КОРНИЛИЙ
Том XXXVIII, С. 133-136
опубликовано: 16 сентября 2019г.

КОРНИЛИЙ

Корнилий (Якобс), митр. Таллинский и всей Эстонии. Фотография. 2015 г.Корнилий (Якобс), митр. Таллинский и всей Эстонии. Фотография. 2015 г. (Якобс Вячеслав Васильевич; 19 июня 1924, Таллин - 19 апр. 2018, Таллин), митр. Таллинский и всея Эстонии. Отец до революции 1917 г. был офицером, участвовал в гражданской войне в армии ген. Н. Н. Юденича. Мать происходила из старинного рус. ревельского купеческого рода. С детства прислуживал в таллинской ц. Рождества Пресв. Богородицы (Казанской). В 1943 г. окончил рус. гимназию в Таллине. В том же году начал служить псаломщиком в таллинской ц. Рождества Пресв. Богородицы. С 1944 г. исполнял послушание иподиакона временно управлявшего Таллинской епархией РПЦ Нарвского и Изборского архиеп. Павла (Дмитровского; с марта 1945 архиепископ Таллинский и Эстонский). 19 авг. 1945 г. рукоположен архиеп. Павлом во диакона к таллинской ц. Рождества Пресв. Богородицы (Казанской). В 1947 г. поступил в Ленинградскую ДС. 8 февр. 1948 г. Таллинским и Эстонским еп. Исидором (Богоявленским) рукоположен во иерея к эстонско-рус. приходу св. Марии Магдалины в г. Хаапсалу. Одновременно окормлял приходы в с. Вяйке-Ляхтру, на мызе Мяэмыйза близ с. Синалепа и на о-ве Вормси. Одним из его духовников был свящ. (впосл. протоиерей) Михаил Ридигер, отец буд. патриарха Алексия II. В 1951 г. окончил заочно Ленинградскую ДС. В том же году из-за болезни супруги, к-рой было необходимо переменить климат, подал прошение о переводе в Вологодскую епархию. Служил в Вологде в кафедральной ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. В его доме собиралась верующая интеллигенция, в т. ч. молодежь. 27 февр. 1957 г. был арестован УКГБ по Вологодской обл. по обвинению в «антисоветской агитации» (т. о. следствием было представлено хранение правосл. лит-ры и беседы с верующими на религ. темы). Постановлением Судебной коллегии Вологодского областного суда от 15/16 мая того же года приговорен к 10 годам лишения свободы; заключение отбывал в исправительно-трудовых колониях в пос. Сосновка, затем в пос. Явас Зубово-Полянского р-на Мордовской АССР («Дубравлаг»). Постановлением Президиума Верховного суда от 8 июня 1960 г. срок заключения свящ. В. Якобсу был сокращен до 5 лет, 12 сент. того же года он был условно-досрочно освобожден. Реабилитирован 14 окт. 1988 г.

4 нояб. 1960 г. свящ. В. Якобс был назначен настоятелем ц. во имя св. Иоанна Предтечи в таллинском р-не Нымме. Прослужил на приходе ок. 30 лет. Прилагал большие усилия к обустройству храма, организовал его восстановление после 2 больших пожаров, возникших вслед. поджогов (всего храм поджигали 4 раза). 1 апр. 1966 г. возведен в сан протоиерея. Награжден митрой. В 1974 г. овдовел. Был делегатом Поместного юбилейного Собора РПЦ 1988 г. В мае 1990 г. по предложению управляющего Таллинской епархией Ленинградского и Новгородского митр. Алексия (Ридигера; с 7 июня 1990 патриарх Московский и всея Руси Алексий II) стал председателем восстановленного Епархиального совета.

