[испан. Julián] (до 644, Толет (ныне Толедо, Испания) - 6.03.690, там же), св. (пам. зап. 14 янв., 29 янв.), еп. г. Толет, церковный писатель. Сведения об И. содержатся в его сочинениях, в первую очередь в «Истории короля Вамбы». Краткое жизнеописание И. было составлено его преемником, Толетским еп. Феликсом (694 - ок. 702), в качестве приложения к соч. «О знаменитых мужах» св. Ильдефонса Толетского. Дополнительные сведения, иногда не вполне достоверные, сохранились в более поздних хрониках. Согласно Мосарабской хронике 754 г., родители И. были иудеями, принявшими христианство. И. получил образование в школе при соборной ц. Богоматери в Толете. Возможно, его наставником был Толетский еп. Евгений II (646-657; см. Евгений III). Вместе с другом Гудилой И. намеревался принять монашество, но впосл. изменил решение и был принят в состав городского клира. В 669 или 670 г. рукоположен во диакона, в 674 или 675 г.- во пресвитера. После кончины еп. Кирика (667-680) И. был возведен на епископскую кафедру (16 янв. 680, хиротонисан 29 янв.).
И. обладал обширными познаниями в области богословия, экзегезы, истории и лат. грамматики, пользовался большим авторитетом. Это позволяло ему оказывать влияние на политическую жизнь Вестготского королевства. Предполагается, что он принял участие в заговоре комита (графа) Эрвига против кор. Вамбы (672-680), чья политика вызывала недовольство высшего духовенства. Король обязал духовенство содержать воинские контингенты в то время, когда они находились на территории еп-ства, а также намеревался увеличить количество кафедр путем разделения существующих диоцезов, что могло привести к снижению доходов и влияния церковной иерархии. Кроме того, король, пытаясь ограничить привилегии Церкви, присвоил право назначения епископов на кафедры. В окт. 680 г. Эрвиг сообщил И. о желании кор. Вамбы принести покаяние и принять тонзуру, что, согласно вестгот. законодательству, должно было привести к отречению от власти. В совр. источниках нет подробных сведений об этом событии, но в «Хронике Альфонсо III» (кон. IX в.) сообщается, что Эрвиг дал Вамбе сильный одурманивающий напиток, после чего король, казалось, лишился рассудка и пребывал при смерти (Crónicas Asturianas / Ed. J. Gil Fernández et al. Oviedo, 1985. P. 116-117). И. согласился с предложением Эрвига и совершил над королем канонический чин покаяния, после чего помазал Эрвига на царство (680-687). Неясно, принимал И. непосредственное участие в заговоре Эрвига или был им обманут. На XII Толетском Соборе (янв. 681; см. Толедские Соборы), проходившем под председательством еп. Иулиана Гиспальского (Севильского), И. был вынужден дать отчет о своем участии в низложении кор. Вамбы. Участники Собора признали, что действия И. были вызваны «неизбежной необходимостью» и соответствовали церковным канонам, помазание Эрвига было объявлено законным (Concilium Toletanum XII. 1 // La colección canónica Hispana / Ed. G. Martínez Díez, F. Rodríguez. Madrid, 2002. T. 6. P. 151-155). Решением Собора были отменены некоторые распоряжения Вамбы и расширена сфера судебной юрисдикции епископов. Толетскому епископу было предоставлено право рукополагать епископов на все испан. кафедры (Ibid. 6 // La colección canónica Hispana. T. 6. P. 169-171). Т. о., епископ Толета фактически стал примасом Испании.
Получив поддержку испанских прелатов, кор. Эрвиг был вынужден сделать ряд уступок духовенству и знати, в т. ч. в области налогообложения. В годы пребывания И. на Толетской кафедре и под его руководством прошли заседания XIII Толетского Собора (683), XIV Толетского Собора (684) и XV Толетского Собора (688). Как Толетский еп. и митр. Карфагенской пров. И. стал первенствующим церковным иерархом вестготской Испании и поддерживал тесные отношения с королевским двором. Вероятно, под его влиянием вскоре после восшествия на престол Эрвиг принял не менее 28 жестких законов против иудеев, после чего принятие крещения стало обязательным для всех жителей королевства. Законы Эрвига были утверждены решением XII Толетского Собора (Thompson. 1969. P. 234-238).
