[Лат. Lupus; франц. Loup] (ок. 395 - 29.07.478/9), св. (пам. зап. 29 июля), еп. г. Трикассы (ныне Труа, Франция).
Сведения о Л. содержатся в сочинениях его современников, в т. ч. Сидония Аполлинария († ок. 490), но самая подробная информация сохранилась в Житии святого (BHL, N 5087; CPL, N 989). Оно было опубликовано Б. Крушем по 3 рукописям XI-XIII вв. Издатель пришел к выводу, что Житие было составлено в кон. VIII в. или в нач. IX в., а бóльшая часть изложенных в нем сведений недостоверна (MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 117-124). Позиция Круша, относившего к эпохе Каролингов мн. агиографические тексты, к-рые обычно рассматривались как меровингские, подверглась критике французских ученых. Так, Л. Дюшен заявил, что доводы Круша «не имеют ни малейшего значения» (Duchesne. Fastes. T. 2. P. 454). Под влиянием критики Круш признал, что некоторые использованные им аргументы (напр., о том, что автор Жития Л. якобы опирался на «Церковную историю народа англов» Беды Достопочтенного, завершенную в 731) лишены доказательной силы, хотя исследователь по-прежнему отказался рассматривать Житие как достоверный источник сведений о Л., созданный вскоре после кончины святого. В 1920 г. Круш повторно издал текст Жития на основании 18 рукописей (самые ранние - Vindob. 420, ок. 800, из аббатства Эльнон (Сент-Аман-лез-О) или Зальцбурга; РНБ. F.v.I.11, 1-я четв. IX в., из аббатства Корби) (MGH. Scr. Mer. T. 7. P. 284-302). Однако др. исследователи полагали, что в Житии содержится ценная информация о событиях V в. в Галлии (напр.: Griffe. 1966. P. 301-302; Ewig. 1978; подробнее см.: Crété-Protin. 2002. P. 135-150). В наст. время Житие Л. обычно датируют нач. VI в. или даже кон. V в. (напр.: Heinzelmann M. L'hagiographie mérovingienne: Panorama des documents potentiels // L'hagiographie mérovingienne à travers ses réécritures / Éd. M. Goullet et al. Ostfildern, 2010. P. 59-60). Среди текстов, которые использовал автор Жития,- «Слово о жизни св. Гонората» Илария Арелатского (Арльского) (CPL, N 501) и Житие св. Германа Автиссиодурского (Осерского), составленное Констанцием Лугдунским (Лионским) (CPL, N 2105). Возможно, агиографу было также знакомо Житие Илария Арелатского, автором к-рого был Гонорат Массилийский (Марсельский) (CPL, N 506).
О Л. упоминается в корреспонденции Сидония Аполлинария. Среди этих посланий есть ответы Сидония на письма Л. (Sidon. Apol. Ep. VI 1, 9; IX 11) и деловые письма (просьба о помощи в розыске важного свидетеля - Ibid. VI 4). Сидоний называл Л. «первейшим из галльских епископов» (Ibid. VII 13. 1), «столпом добродетелей», «отцом отцов и епископом епископов», хвалил его за милосердие к слабым и обездоленным (Ibid. VI 1). В письме Арбогасту, комиту Треверов (ныне Трир), Сидоний рекомендовал Л. и еп. Авспиция Тулльского как опытных наставников, способных ответить на вопросы, связанные с толкованием Свящ. Писания (Ibid. IV 17). Он сравнивал св. Аниана, еп. Аврелианского (Орлеанского), с Л. и Германом Автиссиодурским, к-рых считал самыми авторитетными епископами Сев. Галлии (Ibid. VIII 15).
О путешествии святых Германа и Л. в Британию повествуется в Житии Германа, написанном Констанцием Лугдунским скорее всего в 70-х гг. V в. Согласно Житию св. Геновефы (нач. VI в.), во время этого путешествия Герман и Л. встретили юную Геновефу, жившую с родителями в Неметодуре (ныне Нантер близ Парижа). Провидев, что девочка избрана Богом, Герман благословил ее и одобрил ее намерение стать девой Христовой (CPL, N 2104; MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 215-217).
Вероятно, в X в. было составлено 2-е, пространное Житие Л. В этом тексте сведения о Л., заимствованные из древнего Жития, дополнены вымышленными подробностями и данными из др. источников., напр. из Мученичества св. Мемория. Особое внимание уделено путешествию Германа и Л. в Британию, а также обстоятельствам избавления Трикасс от нашествия гуннов (BHL, N 5089; ActaSS. Iul. T. 7. P. 72-82).
