ЛЬВОВ
Том XLI, С. 729-733
опубликовано: 28 сентября 2020г.

ЛЬВОВ

Николай Александрович (4.05.1753, имение Никольское-Черенчицы, ныне с. Никольское Торжокского р-на Тверской обл.- 22.12. 1803, Москва), рус. архитектор, поэт, деятель художественной, муз. культуры и лит-ры эпохи классицизма. Дворянин, уроженец Тверской губ., принадлежал к кругу петербургских архитекторов посл. четв. XVIII в., представитель русских палладианцев (последователей венецианского архитектора эпохи Возрождения А. Палладио). Начинал с военной службы (офицер Преображенского полка), в 1773-1775 гг. курьер Коллегии иностранных дел, в 1777 г. вышел в отставку и продолжил службу в коллегии (дослужился до чина действительного тайного советника). С 1783 г. действительный член Российской академии, с 1786 г. почетный член АХ и член Вольного экономического об-ва; специалист в усадебном и церковном строительстве в С.-Петербурге и окрестностях, Тверской, Московской губерниях. Всесторонне образованный, Л. знал неск. европ. языков, многое сделал в области техники и инженерии (землебитное строительство, конструкция печей), а также в геологии (стоял у истоков угольных разработок в России).

Л. не получил академического архитектурного образования. Славой архитектора и знатока искусств он обязан природной одаренности, прекрасному художественному вкусу, развивавшемуся благодаря знакомству с выдающимися архитекторами, художниками, поэтами своего времени в России и за границей (в 70-х - нач. 80-х гг. XVIII в. совершал поездки во Францию, в Голландию, в города Италии, в Вену). Большая часть его проектов и осуществленных работ связана также с его знатными покровителями, с к-рыми Л. имел должностные и человеческие отношения (канцлер гр. А. А. Безбородко, графы Воронцовы). В круг общения Л. в его столичном доме и родовой усадьбе Никольское-Черенчицы входили поэты Г. Р. Державин, В. В. Капнист, И. И. Хемницер, архит. Дж. Кваренги, художники Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский; кисти последнего принадлежат портреты самого Л., членов его семьи и домочадцев (ныне в собраниях ГТГ и ГРМ).

Церковь в честь Воскресения Христова (храм-усыпальница) в Никольском-Черенчицах Тверской обл. 1789–1804 гг.Церковь в честь Воскресения Христова (храм-усыпальница) в Никольском-Черенчицах Тверской обл. 1789–1804 гг.Наряду с Кваренги Л. стал одним из самых ярких последователей Палладио в России. Он изучал письменное наследие архитектора, строителя церквей и загородных вилл-дворцов, и осуществил перевод 4 книг его трактата об архитектуре, который восходил к античному трактату Витрувия. В книгах Палладио приводились описания многих античных построек эпохи раннего христианства, формы которых итал. зодчий повторял в возведенных им самим зданиях. К числу собственных лит. трудов Л. принадлежит рукописный альбом «Опыт о русских древностях в Москве» (ГИМ ОПИ. Ф. 402. Ед. хр. 109), многие рисунки к к-рому с видами древних сооружений Москвы и ее окрестностей сделаны архит. Кваренги. В наследие Л. входят также «Гатчинский альбом» (Гатчинский музей-заповедник), альбом А. Н. Львова (сына архитектора) 1814 г. из частного собрания в С.-Петербурге.

Собор прав. Иосифа Обручника в Могилёве. 1781–1798 гг. Фотография. Нач. ХХ в.Собор прав. Иосифа Обручника в Могилёве. 1781–1798 гг. Фотография. Нач. ХХ в.

В Италии Л. посетил Ливорно, Пизу, Флоренцию, Венецию, Болонью, проявив интерес к купольным постройкам, руинированным сооружениям (в т. ч. садово-парковым). Знакомство с христ. памятниками античного периода и восходящими к ним храмами, освоение архитектурного наследия Палладио позволили Л., как и др. архитекторам эпохи Просвещения, совпавшей в России с «золотым веком» классицизма, использовать арсенал античной архитектуры в церковном строительстве. Следуя принципам палладианства, Л. обращался к типам и формам античных построек как к образцам идеальных храмовых сооружений, органично вписанных в ландшафт. Образы городских и монастырских соборов, спроектированных Л., восходят к античным и раннехрист. храмам Рима, К-поля, Афин и Иерусалима. Усадебные церкви с семейными мавзолеями ориентированы на иконографию мартириев раннехрист. мучеников, а также комплексов имп. мемориальных усыпальниц.