В нояб. 683 г., после закрытия XIII Толетского Собора, было получено послание Римского папы Льва II (681-683), который извещал вестготских епископов о результатах состоявшегося в К-поле Вселенского VI Собора (680-681). Послание папы было адресовано кор. Эрвигу, комиту Симплицию и еп. Кирику Толетскому, который скончался еще в янв. 680 г. К посланию были приложены соборные документы: догматическое постановление с осуждением монофелитства, акт об одобрении этого решения участниками Собора и эдикт имп. Константина IV Погоната, к-рый утвердил соборные постановления. Папа просил вестгот. епископов рассмотреть эти документы и созвать общеиспан. Собор для их одобрения. Не имея возможности сделать это, И. поручил исполнение папского указания епископам Карфагенской пров. Митрополиты др. провинций должны были созвать провинциальные Соборы и одобрить решения VI Вселенского Собора. На XIV Толетском Соборе (нояб. 684) присутствовали епископы Карфагенской пров. и представители 5 др. митрополитов Вестготского королевства, подтвердившие принятые ранее постановления и одобрившие составленную И. «Апологию веры» (Apologeticum fidei), в к-рой содержались осуждение монофелитства и изложение собственных догматических воззрений епископа (краткий пересказ «Апологии» сохр. в 8-м, 9-м и 10-м канонах XIV Толетского Собора).
Ответ вестгот. епископов и сочинение И. были получены папой Римским Бенедиктом II (684-685), высказавшим сомнение в правильности изложенного в апологии вероучения. Папа отметил, что И. использовал иногда неточные и даже неверные с догматической т. зр. выражения. Слова папы были переданы И., который в 686 г. составил 2-ю апологию, где твердо отстаивал ранее высказанные положения, обвиняя рим. богословов в непонимании сути вопроса. Эта апология была получена в Риме, но из-за частой смены понтификов в 685-687 гг. ответа на нее не последовало. В актах XV Толетского Собора (688) сохранилась также 3-я апология И. Поскольку Феликс Толетский знал только о 2 апологиях («Апология веры» и «Апология в 3 главах» - Apologeticum in tribus capitulis), предполагают, что составленная И. 3-я апология была пространным пересказом 2-й апологии, одобренной участниками XV Собора в Толете. Акты этого Собора были получены в Риме папой Сергием I (687-701). Столкнувшись с жестким противодействием епископата Вестготского королевства, папа Сергий I был вынужден пересмотреть отношение Папского престола к богословскому творчеству И., к-рое он признал соответствующим правосл. учению. Согласно Мосарабской хронике 754 г., Римский Собор одобрил апологии И., тем самым конфликт между прелатами Вестготского королевства и Папским престолом был улажен (см.: La Hispania visigótica y mozárabe. 2010. P. 156-158).
После кончины кор. Эрвига (687) И. совершил помазание кор. Эгики (687-702). На XV Толетском Соборе обсуждался вопрос о клятвах, которые Эгика дал находившемуся при смерти Эрвигу (он обещал не причинять вреда детям Эрвига и справедливо управлять страной). Эгика, женатый на дочери Эрвига, одновременно был племянником кор. Вамбы и, т. о., принадлежал к др. знатному вестгот. роду. Король просил участников Собора освободить его от одной из клятв, т. к. защита детей Эрвига, по его мнению, противоречила принципу справедливого правления. Вероятно, дети Эрвига унаследовали имущество, конфискованное отцом у представителей знати, к-рое Эгика стремился вернуть прежним владельцам. Однако участники Собора во главе с И. отказались освободить короля от клятвы (Concilium Toletanum XV // La colección canónica Hispana / Ed. G. Martínez Díez, F. Rodríguez. Madrid, 2002. T. 6. P. 320-332; Thompson. 1969. P. 242-243). После кончины И. борьба между политическими группировками в Вестготском королевстве привела к мятежу, возглавленному Толетским еп. Сисебертом, который попытался убить короля, членов его семьи и приближенных (693).