После избрания предстоятелем Русской Православной Церкви патриарх Алексий II предложил кандидатуру прот. В. Якобса, хорошо знающего местные традиции, владеющего как рус., так и эст. языком, в качестве своего преемника на Таллинской кафедре. Было решено, что патриарх временно сохранит за собой управление епархией, а прот. В. Якобс по пострижении в монашество станет викарным архиереем. 20 июля 1990 г. он был назначен епископом Таллинским, викарием патриарха. 21 авг. того же года в Псково-Печерском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре его наместником архим. Павлом (Пономарёвым; ныне митр. Минский и Заславский, экзарх всея Беларуси) был пострижен в монашество с именем Корнилий в честь прмч. Корнилия, игум. Псково-Печерского. Восприемником К. стал архим. Иоанн (Крестьянкин). 6 сент. возведен в сан архимандрита. 15 сент. в таллинском Александро-Невском кафедральном соборе состоялась архиерейская хиротония К., к-рую возглавил патриарх Алексий II. В хиротонии участвовал митр. Хельсинкский Тихон (Таякка; Финляндская Православная Церковь). С 11 авг. 1992 г. правящий епископ с титулом «Таллинский и Эстонский». С 26 апр. 1993 г. предстоятель автономной Эстонской Православной Церкви (ЭПЦ) с титулом епископ «Таллинский и всея Эстонии». 25 февр. 1995 г. возведен в сан архиепископа, 6 нояб. 2000 г.- в сан митрополита.

Архиерейское служение К. пришлось на сложный период воссоздания эст. государственности после распада СССР. Налаживание церковной жизни в новых условиях было осложнено отказом гос. властей признать законный статус ЭПЦ как исторической правосл. Церкви на земле Эстонии. В этих условиях одной из основных задач К. была легализация деятельности Церкви. К. многократно обращался в гос. и международные орг-ции с петициями, в к-рых разъяснялась позиция канонической Эстонской Церкви. 9 дек. 1995 и 16 марта 1996 г. по инициативе К. в Таллине устраивались многотысячные крестные ходы. Масштаб этих молитвенных акций продемонстрировал властям, что в защиту своих прав выступает не маленькая группа, а большинство правосл. жителей Эстонии, с требованиями к-рых нельзя не считаться.

Против К. и Московской Патриархии в Эстонии выступили лишь неск. клириков, запрещенных К. в священнослужении за учиненный раскол. Они перешли в подчинение т. н. Синода в изгнании (находился в Стокгольме), к-рый возглавлял единственный оставшийся в живых из числа членов эмигрантского Синода клирик К-польского Патриархата прот. Н. Суурсет. В авг. 1993 г. образованная отделившейся группой Эстонская Апостольская Православная Церковь (ЭАПЦ) получила от властей офиц. регистрацию в качестве правопреемницы Эстонской Церкви, существовавшей в первый период независимости страны (1918-1940); правопреемственность распространялась на храмы и все церковное имущество. В 1994 г. власти Эстонской Республики обратились в К-польский Патриархат (КП) с предложением принять в свою юрисдикцию правосл. приходы Эстонии. Несмотря на ряд встреч по эст. церковному вопросу в 1994-1995 гг. делегаций Московского и К-польского Патриархатов (во многих принимал участие К.), 20 февр. 1996 г. Синод КП, сославшись на просьбу правительства Эстонии, принял решение о принятии ЭАПЦ в свою юрисдикцию, что привело к временному приостановлению канонического общения между РПЦ и К-польской Церковью. 3 и 22 апр. 1996 г. прошли переговоры делегации РПЦ с представителями КП в Цюрихе. В результате были выработаны соглашения, по к-рым правосл. приходам в Эстонии предоставлялась возможность выбора юрисдикционной принадлежности. На этих условиях было восстановлено прерванное ранее евхаристическое и каноническое общение между двумя Патриархатами. 23 авг. того же года в Таллине совместная комиссия двух Патриархатов согласовала списки определившихся в своей юрисдикции приходов (за исключением тартуского Успенского и валгаского Исидоровского приходов, решение по которым было отложено).