Собор во имя святых Бориса и Глеба Борисоглебского мон-ря. 1785–1796 гг.Собор во имя святых Бориса и Глеба Борисоглебского мон-ря. 1785–1796 гг.

Первым и самым значительным церковным сооружением по проекту Л., принесшим ему славу, стал собор прав. Иосифа Обручника в Могилёве (1781-1798, не сохр.). Собор, заказанный имп. Екатериной II в память встречи с имп. Австрии Иосифом II, отражал идеи т. н. Греческого проекта и ориентировался на иконографию собора Св. Софии в К-поле. Кубический объем с плоским двойным куполом на низком барабане был удлинен зап. притвором с греко-дорическим портиком, напоминавшим о Парфеноне. Алтарь в форме ротонды был подобен Кувуклии в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Скупая декорация стен включала ордерные элементы (фризы, карнизы), ниши со скульптурой. Почти точной копией собора в Могилёве является ц. Петра и Павла в дер. Переслегино (Загорье Торжокского р-на) (1785-1803, заказчик М. Ф. Полторацкий; ныне в руинированном состоянии) с добавлением к зап. портику 2 колоколен. Большой купол этого храма напоминал Пантеон и один из проектов собора св. Петра в Ватикане. Др. копией собора является Знаменская ц. в с. Маклаки Думиничского р-на Калужской обл. (1803-1818, заказчик кн. С. Н. Львов).

Образ собора Св. Софии в К-поле приобрел чрезвычайно важное значение в рус. архитектуре посл. четв. XVIII - нач. XIX в. К нему восходят произведения др. знаменитых архитекторов, напр. Преображенский (Софийский) собор в Царском Селе архит. Ч. Камерона (1782-1788) и множество повторений в памятниках провинции. Сходные формы были использованы Л. при перестройке собора Борисоглебского мон-ря в Торжке (1785-1796). Центрический квадратный собор с крупным плоским куполом на низком граненом барабане, с палладианскими колонными портиками на фасадах дополнен 4 малыми угловыми барабанами глав, что приближало его к традиционному для древнерус. зодчества пятиглавию. Архитектурный облик такого собора в сочетании с конструкцией двойного купола нашел отражение в ц. Казанской иконы Божией Матери в усадьбе Вонлярлярских Рай (ныне деревня Смоленского р-на и обл.; 1814-1818, архит. М. Н. Слепнёв).

Церковь Казанской иконы Божией Матери в дер. Арпачево Тверской обл. 1789–1791 гг.Церковь Казанской иконы Божией Матери в дер. Арпачево Тверской обл. 1789–1791 гг.

Церковные проекты Л. близки к творчеству Кваренги. Большинство из них представляют собой центрические здания с разнообразной конфигурацией планов. Купольная Казанская ц. в дер. Арпачево Торжокского р-на (1789-1791) имеет квадратный план с 2 экседрами и 2 портиками; отдельно стоит колокольня, напоминающая колонну Траяна в Риме. Проект, близкий к церкви в Арпачеве, был использован в соборе в честь Преображения Господня в Выборге (1787-1789, проект Л., строил архит. И. Брокманн). Крестообразная форма с портиками на фасадах и квадратным купольным барабаном использована в Троицкой ц. в с. Прямухине Кувшиновского р-на Тверской обл. (1808-1826, заказчик А. М. Бакунин). Необычный храм возвышается на цокольном этаже-усыпальнице в виде «античной руины» с пандусом. Т. н. Ананьевская ц. (ок. 1790), известная по чертежам, имеет форму октагона.

Неосуществленный проект храма-усыпальницы в усадьбе А. А. Безбородко Стольное на Черниговщине (1785) соединял палладианские и традиц. укр. черты: к центрическому кубическому купольному объему с портиками симметрично примыкали 2 колокольни, что создавало аналогию с «трехбанным» (3-башенным) храмом. Этот же образ был развит в проектах ц. Троицы в Дохновичах Стародубского у. Черниговской губ. (1791, не сохр., заказчик Я. В. Завадовский), усложненном экседрами; ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Казаричах Суражского у. Черниговской губ. (1815, заказчик Ф. Д. Ширай). После смерти Л. этот тип нашел отражение в соборе во имя апостолов Петра и Павла в Вышнем Волочке (1799-1815, архитекторы А. А. Трофимов, И. М. Телятников). Центрично-осевая композиция в форме квадрата с 2 экседрами была использована во Введенской (Преображенской) ц. в усадьбе Введенское Одинцовского р-на Московской обл. (1812, заказчик П. В. Лопухин, ныне с. Введенское, санаторий «Звенигород»). Храм, построенный после смерти Л. по его проекту, отличается необычной круглой колокольней с колоннадой и коническим шпилем.