И. был похоронен в базилике св. Леокадии, усыпальнице Толетских епископов.
Феликс Толетский привел названия 17 произведений И., однако большинство этих сочинений утрачено. Полностью сохранились 2 текста, в к-рых рассматривались проблемы эсхатологии. «Прогностикон», или «Признаки будущего века» (Prognosticon futuri saeculi) был посвящен Идалию, еп. Барциноны (ныне Барселона) (ок. 666-689). Замысел сочинения, к-рое является 1-й на Западе попыткой систематического изложения вопросов эсхатологии, загробной жизни, ада и рая, воскресения мертвых, возник у И. во время дискуссии между участниками XV Толетского Собора. Трактат открывается посланием к Идалию и молитвенным обращением к Господу (в приложении к трактату сохр. благодарственное послание Идалия к И.). 1-я книга «Прогностикона» посвящена вопросам, связанным со смертью, с ее появлением в мире и с победой над ней Христа. И. утверждает, что для христиан смерть как таковая не существует, поэтому они должны отринуть свойственный человеку страх смерти. Кроме того, в 1-й книге рассматриваются вопросы о необходимости достойного погребения умерших и заупокойных молитв. 2-я книга посвящена проблемам участи душ людей, умерших до всеобщего воскресения, соотношения преисподней и рая и выяснению вопроса о том, где находились души праотцев прежде воскресения Христа. И. упоминает представление об очистительных муках (чистилище), известное ему из «Диалогов» Римского папы свт. Григория I Великого, и признает необходимость существования таких мук ради очищения от менее значительных прегрешений. Собственно эсхатологические вопросы (конец мира, всеобщее воскресение, воздаяние праведникам и наказание грешников) рассматриваются в 3-й книге. Основными источниками для «Прогностикона» стали труды блж. Августина и в меньшей степени др. богословов - свт. Григория I Великого, Юлиана Померия, св. Киприана Карфагенского, прп. Иоанна Кассиана Римлянина, св. Исидора Севильского (Гиспальского), Оригена и блж. Иеронима Стридонского.
Соч. «Доказательство шестого века мироздания» (De comprobatione sextae aetatis), посвященное полемике с иудеями, было составлено в 686 г. для кор. Эрвига. До И. к полемике с иудеями в Испании обращались Исидор Севильский в соч. «О католической вере против иудеев» (De fide catholica contra Iudaeos) и Ильдефонс Толетский в соч. «О приснодевстве св. Марии» (De perpetua uirginitate beatae Mariae). Сочинение состоит из 3 книг и открывается молитвой и посвящением Эрвигу, к-рый просил И. составить полемический трактат для подкрепления принятых им законов против иудеев. В названии содержится отсылка к принятому в христ. историософии делению мировой истории на 6 веков (aetates), соответствующих 6 возрастам человека и 6 дням творения. И. заимствовал эту концепцию из соч. блж. Августина «О граде Божием», к-рое оказало на него сильное влияние. В области хронологии И. опирался на сочинения Исидора Гиспальского - на «Хронику» и 5-ю кн. «Этимологий», где принято то же представление о христ. истории, что и в сочинении Августина. Испан. иудеи, современники И., полагали, что живут в «пятом веке», тогда как пришествие Мессии ожидалось в начале «шестого века». В 1-й кн. И. доказывает, что явление Мессии, Иисуса Христа, уже состоялось, и мн. пророчества ВЗ исполнились. В отличие от Исидора Гиспальского И. не пытался совместить эсхатологическое представление о «шестом веке» с хронологическим понятием VI тыс. от Сотворения мира. То, что с рождением Христа наступил «шестой век» и «исполнились времена», И. доказывает не хронологическими выкладками, а фактами исполнения пророчеств. В 3-й кн. автор сопоставляет «века» не с тысячелетиями, а с человеческими поколениями, пытаясь показать, что 5 «веков» прошли и что Христос родился в начале «шестого века». Не отрицая авторитет масоретского текста ВЗ, И. предпочитал использовать текст Септуагинты, объясняя это заимствованной у блж. Августина идеей о том, что 70 толковников были не столько переводчиками, сколько пророками, вдохновленными Св. Духом. Следствием использования И. хронологии Септуагинты стал вывод о том, что начало VI тыс. от Сотворения мира пришлось на эпоху Александра Македонского (по хронологии Исидора Гиспальского - на время земной жизни Христа (род. в 5325)). В «Доказательстве...» И. ссылался на труды тех же авторов, что и в «Прогностиконе», но в большей степени на блж. Иеронима, Тертуллиана и свт. Илария Пиктавийского.