Поскольку власти Эстонии по-прежнему отказывали ЭПЦ в гос. регистрации, 16 февр. 1999 г. К. направил письмо Б. Брауну, главе миссии ОБСЕ в Таллине, с изложением ситуации, возникшей вокруг Эстонской Православной Церкви. К. заявил, что согласно решению Синода РПЦ будет вынужден направить петицию в Европейский суд по правам человека и просил довести содержание этого обращения до сведения ожидавшегося в Вене форума ОБСЕ. Обращение К. к миссии ОБСЕ вынудило эст. власти изменить свою позицию. 4 марта того же года министр внутренних дел Эстонии О. Тааль в письме патриарху Московскому Алексию II предложил выработать компромиссный вариант преамбулы уставного документа, предоставляемого ЭПЦ для регистрации в МВД Эстонии. Преамбула должна была быть составлена так, чтобы, «с одной стороны, отражала историческую преемственность церковной деятельности, а с другой - не вступала бы в противоречие с положениями действующего законодательства». Однако на практике эстонские власти продолжали затягивать решение вопроса о предоставлении ЭПЦ офиц. статуса. В марте 1999 г., еще до общей регистрации ЭПЦ, были зарегистрированы в качестве ставропигиальных учреждений Московской Патриархии таллинский Александро-Невский собор и Пюхтицкий в честь Успения Пресв. Богородицы жен. монастырь. В авг. 2000 г., после внесения изменений, Устав ЭПЦ был подан для регистрации в МВД Эстонии, но и после этого власти пытались добиться новых уступок, низводящих автономную Эстонскую Церковь до положения новообразованной зарубежной епархии РПЦ, что встречало решительные возражения со стороны К.

Многократные отказы эст. властей зарегистрировать ЭПЦ и дискриминация правосл. верующих, сохранивших верность Московскому Патриархату, вызвали международный резонанс, наносили ущерб престижу Эстонии, и в частности российско-эст. отношениям. Кроме того, обжалование Синодом ЭПЦ отказа в регистрации в судебном порядке открывало возможность последующего рассмотрения искового заявления в Европейском суде по правам человека. В этих условиях премьер-министр Эстонии М. Лаар в письме от 4 сент. 2001 г. сообщил патриарху Алексию II, что эстонское гос-во согласно легализовать Эстонскую Православную Церковь в юрисдикции Московского Патриархата (МП). 17 апр. 2002 г. МВД Эстонии зарегистрировало Устав ЭПЦ МП и 3 прихода Церкви. Однако продолжал оставаться неурегулированным вопрос о признании прав ЭПЦ на исторически принадлежащее ей имущество, которое было передано или находилось в процессе передачи ЭАПЦ КП. Назначенный К-польским Синодом 13 марта 1999 г. митр. «Таллинский и всея Эстонии» Стефан (Хараламбидис) соглашался вести переговоры по имущественному вопросу только с правительством Эстонии.

4 окт. 2002 г. власти Эстонии, взяв на себя посредничество в межцерковном имущественном споре, заключили протоколы о намерениях с ЭАПЦ и ЭПЦ. Согласно этим документам, имущество ЭПЦ было закреплено за ее приходами с правом пользования (за символическую сумму), но не собственности. Эстонское правительство выделило ЭАПЦ КП компенсацию в размере 35,5 млн эст. крон в качестве «пособия для финансирования реставрации церквей и иных сакральных зданий и приходов». Т. о., православные ЭПЦ МП становились лишь арендаторами собственных храмов. Это противоречило цюрихскому (1996) и берлинскому (2001) соглашениям между К-польским и Московским Патриархатами, в соответствии с которыми все православные Эстонии должны были получить равные права, включая право на имущество. Дальнейшие встречи и переговоры К. с митр. Стефаном не привели к сближению позиций, поскольку представители ЭАПЦ КП заявили, что вопрос о передаче в собственность ЭПЦ МП используемых ею храмов они готовы рассматривать только в обмен на признание ЭАПЦ КП автономной поместной Церковью. Выступая 4 окт. 2004 г. на Архиерейском Соборе РПЦ, К. рассказал о нерешенных проблемах Православия в Эстонии, ставших следствием незаинтересованности эст. структуры К-польского Патриархата в реализации цюрихских и берлинских соглашений. Архиерей отметил, что до полного исполнения этих соглашений «невозможно восстановление канонического общения с отколовшейся от ЭПЦ МП структурой, действующей как ЭАПЦ КП».