Мн. храмы имеют излюбленную Л. форму ротонды. Они восходят к образам раннехрист. мартириев и храма Гроба Господня в Иерусалиме. Наиболее характерны ротонды, окруженные колоннадой наподобие античных толосов: Троицкая ц. в с. Александровском в усадьбе кн. А. А. Вяземского («Кулич и Пасха», 1785-1790, ныне в черте г. С.-Петербурга) с необычной колокольней в виде пирамиды; церковь-усыпальница с главным престолом в честь Воскресения Христова в Никольском-Черенчицах, в к-рой был погребен сам Л. (1793-1800); ц. вмц. Екатерины в Валдае Новгородской обл. (1793, достраивал архит. И. Дмитриев, изменивший проект Л.). К кругу ротонд с колоннами примыкает часовня Воздвижения Креста Господня в Торжке (1814). Другие ротонды массивны и развивают тему Пантеона с двойным куполом и нишами-капеллами вокруг: неосуществленный проект т. н. Колыванской ц. (ок. 1790) и построенные по тому же проекту ц. свт. Николая Чудотворца в пос. Диканька (1794-1810, усыпальница Кочубеев) и ц. Рождества Христова в с. Вергуны Хорольского р-на (1801-1807) - обе в Полтавской обл. Украины.

Церковь вмц. Екатерины в пос. Мурине Ленинградской обл. 1786–1790 гг.Церковь вмц. Екатерины в пос. Мурине Ленинградской обл. 1786–1790 гг.В работах Л. получил новое осмысление древнерус. тип ярусного центрического храма-колокольни («иже под колоколы») как единого столпообразного сооружения, дополненного антикизирующими мотивами ротонд, колоннад, куполов и экседр. Как правило, Л. использовал этот тип в мемориальных и погребальных храмах, напр. в ц. вмц. Екатерины в пос. Мурино Всеволожского р-на Ленинградской обл. (1786-1790, заказ А. Р. и С. Р. Воронцовых в память Е. А. Воронцовой). Центрическая 3-ярусная постройка с экседрами и портиками в нижнем ярусе увенчана октагоном и открытой деревянной колоннадой-ротондой (ярус звона), что отсылает одновременно к древнерим. «Кенотафу Юлиев» в Глануме (I в., Сен-Реми-де-Прованс, Франция) и к нарышкинским храмам кон. XVII в. Оригинальная трактовка той же темы получила воплощение в ц. Владимирской иконы Божией Матери в Горницах Кувшиновского р-на (1789-1795, заказчик П. В. Беклемишев). Колокольня имеет вид столпа, увенчанного небольшой колонной ротондой, и примыкает к компактному кубическому объему храма с юга, осеняя усыпальницу. Оси восточного и западного фасадов отмечены конхами, а главный, северный фасад украшен портиком со сдвоенными колоннами, несущими триумфальную арку. Позднее этот же тип строения был использован в 5-ярусной надвратной колокольне Борисоглебского мон-ря в Торжке (1804-1811, достроил архит. Я. А. Ананьин), каждый ярус к-рой обладает неповторимым обликом. Типология, разработанная Л., была востребована и позднее, напр. в ц. блгв. кн. Александра Невского в пос. Рамешки Рамешковского р-на Тверской обл. (1830-1837).