Поскольку «Доказательство...» было полемическим сочинением, в котором автор ставил перед собой злободневные задачи, оно не получило распространения за пределами Испании. Напротив, «Прогностикон» пользовался известностью среди франк. авторов эпохи Каролингского возрождения и на протяжении раннего средневековья оставался основным систематическим трактатом по христ. эсхатологии.
Из экзегетических произведений И. известен «Антикименон» (противопоставления, противоречия), в котором автор рассматривает ок. 200 взаимно противоречивых пассажей из Свящ. Писания. Внимательное рассмотрение проблемы привело И. к выводу об отсутствии в них смысловых противоречий. Произведение, построенное в форме вопросов и ответов, состоит из 2 книг (1-я посвящена ВЗ (136 вопросов), 2-я - НЗ (85 вопросов)). Автор применяет как буквальный, так и аллегорический метод интерпретации, не касаясь вопроса о разных смыслах Писания и их разграничении. Подобный жанр с тем же греч. названием был воспринят позже экзегетами эпохи Каролингов. Из библейских книг И. чаще всего обращается к псалмам и к Евангелию от Матфея. Помимо церковных писателей, к творениям к-рых И. обращался в др. своих сочинениях, в «Антикименоне» он цитирует экзегетические труды свт. Амвросия Медиоланского. Произведение посвящено не названному по имени правителю (принцепсу) (скорее всего это был кор. Эрвиг).
«История короля Вамбы», или «История похода Вамбы, толетского короля готов» (Historia de Wambae regis Gothorum Toletani expeditione) посвящена событиям 672-673 гг., когда после прихода к власти Вамбы вспыхнуло восстание в Септимании. Отправленный для подавления мятежа комит Павел вступил в сговор с восставшими и был провозглашен королем в Нарбонне. И. был не только современником, но и участником этих событий. Собственно историческое повествование И. предваряют 3 документа: послание комита Павла к Вамбе, в котором комит предлагал уладить дело миром; памфлет против Павла, озаглавленный «Обличение смиренным историком тирании в Галлии» (Insultatio uilis storici in tyrranidem Galliae), возможно написанный самим И. (автор обвиняет Павла в покровительстве иудеям и в предательстве, намекая на его вероятную связь с франками); и офиц. постановление Вамбы против Павла «Осуждение, обнародованное против вероломства тиранов» (Iudicium in tyrranorum perfidia promulgatum).
В «Истории» И. пытался подражать античным классикам, в первую очередь Саллюстию, также Титу Ливию, из христ. историков - Павлу Орозию. Кор. Вамба представлен как идеальный правитель-христианин, образец для подражания. И. осуждал мятеж Павла против законной власти не только с моральной т. зр., но и на основании церковного и светского законодательства. Павел преступил каноны IV Собора в Толете (633), налагавшие епитимию на мятежников, и нарушил законы кор. Рекесвинта.
Дата написания «Истории короля Вамбы» неизвестна. По одной версии, это раннее произведение И., составленное им в 674 или 675 г., вскоре после описанных событий, когда Вамба еще поддерживал дружественные отношения с испан. прелатами. По др. версии, сочинение было создано в начале правления Эрвига, описанное в нем поведение Вамбы должно было служить примером новому королю. В пользу этих датировок свидетельствует отсутствие упоминания о низложении (680) Вамбы. По 3-й версии, «История...» - самое позднее сочинение И., созданное в годы правления кор. Эгики, племянника Вамбы.