Согласно статистике МВД Эстонии, 7/8 правосл. населения страны относило себя к ЭПЦ МП, однако ЭАПЦ КП удалось присвоить себе 2/3 из числа действовавших приходов. Занятые ЭАПЦ церкви часто стояли полупустыми, тогда как общины МП не имели пристанища. Это обстоятельство побудило ЭПЦ с кон. 90-х гг. ХХ в., несмотря на тяжелое экономическое положение, приступить к активному храмостроительству. Прихожане Исидоровского храма в г. Валга, настоятель к-рого перешел в К-польскую юрисдикцию, приобрели на собранные деньги здание бывш. клуба железнодорожников и перестроили его в храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. В г. Палдиски при схожей ситуации община ЭПЦ МП обустроила в бывш. здании городского музея храм во имя св. вмч. Пантелеимона. В г. Локса под храм во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского был приспособлен бывш. детский сад, при нем организован реабилитационный центр для помощи наркозависимым. Построены новые храмы: св. арх. Михаила в г. Маарду, в честь Казанской иконы Божией Матери в г. Силламяэ, в честь Нарвской иконы Божией Матери в г. Нарва, в честь св. блж. Ксении Петербургской в пос. Азери Ида-Вируского у. Строится ц. во имя св. равноапостольных Кирилла и Мефодия в Нарве. В нояб. 2012 г. К. и мэром Таллина Э. Сависааром были подписаны документы о передаче в собственность прихода ЭПЦ МП ранее находившихся в его пользовании ц. в честь свт. Николая в микрорайоне Копли, часовни на ул. Херне и прихрамовых помещений на ул. Каэвури.

В 2002 г. К. благословил строительство храма в таллинском р-не Ласнамяэ, населенном преимущественно русскоязычными жителями. Во время визита в Эстонию патриарх Алексий II в сент. 2003 г. освятил закладной камень храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Строительство храма началось 22 нояб. 2006 г., в день празднования иконы. К 2009 г. было завершено благоустройство площади перед строящимся храмом, которая была названа в честь патриарха Алексия II. 8 сент. 2012 г. К. освятил памятник патриарху Алексию, сооруженный на этой площади. 16 июня 2013 г., во время визита в Эстонию, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл торжественно освятил храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Ласнамяэ. Главной святыней храма является чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница», сохраненная К. после закрытия в 1959 г. и разрушения таллинского подворья Пюхтицкого мон-ря.

В ЭПЦ развивается издательская деятельность. С 1998 г. стала выходить, первоначально как приложение к газ. «Русский Телеграф», газ. «Мир Православия». С 2000 г. издание стало самостоятельной ежемесячной 12-страничной газетой. В наст. время это офиц. орган ЭПЦ МП, газета бесплатно раздается в приходах. Начиная с 2003 г. Православным издательским обществом сщмч. Исидора Юрьевского был выпущен в свет ряд книг, в т. ч. правосл. молитвослов, руководство к исповеди (Pihiraamat. Tallinn, 2003), книга о почивших правосл. пастырях, служивших в Эстонии, «Основы Православия - Введение в учение Православной Церкви» (Õigeusu alused - Sissejuhatus Õigeusu Kiriku õpetusse. Tallinn, 2004), «Размышления о детях в Православной Церкви» (Mõtisklusi lastest õigeusu Kirikus. Tallinn, 2004), «Жизнь мученицы великой княгини Елисаветы» (Püha märter suurvürstinna Jelizaveta elulugu. Tallinn, 2005), «Тайна Церкви» (Kiriku saladus. Tallinn, 2007); подготовлен и издан перевод на эст. язык монографии патриарха Алексия II «Православие в Эстонии». Также публикуются книги на рус. языке - Жития святых земли Эстонской со службой им, описания правосл. храмов Эстонии. В эфире эст. телевидения транслировалась программа «Православный час».