Как и др. архитекторы, тяготеющие к классицизму и палладианству, Л. интересовался купольными конструкциями. Он обращал внимание на купольные постройки во время путешествия по Италии, оценивал их с т. зр. эстетики. В его дневнике есть запись о куполе в ц. Сантиссима-Ануннциата во Флоренции (появился после перестроек храма в XVII-XVIII вв.): «...такой купол, как мне хотелось» (Итал. дневник. 1996. С. 261). Излюбленным в его творчестве стал конструктивно-пространственный прием двойного купола, позволявший создавать многофункциональный объем, удобный для росписи и устойчивый. Часто внутренний купол делался деревянным (Петропавловская ц. в дер. Переслегино, Знаменская ц. в с. Маклаки). Кессонированная его поверхность наводила на мысль о римском Пантеоне, а единое пространство, перекрытое с помощью купола, арок и колонных портиков,- о к-польском храме Св. Софии. Одним из лучших примеров является Петропавловская ц. в дер. Переслегино, где кессонированный внутренний купол опирается на арки, сквозь к-рые видны хорошо освещенные через окна наружного купола фрески с образами апостолов. Не исключено, что источником вдохновения послужил для Л. купол Ф. Брунеллески в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции (1-я четв. XV в.). В упрощенном варианте подобный купол воплощен в Воскресенской ц. в Торжке (перестроена в 1823). Символическое толкование у Л. получали редкие в рус. палладианстве декоративные мотивы, в частности солярные символы античных надгробий, напоминавшие также о крестных страданиях Иисуса Христа, напр. крупные розетты на фасадах церквей (ц. Владимирской иконы Божией Матери в Горницах). Растительные мотивы на рельефах фриза в основании купола в церкви-усыпальнице в Никольском-Черенчицах включают изображения виноградных гроздьев и птиц. Эти образы восходят к традиц. декору раннехрист. мозаик, напр. в церкви-мавзолее св. Констанции в Риме (сер. IV в.); они же были унаследованы в искусстве средних веков как орнаментика, привычная для рукописей и церковных предметов.

Одной из выразительных храмовых построек, к-рые убедительно приписывают Л., является церковь с престолом в честь иконы Божией Матери «Знамение» в усадьбе Тёплое (1797, Клинский р-н Московской обл.), заказанная Н. А. Соймоновым - дальним родственником Л. Архитектор виртуозно соединил храм, трапезную и колокольню в единую композицию с портиками по бокам и купольной ротондой в завершении. Впосл. именно этот проект Л. способствовал формированию типа храма «ротонда на четверике», который получил распространение в эпоху ампира и был принят практически на всей территории Российской империи благодаря своей доступности (тиражирован в гравюрах) и относительной простоте в осуществлении. Свод проектов Л. повлек за собой создание альбомов образцовых проектов, напр. «Собрание проектов и рисунков» архит. Л. Руски (1810), важных для градостроительства в различных городах и регионах. Для церквей, возведенных по проектам Л., характерно качество, созвучное мн. сооружениям эпохи сентиментализма и романтизма в разных жанрах,- они гармонично вписываются в окружающий ландшафт и не теряют эстетической привлекательности даже в руинированном состоянии (церкви в Никольском и Переслегине).

Мн. храмы приписывают Л. без документальных подтверждений, напр. церкви-ротонды Св. Троицы в Яготине под Киевом (1800, заказ Разумовских, утрачена в 1936, воссоздана в 2005), прп. Сергия Радонежского в Татищевом Погосте Ростовского р-на Ярославской обл. (1810, заказчик Д. П. Татищев, план прислан им из Италии) и др. Замысел грандиозной ц. Воскресения Христова в усадьбе Воронцовых Матрёнино (ныне дер. Рощино Петушинского р-на Владимирской обл., 1804-1822, архитекторы П. И. Щетинин, Ф. Кампорези), возможно, был связан с Л.

Л. строил гражданские сооружения в обеих столицах, их окрестностях и частично в провинции. Одной из первых в его творчестве построек в С.-Петербурге стали Невские ворота Петропавловской крепости (1786-1787) в виде 4-колонного тосканского фронтонного портика со сдвоенными колоннами и с муфтами «бриллиантового» руста. Авторству Л. принадлежат Главный почтамт (1782-1789), решенный в виде крупного здания дворцового типа, оси и фланги фасадов к-рого выделены 4-колонными тосканскими портиками, и городской дом Державина (1793) в С.-Петербурге. В неосуществленном проекте здания «Кабинет» (1786-1787) центральный объем в виде ротонды был соединен с корпусами по линиям улиц галереями-циркумференциями. В Гатчине Л. были спроектированы Сиротский ин-т и Суконная фабрика (1794-1795). В числе дворцово-парковых опытов архитектора - усадебные дома-дворцы 80-90-х гг. XVIII в. близ Торжка: в Знаменском-Райке, усадьбе Ф. И. Глебова-Стрешнева, в дер. Митино и Василёве (ныне дер. Васильево), Прямухине, Арпачеве; проект перестройки дома Воронцовых в усадьбе Вороново под Подольском (1789-1800); проект парка для дворца графа Безбородко на Воронцовом Поле в Москве (1797-1799), Приоратский дворец в Гатчинском парке, возведенный в технике «землебитного строения» (1798-1799).