Л. род. в Тулле (ныне Туль); происходил из знатного галльского семейства. Его отца звали Эпирихий (Эпархий?), брата - Винцентий (см. ст. Викентий Леринский; о родстве Л. с Винцентием упом. Евхерий Лугдунский в соч. «Похвала пустыне» - Eucher. Lugd. De laud. heremi. 42). Л. рано остался сиротой, и его воспитывал дядя Листиций. Л. освоил ораторское искусство (rethoricis imbutus studiis) и стал известным ритором. Ок. 418 г. женился на Пимениоле, сестре св. Илария Арелатского и родственнице св. Гонората, основателя Леринского мон-ря (см. Лерен). Через 7 лет Л. и Пимениола, «руководствуясь примером евангельского совершенства», по обоюдному согласию решили оставить мир и вести аскетический образ жизни. Примерно в 425-426 гг. Л. удалился в Леринский мон-рь и стал учеником св. Гонората. По словам Евхерия, вместе с «достопочтенным Лупом» там жили его брат Винцентий и св. Максим, впосл. еп. Рейский (Рьезский). Сидоний Аполлинарий называл еп. Антиола, некогда жившего на Лерине, «сокелейником Лупов и Максимов» (Luporum concellita Maximorumque - Sidon. Apol. Ep. VIII 14. 2; Idem. Carmina. 16. 111).
Согласно Житию, через год после прибытия в Леринский мон-рь Л. отправился в Матискон (ныне Макон), чтобы сделать распоряжения относительно своих земельных владений. Там ему предложили занять епископскую кафедру в Трикассах. В Житии говорится, что Л. был насильно возведен в сан епископа (ad... pontificium raptus). Это произошло за 2 года до его путешествия в Британию, т. е. ок. 427 г. Возможно, избрание Л. на кафедру было связано с тем, что его родственники Гонорат и Иларий также покинули Леринский мон-рь (между 426 и 428 Гонорат стал епископом Арелата); монашескую общину возглавил св. Максим. В соответствии с требованиями агиографического жанра в Житии описаны добродетели Л.: он был усердным пастырем, часто проповедовал, наставлял паству, поддерживал дисциплину среди духовенства, на собственные средства выкупал пленников, помогал бедным, заботился о больных и заключенных. Как и мн. др. выходцы из Леринского мон-ря, епископ вел аскетический образ жизни, строго постился, проводил ночи в молитвенных бдениях, поэтому Бог даровал ему способность творить чудеса. Сохранилось послание Л. и Евфрония, еп. Августодунского (Отёнского), адресованное Талассию, еп. г. Андекавы (ныне Анже). В нем содержатся рекомендации о порядке совершения вигилий (всенощных бдений) в праздники Рождества Христова и Богоявления и о браке клириков (люди, вступившие в повторный брак, могли стать остиариями, но доступ к более высоким чинам для них запрещался; женатые клирики «по возможности» должны были уклоняться от сожительства с супругами; во избежание неприятных прецедентов Л. и Евфроний советовали не принимать женатых людей в состав клира) (CPL, N 988; Concilia Galliae A. 314-A. 506 / Ed. C. Munier. Turnhout, 1963. P. 140-141. (CCSL; 148)).
В 429 г. Л. и Герман Автиссиодурский отправились в Британию, чтобы противодействовать распространению пелагианства. Описание этих событий в Житии Л. основано на более раннем Житии Германа, составленном Констанцием Лугдунским. Согласно этому источнику, прибывшие из Британии послы известили галльских епископов о распространении ереси и попросили у них помощи. В Галлии был созван синод, участники к-рого поручили Герману и Л. укрепить британцев в правосл. вере и дать отпор еретикам (Const. Lugd. Vit. Germ. 12). Однако, по мнению Проспера Аквитанского, Герман (о Л. он не сообщает) отправился в Британию по указанию Келестина I, еп. (папы) Римского (см.: Mathisen. 1989. P. 101-102; Crété-Protin. 2002. P. 156-164). В Британии галльские епископы проповедовали против ереси и устроили диспут, во время к-рого их правота была засвидетельствована чудесными знамениями. Повествуя о посещении Германом Веруламия (ныне Сент-Олбанс), где находилась могила мч. Альбана, и о чудесной победе бриттов над варварами, Констанций не упоминал об участии Л. в этих событиях. В 40-х гг. V в. Герман Автиссиодурский снова посетил Британию; его сопровождал некий еп. Север, вероятно ученик Л. (см.: Crété-Protin. 2002. P. 163-164).