И. составил краткое жизнеописание св. Ильдефонса, одного из своих предшественников на Толетской кафедре, и включил его в соч. «О знаменитых мужах», написанное Ильдефонсом. Образцом для этого произведения послужила краткая биография Исидора Гиспальского, добавленная Браулионом, еп. Цезаравгусты, к одноименному сочинению Исидора. Жизнеописание Ильдефонса состоит из похвалы епископу (сообщается о его добродетелях, образованности, красноречии, а также о жизни до возведения на кафедру), описания его сочинений и краткого сообщения о его деятельности как Толетского епископа.
И. считается автором написанных ямбом и трохеем «Стихов к Модену» (Versus ad Modoenum), поэмы в похвалу метрической поэзии в противоположность рифмованной (изобретателями метрической поэзии названы Моисей и Давид). Поэма по форме, по тематике (противопоставление стихотворных размеров и рифмы) и по способу выражения (аллюзии на Вергилия и Гомера) может считаться типичным памятником эпохи позднего Каролингского возрождения. Адресатом стихотворения скорее всего был Моден, еп. Отёнский (сер. IX в.).
Среди посланий Альвара Кордовского сохранилось письмо, датированное 860/1 г. и написанное, вероятно, Кордовским еп. Саулом (Alvaus. Ep. 10), в тексте к-рого приведены 2 кратких фрагмента неизвестных сочинений И.
Из перечня, составленного Феликсом Толетским, известны названия неск. несохранившихся произведений И. В «Книге ответов» (Liber responsionum), посвященной Барцинонскому еп. Идалию, И. отстаивал канонические постановления и королевские законы против иудеев, в т. ч. запрет иудеям владеть рабами-христианами; там же И. защищал право Церкви на предоставление убежища. Содержание соч. «О средствах против богохульства» (De remediis blasphemiae), посвященного аббату Адриану, неизвестно; это произведение иногда отождествляется c известным Алкуину анонимным соч. «Отправляется ли душа сразу после кончины человеческого тела к славе или к наказанию» (Utrum animae de hominis corporis exuentes mox deducantur ad gloriam uel ad poenam). «Книга изречений» (Liber sententiarum) - сборник цитат из толкований блж. Августина на псалмы (Aug. In Ps.); И. также собрал извлечения из произведений блж. Августина против пелагианина Юлиана, еп. Экланского. В «Книге о божественных установлениях» (Liber de diuinis iudiciis), написанной в 680 г. и посвященной Эрвигу, были собраны цитаты из Свящ. Писания по вопросам, связанным с моралью и нравственностью.
В ряде рукописей VIII-X вв. авторству И. приписывается соч. «Искусство грамматики, поэтики и риторики» (Ars grammatica, poetica et rhetorica), его датировка основана на упоминании об Эрвиге как о здравствующем короле. Трактат служил учебным пособием по лат. словесности и предназначался для использования в соборной школе в Толете. 1-я часть трактата, посвященная частям речи, основана на соч. «Искусство грамматики» Элия Доната (IV в.). Во 2-й части повествуется о теории слогов и ударений, стихотворных размерах и риторических фигурах. Здесь приведено ок. 150 фрагментов неизвестных сочинений античных авторов, а также примеры из Свящ. Писания и из произведений испан. христ. поэтов IV-VII вв. (Ювенка, Пруденция еп. Евгения II Толетского); использованы сочинения Исидора Гиспальского, посвященные вопросам грамматики, к-рая рассматривается в трактате как средство толкования (экзегезы) священных текстов. Автору соч. «Искусство грамматики» принадлежит и трактат, в к-ром рассматривались исключительно грамматические вопросы, «О частях речи» (Tractatus de partibus orationis), составленный в годы правления кор. Эгики (687-702). В нем также широко используются труды Доната, цитируются испан. поэты (напр., еп. Евгений II Толетский). Предположительно соч. «О частях речи» было упрощенной версией «Искусства грамматики».