Ист.: ИРЛИ (ПД). Оп. 15. № 166. Л. 1-80; Муравьев М. Н. Жизнь Н. А. Львова // РНБ ОР. Ф. 542. № 760; ГИМ ОПИ. Ф. 402. Ед. хр. 109.
Изд.: Петито Э. А. Рассуждение о проспективе, облегчающее употребление оной, в пользу народных училищ. СПб., 1789; Четыре книги Палладиевой архитектуры. СПб., 1798.
Соч.: Избр. сочинения / Вступ. ст., подгот. текста, сост.: К. Ю. Лаппо-Данилевский. Кёльн и др., 1994; Итальянский дневник 1781 г. // ПКНО, 1994. М., 1996. С. 258-271 (опубл. в ст.: Никитина А. Б. H. A. Львов: Итальянский дневник, 1781 г.); Итальянский дневник / Ред. и коммент.: К. Ю. Лаппо-Данилевский. Köln; Weimar; W., 1998.
Лит.: Будылина М. В., Брайцева О. И., Харламова A. M. Архит. Н. А. Львов. М., 1961; Ильин М. А. О палладианстве в творчестве Д. Кваренги и Н. Львова // Рус. искусство XVIII в.: Мат-лы и исслед. / Ред.: Т. В. Алексеева. М., 1973. С. 103-108; Глумов А. Н. H. A. Львов. М., 1980; Лаппо-Данилевский К. Ю. Новые данные к биографии Н. А. Львова (1770-е гг.) // РЛ. 1988. № 2. С. 135-142; Смирнов Г. К. Н. А. Львов и усадьбы Новоторжского у. // Художественная культура рус. усадьбы. М., 1995. С. 54-77; Никитина А. Б. H. A. Львов. Итальянский дневник, 1781 г. // ПКНО, 1994. М., 1996. С. 249-276; она же. Архитектурное наследие H. A. Львова. СПб., 2006; Гений вкуса: H. A. Львов: Мат-лы и исслед. Тверь, 2001-2003. 3 вып.; СПАМИР: Тверская обл. М., 2002. Ч. 1. С. 11-13, 81-90; Слюнькова И. Н. Храм-памятник Иосифовский собор в Могилеве // Христианское зодчество: Новые мат-лы и исслед. М., 2004. С. 500-523; Н. Львов: Прошлое и современность: Мат-лы науч. конф. СПб., 2005; Петербургский Рериховский сб. СПб.; Вышний Волочёк, 2008. Вып. 6-8: Н. А. Львов: Жизнь и творчество. 3 ч. (продолж.: Н. А. Львов: Жизнь и творчество: Сб. ст. Вышний Волочёк, 2013. Ч. 4: Новый мат-лы); Путятин И. Е. Кваренги и Львов: Рождение образа храма рус. ампира. М., 2008; он же. Образ рус. храма и эпоха Просвещения. М., 2009. С. 127, 133, 156-157, 193, 203-204, 219; Чекмарёв А. В. Постройки Н. А. Львова и его круга в Провинции: Новые открытия // Архит. наследство. М., 2009. Вып. 50. С. 255-279; Пряшникова М. П. H. A. Львов и музыка // Она же. Из истории рус. музыкальной культуры XVIII в. М., 2010. С. 45-62; Архитектор Н. Львов: Храмы, дома, усадьбы эпохи классицизма / Сост.: З. Золотицкая. М., 2015.
Э. П. И., Р. А. Я.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич (1937 - 2004), русский филолог, историк христианской культуры, литературовед, поэт
  • АЛЬТШУЛЛЕР Борис Львович (1926-1998), архитектор-реставратор, исследователь церк. зодчества
  • АНДРЕЕВ Даниил Леонидович (1906-1959), поэт, писатель
  • АНДРЕЙ МАЛОЙ (XVI в.), зодчий
  • АНИСИМОВ Юлиан Павлович (1886-1940), поэт, переводчик, искусствовед
  • АННЕНСКИЙ Иннокентий Федорович (1855-1909), рус. поэт, критик, переводчик