Когда гунны под рук. Аттилы вторглись в Галлию (451), Л. отправился навстречу им и просил не разорять Трикассы. Согласно Житию, вождь гуннов был готов выполнить его просьбу при условии, что епископ будет сопровождать его к р. Рейн. Во время похода Аттила слушал поучения Л., к-рые ему переводил некий Хунигазий. Достигнув берегов Рейна, гунны освободили епископа. В Житии не упоминается о поражении, к-рое гунны потерпели от рим. полководца Флавия Аэция и вестгот. кор. Теодориха I в битве на Каталаунских полях (451). После этого сражения гуннам пришлось отступить к Рейну. В более поздней легенде говорится о том, что Л. молился о спасении Трикасс от нашествия варваров и ангел велел ему послать к гуннам пресв. Мемория, 2 диаконов, субдиакона и 12 детей, только что принявших крещение. Все они, кроме субдиак. Максимиана, приняли мученическую смерть, но землетрясение, к-рое последовало за их казнью, заставило врагов обратиться в бегство (об этом сообщается в Мученичестве Мемория - BHL, N 5915; MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 101-104).
Получив свободу, Л. отправился на гору Латиск (Латискон; ныне Ласуа близ Шатийон-сюр-Сен), расположенную в 45 милях от Трикасс. Епископ намеревался построить там крепость и переселить в нее свою паству, но никто за ним не последовал, поэтому через 2 года он покинул это место. Выбор горы Латиск для строительства нового города трудно объяснить, т. к. это место находилось в диоцезе Лингоны (ныне Лангр), вне юрисдикции Л. Возможно, у епископа там были земельные владения. Покинув Латиск, епископ отправился в Матискон. По пути он исцелил парализованную женщину близ Алезии (ныне Ализ-Сент-Рен), а в Матисконе, где Л. жил в собственной усадьбе, он исцелил немую девушку. В Житии сообщается также об исцелениях «светлейшего мужа» (clarissimus) Клавдия, сына некоего Германиана, носившего титул «великолепный муж» (vir spectabilis), и «светлейшей» матроны, родственницы пресв. Рустика. По-видимому, Клавдий и не названная по имени матрона принадлежали к высшей провинциальной знати. В Житии сообщается о том, что Л. пользовался всеобщим уважением; его авторитет признавали даже варварские вожди. Так, он убедил короля алеманнов Гебавульта оставить в покое жителей Бригонского (Брионского) пага. По мнению Круша, Гебавульта следует отождествить с королем алеманнов Гибульдом, к-рый, согласно Житию св. Северина, притеснял жителей Батавии (ныне Пассау). Нек-рые исследователи полагали, что этот эпизод был заимствован галльским агиографом из Жития Северина, другие считали, что речь идет о разных варварских правителях (см.: Crété-Protin. 2002. P. 142-143).
В заключительной части Жития сообщается об учениках Л., ставших епископами: Полихроний, прославившийся даром исцелений, занимал кафедру в Веродуне (ныне Верден); Север, к-рый проповедовал германцам,- в Треверах; Альпин, изгонявший демонов,- в Каталауне (ныне Шалон-ан-Шампань). Согласно краткому позднему Житию, св. Альпин был судьей по церковным делам (iudex causarum ecclesiasticarum) и якобы сопровождал Германа и Л. в Британию (BHL, N 309; ActaSS. Sept. T. 3. P. 85-86).
В Житии Л. говорится, что святой занимал кафедру 52 года, его преемником стал некий Камилиан. Эти сведения находят подтверждение в письме Сидония Аполлинария, адресованном Л., в к-ром упоминается о его 50-летнем епископском служении (iam per quinquennia decem - Sidon. Apol. Ep. IX 11). Т. о., кончину Л. следует датировать примерно 479 г. (см.: MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 117-118).
Память Л. была внесена в Иеронимов мартиролог под 29 июля (галльская редакция мартиролога обычно датируется кон. VI в.): «В городе Треки погребение св. Лупа, епископа и исповедника» (MartHieron. Comment. P. 402). По мнению А. Кантена, в мартирологе Беды Достопочтенного содержались краткое сказание о Л., основанное на Житии, и цитата из гимна святому (Dum bella cuncta perderent, / Orando Trecas muniit - Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 81-82). Это сказание, в к-ром упоминается о путешествии Л. в Британию и о спасении Трикасс от гуннов, включено также в мартирологи Флора Лионского и Адона Вьеннского. Сведения о поминовении Л. имеются в мартирологах Рабана Мавра, Вандальберта Прюмского, Узуарда, Ноткера Заики и во мн. средневек. календарях. В Римском Мартирологе память святого также указана под 29 июля.