Среди др. произведений И. Феликс Толетский называет «сборник различных стихов» (liber carminum diversorum), составленный из гимнов, эпитафий и эпиграмм, а также сборники посланий и проповедей (не сохр.). Вероятно, нек-рые гимны И. сохранились в литургических книгах испано-мосарабского обряда (трудно определить авторство И. в отношении отдельных богослужебных текстов). По свидетельству Феликса, И. отредактировал «книгу месс всего годичного круга» (librum missarum de toto circulo anni), куда вошли как написанные им тексты, так и старые молитвы, которые он исправил и дополнил. И. составил сборник молитв суточного круга для праздников, отмечавшихся в Толетском еп-стве (librum orationum de festiuitatibus, quas Toletana ecclesia per totum circulum anni est solita celebrare... studiose correctum in unum congessit). Предполагается, что И. сыграл важную роль в кодификации испано-мосарабского богослужения, составленные им книги легли в основу т. н. традиции А (по Ж. Пинелю) (Ferrer Grenesche J.-M. Curso de liturgia hispano-mozárabe. Toledo, 1995. P. 86, 103, 148-151; Pinell J. Liturgia hispánica. Barcelona, 1998. Р. 33, 46, 48, 144, 284) (см. ст. Испано-мосарабский обряд).
Открытым остается вопрос об участии И. в кодификации испан. канонического права. По мнению ряда исследователей, И. принадлежит т. н. Юлианова редакция «Испанского собрания» (Collectio Hispana), к которой добавлены акты 9 Толетских Соборов (с IV по XII) (La colección canónica Hispana. T. 1: Martínez Díez G. Estudio. Madrid, 1966. P. 218-238). Кроме того, по мнению некоторых исследователей, И. принял участие в составлении «Извлечений из канонов» (Excerpta canonum) и систематизированной версии «Испанского собрания» (Collectio Hispana systematica) (см.: Kéry L. Canonical Collections of the Early Middle Ages (ca. 400-1140): A Bibliographical Guide to the Manuscripts and Literature. Wash., 1999. P. 60-67, 71-72).
О репутации И. среди испан. духовенства VIII-IX вв. свидетельствуют многочисленные упоминания о нем в трудах мосарабских авторов. Так, в Мосарабской хронике 754 г. И. назван «блаженнейшим» (beatissimus) и «учителем» (doctor) (Chronica Muzarabica. 31, 34, 77 // CSMA. T. 1. P. 27-29, 53). В послании испан. епископов, написанном Толетским еп. Элипандом (754 - ок. 800), И. назван среди отцов Церкви, «святых достопочтенных отцов Илария, Амвросия, Августина, Иеронима, Фульгенция, Исидора, Евгения, Ильдефонса, Иулиана и других православных и католических [отцов]» (Elipandi Ep. episcoporum Hispaniae. 1, 4 // Ibid. P. 82, 84). В др. месте Элипанд ссылался на авторитет своих «предшественников Евгения, Ильдефонса и Иулиана», к-рых почитали как основоположников традиций Толетской Церкви (Ibid. P. 90). В послании к Алкуину Элипанд упоминал о «нашем Иулиане» (noster tamen Iulianus - Elipandi Ep. ad Albinum. 11 // Ibid. P. 108). Альвар Кордовский († 861/2) и аббат Самсон († 890) называли И. «блаженным» и «выдающимся учителем» (Albari Ep. 10. 3, 4 // Ibid. P. 216, 220), последний даже именовал И. «святым» (Samsonis Apologeticum. II. Praef. 10; 20. 3; 21. 6; 23. 2; 24. 4; 25. 5-6 // Ibid. T. 2. P. 555, 619, 628, 636, 639, 655-656). Элипанд приравнивал богослужебные тексты, составление которых приписывалось Толетским епископам Евгению II, Ильдефонсу и И., к вероучительным документам (in suis dogmatibus ita dixerunt in missam de cena Domini - Elipandi Ep. episcoporum Hispaniae. 1 // Ibid. T. 1. P. 82). Самсон ссылался на литургические молитвы, составленные И. (uenerabilis doctor Iulianus in missa cotidiana dicit (Samsonis Apologeticum. II 13. 2 // Ibid. T. 2. P. 591); sanctus Iulianus in missa cotidiana... dicit (Ibid. II 24. 4 // Ibid. T. 2. P. 639)). Однако участие Элипанда и др. испан. прелатов в адопцианских спорах вызвало недоверие франк. духовенства к источникам, к которым они апеллировали. Опровергая догматические утверждения, содержавшиеся в испанских богослужебных текстах, участники Франкфуртского Собора (794) противопоставили им авторитет римских литургических молитв, составление которых приписывалось папе Григорию I Великому (MGH. Conc. T. 2/1. P. 145-146).
