος. Σ. 140-141; Stelladoro M. Lucia la martire. Mil., 2010.
О. В. Л.

Иконография

В руководстве для иконописцев 1910 г. отмечено, что изображать святую надо молодой, «типом римлянка», в богатой одежде - 2 туниках, длинной и короткой, с препоясанием. На свитке в руке следовало помещать изречение: «Аще ты хощеши вещь благоприятную Богу сотворити, даждь Ему то, еже сама тебе употребити можеши, умирая бо ничеможе можеши употребити» - или: «Жертва жива, якоже и вера чиста и нескверна пред Богом и Отцем, сия есть еже посещати сирых и вдовиц в скорбех их» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 103).

Лукия, мц. Сиракузская. Мозаика ц. Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна. 60-е гг. VI в.Лукия, мц. Сиракузская. Мозаика ц. Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна. 60-е гг. VI в.

На древнейших изображениях Л. представлена в богатых одеждах: белом платье, расшитой золотом тунике, на собранных волосах - корона, к-рая удерживает спускающийся на плечи белый плат. На мозаике сев. стены базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (60-е гг. VI в.) она шествует вместе с др. мученицами вслед за волхвами и несет подобно дарам Христу и Богоматери венцы мученичества. Сверху ее изображение подписано: «SCA LUCIA». По мнению К. Скварр, фигура Л. помещена на фреске в апсиде рим. ц. Сан-Себастьяно-аль-Палатино (прежнее посвящение церкви Санта-Мария-ин-Паллара, 999), однако образы мучениц, по облику и одеждам напоминающие фигуры на равеннских мозаиках, не имеют подписей. К ранневизант. образцам восходит изображение Л. на фреске в апсиде ц. Сант-Элия в Кастель-Сант-Элия близ Непи (XI в.): она, в расшитом платье, с белым шарфом на голове, подносит золотой венец стоящему в центре арх. Михаилу. На фреске в крипте ц. Сан-Марчиано (XII в., Сиракузы) молодая Л. облачена в темное платье и белый головной плат, в левой руке крест.

В визант. памятниках образ святой встречается редко. Сцена мученичества Л. была включена в Минологий, написанный и украшенный миниатюрами для имп. Василия II в К-поле (1-я четв. XI в.; Vat. gr. 1613. Fol. 242): святая изображена на 1-м плане в алом платье, кровь льется из отсеченной головы и шеи; палач стоит между скалами над ее падающим телом, справа от него - древо и городская стена с аркой на дальнем плане, слева - костер. У Л. короткие волнистые волосы, глаза закрыты; струи крови, цветы на кусте, цвет платья Л. и языки пламени соединяются в кроваво-красном колорите миниатюры.

Лукия, мц. Сиракузская перед судьей. Алтарная картина. 1523–1532 гг. Худож. Л. Лотто (Национальная Государственная галерея в Ези)Лукия, мц. Сиракузская перед судьей. Алтарная картина. 1523–1532 гг. Худож. Л. Лотто (Национальная Государственная галерея в Ези)

Вероятно, в связи с отсутствием мощей Л. на территории Византии и правосл. Востока ее почитание в этой части христ. мира развито менее, чем на Западе. Ее имя отсутствует в Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733).

Изображения Л. и композиции ее житийного цикла распространены в средневек. искусстве Зап. Европы. Л. упоминается в минологии (календарных подписях) XII в. на сводах в капелле св. Сильвестра, папы Римского, при рим. ц. Санти-Куатро-Коронати. Надписи были разделены на 4 колонки: в 1-й - название месяца, во 2-й - недели (от А до G), в 3-й - дата по рим. календарю, в 4-й - имена; сохранившаяся подпись к изображению Л.: «XII D IDUS sce Lucie, virg. et. mart». Образ Л., восходящий к древнейшим мозаикам Равенны, сохранился на мозаике наружной стены апсиды рим. базилики Санта-Мария-Маджоре, выполненной по заказу кард. Дж. Колонны во 2-й пол. XIII в. Святая - в ряду дев-мучениц, в руках у каждой зажженная лампа, что сближает их образы с образами праведных (разумных) дев из евангельской притчи. Изображение Л., подписанное сокращенно: «SCA», сходно с ранневизантийскими образцами: те же богатые одежды и корона-венец. Близки визант. типологии и стилю образы святой и цикл из 12 сцен Жития на восточной стене в пещерной ц. (крипте) Санта-Лучия в Мельфи (1292). Л. изображена рядом с Богоматерью с Младенцем, облачена в зеленое платье, коричневый мафорий с расшитыми каймами, правая рука поднята перед грудью в благословении, в левой - крест. Л. часто присутствует на алтарях-складнях или алтарных картинах вместе с Мадонной и др. святыми, написанных лучшими итал. мастерами: С. Мартини, А. Виварини, Ф. Липпи, Л. Лотто, П. Веронезе, Дж. Б. Тьеполо.