Самое раннее упоминание о базилике, построенной над могилой Л., содержится в послании св. Ницетия, еп. Треверского, адресованном лангобардской кор. Хлодосвинте (60-е гг. VI в.). Призывая королеву оставить арианство, Ницетий указывал на св. епископов Галлии - Мартина, Германа, Илария, Л., Ремигия и Медарда; над их гробницами находились храмы, где совершалось множество чудес (MGH. Epp. T. 3. P. 121). По словам Григория Турского, «всем известно, что в Трикассах... похоронен предстоятель Луп». Раб некоего Мавра, спасаясь от жестокого обращения, искал укрытия в базилике Л. Хозяин попытался насильно вывести его из храма, выкрикивая оскорбления в адрес святого, но внезапно онемел. Хотя жена Мавра преподнесла базилике богатые дары, через 3 дня ее муж умер в мучениях. Этот рассказ содержится в соч. «Слава исповедников», к-рое Григорий скорее всего написал в 587-588 гг. (Greg. Turon. Glor. conf. 66). Согласно «Хронике» Фредегария, ок. 575 г. франк. короли Сигиберт I, Гунтрамн и Хильперик I, сыновья кор. Хлотаря I, заключили мир «в Треках, в церкви св. Лупа» (MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 112). По данным археологических раскопок, в вост. пригороде Трикасс, где находилась базилика, с V в. был расположен обширный некрополь (см.: Crété-Protin. 2002. P. 209-211). В Житии св. Лупа, еп. Сенонского (Сансского), упоминается аббат Винебауд, к-рый управлял «базиликой древнего предстоятеля Лупа» (BHL, N 5082-5083; MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 183). Согласно позднему Житию, по просьбе еп. Галломагна св. Винебауд возглавил мон-рь при базилике (BHL, N 8949; ActaSS. Apr. T. 1. P. 571), однако существование монашеской общины во 2-й пол. VI в. вызывает сомнения. Самые ранние упоминания о мон-ре Л. связаны с деятельностью Алкуина, который вскоре после того, как прибыл в королевство франков (782), получил от Карла Великого мон-ри Ферьер и св. Л. в Труа (об этом сообщается в Житии Алкуина, сост. в 20-х гг. IX в.- BHL, N 242; MGH. SS. T. 15. P. 190). Алкуин не жил в Труа постоянно, но время от времени посещал город и переданный под его управление мон-рь (Alcuin. Ep. 150, 153-154, 215).
Во 2-й пол. IX в. при базилике Л. жили каноники, светским аббатом капитула был граф Труа. Когда норманны разорили город (889), каноники во главе с главным ключником (archiclavus) Рагинарием скрылись, взяв с собой мощи Л. Позднее еп. Бодон и гр. Аделельм разрешили каноникам перенести обитель внутрь городских стен, к кафедральному собору; там была построена церковь, где хранились мощи святого (см.: Lot F. La destruction et la reconstruction de la ville de Troyes à la fin du IXe siècle // RBPH. 1939. Vol. 18. N 2. P. 498-504; Crété-Protin. 2002. P. 329-330). В грамотах XI в. упоминается, что в аббатстве Пресв. Девы Марии и Л. жили секулярные каноники под руководством препозита. В 1104 г. препозит Герард построил на месте древней базилики Л. капеллу св. Мартина, при к-рой был основан мон-рь регулярных каноников Сен-Мартен-эз-Эр (см.: Roserot de Melin. 1957. P. 87). В 1135 г. при участии Бернарда Клервоского Августина устав, который соблюдали регулярные каноники, был введен также в аббатстве Л.
Расцвет аббатства относится к XII-XIII вв. В 1136 г. каноник Стефан из Нуайе подарил серебряный ковчег для главы Л., а в 1153 г., при аббате Эверарде, мощи святого выставили для поклонения и затем поместили в новую раку. Из-за того что эту раку часто выносили во время процессий, она обветшала и рассыпалась, поэтому в 1359 г. для мощей Л. изготовили раку из серебра (в ней святыня находилась до 1778, когда ее поместили в новый реликварий). В особых реликвариях из серебра и бронзы хранились кости рук святого. По инициативе аббата Никола Форжо для хранения черепа Л. был изготовлен массивный бюст-реликварий из позолоченной бронзы, украшенный эмалевыми пластинами со сценами жизни и изображениями чудес святого (1500-1503, мастер Ж. Папийон). Глава Л. была торжественно помещена в новый реликварий 6 апр. 1505 г. (о мощах святого см.: ActaSS. Iul. T. 7. P. 52-53; Inventaires des principales églises de Troyes / Éd. Ch. Lalore. Troyes, 1893. Vol. 1. P. CXLIV, CLXV-VI, CLXXI, CLXXIII-CLXXIV, CLXXIX-CLXXX). Рака Л. была установлена за главным алтарем готического монастырского храма, освященного 20 мая 1425 г. Другие здания мон-ря были перестроены в XVII-XVIII вв. Во время Французской революции (1789-1799) мон-рь был закрыт, бóльшая часть зданий впосл. разрушена (в единственном сохранившемся корпусе размещается Музей изящных искусств). Реликварии и др. ценности монастырской ризницы были утрачены. В янв. 1794 г. мощи Л. и др. святых, находившиеся в Труа, были сожжены; сохранились только фрагменты черепа святого, а также эмалевые пластины от реликвария. В 1811 г. уцелевшие частицы мощей Л. были освидетельствованы и помещены в новую раку, к-рая хранится в кафедральном соборе.