Память И. под 6 марта указана в Мартирологе Узуарда (2-я пол. IX в.): «В городе Толедо погребение епископа Иулиана, который широко славится среди обитателей тех мест» (PL. 123. Col. 819-820). Внесение памяти И. во франк. мартиролог связано с путешествием Узуарда и Одиларда, монахов из аббатства Сен-Жермен-де-Пре, в Испанию с целью вывезти в Париж мощи сщмч. Викентия Августопольского (Сарагосского) (858). Монахи побывали в Кордове и Толедо, где Узуард узнал о почитании И. среди мосарабов (Gaiffier. 1937). Память И. под 14 янв. («Кончина Иулиана, епископа Толедского») указана в неск. календарях XI в. из Сев. Испании. В календаре при мосарабском лекционарии XI в. из мон-ря Санто-Доминго-де-Силос (Paris. Nouv. acq. lat. 2171. P. 28-33) поминовение И. указано под 14 янв. и 6 марта (Liber Comicus, sive Lectionarius missae quo Toletana Ecclesia ante annos mille et ducentos utebatur / Ed. G. Morin. Maredsoli, 1893. P. 393-405).
Несмотря на то что память И. содержалась далеко не во всех рукописях богослужебных книг испано-мосарабского обряда, а особые литургические тексты, посвященные ему, отсутствовали, поминовение И. было включено в печатные книги, изданные по указанию кард. Франсиско Хименеса де Сиснероса, архиеп. Толедского (1495-1517). В календарях мосарабского миссала (1500) и бревиария (1502) память И. была указана под 19 янв. и 8 марта (общая служба епископу-исповеднику - PL. 85. Col. 95, 97, 663; PL. 86. Col. 1321, 1323). В действующем календаре испано-мосарабского обряда память И. празднуется 14 янв. (Ferrer Grenesche J.-M. Los Santos del nuevo misal hispano-mozárabe. Toledo, 1995. P. 16, 43-44). В XVI в. память И. была внесена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог под 8 марта; в наст. время празднование памяти И. (festum) совершается в архиепископстве Толедо 29 янв.
Точных сведений о местонахождении мощей И. нет. Базилика св. Леокадии в Толедо существовала до XII в., однако к тому времени находившиеся в ней захоронения епископов были, вероятно, утрачены. Испан. эрудиты XVII-XVIII вв. полагали, что мощи И. после арабского вторжения (711) были перенесены в Овьедо (Flórez. 1763). Согласно акту открытия «Святого ковчега» (Arca Santa) в Овьедо в 1075 г., среди проч. реликвий были обнаружены мощи св. Иулиана, но какого именно, не указано (возможно, документ составлен в XII в.) (Colección de documentos de la Catedral de Oviedo / Ed. S. A. García Larragueta. Oviedo, 1962. P. 214-219). В др. средневек. перечнях святынь, хранившихся в Овьедо, упомянуты мощи св. Юлиана Померия. Предположительно в перечнях подразумевался не галльский автор кон. V в. Юлиан Померий, а И. (Fernández Alonso J. Giuliano Pomerio // BiblSS. Vol. 6. Col. 1209). В описании святынь, составленном в 1639 г., названы мощи И., еп. Толедского (Ramallo Asensio G. Reactivación del culto a las reliquias en el barroco: La catedral de Oviedo y su Cámara Santa en 1639 // Liño: Rev. Anual de Historia del Arte. Oviedo, 2005. N 11. P. 91). В 1934 г. капелла кафедрального собора, где хранились святыни, была сильно повреждена взрывом, в результате чего часть реликвий была уничтожена.