В западном искусстве Л. изображали в одеждах, характерных для средних веков, с различными атрибутами: с пальмовой ветвью - на алтарном образе с портретом дамы-ктитора работы Я. дель Казентино (1-я пол. XIV в.); с пальмовой ветвью и короной - на алтарном образе работы Дж.. Сагиттано в ц. Санта-Лучия в Гаэте (ныне в епархиальном музее, 1456); с книгой - на фреске XV в. в ц. Санта-Мария-ад-Криптас в Фосса; с кинжалом, пронзившим шею,- на фрагменте деревянной пределлы из бывшего придела во имя св. Себастиана (1490, худож. Д. Бегерт, в ц. свт. Николая Чудотворца в Калькаре, земля Сев. Рейн-Вестфалия). В искусстве позднего средневековья и Ренессанса, а также Нового времени наиболее распространенными атрибутами Л. стали лампа и орудия ее мучений: меч или кинжал, пронзающий шею, как на алтарном образе Липпи (ок. 1485, Музей истории собора, Прато; на нижнем поле рамы в небольшом клейме - чудо Л. с быками), а также глаза, иногда искусно обыгранные в виде бутонов на зеленом отростке, как на алтарном образе работы мастера феррарской школы Ф. дель Косса (1473, Нац. галерея, Вашингтон). Атрибуты Л. использовали в портретах, напр. Дж. А. Больтраффио (ок. 1500, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид).

Древнейшие из сцен мученичества Л. встречаются в рукописях, по традиции они предваряют текст Жития. Мучители пытаются сдвинуть святую при помощи вьючных животных, к-рых погоняет копьем погонщик, толпа наблюдает за тем, как воин тянет веревку, стягивающую руки святой, при этом Л. смотрит в небо. В крупный инициал-буквицу вписана сцена, в к-рой палач пронзает мечом шею Л., руки ее подняты перед грудью в жесте оранты (Штутгартский пассионал, ныне в б-ке земли Вюртемберг в Штутгарте; Stuttg. Cod. bibl. Fol. 57. Fol. 6. ок. 1120-1125). Мученица облачена в длинное платье с широкими рукавами, на голове - накидка, одежды ее не расцвечены. Житийные циклы Л. были популярны в живописи и прикладном искусстве, в разных техниках они нашли воплощение у разных мастеров: миниатюра Бревиария герц. Бедфорда в Национальной б-ке Франции (1424-1435; Paris. lat. 17294. Fol. 387v), фресковый цикл из 4 сцен в оратории Сан-Джорджо в Падуе работы Альтикьеро да Дзевио (1379-1384), на майоликовой вазе из Урбино (1580-1590, ГЭ). Циклы мученичества Л. из 3 и более сцен воспроизводились на алтарях или алтарных картинах - на алтаре из Якобскирхе в Брюгге (1480, «мастер Жития Лючии»); на картине неизвестного мастера (между 1505 и 1510, Рейксмузеум, Амстердам, приписывалась Г. тот Синт Янсу). Почитание Л. на месте ее мученичества оказало влияние на работы мастеров Нового времени: полотно со сценой погребения Л. работы М. Караваджо решено как трагическая сцена, в к-рой светом выделено лишь тело мученицы (1608, написано для ц. Санта-Лучия-фуори-ле-Мури, ныне в собрании Национального музея средневекового и современного искусства в Палаццо-Белломо, Сиракузы, экспонируется в ц. Санта-Лучия-алла-Бадия).

С частицей мощей или патрональной тематикой связаны позднейшие изображения святой. Житие Л. стало темой украшения посвященного ей парекклисиона (1935) - домовой церкви А. Заимиса в Рио близ Патр. Автор росписи, выполненной в стиле афонских фресок,- худож. Ф. Кондоглу. Цикл включает 4 сцены, иллюстрирующие основные эпизоды Жития: Л. перед правителем; волы пытаются сдвинуть Л. с места; Л. в костре; усекновение главы Л. В первых сценах Л. представлена в богатых одеждах: в лиловом платье с короткими рукавами, в белой головной накидке, с перекинутым через левую руку светло-зеленым шарфом. В 1-й сцене Л. перед правителем, мученица указывает правой рукой на него, подтверждая свое исповедание. В сценах испытаний и казни она предстает без дорогих облачений, мастер изобразил ее с длинной косой, ее руки молитвенно подняты. В сцене усекновения главы святая оглядывается на палача.

В Покрово-Тервеничском женском мон-ре хранятся 2 иконы, обе современные работы в академическом стиле живописи XIX - нач. XX в. На иконе в Покровском соборе мон-ря (в киоте на северном столпе) Л. изображена вместе со св. девой Урсулой Кёльнской; икона Л. с частицей ее мощей была подарена монастырю в 2008 г. На обеих иконах Л. изображена по западному образцу - с пальмовой ветвью. Голова святой непокрыта, она в белом платье, в розовом плаще с желтым подбоем (возможно, на цвет верхней одежды Л. повлияли одежды на ее реликварии в венецианской ц. прор. Иеремии).

Лит.: Wilpert. Mosaiken. 1916. Bd. 2. S. 511, 1008; BiblSS. Vol. 8. Col. 241-255; Миjовић. Менолог. С. 173; LCI. Bd. 7. Sp. 415-420; Ζίας Ν. Θώτης Κόντογλου ζωγράφος. Αθήνα, 1991. Σ. 70.
М. А. Маханько
Рубрики
Ключевые слова
См.также