В ЭПЦ МП существует паломнический центр. Во мн. храмах действуют воскресные школы для детей и взрослых, организуются детские лагеря. Дети в воскресных школах среди прочего обучаются церковному пению. Церковные хоры, в т. ч. детские, созданы во многих храмах. Укреплению традиций церковного пения способствует проведение с 1994 г. фестиваля правосл. духовной музыки «Credo», приуроченного к празднику Рождества Пресв. Богородицы. Он ежегодно проходит не только в Таллине, но и в др. городах Эстонии. Концерты фестиваля пользуются большой популярностью среди эстонцев.

Считая основой архипастырской деятельности богослужебное окормление всей правосл. паствы, К. ввел практику обязательного посещения в течение года всех приходских храмов Эстонии. К. активно способствует расширению почитания святых, жизнь и подвиг к-рых связаны с Эстонской землей; по его ходатайству патриарх Алексий II указом от 22 июля 2002 г. установил празднование Собору святых земли Эстонской (пам. 18 нояб.). К 90-летию образования епископской кафедры в Таллине (Ревеле) учреждены орден 3 степеней и медаль 2 степеней сщмч. Исидора Юрьевского.

27 мая 2009 г. Синод РПЦ удовлетворил прошение К. о назначении ему в помощь по делам управления Церковью викарного епископа; епископом Нарвским, викарием Таллинской епархии, был определен архим. Лазарь (Гуркин), его хиротония состоялась 21 июля того же года. Решением Синода РПЦ по докладу К. 30 мая 2011 г. в составе ЭПЦ была образована самостоятельная Нарвская епархия, к-рую возглавил еп. Лазарь с титулом «Нарвский и Причудский». В связи с созданием новой епархии и др. изменениями 15 мая 2012 г. состоявшимся в Таллине Собором ЭПЦ МП была принята новая редакция Устава ЭПЦ.

К. награжден орденами св. Владимира 3-й (1973), 2-й (2004) и 1-й (2014) степени, прп. Сергия Радонежского 3-й (1985), 2-й (1999) и 1-й (2009) степени, св. Даниила Московского 2-й степени (1994), свт. Иннокентия, митр. Московского, 3-й (2000), 2-й (2008) и 1-й (2013) степени, орденом ЭПЦ МП св. Исидора Юрьевского 1-й степени (2008).

Соч.: О моем пути. Таллин, 2009, 20122; О моем пути // ЖМП. 2009. № 7. С. 62-73; Св. прав. Иоанн Кронштадтский, правосл. эстонцы и Эстония. Таллин, 2011.
Лит.: Наречение и хиротония архим. Корнилия (Якобса) во еп. Таллинского // ЖМП. 1991. № 8. С. 18-20; Цыпин. История РЦ. С. 493, 529, 537-538; Алексий (Ридигер), патр. Православие в Эстонии. М., 1999. С. 477-482; Юбилейные торжества в Таллине // ЖМП. 2009. № 7. С. 74; Православие в Эстонии: Исслед. и док-ты: В 2 т. / Ред.: прот. Н. Балашов, С. Л. Кравец. М., 2010; Определения Свящ. Синода // ЖМП. 2011. № 7. С. 6; Собор ЭПЦ принял новую редакцию Устава // Там же. 2012. № 6. С. 55-56; Памятник Патр. Алексию II открыт на родине Первосвятителя // Там же. 2012. № 10. С. 62-63; Храм в Эстонии передали Церкви // Там же. 2013. № 1. С. 51; Мага А. Новая страница в истории народов Эстонии и России: 14-16 июня состоялся визит Предстоятеля Рус. Церкви в Эстонию // Там же. № 7. С. 36-41.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ЕВГЕНИЙ (Решетников Валерий Германович; род. 1957), митрополит Таллинский и всея Эстонии
  • АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ)
  • АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
  • АГАФАНГЕЛ (Саввин Алексей Михайлович; род. в 1938), митр. Одесский и Измаильский
  • АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский
  • АЛЕКСАНДР (Бердов) († 1591), митр. Новгородский